Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №27144

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы изучения мотивации в учебной деятельности старших школьников 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов.. 7
1.2 Особенности учебной деятельности и мотивации в старшем
подростковом и раннем юношеском возрасте 17
1.3 Роль современных технологий в развитии мотивации учения 27
2 Эмпирическое исследование влияния Интернет-технологий на повышение мотивации обучения (на примере иностранного языка) 34
2.1 Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий эксперимент) 34
2.2 Применение Интернет-ресурсов в урочной деятельности 48
2.3 Выявление результатов и их интерпретация 54
Заключение 57
Список использованных источников 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Проблема учебной мотивации является актуальной в отечественной и зарубежной психологии. Проблема формирования учебной мотивации старшеклассников в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом просматриваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, благодаря которой образовательный процесс приобретает важное значение. В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные ,кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса.
Проблема мотивации, мотивов поведения и деятельности - одна из важных в психологии. Не будем скрывать, что эта проблема с давних пор интересует ученых, ей посвящено большое количество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Г. Москвичева, А.К. Осина, Б.А. Сосновского, А.А. Файзуллаева и др.; а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, У. Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу и др.
Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. ремнпи Многочисленные психологические исследования таких авторов, как: П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и В. Ф. Моргун, Л. К. Золотых, Т. И. Лях и др. показали, что характер мотивации можно выстраивать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики приходят к самостоятельному выявлению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету актуализировалась, в связи с тем, что произошли кординальные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу.
Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. С помощью компьютера и Интернет-ресурсов педагог может создать все необходимые условия для лучшего усвоения материала, для развития внимания и активности учеников, повышения мотивации и интереса к учебному процессу. Правильное применение компьютерных технологий в обучении может сформировать положительное отношение учеников к учебному процессу, заинтересовать и мотивировать их к активному участию в обучении, взаимодействию с преподавателем, с одноклассниками, поиску дополнительной информации по предмету, а также более легкому усвоению пройденного материала. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Цель исследования: выявить влияние использования современных интернет-ресурсов на повышение мотивации учения в старшей школе.
Объект: учебная мотивация старших школьников.
Предмет: условия развития учебной мотивации старших школьников.
В основу исследования положена гипотеза о том, что использование Интернет-технологий в учебной деятельности влияет на повышение мотивации старших школьников при выполнении следующих условий:
- Образовательное пространство, обеспечивающее реализацию индивидуальных учебных потребностей, интересов и возможностей старшеклассников;
- Успешность и привлекательность учебной деятельности на основе современных образовательных технологий;
- Взаимосвязь учебного предмета с реальной жизнью и применение полученных знаний на практике;
Все эти условия могут быть выполнены при использовании Интернет- технологий.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психологические характеристики и возрастные особенности учащихся старших классов;
2. Изучить особенности учебной деятельности и мотивации в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте;
3. Рассмотреть существующие в психологической науке представления о роли современных технологий в мотивации учения;
4. Провести исследование влияния использования современных интернет-технологий на развитие мотивов учебной деятельности у старших школьников и проанализировать полученные результаты;
5. Дать методические рекомендации по формированию мотивации учения у учащихся подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова), методика «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильин и Н.А. Курдюкова), методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». (Г. Н. Казанцева), анкета для учащихся «Дети в Интернете» ( составлена на основе анкеты Фонда Развития Интернет, Ассоциации RELARN и факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова); качественный анализ ( обобщение и интерпретация) эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования: педагогический состав Светлолобовской школы №6 - 22 человека, учащиеся с 3 по 10 класс в количестве 124 человека.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования смогут дополнить психолого педагогическую характеристику учащихся старших классов. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе психологов, педагогов, занимающихся проблемами образования, воспитания, развития старшеклассников, повышения мотивации учебной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связи с тем, что современное образование совершенствуется и представляет нам новые формы обучения, стоит отметить, что необходимо формировать у школьников новые формы учебной деятельности (более зрелые виды учебных задач, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки, индивидуальный стиль учебной деятельности), а также воспитывать новые уровни мотивации через рождение у школьников новых мотивов, превращение их в действенные, которые поспособствуют развитию личности школьника, постановку новых целей, обогащение учения более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями - все это можно осуществить с помощью применения Интернет-ресурсов в учебной деятельности.
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению компьютером и умению пользоваться Интернет- ресурсами. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование Интернет- ресурсов раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Например, компьютерные обучающие программы по ИЯ имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения: они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
В мультимедийных обучающих программах используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний.
Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки уроков с применением Интернет-ресурсов, подготовки дидактических материалов, а также использования Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс Интернет-ресурсов вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предметов, что способствует индивидуализации и мотивации учения, что и было доказано в ходе эксперимента на примере урока иностранного языка.
Исследование проблемы мотивации старших школьников обусловлено современными социальными реалиями: на нынешнем этапе развития нашей страны возникла необходимость во взращивании социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, квалифицированно реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Сформированная учебная мотивация личности позволяет актуализировать свой потенциал, строить перспективы в дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни.
Таким образом согласно итогам нашего исследования, использование Интернет-ресурсов, в частности, компьютера в условиях сельской школы является эффективным, так как:
- Оно создало комфортные условия для проведения процесса обучения.
Способствовало повышению информационной культуры сельских
Расширило их языковую и социокультурную компетенции.
Изменило в положительную сторону мотивы изучения английского




1. Алексеева, В. В. Психологические особенности инициативности старших школьников и студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук // В. В. Алексеева М.: РУДН. - 2011.
2. Асадпур, К. М. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения // К.М. Асадпур М.: Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №. 1.
3. Асмолов, А.Г. Деятельность и уровни установок. // А. Г. Асмолов под ред. М.: Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 1977. - № 1. - С. 3 - 12.
4. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Л. И. Божович М.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002.Издательство Питер. - С.41-42.
5. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // И. И. Вартанова М.: Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология. - 2000. - №. 4. - С. 16-24.
6. Вартанова, И. И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // И. И. Вартанова М.: Мир психологии. - 2008. - №. 3. - С. 131-142.
7. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка/Л. С. Выготский/Психология личности/Под ред. ЮБ Гиппенрейтер, АА Пузырея, ВВ Архангельской //М.: АСТ: Астрель. - 2009. - С. 329-333.
8. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии //П. Я. Гальперин М.: Книж. дом «Университет. - 2010.
9. Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития // О. Т. Гордеева М.: Дисс. доктора психол. н. - 2013.
10. Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности //Т. О. Гордеева М.: Издательство Психология в вузе. 2005. № 4. C. 3—27.
11. Давыдов, В. В. Нерешенные проблемы теории учебной деятельности //В. В. Давыдов М.: Развивающее образование. Том II. Нерешенные проблемы развивающего образования.-М.: АПК и ПРО. - 2003. - С. 7-14.
12. Днепров, Э. Д. Образовательный стандарт—инструмент обновления содержания общего образования // Э. Д. Днепров М.: Вопросы образования. - 2004. - №. 3.
13. Дубровин, Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте //Д. Н. Дубровин М.: Мир психологии. - 2007. - №. 4. - С. 64-75.
14. Жог, В.И., Соколова A.A. Информатизация системы образования: теория и практика // В. И. Жог М.: Педагогическое образование и наука. 2008. - № 4. - С. 3134.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. - 2002.
16. Ильясов, Д. Ф. и др. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. Часть 2. Педагогические ситуации в школе (учебное пособие) //Д. Ф. Ильясов М.: Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №. 9.
17. Исаев, Е. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / Исаев, Е., Слободчиков, В. - Litres, 2017.
18. Казанская, В. Г. Педагогическая психология //учебное пособие/ВГ Казанская. - 2016.
19. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников //Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова М.:Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №. 4.
20. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев М.: Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Инст. психологии. - М.: Издательство Наука, 2003. - 191с.
21. Кон, И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. Инст.]. И. С. Кон- М.: Издательство Наука, 2006.-368с.
22. Корнева, Л. Психологические основы педагогической практики: учебное пособие. - Litres, 2017.
23. Крайг, Г. Психология развития [Электронный ресурс] // Г. Краг, Д. Бокум М.-СПб.: Питер. - 2009.
24. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н - М. : Юрайт, 2010.
25. Кулагина, Я. М. Влияние интернета на современную молодежь // Я. М. Кулагина, И. Ю. Тарасова М.:Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2014. - №. 35. - С. 44-49.
26. Кураев, Г. А. Возрастная психология. / Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. - 2009.
27. Лазарев, В. С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В. С. Лазарев М.: В сб.«Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».-М. - 2003. - С. 50-51.
28. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство Наука, 2003. - 325с.
29. Лишин, О. В. Подросток в эпоху перемен // О. В. Лишин М.: Мир психологии. - 2007. - №. 4. - С. 11-25.
30. Ложкин, Г. В. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // В. Г. Ложкин, А. Ю. Рождественский М.: Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №. 2. - С. 27¬33.
31. Ломов, Б. Ф. Психологическая регуляция деятельности // Б. Ф. Ломов М.: Изд-во ИП РАН. - 2006.
32. Маеркина, Е. В. Влияние информационного пространства на мотивацию достижения современных подростков // Е. В. Маеркина М.: Вестник ОГУ. 2016. №12 (200). С.29-34
33. Манапов М. М. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. / Манапов М. М., Зобков В. А. - 2007.
34. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А.К. Маркова - М., издательство Просвещение, 1983.С. 543.
35. Марцинковская, Т.Д. Информация и социализация подростка // Мир психологии. 2010. - № 3.- С. 90-134.
36. Марченкова, Н. Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью // Н. Г. Марченкова М.: Среднее профессиональное образование. - 2010. - №. 4.
37. Моросанова, В. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков //В. Моросанова и др. М.: Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. - №. 3.
38. Немов, Р. Психология. Книга 2. Психология образования. - Litres, 2017.
39. Обухова, Л. Возрастная психология: учебник. / Л. Обухова - Litres, 2017.
40. Петрова, В. И. Использование интерактивных средств при обучении школьников старших классов //В. И. Петрова, Л. И. Копунова М.: Наука, образование, общество. - 2015. - №. 1. - С. 172-179.
41. Печерская, Э. П. и др. Первые шаги детей в Интернете // Э. П. Печерская М.: Социологические исследования. - 2014. - №. 12.
42. Плешаков, В. А. Интернет как фактор социализации старших школьников // А. В. Плешаков, Н. В. Угольков М.: Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2012. - №. 2 (4).
43. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты: монография / И.В. Роберт. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 400 с.
44. Семеновских, Т. В. Эмоциональный интеллект и стиль саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Т. В. Семеновских, В. В. Дуплянкин М.: Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т.7. - №. 5 (30).
45. Сиденко, Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Е. А. Сиденко М.: Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №. 6.
46. Солдатова, Г. и др. Пойманные одной сетью //Г. Солдатова М.: Социально-психологическое исследование восприятия интернета детьми и подростками-М. - 2011.
47. Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс [Электронный ресурс] // А. Б. Сорокина М.: Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 45-64.
48. Смирнова, Ю. Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника // Ю. Е. Смирнова М.: Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2010. - №. 125.
49. Угольков, Н. В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников // Н. В. Угольков М.: Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №. 4.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. / Д. И. Фельдштейн - М., 2005
51. Хазанов, И. Я. Педагогическое обеспечение работы с молодежью / И. Я. Хазанов - 2010.
52. Цымбаленко, С. Б. и др. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства // С. Б. Цымбаленко М.: Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация. - 2013. - №. 4.
53. Черненко, О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы / О. Н. Черниченко - Волгоград: Учитель, 2007. 135 с.
54. Шаповалова, И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // И. С. Шаповалова М.: Социологические исследования. - 2015. - Т. 4. - №. 4. - С. 148-151.
55. Эльконин, Д. Б. Размышления о перестройке советской системы образования / Д. Б. Эльконин Вопросы образования. - 2008. - №. 2.
56. Gaesser, B. et al. Characterizing age-related changes in remembering the past and imagining the future //B. Gaesser Psychology and aging. - 2011. - Т. 26. - №. 1. - С. 80.
57. Gao, Z. et al. Effect of learning activity on students' motivation, physical activity levels and effort/persistence // Z. Gao The ICHPER-SD Journal of Research in Health, Physical Education, Recreation, Sport &Dance. - 2011. - Т. 6. - №. 1. - С. 27.
58. Jang, H. Supporting students' motivation, engagement, and learning during an uninteresting activity // H. Jang Journal of Educational Psychology. - 2008. - Т. 100. - №. 4. - С. 798.
59. Papastergiou, M. Digital game-based learning in high school computer science education: Impact on educational effectiveness and student motivation // M. Papastergiou Computers &Education. - 2009. - Т. 52. - №. 1. - С. 1-12.
60. Slessor, G., Phillips, L. H., Bull, R. Exploring the specificity of age- related differences in theory of mind tasks //Psychology and aging. - 2007. - Т. 22. - №. 3. - С. 639.
61. Snler, John, Ph.D. The Psychology of Cyberspace [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/psycyber.html
62. Wang, S. K., Reeves, T. C. The effects of a web-based learning environment on student motivation in a high school earth science course // S. K.Wang, , T. C. Reeves, Educational Technology Research and Development. -
2007. - Т. 55. - №. 2. - С. 169-192.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ