Введение 4
1 Теоретические аспекты проблемы физического развития детей
дошкольного возраста средствами аэробики 6
1.1 Особенности физического развития детей дошкольного
возраста 6
1.1.1 Морфофункциональные особенности физического развития
детей старшего дошкольного возраста 9
1.1.2 Особенности физической подготовленности детей
дошкольного возраста 12
1.2 Аэробика как средство физического развития детей дошкольного
возраста 21
1.3 Теоретическое обоснование программы физического развития
детей дошкольного возраста средствами аэробики 23
Выводы к главе 1 28
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 31
3 Результаты исследования 39
3.1 Разработка программы физического развития детей дошкольного
возраста средствами аэробики 39
3.2 Реализация программы физического развития детей дошкольного
возраста средствами аэробики 48
Выводы к главе 3 56
Заключение 58
Список использованных источников 60
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Реальная практика показывает, что традиционное физическое воспитание не обеспечивают должного физического развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Количество здоровых детей, поступающих в первый класс, составляет около 10 %, более 20 % - имеют дефицит массы тела, 50 % - хронические заболевания, где на первом месте стоят заболевания опорно-двигательного аппарата. За последние 20 лет количество детей биологический возраст которых отстает от календарного возраста, увеличилось с 7 до 27%. Приведенные данные говорят о необходимости активизировать процесс физического воспитания дошкольников за счет насыщения его новыми содержанием, методами и средствами.
Уход от традиционного физического воспитания к разнообразию и множественности способов решения задач оздоровления и физического развития дошкольника связывается с реализацией принципа вариативности. Вариативность образования, даёт возможность педагогу самостоятельно конструировать учебный процесс используя любые модели и программы, включая авторские.
Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста отводится гимнастики. Арсенал гимнастических упражнений, способствующих психофизическому развитию ребенка дошкольного возраста огромен: общеразвивающие, спортивной направленности, упражнения из художественной гимнастики, атлетической гимнастики, ритмической гимнастики и др.
Однако анализ процесса физического воспитания в ДОУ позволяет сказать, что специалисты слабо используют данный арсенал, в том числе практически не используется такое направление как ритмическая гимнастика (аэробика). Причина этому кроется в отсутствии учебной дисциплины «Ритмическая гимнастика» в системе профессионального образования будущих специалистов физкультурного профиля, а также в слабой разработанности программ по аэробике для детей дошкольного возраста.
Вмести с тем, значение аэробики на психофизическое, интеллектуальное, духовное развитие ребенка трудно переоценить. Аэробика имеет значительный оздоровительный потенциал, обеспечивает гармоничное развитие растущей личности, воспитывает характер, предает уверенность в своих силах. Данное средство физического воспитания привлекает детей созвучием танцевальных элементов, эстетикой движения, отсутствием монотонности, формирует у них правильную осанку, воспитывает координацию движения, гибкость, силу, быстроту, выносливость. Возможность использования средств аэробики как мощного резерва оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста, с одной стороны, и слабая разработанность программ, включающих данные средства, с другой, определили цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики и экспериментальным путем проверить результативность ее реализации.
Объект исследования: процесс физического развития детей дошкольного возраста в среде физического воспитания ДОУ.
Предмет исследования: программа физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики.
Задачи:
1. Изучить влияние средств аэробики на физическое развитие детей дошкольного возраста.
2. Теоретически обосновать программу физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики.
3. Разработать программу физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики.
4. Экспериментальным путём проверить результативность реализации программы физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики.
Проведённое исследование позволило подвести итог и представить выводы, которые отражают его основные результаты.
1. Определено понятие «физическое развитие» как непрерывно происходящие в организме ребенка биологические процессы, которые на каждом возрастном этапе характеризуются определённым комплексом свойств организма и обусловленным этим своеобразием запасом физических сил. Выделены особенности данного развитие ребенка дошкольного возраста, отражаются в бурном росте его организма, повышении морфологических и функциональных возможностей, а также восприимчивости к воздействиям физических упражнений, занятия которыми позволяют повысить их функциональную и физическую подготовленность. Дана характеристика аэробики как разновидности гимнастики, основанной на непрерывном, музыкально оформленном, ритмичном, выразительном выполнении упражнений; вида двигательной активности, имеющего значительный оздоровительный потенциал. Выявлено комплексное положительное влияние средств аэробики на физическое развитие детей-дошкольников- они позволяют повысить жизненный тонус, улучшить обменные процессы, процессы кровообращения и дыхания, укрепить крупные и мелкие группы мышц, сформировать правильную осанку, регулировать деятельность нервной системы, успешно развивать психофизические качества - быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу.
2. Дано теоретическое обоснование программы физического развития детей дошкольного возраста средствами аэробики. Программа опирается на Закон РФ «Об образовании» (2012), в котором приветствуется наличие в ДОУ многообразия альтернативных образовательных программ, строится на фундаменте теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста, обусловлена низким уровнем здоровья и физического развития современных детей-дошкольников и слабой разработанностью
программ, способствующих повысить данный уровень.
этап - дети от 4 до 5 лет;второй этап - от 5 до 6 лет;третьей этап - от 6 до 7 лет; и условия ее реализации - в среде физического воспитания ДОУ.
4. Для проверки результативности реализации программы разработана диагностика физического развития детей-дошкольников, в основу которой положены критерии:«здоровье», «гармоничность физического развития», «физическая подготовленность». Результативность реализации программы подтверждена:по критерию «здоровье»тем, что в экспериментальной группе доля детей, отнесенных к 1 и 2 группам здоровья увеличилась на 22%, отнесенных к 3 группе здоровья уменьшилась на 27%. В контрольной группе соответственно осталась неизменной, уменьшилась не значительно на 4 %. При этом дети экспериментальной группы стали реже отсутствовать в ДОУ по болезни, чем в контрольной;по критерию «гармоничность физического развития» тем, что в экспериментальной группе доля детей с гармоничным физическим развитием увеличилась на 17% и составила 100%. В контрольной группе осталась без изменения и составила 83%;по критерию «физическая подготовленность» тем, что прирост в показателях скоростно-силовых качеств, гибкости, в интегральном показателе, характеризующем развитие силы, ловкости и быстроты в экспериментальной группе составил 100%, 33% и 38% соответственно. В контрольной группе был значительно меньше - 11%, 22% и 18% соответственно. Данные изменения являются статистически достоверными.
1. Алексеева, Е. П. Аэробика: учебное пособие по базовой аэробике/ Е. П. Алексеева, Л. В. Сиднева. - М.: «Федерация аэробики России»,1997. - 62 с.
2. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии: книга / Т. К. Барышникова. - М.: Айрис-пресс, 1996. - 162с.
3. Баскакова, В. Ю. Хрестоматия по телесно - ориентировочной психотехнике: учебно-практическое пособие / В. Ю. Баскакова. - М.: Педагогика, 1997. - 388 с.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии : учебное пособие /Н.А.Бернштейн. - М.: Академия, 1991. - 305с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. М.: Академия, 2000 г. - 937 с.
6. Брюханова, Н. Ф. Физическая культура. Оздоровительная аэробика: учебное пособие / Н. Ф. Брюханова. - Красноярск: КГТУ, 2006. - 116 с.
7. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: метод. пособие / Е.Н. Вавилова. - М., 1981. - 178 с.
8. Веракса, Н.Е. От рождения до школ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - 3-е изд., исп. и доп.- М.: Мозаика
- Синтез, 2014. - 368 с.
9. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь ключевые понятия лексики/ С.М. Вишнякова - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
10. Выгодский, Л. С. Проблема возраста: собр. соч. в 4 т./ Л. С. Выгодский.
- Москва: Просвещение, 1984. Т. 2. - 267с.
11. Выгодский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка/ Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 54-62.
12. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
13. Закон об образовании Российской Федерации: в 5 ч.: от 29.12.2012г. №
273-ФЗ «Об образовании». - М.: ТЦ СФЕРА, 2016. -182 с.
14. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка дошкольника: развитие организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: программно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / В. Н. Зимонина.- М.:Академия, 2003. - 198 с.
15. Зубкова, Н. А. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта работы / Н. А. Зубкова под ред. А. И. Шустова. - М.: Просвещение, 1982. - 87 с.
16. Ивлев, М. П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для вузов физической культуры/ М. П. Ивлев, П. И. Котов, Т. В. Левченкова; под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. - М.: Спортакадемпресс, 2002. - 304 с.
17. Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников: метод, рек./ Л. В.Карманова, В. Н. Шебеко, Т.Ю.Логвина. - Минск: Издательский дом БТФС, 2007. - 184с.
18. Каровина, Л. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием соревнования и творческих заданий. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под редакцией А. В. Кенеман. - М.: Просвещение. 1980. - 80 с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- М.: Академия, 2003. - 176 с.
20. Кудра, Т. А. Аэробика и здоровый образ жизни: учебное пособие / Т. А. Кудра. - Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001. - 120 с.
21. Корниенко, И. А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции: монография / И. А. Корниенко. - М.: Наука, 1979. - 157с.
22. Коменский, Я.А. Антология гуманной педагогики: книга/ Я. А. Коменский. - М.: Просвящение, 1971.- 89 с.
23. Крючек, Е.С. Аэробика: учебно-методическое пособие / Е.С. Крючек. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 162с.
24. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер// Физкультура и спорт. - 1989.- № 1. - С.22-24.
25. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.
26. Колесникова, С.В. Детская аэробика: методика, базовые комплексы: методическое пособие / С.В. Колесникова . - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 157 с.
27. Локшина, С. М. Краткий словарь иностранных слов: словарь 5 издание / С. М. Локшина. - М.: «Русский язык». 1976. - 198 с.
28. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений: руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт; под ред. Г. Г. Шахвердов. - Москва: Физкультура и спорт, 1952. - Т. 2. - 262с.
29. Лескова, Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: пособие для воспитателя. / Г. П. Лескова - М.: Просвещение. 1981. - 160 с.
30. Лигидова, Л. И. Медицинский контроль за физическим развитием и оздоровлением детей: из опыта работы. / Под редакцией А. А. Шустова. - М.: Просвещение 1982. - 190 с.
31. Лисицкая, Т. С. Аэробика. Теория и методика: учебное пособие / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М: Федерация аэробики России, 2002. - Т.1.- 232 с.
32. Лугинин, А. Б. Физическое воспитание ребёнка в дошкольном учреждении / А.Б. Лугинин // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С.8-11.
33. Матвеев, П. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / П. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
34. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф. Прокина, М. В. Гомезо. М.: Просвещение, 1984. - 250 с.
35. Мазурин, А. В. Пропедевтика детских болезней: книга / А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. -М.: Медицина, 1986. - 432 с.