Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе

Работа №18501

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы обучения синонимам на уроках русского языка
в начальной школе 8
1.1 Лингвистические основы изучения синонимов в начальной школе... 8
1.2 Методические основы изучения синонимов в начальной школе 16
1.3 Анализ учебников по русскому языку образовательной системы
«Школа России» в аспекте работы над синонимами 21
2 Экспериментальная работа по обучению младших школьников
синонимам 26
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 26
2.2 Содержание экспериментальной работы по обогащению речи
младших школьников синонимами 30
2.3 Результаты и анализ контрольного эксперимента 35
Заключение 41
Список использованных источников 43


Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов. Существуют множество учебных программ по русскому языку, но все они направлены на развитие лингвистического мышления и речевой культуры, выработке практических умений и навыков. Изучение языка так же позволяет организовать работу с целью пополнения словарного запаса учащихся, что достигается благодаря свободному владению лексическим богатством русского языка [9, с. 52].
Лишь в 60-е годы нашего столетия лексика как раздел науки смогла упрочниться в школьной практике. Изучая лексику, учащиеся знакомятся с системой лексических понятий, создающих необходимые предпосылки для обогащения словарного запаса [2, с.6].
Русский язык богат синонимами. Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся. Именно начальный этап занимает ведущее место в обучении русскому языку, так как приобретенные учащимися знания, умения и навыки служат базой для дальнейшего овладения родным языком.
Поэтому возникает необходимость отбора материала по лексической синонимии для его дальнейшего изучения и усвоения учащимися начальной школы.
Рассмотрение вопросов о том, какие эффективные методические приемы и упражнения могут быть использованы в работе учителя при изучении синонимов на уроках русского языка в начальной школе, составляют проблему нашего исследования.
Вышесказанное определило цель исследования - проанализировать методику обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса младших школьников при работе с синонимами на уроках русского языка.
Предмет исследования - методы и приемы работы с синонимами на уроках русского языка в начальной школе.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе будут использоваться эффективные методы и приемы, то это будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся и создаст прочную основу для дальнейшего изучения синонимов.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
2. Проанализировать учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над синонимами.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников синонимам.
4. Разработать систему упражнений по обучению синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели и доказательства поставленной гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
- изучение педагогической и методической литературы по данной проблеме;
- педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
Методологическую основу исследования составляют работы М.Р. Львова,Г.В. Блохиной, И.Н. Архиповой и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комаровская основная школа». В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса в количестве 7 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь - октябрь 2017) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Второй этап (ноябрь 2017 - январь 2018) - проведение экспериментальной работы в школе.
Третий этап (февраль 2018) - анализ результатов эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям начальных классов при работе над понятием «синонимы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (51 наименование), приложений.
Материалы исследования представлены в 3 таблицах, 3 рисунках, объем работы составляет 48 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что выбор и применение эффективных методических приемов и упражнений при изучении синонимов на уроках русского языка в начальной школе составляет важное место в работе учителя.
В ходе теоретического (лингвистического) анализа было выявлено, что синонимия - это одна из сложных категорий языка. Для успешного овладения понятием синонимии учащимся начальных классов и в дальнейшем употребления в речи синонимов, необходимо иметь запас синонимических рядов. А наличие этого запаса прямо зависит от целенаправленной работы, которая должна систематически проводиться на уроках.
Рассмотрев методические основы обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе, мы пришли к выводу, что для успешного осуществления процесса обучения синонимии в начальной школе учитель должен хорошо знать лингвистические основы этого явления: определение синонимов, функционирование многозначных синонимов в речи, правило составления синонимического ряда, хорошо представлять себе существующие словари синонимов для того, чтобы извлекать необходимый справочный материал. Еще большее значение для учителя приобретает знание методических основ преподавания синонимов: требования программы школы, распределение дидактического материала по классам, имеющийся методический опыт школы.
Проанализировав учебники по русскому языку с 1 по 4 класс образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над синонимами, а именно учебники Зелениной Л.М. , Хошювой Т.Е., и учебники Каникиной В.П. и Горецкого В.Е., мы выяснили, что знакомство с синонимами начинают со второго класса, хотя и в учебнике для 1 класса присутствуют упражнения направленные на выявление взаимосвязи синонимических отношений слов. В основном в учебниках работа ведется по количественному и качественному обогащению словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкоовго словаря, словаря синонимов. Вместе с тем, следует отметить, что упражнений на развитие речи с помощью синонимов не так уж и много и носят они однотипный характер.
Проведя опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников синонимам, мы сделали следующий вывод - эксперимент был результативным. Разработанные фрагменты уроков с использованием частично-поискового метода позволили раскрыть сущность понятия синонимии, сформировать умение использовать синонимы в речи, обнаруживать ошибки в употреблении синонимов, выполнять редактирование текста. У школьников повысился интерес не только к содержанию речи, они начали более глубоко ориентироваться в вопросах лексики. Все это способствует обогащению словарного запаса младших школьников.
Как итог всей работы нами была разработана система упражнений по обучению синонимам на уроках русского языка в начальной школе.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, заключающуюся в том, что если в процессе обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе будут использоваться эффективные методы и приемы, то это будет способствовать обогащению словарного запаса учащихся и создаст прочную основу для дальнейшего изучения синонимов.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. — М.: Издательский центр «Академия». - 2010. — 448 с.
2. Архипова, И.Н. Знакомство с понятием «синоним» / И.Н. Архипова // Начальная школа. - 2014.- № 12. - С. 39-42.
3. Бережных, Е. В. Синонимы и антонимы/ Е. В.Бережных, Н. Л. Еашкова // Начальная школа. - 2012.- № 3.- С. 90.
4. Бобровская, Е. Б. Обогащение словаря младших школьников / Е. Б. Бобровская // Начальная школа. - 2002. №6. - С. 34-36.
5. Бондаренко, А.А. Русский язык со словарем /А.А. Бондаренко // начальная школа. - 2008. - №8. - С. 30-34.
6. Еорбачевич, КС. Краткий словарь синонимов русского языка /КС. Еорбачевич/ отв. ред. С.А. Кузнецов.- Москва: «Издательство Астрель»: «ООО «Издательство АСТ», 2001.- 608 с.
7. Денмухаметова, Э.Н. Роль изучения синонимов в формировании коммуникативной компетенции / Э.Н. Денмухаметова, А.Ш. Юсупова // Филология и культура. -2014. - № 4. - С. 16-24.
8. Дубовец, 3. В. Развитие речи с помощью синонимов / З.В. Дубовец // Начальная школа. - 2001.- №2. - С. 104-105.
9. Жажева, С.А. Активизация синонимов в речи обучающихся при формировании коммуникативных умений на уроках русского языка в начальных классах / С.А. Жажева// Современные технологии в образовании. -
2015. - № 4. - С. 133.
10. Зеленина, Л.М. Русский язык. 1 класс. Учебник /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2011 - 36-40 с.
11. Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс. Учебник. - в 2-х частях. - 2-е изд. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова// 1 часть - Москва: Просвещение, 2012 - 63¬75 с.
12. Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс. Учебник. - в 2-х частях. - 2-е изд. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова// 2 часть - Москва: Просвещение, 2012 - 102-110 с.
13. Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс. Учебник. - в 2-х частях. - 2-е изд. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова// 1 часть - Москва: Просвещение, 2012 - 88¬95 с.
14. Измайлов, Р.Е. Обогащение речи младших школьников синонимами / Р.Е. Измайлов // Начальная школа. — 1995. - № 5. — С. 423.
15. Калинин, А. В. Лексика русского языка / А.В. Калинин. - Москва: Флинта, 2013. - 320 с.
16. Канакина, В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Е. Еорецкий. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 28 с.
17. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Е. Еорецкий. -
6- е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 52-64 с.
18. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Е. Еорецкий. - 7- е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 25-77 с.
19. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 24. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Е. Еорецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 40-43 с.
20. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 24. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Е. Еорецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 23-103 с.
21. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. В 24. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2016. - 47-132 с.
22. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 24. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2016. - 4-7 с.
23. Либерова, Л.А. Русский язык. Тема «Роль и значение синонимов в русском языке» / Л.А. Либерова // Психология и школа. - 2011.- № 4.- С.32-40
24. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся /М.Р. Львов. — Москва: МГПИ, 1978. - 218 с.
25. Львов, М. Р. Методика обучению русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаев, Н.Н. Светловская - Москва : Просвещение, 2007. - 415 с.
26. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. Начальная школа / М. Р. Львов. - Москва: ACT, - 2008. - 128 с.
27. Новый объяснительный словарь синонимов в русском языке. Второй выпуск / Ю.Д. Апресян, Т.В. Крылова, И.Б. Левонтина и др.; под общим рук. акад. Ю.Д. Апресяна. — Москва: Языки русской культуры, - 2000. - 488с.
28. Плотникова, Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 5. -С.15-20
29. Палевская, М.Ф. Синонимы русского языка / М.Ф. Палевская. Москва: Просвещение, - 2004. - 128с.
30. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: программа 1-4 классы. Поурочно- тематическое планирование: 1-4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, - 2013. - 376 с.
31. Рахманова, Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология: Учебное пособие / Л.И Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М.: Издательство МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. - 480 с.
32. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 448 с.
33. Русский язык: Тетрадь задачник 3 к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций. В 4 ч. Ч 3 / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - 13е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2014.- 64 с.
34. Русский язык / под ред. Л.Л. Касаткина. — Москва: Издательский центр «Академия», - 2005. - 150 с.
35. Самотик, Л.Г. Лексика современного русского языка: учеб. пособие / Л.Г. Самотик. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, - 2012. - 510 с.
36. Семенова, В.Г. Синонимы в лингвистическом и лингвокогнитивном аспектах: на материале речи младших школьников: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 - [Электронный ресурс] / Семенова Вероника Георгиевна. - Таганрог, 2002. - 24 с. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/sinonimy-v-lingvisticheskom-ilingvokognitivnom- aspektakh-na-materiale-rechi-mladshikh-shkol
37. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфемика. Синтаксис. — 3-е изд. / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубнова и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. — Санкт-Петербург: Изд-во «Лань», - 2001. — 864с.
38. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А. Белошапкова [и др.]; под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
39. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Хрестоматия и учебный занятия / Л.А. Ивашко [и др.]. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. - 496 с.
40. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса 1общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 11е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2013. - 160 с.
41. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для
2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 8е изд. Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2013.-160 с.
42. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для
3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 11е изд. Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2014.-144 с.
43. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для
3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 11е изд. Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2014.- 144 с.
44. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для
4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 10е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2014. -176 с.
45. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 10е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, - 2014.-176 с.
46. Талалакина, Е.В. Типичные ошибки учащихся начальных классов в работе с синонимами / Е.В. Талалакина // Начальная школа. — 2007. — №5. — С. 49 — С. 54.
47. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников / Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Балочева, М.Л. Кусова и др. — Москва : ФЛИНТА: Наука, - 2011. — 272 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
49. Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учеб ник/ М.И. Фомина. — 4-е изд., испр. — Москва : Высшая школа, - 2003.— 415 с.
50. Шмелев, Д.Н. Современный русский язык. Лексика. / Д.Н. Шмелев- Либроком. - 2009. -336 с.
51. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. Москва: ЛЕНАНД, - 2015. - 310 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ