Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности

Работа №27416

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 6
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия как предмет психолого - педагогического анализа
1.2 Особенности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 17
1.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников 2Д
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 39
2.1 Обоснование средств формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 39
2.2 Описание серии внеурочных мероприятий, направленной на
формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 54
2.3 Анализ результатов проведения серии внеурочных мероприятий,
направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 59
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложения 76

Приоритетной целью начального общего образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Согласно требованиям «Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования» перед современной школой сегодня стоит цель сформировать совокупность «универсальных учебных действий», в число которых входят коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В наше время формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Без коммуникативной компетенции человеку трудно самореализоваться в жизни - добиться успеха, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития [1, с. 51]. Обладая данными качествами обучающийся сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющимся обществе. Поэтому перед педагогами стоит проблема поиска оптимальных средств формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель исследования: разработка и реализация серии внеурочных мероприятий, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а также проверка её результативности опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий, включающую следующие средства:
— организация квеста-игры с целью освоения учащимися действия планирования учебного сотрудничества;
— проведение спортивной интеллектуальной эстафеты с целью освоения учащимися действия управления поведением партнера;
— использование в групповой работе эвристических задач с целью освоения учащимися действия разрешения конфликтов;
— проведение интеллектуальных викторин с целью освоения учащимися умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий личности.
2. Выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
3. Изучить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Обосновать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
5. Разработать серию внеурочных мероприятий, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
6. Реализовать серию внеурочных мероприятий, направленную на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, и проверить её результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 «Лидер».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков, диаграмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы рассмотрели разные вопросы по проблемам формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в условиях внеурочной деятельности. Наиболее актуальными для обучающихся в 4 классе, на наш взгляд, являются следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников использовались методики «Совместная сортировка» ( Г.В. Бурменская). методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), методика«Рукавички» (Г.А. Цукерман), метод наблюдения.
Разработана и реализована серия внеурочных мероприятий, включающая следующие средства: организация квеста-игры с целью освоения учащимися действия планирования учебного сотрудничества; проведение спортивной интеллектуальной эстафеты с целью освоения учащимися действия управления поведением партнера; использование в групповой работе эвристических задач с
целью освоения учащимися действия разрешения конфликтов; проведение интеллектуальных викторин с целью освоения учащимися умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная серия внеурочных мероприятий является результативной.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. М.: Просвещение,
ййр://минобрнауки.рф/документы/922, 2009. - 51с.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология./ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - 368с.
3. Чуракова Р. Г. Десять базовых признаков эффективного управления: реализация стандарта второго поколения./ Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига Учебник, 2012. - 136с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. - 216с.
5. Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
6. Казачкова С.П. Начальная школа. Требование стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности: методическое пособие./ С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - 256с.
7. Клюева Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Ю. В. Клюева Н. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 188с.
8. Савин, Е.Ю. Педагогическая психология./ Е.Ю. Савин, А.Е. Фомин. - Калуга,. 2007. - 330с
9. Федорова С. А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Методическое пособие./ С. А. Федорова - Красноярск, 2011. - 48с.
10. Гришанова, И.А. Дидактический аспект проблемы формирования коммуникативной успешности у младших школьников / И.А. Гришанова // Наука и школа. - 2006, с 26.
11. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. с 8
12. Кононова М.Н. Ребусы для детей с ответами.
http://luntiki.ru/blog/umnica/1873.html
13. Левитас Г Нестандартные задачи на уроках математики в 4-м классе http://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/2002/44/9.htm
14. Сайфутдинова Н. Н. Ребусы для детей.
http://kinder1.net/images_zagadki/8_10let/index.html
15.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.; - 2 с.
16.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 349 с.
17.. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
18.. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева..Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006. - 153 с.
19. .Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 12 с.
20. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: #"justify">.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 2006. - 23 с.
21. .Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. - 136 с.
22.. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008. 98 с.
23. .Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе "Школа 2000..." / Под ред.Л.Г. Петерсон. - М.: Дрофа, 2010. 122 с.
24. .Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
25. .Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и 3.
26.. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 2009. - 18 с.
27. .Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. - #^шй1у">Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С.26-33.
28.. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система "Школа 2000..."/ Построение непрерывной сферы образования. - М.: Академия, 2007. 19 с.
29. .Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 135 с.
30. .Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 2010. 25 с.
31. .Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться/Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2010. 17 с.
32. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/под ред. Е. С. Полат. -М.: Изд. Центр «Академия», 2010. -368 с.
33. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. -М.:Народное образование, 2001. -128 с.
34. Бредихин А.Н., Провоторова Е.В.Образовательные квесты в школе СПШ №33 с УИОП, г. Старый Оскол - 12 с.
35. Байбуртли Ф. М., Зекиев Э. В., Байбуртли А. В. Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 478-480.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ