Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы понятия девиантное поведение 9
1.1 Понятие и виды девиантного поведения 9
1.2 Формы и признаки девиантного поведения
младших школьников 15
Глава 2 Организация профилактики девиантного поведения младших школьников 26
2.1 Деловая игра как одна из форм игровых технологий профилактики
девиантного поведения младших школьников 26
2.2 Деловая игра «Спусти пар» 40
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложение
Глава 1 Теоретические основы понятия девиантное поведение 9
1.1 Понятие и виды девиантного поведения 9
1.2 Формы и признаки девиантного поведения
младших школьников 15
Глава 2 Организация профилактики девиантного поведения младших школьников 26
2.1 Деловая игра как одна из форм игровых технологий профилактики
девиантного поведения младших школьников 26
2.2 Деловая игра «Спусти пар» 40
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложение
По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических и гигиенических условий для будущих матерей, недостатки школьного, семейного воспитания и многое другое.
Часто поведение младших школьников обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, харктеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.
Проблема работы педагогов с детьми с девиантным поведением - одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов, приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне. В настоящее время большое внимание следует уделять воспитанию и образованию детей с девиантным поведением. В связи с тем, что их количество увеличивается, назрела необходимость более четкого правового регулирования отношений в области образования детей с девиантным поведением.
Отклонения в поведении детей - это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением ребенка, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо; приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями, именно в семье закладываются основы нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
В соответствии с Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №. 1241), равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.
Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы школьников с девиантным поведением, в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Цель: Выявить педогогические условия профилактики девиантного поведения посредством деловой игры.
Объект: Девиантное поведение младших школьников.
Предмет: Деловая игра как способ профилактики девиантного поведения младших школьников.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды девиантного поведения.
2. Выявить основные формы и признаки девиантного поведения младптих школьников.
3. Рассмотреть деловую игру, как одну из игровых технологий профилактики девиантного поведения младших школьников.
4. Описать деловую игру «Спусти пар» как один из СПОСОБ профилактики девиантного поведения младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности девиантного поведения младших школьников.
2. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных психологов по проблемам школьников с девиантным поведением (Личко А.Е., А. Баски, А Дарки.).
База исследования: исследование проводилось в Краевом центре психолого-медико-социального сопровождения в г. Лесосибирске Красноярского края. Выборка представлена 9 школьниками, учащимися 4 класса.
Часто поведение младших школьников обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, харктеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.
Проблема работы педагогов с детьми с девиантным поведением - одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов, приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне. В настоящее время большое внимание следует уделять воспитанию и образованию детей с девиантным поведением. В связи с тем, что их количество увеличивается, назрела необходимость более четкого правового регулирования отношений в области образования детей с девиантным поведением.
Отклонения в поведении детей - это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением ребенка, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо; приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями, именно в семье закладываются основы нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
В соответствии с Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №. 1241), равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.
Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы школьников с девиантным поведением, в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Цель: Выявить педогогические условия профилактики девиантного поведения посредством деловой игры.
Объект: Девиантное поведение младших школьников.
Предмет: Деловая игра как способ профилактики девиантного поведения младших школьников.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды девиантного поведения.
2. Выявить основные формы и признаки девиантного поведения младптих школьников.
3. Рассмотреть деловую игру, как одну из игровых технологий профилактики девиантного поведения младших школьников.
4. Описать деловую игру «Спусти пар» как один из СПОСОБ профилактики девиантного поведения младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности девиантного поведения младших школьников.
2. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных психологов по проблемам школьников с девиантным поведением (Личко А.Е., А. Баски, А Дарки.).
База исследования: исследование проводилось в Краевом центре психолого-медико-социального сопровождения в г. Лесосибирске Красноярского края. Выборка представлена 9 школьниками, учащимися 4 класса.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам младших школьников с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что:
1. Стоит придерживаться понятия Ю.А. Клейнберга. Девиантное поведение - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении включает в себя социализацию личности воспитанника, т.е. обучение навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, формирование мотивации к обучению и трудоустройство.
2. Нарушениями поведения у школьников младшего школьного возраста непослушание, шалость, детский негативизм, упрямство, ложь, побеги из дома и т.д.
В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата в профилактике девиантного поведения можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы.
3. Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов профилактики девиантного поведения у детей. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. При девиантном поведении положительное влияние игры состоит в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.
4. Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в г. Лесосибирске Красноярского края, совместно с психологом А.Ю. Давыдовой, с целью изучения психологических особенностей школьников с девиантным поведением. В качестве участников экспериментальной работы в школе были определены учащиеся 4 класса, школьников с девиантным поведением, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Всего к участию в экспериментальной работе было привлечено 9 подростков в возрасте 9-10 лет, в том числе 5 мальчиков и 4 девочки.
Проводя экспериментальное исследование психологических особенностей школьников с девиантным поведением, был сделан вывод о том, что:
- у большинства школьников с девиантным поведением, проявляются приступы мрачной раздражительности, что напрямую отражается на учебном процессе Главными чертами школьников с девиантным поведением, является аффективная взрывчатость, безудержная ярость - циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Младшие школьники с девиантным поведением любят приключения, охотно идут на риск.
- у школьников с девиантным поведением, наблюдается высокий уровень агрессивности по таким показателям как: физическая агрессия, раздражение, негативизм, что говорит о склонности испытуемых к выражению негативных чувств, как через ссоры, крик, визг, так и через содержание словесных отзывов (угрозы, проклятья, ругань), все это отражается на учебном процессе. Школьники с девиантным поведением, склонны к использованию физической силы против другого лица, они характеризуются готовностью к проявлению агрессии при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости.
5. Нами был проведен анализ профилактики девиантного поведения младших школьников посредством деловой игры.
Предложенная делов игра направлена на приобретение младшими школьниками с девиантным поведением психологических умений и навыков, способствующих их личностному росту; формированию коммуникативных умений и навыков саморазвития; формирование культуры личности на общечеловеческих ценностях, с освоением опыта самореализации.
1. Стоит придерживаться понятия Ю.А. Клейнберга. Девиантное поведение - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении включает в себя социализацию личности воспитанника, т.е. обучение навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, формирование мотивации к обучению и трудоустройство.
2. Нарушениями поведения у школьников младшего школьного возраста непослушание, шалость, детский негативизм, упрямство, ложь, побеги из дома и т.д.
В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата в профилактике девиантного поведения можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы.
3. Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов профилактики девиантного поведения у детей. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. При девиантном поведении положительное влияние игры состоит в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.
4. Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в г. Лесосибирске Красноярского края, совместно с психологом А.Ю. Давыдовой, с целью изучения психологических особенностей школьников с девиантным поведением. В качестве участников экспериментальной работы в школе были определены учащиеся 4 класса, школьников с девиантным поведением, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Всего к участию в экспериментальной работе было привлечено 9 подростков в возрасте 9-10 лет, в том числе 5 мальчиков и 4 девочки.
Проводя экспериментальное исследование психологических особенностей школьников с девиантным поведением, был сделан вывод о том, что:
- у большинства школьников с девиантным поведением, проявляются приступы мрачной раздражительности, что напрямую отражается на учебном процессе Главными чертами школьников с девиантным поведением, является аффективная взрывчатость, безудержная ярость - циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Младшие школьники с девиантным поведением любят приключения, охотно идут на риск.
- у школьников с девиантным поведением, наблюдается высокий уровень агрессивности по таким показателям как: физическая агрессия, раздражение, негативизм, что говорит о склонности испытуемых к выражению негативных чувств, как через ссоры, крик, визг, так и через содержание словесных отзывов (угрозы, проклятья, ругань), все это отражается на учебном процессе. Школьники с девиантным поведением, склонны к использованию физической силы против другого лица, они характеризуются готовностью к проявлению агрессии при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости.
5. Нами был проведен анализ профилактики девиантного поведения младших школьников посредством деловой игры.
Предложенная делов игра направлена на приобретение младшими школьниками с девиантным поведением психологических умений и навыков, способствующих их личностному росту; формированию коммуникативных умений и навыков саморазвития; формирование культуры личности на общечеловеческих ценностях, с освоением опыта самореализации.
Подобные работы
- Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика правонарушений среди обучающихся в общеобразовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков технологиями активного обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие аудиальной культуры обучающихся во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018



