Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
|
Введение
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 6
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия как предмет психолого - педагогического анализа
1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 17
1.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 2Д
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 39
2.1 Обоснование средств формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 39
2.2 Описание серии внеурочных мероприятий, направленной на
формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 54
2.3 Анализ результатов проведения серии внеурочных мероприятий,
направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 59
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложения 76
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 6
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия как предмет психолого - педагогического анализа
1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 17
1.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 2Д
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 39
2.1 Обоснование средств формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 39
2.2 Описание серии внеурочных мероприятий, направленной на
формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 54
2.3 Анализ результатов проведения серии внеурочных мероприятий,
направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 59
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложения 76
Приоритетной целью начального общего образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Согласно требованиям «Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования» перед современной школой сегодня стоит цель сформировать совокупность «универсальных учебных действий», в число которых входят коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В наше время формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Без коммуникативной компетенции человеку трудно самореализоваться в жизни - добиться успеха, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития [1, с. 51]. Обладая данными качествами обучающийся сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющимся обществе. Поэтому перед педагогами стоит проблема поиска оптимальных средств формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработка и реализация серии внеурочных мероприятий, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а также проверка её результативности опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий, включающую следующие средства:
— организация квеста-игры с целью освоения учащимися действия планирования учебного сотрудничества;
— проведение спортивной интеллектуальной эстафеты с целью освоения учащимися действия управления поведением партнера;
— использование в групповой работе эвристических задач с целью освоения учащимися действия разрешения конфликтов;
— проведение интеллектуальных викторин с целью освоения учащимися умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий личности.
2. Выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
3. Изучить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Обосновать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
5. Разработать серию внеурочных мероприятий, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
6. Реализовать серию внеурочных мероприятий, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, и проверить её результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 «Лидер».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков, диаграмм.
В наше время формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Без коммуникативной компетенции человеку трудно самореализоваться в жизни - добиться успеха, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития [1, с. 51]. Обладая данными качествами обучающийся сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющимся обществе. Поэтому перед педагогами стоит проблема поиска оптимальных средств формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработка и реализация серии внеурочных мероприятий, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а также проверка её результативности опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий, включающую следующие средства:
— организация квеста-игры с целью освоения учащимися действия планирования учебного сотрудничества;
— проведение спортивной интеллектуальной эстафеты с целью освоения учащимися действия управления поведением партнера;
— использование в групповой работе эвристических задач с целью освоения учащимися действия разрешения конфликтов;
— проведение интеллектуальных викторин с целью освоения учащимися умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий личности.
2. Выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
3. Изучить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Обосновать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
5. Разработать серию внеурочных мероприятий, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
6. Реализовать серию внеурочных мероприятий, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, и проверить её результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 «Лидер».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков, диаграмм.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы рассмотрели разные вопросы по проблемам формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в условиях внеурочной деятельности. Наиболее актуальными для обучающихся в 4 классе, на наш взгляд, являются следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников использовались методики «Совместная сортировка» ( Г.В. Бурменская). методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), методика«Рукавички» (Г.А. Цукерман), метод наблюдения.
Разработана и реализована серия внеурочных мероприятий, включающая следующие средства: организация квеста-игры с целью освоения учащимися действия планирования учебного сотрудничества; проведение спортивной интеллектуальной эстафеты с целью освоения учащимися действия управления поведением партнера; использование в групповой работе эвристических задач с
целью освоения учащимися действия разрешения конфликтов; проведение интеллектуальных викторин с целью освоения учащимися умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная серия внеурочных мероприятий является результативной.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы рассмотрели разные вопросы по проблемам формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в условиях внеурочной деятельности. Наиболее актуальными для обучающихся в 4 классе, на наш взгляд, являются следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников использовались методики «Совместная сортировка» ( Г.В. Бурменская). методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), методика«Рукавички» (Г.А. Цукерман), метод наблюдения.
Разработана и реализована серия внеурочных мероприятий, включающая следующие средства: организация квеста-игры с целью освоения учащимися действия планирования учебного сотрудничества; проведение спортивной интеллектуальной эстафеты с целью освоения учащимися действия управления поведением партнера; использование в групповой работе эвристических задач с
целью освоения учащимися действия разрешения конфликтов; проведение интеллектуальных викторин с целью освоения учащимися умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная серия внеурочных мероприятий является результативной.



