Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №27345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические основы изучения антонимов на уроках русского языка в
начальном общем образовании 9
1.1 Общая характеристика явления антонимии в русском
языке 9
1.2 Принципы классификации и типы антонимов в отечественной
лингвистической науке 13
1.3 Использование антонимов в речи 17
2 Методические основы организации работы по изучению антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании 24
2.1 Методика работы над словами-антонимами на уроках русского языка на
начальной ступени общего образования (обобщение опыта работы педагогов- практиков) 24
2.2 Анализ программы и учебно-методического комплекса «Гармония» по
русскому языку (М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко) 31
2.3 Комплект примерных упражнений, нацеленный на изучение слов- антонимовна уроках русского языка в начальном общем образовании 39
на уроках русского языка в начальном общем образовании 44
Заключение 81
Список использованных источников

Антонимия - универсальное явление, наблюдаемое в русском языке и играющее главную роль в речемыслительной деятельности, т.к. является одним из основных средств выразительности, противопоставления, противоположности внутри одной сущности: качества, свойства, действия, процесса, времени, отношения и т.д. Противоположными по самому общему и наиболее существенному семантическому признаку являются антонимы.
В настоящее время у большинства детей младшего школьного возраста активный словарь достаточно беден, что приводит к скудности речи, специфическим лексико-грамматическим ошибкам. Успешность овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит от знания и понимания закономерностей лексической системы, в частности, от сформированности представлений о словах-антонимах, которые являются одним из основных источников для развития лексического строя речи. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Характерную особенность современных исследований лексической семантики составляет возросший интерес к проблемам антонимии, привлекшей к себе внимание очень широкого круга исследователей. Имеется немало ценных научно-методических работ, посвященных изучению общих и частных вопросов антонимии. Наиболее значительные проблемы антонимии были подняты в публикациях Л.А. Введенской, Л.А. Новикова, В.А. Ивановой, Ю.Д. Апресяна, М.Р. Львова, Е.Н. Миллера. Значительный вклад в изучение различных вопросов антонимии внесли А.А. Киреев, В.Н. Комисаров, Э.И. Родичева, Н.Л. Соколова, А.А. Уфимцева, Н.М. Шанский и другие.
Цель работы - описать методику изучения антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Объект исследования - организация лексической работы на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Предмет исследования - методика изучения антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Задачи:
1) На основе анализа научной литературы дать определение понятию «антонимы»;
2) Охарактеризовать типы антонимов и их роль в организации текста;
3) Изучить опыт педагогов-практиков по организации изучения слов- антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании;
4) Разработать комплект упражнений, нацеленный на изучение младшими школьниками слов-антонимов;
5) Разработать и частично апробировать фрагменты уроков русского языка с привлечением слов-антонимов.
Методологической основой исследования являются работы М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выготского.
Направление работы определило следующие методы исследования:
1. Метод анализа научной и методической литературы;
2. Описательный метод;
3. Моделирование
Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов в своей педагогической деятельности, а также студентами во время педагогической практики в младших классах при изучении антонимов и организации лексической работы.
Апробация работы.Материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок», а также по материалам ВКР был представлен доклад на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в секции «Современные научные парадигмы и вопросы филологии» в 2016 году. Часть из представленных в работе фрагментов уроков была внедрена в образовательный процесс МБОУ «СОШ№18 г. подтверждается актом о внедрении результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная введения, двух глав, заключения, списка источников,включающего 48 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения антонимов в начальной школе.
Проанализировав теоретические подходы отечественных методистов по данной теме - М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выгодского и других, мы выяснили, что антонимия - это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями.
При выделении типов антонимов в качестве классифицирующих признаков могут выступать:
- семантический признак;
- степень закрепленности в лексической системе языка;
- степень противоположности выражаемых смысловых элементов;
- структурный признак;
- морфологический признак;
- функциональные особенности антонимов.
Антонимы лежат в основе построения таких стилистических фигур речи, как антитеза и оксюморон. Умелое использование в контексте лексических единиц с противоположным значением способствует его смысловому насыщению, образности и яркости. Именно по этой причине изучению антонимов в школьном курсе русского языка необходимо уделять должное внимание.
В ходе анализа программы учебно-методического комплекса «Гармония» по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, а также при изучении методики работы над словами-антонимами в начальной школе, мы пришли к следующим выводам:
Изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления.
Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
В связи с этим, мы разработали комплекс упражнений, который направлен на формирование языковых понятий, ознакомление с лексическими нормами русского языка, повышение уровня речемыслительной деятельности и развитие вербальной креативности младших школьников.
Разработанные нами, в соответствии с ФГОС, технологические карты и фрагменты урока по изучению слов-антонимов на начальной ступени общего образования могут быть использованы студентами и учителями начальных классов в своей педагогической деятельности.



1. Антонимия. Понятие об антонимах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. studfiles.ru/preview/2867614/.
2. Бабенко, Л.Г. Лексикология русского языка: учебное пособие / Л.Г. Бабенко. - Екатеринбург, 2008. - 126 с.
3. Бережных, Е.В Синонимы и антонимы / Е.В. Бережных, Н.Л. Гашкова // Начальная школа. - 2012. - №3. - С.90 - 99.
4. Блок, А.А. «Скифы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/1233/p.1/index.html.
5. Блок, А.А. «Возмездие» / А.А. Блок. - Санкт-Петербург: Детская литература, 2009. - 111 с.
6. Бугровский, Л. А. Введение в языкознание: учебное пособие / Л.А. Бугровский. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 172 с.
7. Бунин, И.А. «Старая яблоня» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ivanbunin605.html.
8. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - Москва: Логос, 2002. - 528 с.
9. Введенская, Л.А. Современный русский литературный язык: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Москва: Наука, 2008. - 256 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология развития человека: учебное пособие. - Москва, 2010. - Г. 2. - С. 19 - 45.
11. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология: учебное пособие / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - Москва: МГУ, 2009. - 203 с.
12. Гоголь, Н.В. «Мертвые души». Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1, глава 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilibrary.rU/text/78/p.3/index.html.
13. Иванова, В.А. О термине «антоним» / В.А. Иванова // Русский язык в школе. - 1980. - №6. - С. 100 - 101.
14. Колесников, Н.П. Словарь антонимов русского языка / Н. П. Колесников. - Москва: Просвещение, 2007. - 512 с.
15. Корюкина, Е.С. Риторические возможности антонимов в современном русском языке: проблема системного описания: дис. кан. филолог.наук: 10.02.01 / Корюкина Екатерина Сергеевна. - Нижний Новгород, 2014. - 202 с.
16. Крылов, И.А. «Лисица и осел» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. stihi-xix-xx-vekov. ru/krylov 100. html.
17. Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учебное пособие / Л.П. Крысин. - Москва: Академия, 2007. - 240 с.
18. Куприн, А.И. «Молох» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/1377/index.html.
19. Лермонтов, М.Ю. «К портрету» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sbornik-stihov.ru/lermontov158.html.
20. Лермонтов, М.Ю. «Договор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. sbornik-stihov. ru/lermontov87. html.
21. Лермонтов, М.Ю. «К себе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. stihi-xix-xx-vekov. ru/ler 161. html.
22. Луговской, В.А. «Какой ты была.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forty40.narod.ru/sound_04.htm.
23. Львов, М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антонимических пар, 8-е изд., испр. и доп. / М.Р. Львов. - Москва: Аст-Пресс Книга, 2006. - 592 с.
24. Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 2010. - 272 с.
25. Некрасов, Н.А. «Убогая и нарядная» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://nekrasov.niv.ru/nekrasov/stihi/243. htm.
26. Нечаев, А.А. Источники и виды энантиосемии / А.А. Нечаев // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С.638 - 641.
27. Пасынок, Ю.Ю. Методика лексической работы на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213346/.
28. Пешковский, А. М. Избранные труды: науч. изд. / А.М. Пешковский. - Москва: Высшая школа, 2007. - 800 с.
29. Прокофьев, А.А. «Березка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://control.audiopedia.su/audio/15574.
30. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. институтов / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1979. - 431 с.
31. Реформатский, А. А. Введение в языкознание: учебное пособие / А.А. Реформатский. - Москва: Аспект-Пресс, 2007. - 536 с.
32. Рогожин, С.А. Современный русский язык. Лексикология: Хрестоматия / С.А. Рогожин. - Екатеринбург, 2007. - 439 с.
33. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - Москва: Айрис-Пресс, 2002. - 446 с.
34. Соловейчик, М. С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Москва: Просвещение, 2011. - 386 с.
35. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
36. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 160 с.
37. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. - 176 с.
38. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 2 класса. В 3-х частях / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 64 с.
39. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 3 класса. В 3-х частях / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 64 с.
40. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 4 класса. В 3-х частях / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 96 с.
41. Современный русский язык: фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, словообразование, морфология: учебное пособие / под ред. В.Д. Стариченка. - Минск: Высшая школа, 1999. - 430 с.
42. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.k- yroky.ru/load/69-1-0-3540.
43. Сурков, А.А. «Родина» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sssr.hut.ru/new_ page_207.htm.
44. Тимонина, Г.Р. Система упражнений по работе с антонимами в начальной школе / Г.Р. Тимонина // Наука, образование, общество. - 2015. - №4 - С. 131 - 136.
45. Толстой, Л.Н. «Война и мир». Собрание сочинений в восьми томах. Эпилог.
Часть первая, глава 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ilibrary.ru/text/ 11/p.339/index. html.
46. Цветаева, М.И. «Полюбил богатый - бедную.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.tsvetayeva. com/poems/polubil_bo gatyj.
47. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка: изд. 3, перераб. / Н. М. Шанский. - Москва: ЛКИ, 2007. - 301 с.
48. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика: учебное пособие / Д.Н. Шмелев. - Москва: Комкнига, 2005. - 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ