Введение 3
1 Экономический потенциал территорий региона и перспективы его развития 4
1.1 Ресурсы территорий и потенциал их роста 4
1.2 Экономический потенциал территорий и инструменты его оценки 16
2 Оценка экономического потенциала территорий региона 23
2.1 Модель, критерии и математический аппарат оценки
экономического потенциала 23
2.2 Результаты оценки экономического потенциала 30
2.3 Классификация территорий Красноярского края по уровню их
экономического потенциала 36
3 Разработка информационно-аналитического обеспечения оценки
экономического потенциала территорий Красноярского края 42
3.1 Выбор программного продукта для разработки информационно¬
аналитического обеспечения оценки экономического потенциала территорий Красноярского края 42
3.2 Разработка информационно-аналитического обеспечения оценки
экономического потенциала территорий Красноярского края 47
3.3 Оценка экономического эффекта внедрения разработанного
информационно-аналитического обеспечения 55
Заключение 58
Список использованных источников 59
Приложения
В современных условиях одной из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально-экономического развития регионов. Возникает задача разработки стратегий региональной конкурентоспособности, направленных на комплексное решение задач регионального развития, повышение уровня национальной конкурентоспособности.
Одной из проблем, требующих решения, является определение предпосылок для разработки стратегии экономического региона. Необходим комплексный анализ показателей социально-экономического развития территорий региона для выявления реальных и потенциальных конкурентных преимуществ, составляющих фундамент конкурентного потенциала региона, и основу для разработки стратегии конкурентоспособности.
Объектом исследования является экономический потенциал территорий Красноярского края.
Предметом исследования выступают показатели, определяющие состояние и тенденции развития экономического потенциала территорий Красноярского края.
Целью работы является разработка информационно-аналитического обеспечения оценки экономического потенциала территорий региона (на примере Красноярского края).
Поставленная цель обуславливает следующие задачи: определение методики оценки экономического потенциала территорий региона; определение места показателей социально-экономического развития в системе оценивания уровня экономического потенциала региона; расчет и анализ рейтинга показателей экономического потенциала территорий Красноярского края, классификация территорий по уровню их экономического потенциала
Вопросы оценки социально-экономического потенциала регионов приобретают все большую актуальность в современных экономических условиях. Разработка информационно-аналитической базы оценки экономического потенциала территорий способствует повышению эффективности управления регионами, разработки и реализации стратегических планов и политических инициатив.
На муниципальном уровне информация о резервах и факторах, сдерживающих развитие территории, позволит органам местного самоуправления четко позиционировать ее положение в региональном хозяйстве, интегрировать ее в процесс развития всего региона на основе существующих ресурсов и специализации в региональном разделении труда, сконцентрировать усилия на перспективных направлениях развития в рамках региональных приоритетов.
Использование предложенного в работе подхода к оценке экономического потенциала территорий, наряду с традиционно применяемыми, даст возможность более эффективно управлять регионом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей развития экономики территорий на основе определения и соотнесения приоритетов их социально-экономического развития.
В проделанной работы, было разработано информационно¬аналитическое обеспечение оценки экономического потенциала территорий Красноярского края. На основе разработанной методики была произведена оценка экономического потенциала, на основе которой территории Красноярского края были классифицированы по уровню их экономического потенциала.
Разработанное информационно-аналитическое обеспечение позволит органам государственно власти значительно упростить процесс оценки эффективности управления развитием.