Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Требования к разработке кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе 6
1.1 Понятия исследовательская работа» школьников по информатике 6
1.2 Учебная самостоятельность обучающихся в основной школе 10
1.3 Кейс в структуре организации исследовательской работы 16
2 Разработка кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе 20
2.1 Подбор задачи для кейса по информатике 20
2.2 Результаты апробации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Требования к разработке кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе 6
1.1 Понятия исследовательская работа» школьников по информатике 6
1.2 Учебная самостоятельность обучающихся в основной школе 10
1.3 Кейс в структуре организации исследовательской работы 16
2 Разработка кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе 20
2.1 Подбор задачи для кейса по информатике 20
2.2 Результаты апробации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на становление его познавательных способностей. Важнейшей задачей системы образования является формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Возрастает роль учителя, который создаёт условия для активного участия самих учеников в учебном процессе.[37]
Эффективность учебного процесса, результативность обучения школьников в значительной мере зависят от уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Этого можно добиться, обеспечивая возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа. [14] Одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология». [19]
Изучением кейс-метода занимались многие отечественные (Н.Д. Ярмухамедова, А.М. Долгоруков, К.В. Марков, Т.С. Панина,Л.В. Вавилова, А.П. Панфилова, Ю.П. Сурмин, А.А. Вербицкий,A. В. Щербакова и т. д.) и зарубежные (М. Мюнтер, М. Линдере, Дж. Эрскин, М. Норри и т. д.) авторы. Внедрениям кейс-технологий в педагогическое образование посвящены работы Н.П. Колесник, А.С. Земсковой, М.Б. Насыровой и др.
Одним из главных аспектов современного образования является умение обучающихся работать самостоятельно [19]. Кейс-технологии позволяют создавать учебные ситуации для освоения обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности [15]. Понятие учебно-исследовательская деятельность рассматривается в работах А.М. Аронова, К.А. Баженовой B. А. Далингера А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Ю.Г. Юдинойи др. Ряд учёных В. А. Далингер, В.А. Мазилов, Н.А. Зимнева, Е.А. Шашенкова
указывают, что учебным этапом для полноценного участия обучающимся в учебно-исследовательской деятельности является его участие в учебно-исследовательской работе [3]. Одной из эффективных форм организации учебного этапа, позволяющим обучающимся освоить образцы выполнения исследовательских операций и действий, является использование инструментов кейс-технологии [16].
Нами обнаружены тексты, где представлены кейсы для обучающих из области естественных, гуманитарных наук, информатике. Зачастую, в кейсах по информатике материалом являются стандартные задания, направленные на освоения программ MSOffice. Исследовательский компонент представлен в виде экспериментирования со стандартными действиями. В поле нашего интереса находится разработка кейсов по информатике, которую ряд авторов (Н.Н. Непейвода, С. Пайперт и др) понимают как разработку программу для решения прикладных задач[29].
Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе
Проблема: организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся в основной школе.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебного кейса по информатике как средства, способствующего организации исследовательской работы в основной школе.
Объект исследования: процесс организации исследовательской работы по информатике в основной школе.
Предмет исследования: средства организации исследовательской работы по информатике и программированию в основной школе.
Гипотеза: Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе будет способствовать приобретению опыта самостоятельного исследования учеником, если:
- организация решения кейса организована в малых группах или индивидуально среди учащихся, освоивших действие по образцу;
- результаты решения кейса представлены на итоговой конференции.
Задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «учебно-исследовательская деятельность» школьников и «исследовательская работа» школьников.
2. Выделить существенные условия организации в основной школе исследовательской работы школьников с использованием кейс-технологии.
3. Выбрать задачи для разработки кейсов на основе анализа исследовательских работу частников Краевого Форума «Молодёжь и наука» «Школьная Лига РОСНАНО»
4. Разработать задания кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе.
5. Разработать процедуру применения кейсов по информатике, провести апробацию и описать результаты.
Методы исследования:
Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ учебных материалов по организации учебных исследований с учащимися в основной школе, анализ результатов участников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Эффективность учебного процесса, результативность обучения школьников в значительной мере зависят от уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Этого можно добиться, обеспечивая возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа. [14] Одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология». [19]
Изучением кейс-метода занимались многие отечественные (Н.Д. Ярмухамедова, А.М. Долгоруков, К.В. Марков, Т.С. Панина,Л.В. Вавилова, А.П. Панфилова, Ю.П. Сурмин, А.А. Вербицкий,A. В. Щербакова и т. д.) и зарубежные (М. Мюнтер, М. Линдере, Дж. Эрскин, М. Норри и т. д.) авторы. Внедрениям кейс-технологий в педагогическое образование посвящены работы Н.П. Колесник, А.С. Земсковой, М.Б. Насыровой и др.
Одним из главных аспектов современного образования является умение обучающихся работать самостоятельно [19]. Кейс-технологии позволяют создавать учебные ситуации для освоения обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности [15]. Понятие учебно-исследовательская деятельность рассматривается в работах А.М. Аронова, К.А. Баженовой B. А. Далингера А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Ю.Г. Юдинойи др. Ряд учёных В. А. Далингер, В.А. Мазилов, Н.А. Зимнева, Е.А. Шашенкова
указывают, что учебным этапом для полноценного участия обучающимся в учебно-исследовательской деятельности является его участие в учебно-исследовательской работе [3]. Одной из эффективных форм организации учебного этапа, позволяющим обучающимся освоить образцы выполнения исследовательских операций и действий, является использование инструментов кейс-технологии [16].
Нами обнаружены тексты, где представлены кейсы для обучающих из области естественных, гуманитарных наук, информатике. Зачастую, в кейсах по информатике материалом являются стандартные задания, направленные на освоения программ MSOffice. Исследовательский компонент представлен в виде экспериментирования со стандартными действиями. В поле нашего интереса находится разработка кейсов по информатике, которую ряд авторов (Н.Н. Непейвода, С. Пайперт и др) понимают как разработку программу для решения прикладных задач[29].
Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе
Проблема: организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся в основной школе.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебного кейса по информатике как средства, способствующего организации исследовательской работы в основной школе.
Объект исследования: процесс организации исследовательской работы по информатике в основной школе.
Предмет исследования: средства организации исследовательской работы по информатике и программированию в основной школе.
Гипотеза: Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе будет способствовать приобретению опыта самостоятельного исследования учеником, если:
- организация решения кейса организована в малых группах или индивидуально среди учащихся, освоивших действие по образцу;
- результаты решения кейса представлены на итоговой конференции.
Задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «учебно-исследовательская деятельность» школьников и «исследовательская работа» школьников.
2. Выделить существенные условия организации в основной школе исследовательской работы школьников с использованием кейс-технологии.
3. Выбрать задачи для разработки кейсов на основе анализа исследовательских работу частников Краевого Форума «Молодёжь и наука» «Школьная Лига РОСНАНО»
4. Разработать задания кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе.
5. Разработать процедуру применения кейсов по информатике, провести апробацию и описать результаты.
Методы исследования:
Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ учебных материалов по организации учебных исследований с учащимися в основной школе, анализ результатов участников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Организация исследовательской работы по информатике для учащихся 7¬9 классов в виде кейсов, может стать способом организации исследовательской работы для учеников отдалённых территорий (Эвенкия, Таймыр и др).
Была поставлена цель разработка учебного кейса по информатике как средства, способствующего организации исследовательской работы в основной школе. Нами было рассмотрены и апробированы два кейса по информатике.
В процессе анализа литературы удалось обосновать следующие утверждения.
Выполнение исследовательской работы учащимся предполагает меньшую степень его осознанности и самостоятельности, чем участие в исследовательской деятельности. При описании исследовательской работы необходимо фиксировать последовательность организационных этапов «функционирования» работы.
Для организации перехода учащегося от участия в учебно-исследовательской работе к участию в учебно-исследовательской деятельности необходимо организовывать специальные условия, направленные на повышение степени самостоятельности и осознанности в решении исследовательской задачи.
При использовании кейса в качестве средства, которое позволяет задать для ученика образцы исследовательских действий, существенным является условие умение обучающегося работать с образцом. Значимой является позиция взрослого (тьютора), задача которого показать для обучающегося результат его мыслительного действия, а также задать важность описания эксперимента «для других». В связи с этим, целесообразно проводить решение кейсов индивидуально (при выполнении условия, обозначенного выше) или формировать группы из учеников, в которых есть ученики освоившие работу по принципу и освоившие работу по образцу.
Работа с кейсом завершается презентацией результатов перед коллегами- обучающимися. Обучение с помощью кейсов помогают ученикам приобрести коммуникативные, социальные, самоанализа.
Была поставлена цель разработка учебного кейса по информатике как средства, способствующего организации исследовательской работы в основной школе. Нами было рассмотрены и апробированы два кейса по информатике.
В процессе анализа литературы удалось обосновать следующие утверждения.
Выполнение исследовательской работы учащимся предполагает меньшую степень его осознанности и самостоятельности, чем участие в исследовательской деятельности. При описании исследовательской работы необходимо фиксировать последовательность организационных этапов «функционирования» работы.
Для организации перехода учащегося от участия в учебно-исследовательской работе к участию в учебно-исследовательской деятельности необходимо организовывать специальные условия, направленные на повышение степени самостоятельности и осознанности в решении исследовательской задачи.
При использовании кейса в качестве средства, которое позволяет задать для ученика образцы исследовательских действий, существенным является условие умение обучающегося работать с образцом. Значимой является позиция взрослого (тьютора), задача которого показать для обучающегося результат его мыслительного действия, а также задать важность описания эксперимента «для других». В связи с этим, целесообразно проводить решение кейсов индивидуально (при выполнении условия, обозначенного выше) или формировать группы из учеников, в которых есть ученики освоившие работу по принципу и освоившие работу по образцу.
Работа с кейсом завершается презентацией результатов перед коллегами- обучающимися. Обучение с помощью кейсов помогают ученикам приобрести коммуникативные, социальные, самоанализа.
Подобные работы
- Кейс-технологии как средство повышения качества знаний обучающихся по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Кейс-метод как средство формирование профессиональных компетенций у обучающихся
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методики реализации практических задач в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Применение кейс-метода при обучении математике в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА
УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТРАЕКТОРИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



