Роль прокуратуры в предупреждении коррупции
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Система предупреждения коррупции в Российской Федерации 6
1.1 Понятие предупреждения коррупции 6
1.2 Субъекы предупреждения коррупции 17
1.3 Меры предупреждения коррупции 23
2 Основные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации
в качестве субъекта предупреждения коррупции 29
2.1 Координация деятельности правоохранительных органов по
предупреждению коррупции 29
2.2 Прокурорский надзор за исполнением и соблюдением
антикоррупционного законодательства на государственной и муниципальной службе 38
2.3 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и меры
предупреждения коррупции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Система предупреждения коррупции в Российской Федерации 6
1.1 Понятие предупреждения коррупции 6
1.2 Субъекы предупреждения коррупции 17
1.3 Меры предупреждения коррупции 23
2 Основные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации
в качестве субъекта предупреждения коррупции 29
2.1 Координация деятельности правоохранительных органов по
предупреждению коррупции 29
2.2 Прокурорский надзор за исполнением и соблюдением
антикоррупционного законодательства на государственной и муниципальной службе 38
2.3 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и меры
предупреждения коррупции 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. На сегодняшний день в Российской Федерации созданы определённые правовые и организационные основы предупреждения коррупции, разграничен круг субъектов, занимающихся предупреждением коррупции. Несмотря на это данное негативное явление значительным образом затрудняет функционирование конституционно¬правовых механизмов, препятствует проведению общественно-политических преобразований. В рамках действующей антикоррупционной политики, прокуратура является важнейшим субъектом в системе предупреждения коррупции. Следует отметить, что участие прокурора в предупреждения коррупции через призму общего надзора состоит не только в его общенадзорной деятельности, а также и в направлении материалов проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела.
Общенадзорная деятельность в данном направлении служит не только фактором предупреждения коррупционных проявлений, но и в определённых случаях инициативы прокурора для возбуждения уголовного преследования, уполномоченными на то следственными органами. Общенадзорная деятельность служит некой отправной точкой для уголовно-правовой составляющей в деятельности прокурора: надзор за органами следствия и дознания, оперативными работниками, а также поддержание государственного обвинения в судах по делам коррупционной направленности. Акцентируется внимание на необходимости усиления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики; на деятельности российской прокуратуры, которая является не только важнейшим субъектом механизма противодействия коррупции по отношению к другим правоохранительным органам в деле борьбы с коррупцией, но и координатором мероприятий, проводимых в этом направлении.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры функций по предупреждению коррупции, а также координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционного характера.
Предметом исследования являются правовые нормы в области предупреждения коррупции; методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов; методические рекомендации в области участия прокурора в предупреждении коррупции.
Вопросам роли прокурора в противодействии коррупции посвящены работы Агеева В.Н., Лопашенко Н.А., Долговой А.И., Моисеева В.В, Гаджиева Д.М., Тиунова Б.В, КарповаН.Н., Астанина В.В., Хабриевой Т.Я., Дамм, И.А.Тихомирова Ю.А., Власенко Н.А., ТитоваВ.Н., КобзареваФ.М., Наумова А., Нисневич Ю.А., Яруллина Р.Р., Коваленко Е.О., Мизерий А.И., Кудашкина А.В. и других.
Целью данной исследовательской работы является раскрытие роли прокуратуры в системе предупреждения коррупции в Российской Федерации.
Для достижения, поставленной научной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определение понятия «предупреждение коррупции», изучение подходов определения коррупции как с научной, так и с законодателя точки зрения;
2. Раскрытие субъектного состава предупреждения коррупции;
3. Раскрытие мер предупреждения коррупции как прогнозирование, просвещение и открытость госурадственных органов по вопросам коррупционных проявлений;
4. Выявление системы и механизма предупреждения коррупции, а также взаимодействие органов прокуратуры с правоохранительными органами, их координация в системе предупреждения коррупции.
5. Изучение полномочий прокуратуры касательно надзора за соблюдением и исполнением антикоррупционного законодательства
6. Изучение основных методических рекомендаций по: проведению антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры,
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, трёх разделов и шести подразделов, заключения, списка использованной литературы.
Общенадзорная деятельность в данном направлении служит не только фактором предупреждения коррупционных проявлений, но и в определённых случаях инициативы прокурора для возбуждения уголовного преследования, уполномоченными на то следственными органами. Общенадзорная деятельность служит некой отправной точкой для уголовно-правовой составляющей в деятельности прокурора: надзор за органами следствия и дознания, оперативными работниками, а также поддержание государственного обвинения в судах по делам коррупционной направленности. Акцентируется внимание на необходимости усиления прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства в сфере реализации ключевых направлений государственной антикоррупционной политики; на деятельности российской прокуратуры, которая является не только важнейшим субъектом механизма противодействия коррупции по отношению к другим правоохранительным органам в деле борьбы с коррупцией, но и координатором мероприятий, проводимых в этом направлении.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры функций по предупреждению коррупции, а также координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционного характера.
Предметом исследования являются правовые нормы в области предупреждения коррупции; методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов; методические рекомендации в области участия прокурора в предупреждении коррупции.
Вопросам роли прокурора в противодействии коррупции посвящены работы Агеева В.Н., Лопашенко Н.А., Долговой А.И., Моисеева В.В, Гаджиева Д.М., Тиунова Б.В, КарповаН.Н., Астанина В.В., Хабриевой Т.Я., Дамм, И.А.Тихомирова Ю.А., Власенко Н.А., ТитоваВ.Н., КобзареваФ.М., Наумова А., Нисневич Ю.А., Яруллина Р.Р., Коваленко Е.О., Мизерий А.И., Кудашкина А.В. и других.
Целью данной исследовательской работы является раскрытие роли прокуратуры в системе предупреждения коррупции в Российской Федерации.
Для достижения, поставленной научной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Определение понятия «предупреждение коррупции», изучение подходов определения коррупции как с научной, так и с законодателя точки зрения;
2. Раскрытие субъектного состава предупреждения коррупции;
3. Раскрытие мер предупреждения коррупции как прогнозирование, просвещение и открытость госурадственных органов по вопросам коррупционных проявлений;
4. Выявление системы и механизма предупреждения коррупции, а также взаимодействие органов прокуратуры с правоохранительными органами, их координация в системе предупреждения коррупции.
5. Изучение полномочий прокуратуры касательно надзора за соблюдением и исполнением антикоррупционного законодательства
6. Изучение основных методических рекомендаций по: проведению антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры,
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, трёх разделов и шести подразделов, заключения, списка использованной литературы.
Подводя итоги можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.
Выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:
а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».
б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований;
в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), - не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;
г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).
д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.
е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путём использования возможностей СМИ.
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленных на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
В данной исследовательской работе работе раскрыл понятие коррупции, воздействие ее на повседневную жизнь и ее последствия, роль прокуратуры, а также полномочия прокурора в системе предупреждения коррупции можно сделать вывод, что данный орган имеет очень важное и решающее значение в этой области. Это понимали и законодатели, неоднократно отвергавшие попытки преобразовать прокуратуру и лишить ее надзорных функций. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере - обеспечения законности. Он свободен от влияния других органов, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.
В правовом механизме противодействия коррупции системе органов прокуратуры РФ важно реализовывать весь нормативный, организационный и информационный потенциал. Только использование всех средств предупреждения коррупции в комплексе может привести к определенным успехам и позволит свести коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для личности, общества и государства [56, с. 13-19]. В борьбе с коррупцией предстоит большая и трудная работа. В основе этой деятельности должно быть качественное, отвечающее сложности поставленных задач законодательство.
Поэтому следует, на наш взгляд, обратить пристальное внимание и всерьез. Необходимо прислушаться к словам президента России, который предостерегает: «Борьба с коррупцией не должна превращаться в рутину или выливаться в кампанейщину. Результат не будет быстрым, но главное - это последовательно исполнять все намеченное, не отступать и создавать в обществе атмосферу неприятия коррупции» [57].
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по предупреждению коррупции носит многоплановый характер и включает, помимо надзора за исполнением антикоррупционного законодательства,проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержание государственного обвинения в суде по этим уголовным делам, борьбу с коррупционными правонарушениями, в том числе и преступлениями, их профилактику и минимизацию негативных последствий, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью и другие направления работы. Таким образом, прокуратура участвует во всех составляющих предупреждения коррупции коррупции.
Выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:
а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».
б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований;
в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), - не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;
г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).
д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.
е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путём использования возможностей СМИ.
Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленных на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.
В данной исследовательской работе работе раскрыл понятие коррупции, воздействие ее на повседневную жизнь и ее последствия, роль прокуратуры, а также полномочия прокурора в системе предупреждения коррупции можно сделать вывод, что данный орган имеет очень важное и решающее значение в этой области. Это понимали и законодатели, неоднократно отвергавшие попытки преобразовать прокуратуру и лишить ее надзорных функций. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере - обеспечения законности. Он свободен от влияния других органов, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.
В правовом механизме противодействия коррупции системе органов прокуратуры РФ важно реализовывать весь нормативный, организационный и информационный потенциал. Только использование всех средств предупреждения коррупции в комплексе может привести к определенным успехам и позволит свести коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для личности, общества и государства [56, с. 13-19]. В борьбе с коррупцией предстоит большая и трудная работа. В основе этой деятельности должно быть качественное, отвечающее сложности поставленных задач законодательство.
Поэтому следует, на наш взгляд, обратить пристальное внимание и всерьез. Необходимо прислушаться к словам президента России, который предостерегает: «Борьба с коррупцией не должна превращаться в рутину или выливаться в кампанейщину. Результат не будет быстрым, но главное - это последовательно исполнять все намеченное, не отступать и создавать в обществе атмосферу неприятия коррупции» [57].
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по предупреждению коррупции носит многоплановый характер и включает, помимо надзора за исполнением антикоррупционного законодательства,проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, надзор за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, поддержание государственного обвинения в суде по этим уголовным делам, борьбу с коррупционными правонарушениями, в том числе и преступлениями, их профилактику и минимизацию негативных последствий, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью и другие направления работы. Таким образом, прокуратура участвует во всех составляющих предупреждения коррупции коррупции.
Подобные работы
- Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение коррупции государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Понятие сущность и виды коррупции современной России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционное просвещение молодежи на примере СФУ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2011



