Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


"Лесная газета" как средство развития экологической культуры младших школьников

Работа №27420

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
809
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры
младших школьников 6
1.1 Сущность и понятие экологической культуры младших школьников 6
1.2 Анализ проблемы развития экологической культуры младших
школьников в психолого-педагогических исследованиях 17
1.3 Проектная деятельность младших школьников: сущность и особенности30
Выводы по первой главе 45
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию экологической культуры
младших школьников 47
2.1 Реализация проекта «Лесная газета», направленного на развитие
экологической культуры. 47
2.2 Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы 72
Вывод по главе 83
Заключение 85
Список использованных источников 87
Приложение


Благополучие человека зависит от благополучия окружающей среды, а, следовательно, и среды образовательной. Их глубокая взаимосвязь подчеркивается в «Повестке дня на 21 век», принятой на Международной конференции ООН 1992 г. и «Хартии Земли» (2000), где указывается, что «мы должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости и культуре мира». Ибо современная ситуация характеризуется экономической и социальной нестабильностью, переходными состояниями, которые переживают большинство стран и мир в целом.
Многие процессы, происходящие в окружающей природной и социальной среде, нельзя считать соответствующими устойчивому развитию цивилизации. К ключевым аспектам возрастающей экологической опасности, по мнению В.М. Назаренко (2006), можно отнести: ухудшение качества окружающей среды, спад экологического движения, низкий уровень экологической образованности населения, недостаточность государственного присутствия в сохранении здоровья нации.
Особую значимость приобретает социальная напряженность экологических знаний, затрагивающая сферу личностного поведения, противоречивые интересы различных групп населения и государства, а также ответственность нынешнего поколения перед будущим [19].
Однако кардинального изменения в системе «человек - природа» достигнуть невозможно без нового подхода к образованию и воспитанию, так как «причины экологического кризиса следует искать в кризисе личности человека». Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самой собой, действующая в рамках экологической необходимости. Сформировать такого человека - цель экологического образования. Важным звеном системы экологического воспитания и образования является работа с младшими школьниками, так как на пороге школьной жизни дети, с одной стороны, еще обладают инстинктивно целостным взглядом на свое окружение в отличие от детей более старшего возраста, у которых раздробленность знаний по учебным предметам приводит к фрагментарности образа мира, затрудняющей формирование экологического мышления, с другой стороны, у учащихся начальной школы появляется осознание своего социального «Я» и стремление занять более «взрослое» положение в жизни и выполнять важную не только для себя, но и для окружающих людей деятельность, что способствует превращению социальных ценностей в личностные. Умелое использование педагогом этих психологических особенностей младших школьников создает условия для успешного решения задач развития экологической культуры подрастающего поколения [12].
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы «Проект «Лесная газета» как средство развития экологической культуры младших школьников».
Объект исследования: процесс развития экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования: проект как средство развития экологической культуры младших школьников.
Цель: выявить, определить и обосновать результативность использования проекта в качестве средства развития экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: проект может рассматриваться как результативное средство развития экологической культуры младших школьников, если позволяет изучать, исследовать природные явления региона и затем участвовать в соответствующей экологической деятельности по их охране.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Проанализировать и раскрыть сущность и особенности развития экологической культуры младших школьников.
2. Описать организацию и реализацию проекта «Лесная газета» как средства развития экологической культуры младших школьников.
3. Провести экспертную оценку реализованного проекта.
Методологической основой исследования явились: теория формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский); идеи формирования личности ребенка (Ш. Амонашвили, Г.Н. Волков и др.); теории обучения и воспитания, содержания образования (А.Г. Асмолов, Т.К. Ахаян, Сластенин, А.П. Тряпицина); теории оптимизации учебного процесса и педагогических технологий (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько);психологические теории деятельности (Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, СП.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); проблемы экологического образования разработаны в специальных диссертационных исследованиях и публикациях (И.М. Верзилина, Н.В. Груздевой, И.Д. Зверева, Б.Д. Комисарова, В.М. Корсунской, Н.Н. Моисеева, Т.М. Носовой, Н.А. Рыкова, Н.М. Черновой); законодательные документы о современной школе, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования психолого-педагогических основ формирования экологической культуры младших школьников, было установлено, что экологическая культура - это совокупность экологических знаний, позитивного к ним отношения, это культура объединения человека с природой, гуманного слияния социальных потребностей и нужд с нормальным существованием и развитием самой природы. Экологическая культура учащихся в начальной школе воспитывается в рамках целенаправленного процесса экологического образования, через четыре связанных между собой компонента: познавательный, ценностный, деятельностный, нормативный.
В младшем школьном возрасте развитие экологической культуры может быть построено с опорой на ведущую - учебную деятельность, в рамках которой дети непосредственно включаются в познание и улучшение окружающей среды. В рамках общей - учебной деятельности, происходит формирование представлений, ценностей природы, отношения к ней, создание положительной мотивации, направленной на познание и охрану природы, на участие в экологической деятельности.
Средством, который может обеспечить развитие экологической культуры младших школьников, является проект, в котором каждый ученик занимает активную позицию, демонстрирует высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; он направлен на приобретение опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметной связи знаний, умений и навыков.
В ходе исследования был разработан и реализован проект «Лесная газета», направленный на развитие экологической культуры. В проекте участвовали учащиеся 2А класса, МБОУ СШ №78, срок реализации проекта - 2 месяца. Проект оценивали эксперты по ряду критериев, признав проект заслуживающим внимании успешным в его реализации. Результаты практического исследования подтвердили выводы экспертов и показали, что после проведенной опытно-экспериментальной работы у детей уровень экологической культуры стал намного выше, дети стали лучше знать взаимосвязи и взаимоотношения организмов в природе, они приобрели знания и понимание правил и норм поведения в природе, стали лучше понимать последствия некультурного вмешательства человека в природу.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза была подтверждена.


1. Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие / Сост. Э.А. Баранова. - Санкт-Петербург.: Речь, 2006. - 176 с.
2. Библиотеки и экологическое просвещение населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Вологда, 21-23 сентября 1999 г. / Н. А. Мясникова. - Вологда: [ б. и.], 2000. - 100 с.
3. Бобылева Л. К Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. К. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 10 -15.
4. Бодрова, Л. А. Формирование экологической культуры школьников в условиях реализации современных образовательных программ. / Бодрова, Л. А. //Ярославский педагогический вестник. / Том II. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 3. - С. 24-28.
5. Бойченко, Е. Н. Использование фонда периодических изданий в работе библиотек по формированию экологической культуры населения / Е. Н. Бойченко // Библиотеки региона в системе социокультурных и научных коммуникаций: сборник научных трудов. / Сибирское отделение Российской академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотека; ред. Е. Б. Артемьева. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010. - С. 107-119.
6. Борисенко, Т. В. Немеркнущая красота (Опыт создания эколого-краеведческой тропы в селе) / Т. В. Борисенко // Библиотечная жизнь Псковщины: информационный сборник. / Государственный комитет Псковской областипо культуре ГУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»; ред. Л. И. Удалова. - Псков: АНО «Логос», 2006. - №.2(22). - С. 54-58.
7. Борисова, О. О. Информационно-библиотечная экология: учебно-методическое пособие/ О. О. Борисова, М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева и др. - Москва: Информационный центр сотрудничества «Литера», 2010. - 127 с.
8. Владышевский, Д.В.Экология и мы/ Д. В. Владышевский. -
Красноярск:КГУ,1994. -214с.
9. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты./ О.А. Воронкевич. - Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»«, 2014-176с
10. Глазачев,С.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащ. Школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей /С.Н.Глазачев, О.Н.Козлова-Москва: Горизонт,1997. -208с.
11. Г олованова, Е. Н. Формирование экологической культуры учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы в ходе проектно-исследовательской работы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Голованова Елена Николаевна.- Чебоксары, 2010.- 262 с.
12. Горохова, М. С. Игровая экология в формировании экологической культуры юношества / М. С. Горохова // Библиотечный альманах/ М. С.Горохова, Н. Н. Щепеткова. - Ярославль: [б. и.], 2003. - №4. - С. 30-35.
13. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования /И.Д.Зверев - Москва: Просвещение, 1990. - 132 с.
14. Ильяшева Е. В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ильяшева Елена Васильевна. - Магнитогорск, 2001 - 157 c.
15. Ищука В. В. Планета Земля - наш общий дом: сборник информационно-методических материалов экологического просветительского марафона,20 марта- 5июня 2011г. / В. В. Ищука. - Ярославль: [б. и.], 2011. - 75 с.
16. Куркина, Т. Ф. Хранители родной природы / Т. Ф. Куркина, М. Н. Короткевич, Р. Б. Брусиловская. // Библиотечная жизнь Ивановского региона: информационно-методический сборник / Комитет Ивановской области по культуре, Ивановская областная научная библиотека. - Иваново: [б. и.], 2006. - вып.4. - С. 17-20.
17. Лихачёв, Б. Т. Экология личности. / Б. Т. Лихачёв. // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 19-21.
18. Нуризянов, Р. М. Развитие экологической культуры учащихся в учебно-исследовательской деятельности :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01./
Нуризянов Рашид Мирзаевич. - Казань, 2000 - 176 с.
19. Павленко, Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е. С. Павленко. // Начальная школа. - 1998. - № 5. - С. 78-80.
20. Павлова, И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Павлова Ирина Михайловна. - Москва, 2007.- 277 с.
21. Перелыгина, Е. А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. / Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман. - Самара : Федоров : Учебная литература, 2007. - 127 с.
22. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников. / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 1995. - 45 с.
23. Покровская,, О. В. Библиотека. Экология. Актуальные проблемы / О. В. Покровская, Н. Н. Щепеткова. // Библиотечный альманах. - Ярославль: [б. и.], 2001. - №1. - С. 39-44.
24. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. / К.Н. Поливанова. - Москва: Просвещение, 2011. - 192 с.
25. Полянская, Е. И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Полянская Евгения Ивановна.- Воронеж, 2010.¬235 с.
26. Пономарева, Н. М. Хозяйка села (о Храмковой Татьяне Ивановне, библиотекаре Полужской сельской библиотеки Выгоничского района Брянской области) / Н. М. Пономарева // Сельские библиотеки Брянской области в новом тысячелетии: альманах. - Брянск: [б. и.], 2007. - С. 29-30.
27. Пушкова, С. В. Библиотечное строительство в свете экологических проблем (опыт США): сборник / С. В. Пушкова // Библиотеки за рубежом 2010 / Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Центр международного библиотековедения. - Москва: Центр книги Рудомино, 2010. - С. 54-95.
28. Самофал, И. Н. Предоставление экологической информации разным
слоям населения / И. Н. Самофал, Т. С. Макаренко, Л. Н. Тихонова. // Библиотека XXI века: библиотечное обслуживание: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых испециалистов, 4-6ноября 2002г. / Министерство культуры Российской Федерации, Российская государственная библиотека, Централизованная библиотечная система №1 ЮАО г. Москвы. - Москва: «Один из лучших», 2003. - С. 165-170.
29. Симонова,Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Учереж.сред.пед.учеб.заведений/Л.П.Симонова-Москва: «Академия»,2000. - 160с.
30. Сухорукова, Л. Н. Личностно ориентированное обучение. / Л. Н. Сухорукова. - Ярославль : ЯГПУ, 1999. - 206 с.
31. Сухотина Е. А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития / Е. А. Сухотина. - Москва: Информационный центр «Литера», 2010. - 240 с.
32. Чувашова, Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? / Е. В. Чувашова. // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 42¬45
33. Шаманова, Т. А. Формирование экологической культуры у младших школьников в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (На примере Южно-Якутского промышленного региона) :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шаманова Татьяна Алексеевна. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - 182 c.
34. Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб.пособие / А.И.Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова ; М-во образования и науки РФ, Федер. агенство по образованию, ГОУВПО, ОГПУ. - Оренбург : ОГПУ, 2006. - 404 с.
35. Экология и культура: от прошлого к будущему: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции 27-28ноября 2008г. / В. И. Лукьяненко, С. В. Скородумов, М. Д. Данилова, Н. Ю. Ерофеева // Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамент культуры Ярославской области, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха»; редколлегия. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2008. - 188 с.
36. Экология и культура: от прошлого к будущему: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 29-30ноября 2007г. / В. И. Лукьяненко, С. В. Скородумов, М. Д. Данилова, Н. Ю. Ерофеева // Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамент культуры и туризма Ярославской области, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». - Ярославль: Александр Рутман, 2008. - 132 с.
37. Экология и культура: от прошлого к будущему: материалы третьей межрегиональной научно-практической конференции, 26-27ноября 2009г. / Е. Ю. Колбовский, А. В. Еремейшвили, С. В. Скородумов, М. Д. Данилова. // Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамент культуры Ярославской области, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха». - Ярославль: ИПК «Индиго», 2009. - 196 с.
38. Экология и культура: от прошлого к будущему: материалы четвертой межрегиональной научно-практической конференции, 2-3 декабря 2010г. / В. П. Семерной, А. В. Еремейшвили, С. В. Скородумов. // Департамент культуры Ярославской области, Государственный литературно-мемориальный музей- заповедник «Карабиха». - Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. - 216 с.
39. Экология. 10-11 класс / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. - Москва: Дрофа, 2007. - 304 с.
40. Яковенко, Т. В. Формирование экологической культуры у учащихся классов естественно-научного профиля : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Яковенко Татьяна Владимировна.- Чебоксары, 2009.- 234 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ