Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОМПЛАЕНТНОСТИ ФТИЗИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

Работа №70417

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОМПЛАЕНТНОСТИ ФТИЗИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ 8
1.1. Психологические особенности фтизиатрических больных 8
1.2. Комплаентность как психологический фактор, обусловливающий
успешность противотуберкулезной терапии 16
1.3. Основные направления психологической коррекции комплаентности
фтизиатрических больных 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОМПЛАЕНТНОСТИ ФТИЗИАТРИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ 30
2.1. Организация и методы исследования особенностей психологической
коррекции фтизиатрических больных 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики особенностей
комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации 33
2.3. Программа психологической коррекции комплаентности фтизиатрических
больных в условиях диспансеризации 46
2.4. Оценка эффективности программы психологической коррекции 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Туберкулез легких является тяжелым инфекционным заболеванием, оно оказывает колоссальное влияние на соматическое состояние человека. Также нельзя не принять во внимание, что инфицированный попадает в острые стрессирующие условия, связанные с необходимостью длительного лечения в условиях госпитализации, резкой сменой ролевого функционирования, прекращением профессиональной деятельности, снижением социальных контактов введу стигматизации лиц с данной нозологией и т.д. Ряд авторов, таких как С.В. Берлин-Чертов [2], Г.В. Баранова [3], Р.В. Кадыров [13], Я.И. Коц [15], Т.Л. Миронова [29], Н.Н. Сиресина [40; 41; 42], Е.А. Фау [53],Т.А. Худшина [54] отмечают, что вся совокупность мультифакторных негативных влияний на пациента провоцируют различные эмоциональные нарушения, которые зачастую ведут к снижению уровня комплаентности (к несоответствию предписаний врача и поведения пациента), следовательно - к снижению эффективности медикаментозной терапии, к ухудшению совокупного состояния пациента и к затруднениям в реабилитации, а также к повышению риска заражения окружающих. Очевидно, что качественная и квалифицированная медицинская помощь физиатрическим пациентам не является гарантией успешного выздоровления и адаптации личности, в помощи пациентам следует применять системный подход.
Актуальность темы нашего исследования выражается в недостаточной теоретической изученности особенностей комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации, а также в низком уровне фактического психологического сопровождения фтизиатрических пациентов в период диспансеризации.
Такие авторы как С.В. Берлин-Чертов [2], Г.В. Баранова [3], Р.В. Кадыров [13], Я.И. Коц [15], Т.Л. Миронова [29], Т.В. Пьянзова [38], Н.Н. Сиресина [40; 41; 42], М.И. Тараненко [51] считают, что приверженность пациентов к назначаемой терапии - фактор, в значительной степени определяющий эффективность лечения, поэтому повышение степени соблюдения рекомендаций больными является актуальной проблемой. Поиск путей повышения комплаентности больных туберкулезом является важной как в медицинской, так и в психологической сферах.
«Нет ни одной болезни, где бы психика во всех ее проявлениях играла такую роль, как при туберкулезе легких, начиная с момента возникновения до ее конца», - писал С.В. Берлин-Чертов [2, с. 29]. Исходя их этого, пациенты должны рассматриваться как система «организм-личность», где неадекватные личностные реакции, отношение к болезни в значительной мере могут быть одними из отрицательных факторов, затрудняющих излечение от туберкулеза.
Р.В. Кадыров [13] утверждает, что психологическая помощь способна повысить результативность медицинского, медикаментозного вмешательства, а также разгрузить медицинский персонал от несвойственных функций.
Несмотря на очевидную теоретическую и практическую значимость изучения данной проблематики, на сегодняшний день в клинической психологии еще слабо изучен понятийный аппарат, описывающий феномен комплаентности, отсутствуют систематизированные представления о закономерностях его формирования и функционирования, остаются неразработанными основные психодиагностические и психокоррекционные критерии. Существующие исследования в этой области, как правило, теоретически недостаточно обоснованы, немногочисленны и фрагментарны, исследования комплаенса больных с хроническими соматическими заболеваниями остаются единичными.
Также, несмотря на признание важности данного вопроса, наблюдается слабая изученность проблемы психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации. Современные реалии отражают, что во многих случаях психологическое сопровождение пациентов вовсе не включает в себя участие психологов-специалистов, а реализуются медицинским персоналом. Основной упор в такой работе идет на информирование пациентов о сущности болезни и на организацию немногочисленных мероприятий, мишенью которых является ослабление стигматизации инфицированных.
Перед исследованием мы ставим следующую проблему: каковы особенности групповой психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации?
Целью нашего исследования является изучение особенностей групповой психологической коррекции фтизиатрических больных в условиях диспансеризации.
Объект исследования: комплаентность фтизиатрических больных к процессу терапии.
Предмет исследования: групповая психологическая коррекция комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации.
Гипотезы исследования:
1. В условиях противотуберкулезного диспансера большая часть фтизиатрических больных обнаруживает низкий уровень комплаентности.
2. Комплаетность фтизиатрических больных возможно повысить посредством включения их в программу групповой психологической коррекции, направленную на основные структурные компоненты комплаенса: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Задачи были сформулированы в соответствии с целью исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Выявить уровень и особенности комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации.
3. Разработать и реализовать программу групповой психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации, а также оценить эффективность ее применения.
Теоретической основой исследования является идея В.Д. Менделевича о том, что комплаенс имеет сложную структуру, состоящую из трех функциональных блоков. В.Д. Менделевич дифференцировал комплаенс на сенсорно-эмоциональный (включающий непосредственные впечатления и переживания, вызванные ситуацией лечения), логический (представляет систему оценок и суждений для объяснения необходимости лечения и его эффектов) и поведенческий (сформирован мотивами, действиями и поступками по реализации терапевтической программы) блоки [28].
Важным теоретическим компонентом данного исследования является представление Курта Левина [25] о том, что большинство объективных изменений происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте.
В исследовании использовался комплекс методов, применение которых определялось спецификой решения на каждом этапе исследовательских задач:
1. Теоретические: анализ психологических, медицинских
исследований; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, анкетирование, тестирование.
3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крускала- Уоллиса, t-критерий Стьюдента.
4. Психокоррекционные: групповая форма психокоррекционных мероприятий.
В ходе исследования были использованы следующие методики: опросник «Уровень комплаентности» Р.В. Кадырова; «Симптоматический опросник» Л. Дерогатис; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; тест «Тип отношения к болезни» Л.И. Вассермана, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев и Э.Б. Карпова.
Исследование проводилось на базе ОГКУЗ «Шебекинский противотуберкулезный диспансер». В нем приняло участие 20 пациентов стационарного отделения с закрытой формой туберкулеза.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
При написании было использовании 63 источника литературы, 4 таблицы, 5 диаграмм и 10 приложений. Объем работы составляет 67 страниц машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы являлось изучение особенностей групповой психологической коррекции фтизиатрических больных в условиях диспансеризации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы выявлена степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Выявлен уровень и особенности комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации.
3. Разработана и реализована программа групповой психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации, а также оценена эффективность ее применения.
Изучение теоретических основ особенностей групповой психологической коррекции фтизиатрических больных в условиях диспансеризации позволило нам сделать вывод о том, что несмотря на высокую теоретическую и практическую значимость данной темы - степень ее разработанность находится на недостаточном уровне, что определяет актуальность данного исследования.
В ходе анализа научной литературы мы пришли к выводу о том, что комплаентность как уровень приверженности пациента процессу терапии - один из основных факторов, влияющих на эффективность терапии.
В ходе теоретического анализа исследуемого вопроса было выявлено, что фтизиатрические пациенты обладают комплексом психологических особенностей когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер. Данные особенности способны оказать негативное влияние на эффективность противотуберкулезной терапии.
Подводя итоги анализа научной литературы, мы придерживаемся точки зрения Р.В. Кадырова, что, лишь будучи «субъектом» процесса терапии человек способен на скорейшее выздоровление. Степень приверженности лечению такого пациента будет выражаться в точном соблюдении предписаний врача и нацеленности на выздоравление.
В исследовании мы исходим из психологического подхода в понимании комплаентности, в рамках которого данный феномен рассматривается как приверженность пациента лечению, часть структуры психической деятельности, включающей убеждения, влияющие на поведение человека и затрагивающие сферу отношений к терапевтическому процессу в целом [13]. Так же мы ориентировались на положение В.Д. Менделевича о том, что существует три структурных компонента, оказывающих существенное влияние на комплаентность пациента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, в рамках каждого из них может происходить снижение приверженности лечению, исходя из этих данных мы планируем и реализуем программу психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных [28]. Теоретической основой нашей работой выступило представление Р.В. Кадырова о том, что выделяется три уровня развития комплаентности: высокий, средний, низкий, каждый из которых в разной степени определяет эффективность или трудности в терапии и в установлении лечебного альянса в диаде «врач-пациент» [13].
На наш взгляд, для повышения успешности лечения фтизиатрических больных должны учитываться их психологические особенности с целью выстраивания продуктивного контакта, а также с целью формирования более высокого уровня комплаентности пациентов.
Мы считаем, что включение пациентов диспансера в программу групповой психологической коррекции комплаентности необходимо и будет способствовать повышению продуктивности противотуберкулезной терапии. Решение проблемы того, каким должны быть содержание и направленность программы психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации в частности - несет в себе высокую практическую значимость.
Нами было произведено исследования особенностей комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации. В ходе него было выявлено, что в условиях противотуберкулезного диспансера большая часть фтизиатрических больных обнаруживает низкий уровень комплаентности, проявляющейся в повышенной соматизации, тревожности, враждебности, фобиях и психотизме. Таким образом, у 50% фтизиатрических больных был обнаружен низкий уровень приверженности лечению, у 20% - средний уровень и 30% - высокий уровень комплаентности. Как показало дальнейшее
исследование, испытуемые, имеющие разный уровень комплаентности статистически различаются на высоком уровне значимости p<0,01 по таким показателям выраженности паттернов психологических признаков как «Соматизация» Нэмп = 14,308, «Межличностная тревожность» Нэмп = 14,531, «Тревожность» Нэмп =14,310, «Враждебность» Нэмп =14,319, «Фобии» Нэмп =14,508, «Психотизм» Нэмп = 16,036, что в значительной мере может осложнять процесс взаимодействия с медицинским персоналом.
На основе теоретического анализа научной литературы и анализа результатов исследования особенностей комплаентности фтизиатрических больных нами была спланирована и реализована программа групповой психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансеризации. Основной целью которой являлось повышение уровня комплаентности пациентов к процессу терапии, а также оказание помощи пациенту в адаптации к условиям диспансера, коррекция неадекватных представлений о заболевании, создание мотивации на активное сотрудничество со специалистами, обучение адекватному отношению к актуальным вопросам, связанным с заболеванием и лечением.
Согласно результатам сравнительного анализа, большая часть пациентов противотуберкулезного диспансера обнаруживает низкий уровень приверженности к лечению. У пациентов с низким уровнем комплаентности выраженность показателей паттернов психологических признаков будет выше, а выраженность показателей смысложизненных ориентаций - ниже, чем у пациентов со средним или высоким уровнем комплаентности.
После включения пациентов с низким уровнем приверженности к лечению в программу групповой психологической коррекции комплаентности нами был произведен повторный диагностический срез. Посредством включения фтизиатрических больных в программу групповой психологической коррекции, направленную на основные структурные компоненты комплаенса: эмоциональный, когнитивный и поведенческий нам удалось повысить уровень комплаентности пациентов контрольной группы в общем и в частности ее эмоциональный, поведенческий и социальный уровни.
Составляющие комплаентности фтизиатрических больных экспериментальной группы повысились и возросли до среднего уровня выраженности, это значит, что несмотря на то, что уровень возрос, степень приверженности лечению будет определяться мотивацией и личными выгодами пациентов, следовательно, все еще не имеет необходимой стабильности. Это требует дополнительного внимания и контроля со стороны медицинского персонала для исключения возможности некачественного выполнения данными пациентами терапевтической программы.
Согласно результатам статистического анализа, повторная диагностика показала нам эффективность примененной нами программы групповой психологической коррекции комплаентности фтизиатрических больных в условиях диспансерризации, что подтверждается на высоком уровне статистической значимости.
Мы считаем, что для повышения продуктивности лечения фтизиатрических пациентов в условиях диспансеризации крайне важно способствовать формированию и поддержанию высокого уровня комплаентности. Данная задача может быть решена посредством включения в план терапии нашей программы психокоррекционных занятий. Однако для повышения эффективности программы психологической коррекции необходимо более подробная психодиагностика пациентов, а при ее планировании следует учитывать такие показатели, как возраст, пол, тяжесть и время пребывания в болезни, а также тип туберкулеза.
Таким образом, основная цель выпускной квалификационной работы и поставленные задачи достигнуты, обе гипотезы подтверждены на высоком уровне статистической значимости.



1. Афтанас, Л.И. Эффекты психофизиологической коррекции в
комплексной терапии больных туберкулезом легких: анализ психомоторных функций и нейровегетативной регуляции / Л.И. Афтанас, В.А. Краснов, О.В. Колесникова // Бюл. СО РАМН. - 2006. - № 3 (121). - С. 90-98.
2. Берлин-Чертов, C.B. Туберкулез и психика / C.B. Берлин - Чертов // Труды Московского областного научно-исследовательского туберкулезного института - М., 1948. - С. 28-38.
3. Баранова, Г. В. О личностных особенностях больных туберкулезом легких / Г.В. Баранова, Н.В. Золотова, Ю.В. Долгова, Л.И. Панкова // Туберкулез в России, год 2007: Материалы VIII Российского съезда фтизиатров. - М., 2007. - С. 165-166.
4. Беляева, В.В. Коммуникация и консультирование в области ВИЧ- инфекции: учеб. пособие для медицинских работников. Проект «Здоровая Россия» / В.В. Беляева, Л.Ю. Афонина, Е.В. Дмитриева. - М., 2005.
5. Валиев, Р.Ш. Лечение больных туберкулезом легких с учетом особенностей их личности и отношения к болезни / Р.Ш. Валиев // Пробл. туб. - 1999. - № 2. - С. 27-31.
6. Виноградов, М.В. Психическое состояние больных с ограниченными формами туберкулеза легких / М.В. Виноградов, И.И. Черкашина, М.И. Лерелышн // Проблемы туберкулеза. - 1991. - № 10. - С. 41-43.
7. Галявич, А.С. Качество жизни и приверженность к лечению больных гипертонической болезнью / А.С. Галявич, С.В. Давыдов // Казанский медицинский журнал. - 2001. - № 3. - С. 198-202.
8. Горбунова, Н. В. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом / Н.В. Горбунова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 350-353.
9. Гурылева, М.Э. Характеристика качества жизни больных туберкулезом органов дыхания при амбулаторном режиме лечения / М.Э. Гурылева, О.И. Герасимова // Проблемы туберкулеза. - 2002. - №8. - С. 10-12.
10. Долгих, Н. А. Состояние ситуационно-личностного реагирования у впервые выявленного больного туберкулеза и их специфическое лечение с использованием психотерапии: автореф. дис. канд. мед. наук / Н.А. Долгих. -
М., 2000.
11. Евсеенко, Н.А. О состоянии заболеваемости туберкулезом населения Белгородской области / Н.А. Евсеенко, В.Н. Рыжаева // Символ науки. - 2016. - №3. - С. 168-171.
12. Ерхов, И.С. О дезадаптационных нервно-психических нарушениях при туберкулезе легких. / И.С. Ерхов, Л.Н. Собчик, И.Д. Серегин, В.И. Вашкевич // Соматоневрологические синдромы. - М., 1986. - С. 25-28.
13. Кадыров, Р.В. Опросник «Уровень комплаентности»: монография / Р. В. Кадыров, О. Б. Асриян, С. А. Ковальчук. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2014. - 74 с.
14. Караяни, А.Г. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
15. Коц, Я.И. Комплаентность как фактор повышения эффективности лечения больных с хронической сердечной недостаточностью / Я.И. Коц, И.С. Митрофанова // Российский медицинский журнал. - 2016. - №4 - С. 4-7.
16. Котов, А.С. Комплаентность у больных эпилепсией / А.С. Котов // Журнал неврологии и психиатрии. - 2010. - №11. - С.46-48.
17. Кошелева, Г.Я. Клинико-психологические характеристики больных туберкулезом легких и их динамика в процессе комплексного лечения / Г.Я. Кошелева. - Л., 1990.
18. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М.: «Смысл», 1922.
19. Личко, А.Е. Медико-психологическое обследование соматических больных / А.Е. Личко, Н.Я. Иванов // Невропатология и психиатрия. - 1980. - Т.
8. - С. 1195-1198.
20. Ломаченков, В.Д. Сравнительная характеристика санитарной грамотности больных туберкулезом и другими заболеваниями / В.Д. Ломаченков, З.С. Каган // Проблемы туберкулеза. - 1984. - № 1. - С. 14-16.
21. Ломаченков, В.Д. Психологические особенности мужчин и женщин, впервые заболевших туберкулезом легких, и их социальная адаптация / В.Д. Ломаченков, Г.Я. Кошелева // Проблемы туберкулеза. - 1997. - № 3. - С. 9-11.
22. Лурия, А.Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания / А.Р. Лурия. - М.: Медицина, 1977. - 112 с.
23. Лутова, Н.Б. Комплаенс в психиатрии и способы его оценки / Н.Б. Лутова, Н.Г.Незнанов, В.Д. Вид // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2008. - Т.10. - №1. - С.8-12.
24. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000. - 368 с
25. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г.
Малкина-Пых. - М., 2003. - 928 с.
26. Медик, В.А. Статистика в медицине и биологии / В.А. Медик, Б.Б. Фишман, М.С. Токмачев. - М.: Медицина, 2000-2001.
27. Мельник, В.М. Эволюция психоневротических расстройств у неэффективно леченных больных с впервые диагностированным деструктивным туберкулезом легких / В.М. Мельник, Ю.Н. Вагецкий, Л.С. Липко // Проблемы туберкулеза. - 2004. - № 9. - С. 28-30.
28. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. - М.: МЕД-пресс, 1998. - 482 с.
29. Миронова, Т.Л. Взаимосвязь личностных свойств и особенностей эмоциональной сферы у больных туберкулезом / Т.Л. Миронова, Н.Б. Кункурдонова // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан- Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2012. - С.51-58.
30. Модель, Л. И. Очерки клинической патофизиологии туберкулеза. - М., 1962.
31. Морозова, М.А. Динамика качества комплаентности у больных шизофренией в ходе длительного сравнительного исследования атипических и типичных антипсихихотиков / М.А. Морозова [и д.р.] // Психиатрия - 2007 - С.15-25.
32. Мясищев, В.Н. О профилактическом направлении советской
психоневрологии / В.Н. Мясищев // Вопросы
профилактики невропсихических заболеваний и организации
психоневрологической помощи: труды Института им. В. М. Бехтерева. - Л., 59. - Т. 19. - С. 3-9.
33. Наумова, Е.А. Выполнение больными врачебных назначений: эффективны ли вмешательства, направленные на улучшение этого показателя / Е.А. Наумова, Ю.Г. Шварц // Международный журнал медицинской практики. - 2006. - С.48-60.
34. Наследов, А. Д. Вопросы применения метода моделирования структурными уравнениями в психолого-педагогических исследованиях Том II Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики: Материалы I-й Международной научной конференции. (26-28 сентября 2013 года). - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013, С. 216 - 225.
35. Оганов, Р.Г. Как улучшить приверженность к лечению пациента с артериальной гипертензией / Р.Г. Органов, С.Р. Гиляревский // Здоровье Украины. - 2008. - №9. - С. 47-49.
36. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.
37. Поклитар, Е. А. Туберкулез, личность, психиатрия / Е.А. Поклитар // Вопросы ментальной медицины и экологии - 2001. - Т. 7, № 3. - С. 10-12.
38. Пьянзова, Т.В. Психологические предикторы низкой комплаентности больных впервые выявленным туберкулезом легких /Т.В. Пьян- зова // Бюллетень сибирской медицины - Кемерово: КГМА - 2012. - № 6. - С. 216¬217
39. Раппопорт А. Системный подход в психологии / А. Раппопорт // Психологический журнал. - 1994. - №З. - С. 3-34.
40. Сиресина, Н.Н. Психологическое и нейропсихологическое
сопровождение терапии туберкулеза легких: метод, пособие / Н.Н. Сиресина [и
д.р.] - М., 2007. - С. 186-187.
41. Сиресина, И. И. Патогенные психологические особенности больных туберкулезом легких и их коррекция / И.И. Сиресина [и д.р.] // Туберкулез в России, год 2007: Материалы VIII Российского съезда фтизиатров. - М., 2007. - С. 186-187.
42. Сиресина, Н.Н. Психосоматический подход к проблеме туберкулеза
легких / Н.Н. Сиресина [и д.р.] // Научные труды к 80-летию ведущего противотуберкулезного учреждения г. Москвы, 10-летию Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулезом. - М.: МНПЦБТ, 2007. - С. 123-127.
43. Слюсарева, Е.С. Методы психологической коррекции: Учебно¬
методическое пособие / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. - Ставрополь: СГПУ, 2008. - 240 с.
44. Стрельцов, В. В. К вопросу об оптимизации лечения при туберкулезе легких / В.В. Стрельцов [и д.р.] // Актуальные проблемы туберкулеза и болезней легких. - М., 2006. - С. 124-125.
45. Стрельцов, В.В. Индивидуальная психологическая коррекция в системе комплексной реабилитации больных туберкулезом легких / В.В. Стрельцов [и
д.р.] // Туберкулез и болезни легких. - 2012. - № 3. - С. 31-37.
46. Собчик, Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство / Л.Н. Собчик. - М.: «Боргес», 2007. - С. 68-73
47. Соколова, Е.Т. Перспективы системной модели комплайенса / Е.Т.
Соколова // Клиническая психология в здравоохранении и образовании. - 2011 - № 2. - С. 4-7.
48. Соловей, С.Д. Социально-психологическая характеристика впервые выявленных больных туберкулезом легких (по материалам ГУЗ ЛО «Зеленохолмская туберкулезная больница») / С.Д. Соловей // Фтизиатрическая служба Ленинградской области — состояние и перспективы развития: сборник научных трудов. - СПб.: Ривьевра, 2005. - С. 271-284.
49. Столбун, Ю.В. Личностные особенности больных с впервые выявленным туберкулезом легких / Ю.В. Столбун, Н.В. Золотова // Сборник материалов ко II Международному конгрессу «Психосоматическая медицина - 2007». -
СПб., 2007. - С. 148-149.
50. Сухова, Е. В. Поведенческая агрессия больных туберкулезом легких и способ ее коррекции / Е.В. Сухова // Проблемы туберкулеза. - 2003. - №12. - С. 13-17.
51. Тараненко, М. И. Возможности психотерапии в комплексном лечении больных туберкулезом / М.И. Тараненко, М.И. Степула // Научно-практическая конференция по деонтологии и психотерапии. - Одесса, 1983. - С. 46.
52. Тхостов, А.Ш. Проблема формирования приверженности лечению при хронических заболеваниях / А.Ш. Тхостов // Клиническая психология в здравоохранении и образовании. - 2011 - № 2. - С. 2-3
53. Фау, Е. А. Туберкулез как фактор «потрясения» / Е.А. Фау, Г.А. Фау // Сборник научных работ, посвящ. 120-й годовщине открытия Робертом Кохом возбудителя туберкулеза. - СПб., 2002. - Вып. 3. - С. 66-69.
54. Худушина, Т.А. Современная клинико-социальная характеристика впервые выявленных больных туберкулезом легких / Т.А. Худушина // Проблемы туберкулеза. - 1992. - № 2. - С. 20-22.
55. Основы психологического консультирования и психологической
коррекции: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 208 с.
56. Челнокова, Н.В. Нарушения функционального состояния центральной нервной системы у больных туберкулезом легких / Н.В. Челнокова // Проблемы туберкулеза. - 1991. - № 8. - С. 46-48.
57. Шалимова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие /Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006 - С. 25.
58. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
59. Яновский, Ф. Г. Туберкулез легких / Ф.Г. Яновский. - М, 1993. - С. 119¬123.
60. Деларю, В.В. Оказание психологической/психотерапевтической помощи больным туберкулезом людям (по данным социологического исследования) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 1 (18). - URL: http://medpsy.ru(дата обращения: 27.07.2017).
61. Баранова, Г.В., Золотова Н.В., Столбун Ю.В. Структура личностных черт у больных туберкулезом легких [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 3 (14). - URL: http://mprj.ru/(дата обращения: 27.07.2017).
62. Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Мазуренко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. - 132 с.
63. Психологическая диагностика отношения к болезни: учеб. пособие для врачей. СПб НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2005 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ