ВВЕДЕНИЕ
1.1 Развивающее обучение, его сущность и особенности
1.2 Принципы развивающего обучения
1.3 Развивающее обучение младших школьников на уроках математики
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы
2.2 Анализ результатов эксперимента
2.3 Развивающие методические приемы обучения учащихся решении
текстовых задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
В настоящее время в педагогической науке и практике огромное значение приобретает проблема совершенствование системы школьного обучения, которая обеспечивает ведущую роль в реализации идей развивающего обучения. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.
Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания, развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения.
Если проанализировать ныне сформулированные цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка. Эта тема актуальна в настоящее время, так как она подразумевает поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития.
Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной науке она нашла отражение в работах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова,Л.В.Занкова, А.Н. Леонтьева, К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина и др.
Цель исследования: рассмотреть особенности реализации развивающего обучения младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование методических приемов развивающего обучения младших школьников в начальном курсе математики является более эффективными по сравнению с традиционными подходами.
Объект исследования - особенности реализации методических приемов развивающего обучения младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - методические приемы развивающего обучения младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия и принципы «развивающего обучения»;
2) провести опытно-экспериментальную работу с учащимися и рассмотреть соотношение обучения и развития при сопоставлении развивающего обучения и традиционного.
3) сделать анализ результатов экспериментальной работы.
Для решения поставленных цели и задач нами был использован следующий комплекс методов исследования:
1) изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
2) экспериментальная работа с целью изучения состояния интересующей нас проблемы в практике начальной школы;
3) статистическая обработка полученных результатов теоретической и практической работы.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых по проблеме развивающего обучения младших школьников В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.
Теоретическая значимость проведенной работы заключается в том, что нами было проведено исследование эффективности реализации системы развивающего обучения на уроках математики в начальной школе.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что в дальнейшем материалы могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе», на уроках математики в начальной школе, а также в вузе при изучении новых технологий обучения математике в начальной школе.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ИЛИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения. Экспериментальная база представлена МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися третьих классов: 40 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (32 наименования), включает 5 таблиц и 2 рисунка. Объем работы составляет 42 страницы.
Во введении нами были представлена актуальность, цель, задачи и методы исследования. В первой главе мы рассматривали теоретические аспекты развивающего обучения, его сущность, основные принципы и особенности развивающего обучения на уроках математики в начальной школе. Во второй главе представили описание экспериментальной работы и дали описание развивающих методических приемов обучения младших школьников решению задач.
Ц,елью данной работы было изучение особенностей реализации развивающего обучения младших школьников на уроках математики. В первой главе выпускной квалификационной работы были раскрыты теоретические аспекты развивающего обучения в начальной школе, особенности и основные принципы развивающего обучения. Формированию целостной теории развивающего обучения способствовала идея Л.С. Выготского о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие личности. Идеи Л.С. Выготского относительно возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие личности в дальнейшем были углублены Д.Н. Элькониным и В.В. Давыдовым.
Во второй главе выпускной квалификационной работы мы описываем экспериментальную работу по реализации развивающего обучения в начальной школе на уроках математики. Сравнив результаты диагностик двух классов, обучающихся по традиционной и развивающей системе, мы доказали эффективность развивающей системы обучения. Полученные результаты эксперимента подтверждают гипотезу выпускной квалификационной работы.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что реализация методических приемов развивающего обучения на уроках математики расширяет математический кругозор младших школьников, развивает их образное и логическое мышление, формирует предметные умения и навыки, способствует освоению основ математических знаний.
1. Александрова, Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. - М.: Вита-Пресс, 2009, - 176 с.
2. Белошистая, А. В. Методика преподавания математики в начальной школе.- М.: Владос, 2009. - 455с.
3. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления младших школьников.- М., 2012,- 216 с.
4. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития - М.: МГ1111У, 2011. - 96 с.
5. Воронцов,А.Б. Практика развивающего обучения. -М.: Русская энциклопедия, 2012.-360 с.
6. Выготский, Л.С. Собр.соч. Л.С. Выготский. -М., 1984. - Т.4- 342 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 2006- 533 с.
8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка,- М., 2005.-345 с.
9. Горностаев, П.В. Проблема развивающего обучения в наследии И.Г. Песталоцци. Начальная школа № 7, 1996.-С.23
10. Давыдов, В.В. Принципы обучения в школе будущего- М.:Просвещение, 2010.-187 с.
И. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2009.-247 с.
12. Давыдов, В. В., Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 2006- 544 с.
13. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении.- М.: Вита-Пресс, 2008.-288 с.
14.3анков, Л.В. Обучение и развитие. - М.: Логос, 2005. - 197 с.
15.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Логос, 2013. - 384 с.
16. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах- М.: Академия, 2002 - 512с.
17. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
18. Кокарева, З.А. Технологический подход к анализу современного урока. - Вологда, ВИРО, -2013. - 37 с.
19. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. - М:, 2010. -56 с.
20. Костюк, Г. С. Сравнительное исследование индивидуального и совместного решения мыслительных задач младшими школьниками-1983.-34 с.
21Левигес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника -Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - С. 15-23.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
23. Формирование ключевых компетентностей в начальной школе. УИПКПРО, 2008. - 56с.
24.Чиверская, Л.Н. Формирование мыслительных операций у младших школьников на уроках математики. [Текст] // - Ульяновск, УИПКПРО, 2006. - Юс.
25.Чиверская, Л.Н. Формирование общеучебных умений у младших школьников на уроках математики,- Ульяновск, УИПКПРО, 2007. - 12с.
26. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2007 - 480 с.
27. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды.-М.: Педагогика, 2012.-560 с.
28. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 2011- 144 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
29. Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:.pedsovet.su/load/240-l-0-5184
30. Реализация развивающей функции обучения на уроках в начальнойшколе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:.rudocs.exdat.сот/docs/index-...
31. Методика обучения решению составной задачи в начальных классах.... [Электронный ресурс]. Режим доступа: BiblioFond.ru>
32. Этапы изучения понятия задачи и её решения в начальных классах. [Электронный ресурс] .Режим доступа: Ozd.ru>matematika/etapy izucheniya... zadachii...