СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Требования к разработке кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе 6
1.1 Понятия исследовательская работа» школьников по информатике 6
1.2 Учебная самостоятельность обучающихся в основной школе 10
1.3 Кейс в структуре организации исследовательской работы 16
2 Разработка кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе 20
2.1 Подбор задачи для кейса по информатике 20
2.2 Результаты апробации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на становление его познавательных способностей. Важнейшей задачей системы образования является формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Возрастает роль учителя, который создаёт условия для активного участия самих учеников в учебном процессе.[37]
Эффективность учебного процесса, результативность обучения школьников в значительной мере зависят от уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Этого можно добиться, обеспечивая возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа. [14] Одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология». [19]
Изучением кейс-метода занимались многие отечественные (Н.Д. Ярмухамедова, А.М. Долгоруков, К.В. Марков, Т.С. Панина,Л.В. Вавилова, А.П. Панфилова, Ю.П. Сурмин, А.А. Вербицкий,A. В. Щербакова и т. д.) и зарубежные (М. Мюнтер, М. Линдере, Дж. Эрскин, М. Норри и т. д.) авторы. Внедрениям кейс-технологий в педагогическое образование посвящены работы Н.П. Колесник, А.С. Земсковой, М.Б. Насыровой и др.
Одним из главных аспектов современного образования является умение обучающихся работать самостоятельно [19]. Кейс-технологии позволяют создавать учебные ситуации для освоения обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности [15]. Понятие учебно-исследовательская деятельность рассматривается в работах А.М. Аронова, К.А. Баженовой B. А. Далингера А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Ю.Г. Юдинойи др. Ряд учёных В. А. Далингер, В.А. Мазилов, Н.А. Зимнева, Е.А. Шашенкова
указывают, что учебным этапом для полноценного участия обучающимся в учебно-исследовательской деятельности является его участие в учебно-исследовательской работе [3]. Одной из эффективных форм организации учебного этапа, позволяющим обучающимся освоить образцы выполнения исследовательских операций и действий, является использование инструментов кейс-технологии [16].
Нами обнаружены тексты, где представлены кейсы для обучающих из области естественных, гуманитарных наук, информатике. Зачастую, в кейсах по информатике материалом являются стандартные задания, направленные на освоения программ MSOffice. Исследовательский компонент представлен в виде экспериментирования со стандартными действиями. В поле нашего интереса находится разработка кейсов по информатике, которую ряд авторов (Н.Н. Непейвода, С. Пайперт и др) понимают как разработку программу для решения прикладных задач[29].
Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе
Проблема: организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся в основной школе.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка учебного кейса по информатике как средства, способствующего организации исследовательской работы в основной школе.
Объект исследования: процесс организации исследовательской работы по информатике в основной школе.
Предмет исследования: средства организации исследовательской работы по информатике и программированию в основной школе.
Гипотеза: Кейс как средство организации исследовательской работы по информатике в основной школе будет способствовать приобретению опыта самостоятельного исследования учеником, если:
- организация решения кейса организована в малых группах или индивидуально среди учащихся, освоивших действие по образцу;
- результаты решения кейса представлены на итоговой конференции.
Задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий «учебно-исследовательская деятельность» школьников и «исследовательская работа» школьников.
2. Выделить существенные условия организации в основной школе исследовательской работы школьников с использованием кейс-технологии.
3. Выбрать задачи для разработки кейсов на основе анализа исследовательских работу частников Краевого Форума «Молодёжь и наука» «Школьная Лига РОСНАНО»
4. Разработать задания кейса как средства организации исследовательской работы по информатике в основной школе.
5. Разработать процедуру применения кейсов по информатике, провести апробацию и описать результаты.
Методы исследования:
Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ учебных материалов по организации учебных исследований с учащимися в основной школе, анализ результатов участников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
Организация исследовательской работы по информатике для учащихся 7¬9 классов в виде кейсов, может стать способом организации исследовательской работы для учеников отдалённых территорий (Эвенкия, Таймыр и др).
Была поставлена цель разработка учебного кейса по информатике как средства, способствующего организации исследовательской работы в основной школе. Нами было рассмотрены и апробированы два кейса по информатике.
В процессе анализа литературы удалось обосновать следующие утверждения.
Выполнение исследовательской работы учащимся предполагает меньшую степень его осознанности и самостоятельности, чем участие в исследовательской деятельности. При описании исследовательской работы необходимо фиксировать последовательность организационных этапов «функционирования» работы.
Для организации перехода учащегося от участия в учебно-исследовательской работе к участию в учебно-исследовательской деятельности необходимо организовывать специальные условия, направленные на повышение степени самостоятельности и осознанности в решении исследовательской задачи.
При использовании кейса в качестве средства, которое позволяет задать для ученика образцы исследовательских действий, существенным является условие умение обучающегося работать с образцом. Значимой является позиция взрослого (тьютора), задача которого показать для обучающегося результат его мыслительного действия, а также задать важность описания эксперимента «для других». В связи с этим, целесообразно проводить решение кейсов индивидуально (при выполнении условия, обозначенного выше) или формировать группы из учеников, в которых есть ученики освоившие работу по принципу и освоившие работу по образцу.
Работа с кейсом завершается презентацией результатов перед коллегами- обучающимися. Обучение с помощью кейсов помогают ученикам приобрести коммуникативные, социальные, самоанализа.
1. Антонова, Е.И. Организация исследовательской работы школьников при разработки учебного проекта в условиях реализации ФГОС-2013. - С. 211-215
2. Аронов А.М.Организация учебно-исследовательской деятельности школьников: учебно-методическое пособие / А.М.Аронов, К.А. Баженова // Под ред. А.С. Обухова. - М.: Национальный книжный центр, - 2016. - 128 с.
3. Аронов, А.М. Организационно-управленческая деятельность педагога - руководителя исследовательской деятельности школьников / А.М. Аронов, К.А.Баженова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону, - 2008. -№5. - С. 153-158.
4. Аронов, А.М. О понятии математическая компетентность / А.М. Аронов, О.В. Знаменская // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2010. - № 4. - С. 31-43.
5. Аронов, А.М. Условия индивидуального прогресса школьников в математике / А.М. Аронов, О.В. Знаменская // Материалы XII конференции «Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды» (Красноярск).- 2006. - С. 103-110.
6. Азбель,А.А.Тетрадь кейсовых практик: опыт самостоятельных иссл едований в 7-8 классе / А. А. Азбель, Л. С. Илюшин // Часть 1. - СПб.: Школьная лига, 2014.
7. Баженова, К.А. Учебно-исследовательская деятельность
школьников второй ступени: базовый тип действия/ К.А. Баженова, С.В. Ермаков // Материалы XVIII конференции «Педагогика развития:посредническая функция и посредническое действие в образовании», 2011г.
8. Баженова, К.А. Уровневая модель освоения предметного действия на материале программирования / К.А. Баженова, О.В. Знаменская, С.В Ермаков // Информатика и образование. - 2017.- №6.-113 с.
9. Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская, // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.
10. Вагина, М. В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии /М. В.Вагина // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. - 2013. - № 1 (13). - С. 16-18.
11. Воронцов, А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский- М.: МАРО, - 2009.- №5. - С. 21-36.
12. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности .- М.: «РассказовЪ», 2002. - 324с.
13. Гладких, И.В. Создание и использование учебных кейсов в российском бизнес-образовании /И.В Гладких, О.НАлканова // Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Российский журнал менеджмента, -
2014. -№2. - С. 99-116.
14. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. / И.В. Гладких//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - С. 169-194.
15. Грузкова, С.Ю. Кейс-метод: История разработки и использования метода в образовании. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева //Modern Research of Social Problems, - №6(26).- 2013.- 14 c.
16. Далингер, В. А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике: учеб. пособие / B. А. Далингер. -Омск: Изд-во ОмГПУ,- 2008.- С. 24-28
17. Знаменская, О.В. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников: Вопросы образования /Островерх О.С., Рябинина Л.А., Хасан Б. И.- Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2009. - № 3. -
C. 53-74.
18. Знаменская, О.В. Оценка-поддержка индивидуального прогресса
учеников : методика «Дельта» : методическое пособие / О.В. Знаменская, Л.А. Рябинина, О.И. Свиридова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, - 2014. - 110 с.
19. Камалеева, А.Р. Технологизация кейс-метода в учебном процессе: научная статья / А.Р. Камалеева, Н.В. Шигапова, С.Ю. Грузкова //- 2016. - №3. - С. 18 -25.
20. Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 63- 71.
21. Лобузнова, Е. Н. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС / Е. Н. Лобузнова- 2015.- №1. С. 21- 24.
22. Нежнов, П. Г. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / П.Г. Нежнов, О. В. Знаменская, О. С. Островерх, Л. А. Рябина, Б. И. Хасан // под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. - Красноярск: Печатный центр КПД, -2006. - 132 с.
23. Nezhnov P., Kardanova E., Vasilyeva M., Ludlow L. Operationalizing levels of academic mastery based on Vygotsky's theory: the study of mathematical knowledge// Educational and Psychological Measurement. - 2015. -Vol. 75. -№ 2. - P. - C. 235- 259.
24. Нежнов, П.Г. Исследование процесса присвоения учебного содержания / П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова, Л. А. Рябинина // Вопросы образования. - 2013. - №4. - С. 168-187
25. Обухов, А.С. Особенности исследовательского метода обучения как фактора становления субъектности ученика и учителя / А.С.Обухов, Н.Г. Магомедова //Вестник Дагестанского государственного университета. -
2015. - №4. - С. 199 - 204
26. Обухов, А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности /А. С.Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. С. 18- 38.
27. Островерх О.С. Учебная самостоятельность и ответственность в младшем школьном возрасте / О.С.Островерх, А. Г. Мокроусова// Материалы 9¬й научно- практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». Красноярск, 2003.-177 с.
28. Островерх, О.С. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / О.С. Островерх, О. В. Знаменская, Л. А. Рябина, Б. И. Хасан // Вопросы образования. - 2009. - №3. - С. 53- 76
29. Морозова, К. В. Серия уровневых заданий по программированию для обучающихся 6-х классов на основе модели индивидуального прогресса [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 44.03.01 / К. В. Морозова. — Красноярск : СФУ, 2016.
30. Сандовская Т. Е. Условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности // Молодой ученый. - 2014. - №11.1. - С.6-8.
31. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей /М.В. Степанова.- СПб.: КАРО, 2005.- 96с.
32. Стрельцов, Р. В. «Лаборатория опыта» - система условий
оформления опыта творческими подростками // II Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Гуманитарные науки в современном обществе: педагогика, психология и социология», сборник материалов [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011.
33. Фрумин, И. Д. Категория педагогического действия в педагогике развития // Материалы III конференции «Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи школы» (Красноярск). - 1996. - С. 34-42
34. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования/ Г.А. Цукерман, А.Л.Венгер // Психологическая наука и образование. - 2010. №4. - С.77-90
35. Цукерман, Г.А. Оценочная самостоятельность как цель школьного образования / Г. А. Цукерман -Режим доступа: URL: http:// 87.103.175.205/materials
36. Затолокин, И. В. Программирование для школьников: научная статья / И. В. Затолокин. - М.: МГУКИ, 2014. -№10. -С. 57-58
37. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа : http://www.consultant.ru.