Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у дошкольников через театрализованную деятельность

Работа №26787

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
638
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников
1.1 Понятие нравственности и подходы к формированию нравственных
качеств у детей дошкольного возраста 9
1.2 Требования ФГОС ДО к формированию нравственных качеств у
старших дошкольников 21
1.3 Принципы организации театрализованной деятельности с детьми
старшего дошкольного возраста 29
Глава 2 Организация театрализованной деятельности детей
старшего дошкольного возраста
2.1 Способы организации и содержание театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, способствующей формированию у них нравственных представлений 35
2.2 Методические рекомендации по организации театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста 40
2.3 Результаты апробации по организации театрализованной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 47
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложения

Актуальность. Нравственное воспитание создаёт важную основу в формировании и развитии личности, помогает воспитывать такие стороны как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила, нормы жизни.
С далёкого прошлого в педагогике о нравственном воспитании говорили Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в формировании и развитии личности. Я. А. Коменский утверждал, что благодаря воспитанию:
«Из всякого ребенка можно сделать человека» [13,с.15].
Еще практически два века назад великий русский писатель Антон Павлович Чехов говорил, что в человеке все должно быть прекрасно. Есть то, что не изменяется со временем: шум морского прибоя, солнце, небо. Мир, полный добром, наполненный злом, эгоизмом и нравственностью. Законы нравственности создавались веками и существуют для того, чтобы не потерял свою главную сущность - человека "Берегите в себе человека!".
Современное общество переживает глобальный кризис в понимании нравственных качеств и морали. Общество утратило понимание этих понятий.
Произошло отклонение моральных норм и правил, заметное падение стабильности нравственных убеждений и отношений, что приводит к неоправданным последствиям в нравственном воспитании детей и подростков. Наблюдается самосовершенствование; размытость критериев добра, милосердия, сопереживания и др. Молодёжь стыдится телесной и духовной чистоты.
В современном обществе материальные значения превосходят над духовными. Современные родители заняты больше карьерой, дети даны лично себе и интернету. Современные родители перестали на ночь петь колыбельные, читать сказки, это привело к тому что, у детей появился дефицит знания сказок. Стремительно снижаются компетентность в культуре поведения и этикета. Современные дети - увлеченные гаджетами живут в виртуальном мире, нет ценности в обучении, мир для таких детей размыт и искажен. Поэтому дети перестали восхищаться, сопереживать, отсутствует творческая фантазия. Взаимоотношение между сверстниками стали эгоистичными, дерзкими, чёрствыми и др. Наблюдается возрастание детской враждебности, безжалостности, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
Выстраивая большое, общедемократическое, общество с возвышенной цивилизованностью отношений между людьми, разумеется, что такое общество детерминирует потребность нравственной воспитанности любого человека.
Следовательно, исходя из перечисленного, можно обозначить глобальную нравственную проблему человеческого общества.
Причина во всем этом ослабление контроля над поведением, диверсия строя моральных норм и их отклонение друг с другом.
Дошкольное детство особый период в формировании развития личности. В частности в этот отрезок происходит формирование человека и такие понятия как добро и зло. Дети дошкольники много играют, через игру познают норму поведения в обществе. Известные педагоги всех времён утверждали о воспитании дошкольников:
Я.А.Коменский подчёркивал: «Исключительная важность дошкольного периода в жизни человека, когда для его развития должны быть созданы особые условия» [13,с.27].
А.С.Макаренко утверждал, что воспитание, является процессом изменения воспитания в результате его деятельности, писал: «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог бы проявить мужество всё равно в чём - в сдержанности, в прямом открытом слове, как в лишении, в терпимости, в смелости» [16].
Игра важнейший путь к изучению мира. Играя, ребёнок познаёт тонкую линию доступности, восприимчивости своих границ. Свои знания всегда стимулируют к развитию самого себя. Поэтому игра - важнейший компонент в воспитании самого себя. Игра - имеет особую важность кардинального воспитания детей.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» А. С. Макаренко [16].
Средством направленного воспитания избрана театрализованная деятельность, а именно, её составляющая - сказки, фольклор, игры- драматизации, режиссёрские игры и др.
Театрализованная деятельность в детском саду - безграничный источник развития чувств, эмоциональных открытий, как средство приобщения к духовному богатству. Важно, чтобы театр в дошкольном учреждении развивал экспансивную сферу ребенка, принуждающую его сочувствовать персонажам, сопереживать инсценированным событиям. Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении даёт возможность формировать опыт социальных навыков. Благодаря этому вырабатывается привычка поведения потому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста постоянно имеют нравственную сосредоточенность. Любимые герои стают эталонами для воспроизведения и отождествления. Наблюдается разрыв между нравственными представлениями детей и точным проявлениями нравственных качеств активности.
Театрализованная игра позволяет играть как « добрых» так и «злых» персонажей, что позволяет сопереживать и восхищаться. У детей формируется эстетический вкус, созидательные и декламационные таланты, формируется чувство содружества, формируется память, воображение, мышление, фантазия.
Педагог, используя в своей работе театрализованное творчество, позволяют воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширяет и углубляет знания о окружающем мире, любовь к своей Родине, сопереживанию, трудолюбию.
Педагог должен сформировать интерес у современных детей дошкольников вариативными занятиями театрализованной деятельности. Содержание театрализованной игры нравственного формирования личности, соответственно ориентироваться на личность ребенка и его согласование с другими детьми. Учить детей искать самостоятельно положительное решение различных ситуаций самостоятельно, беря во внимание, заранее вероятные результаты, а не полнейшее совершенство. Требуется побуждать детей к высказыванию собственных творческих идей.
Выработать инициативу личности, способной мыслить, воображать.
Вследствие, этого можно обратить внимание на следующие особенности
нравственного развития дошкольников:
- у детей возникают первые абстрактные мнения и результаты в осознании,
социального смысла нравственной нормы;
- нравственные представления переносятся в реальную жизнь;
- возникает осмысленная благородность, когда нравственные нормы начинают управлять поведением ребенка.
По новым требованиям ФГОС, свидетельствующим к образовательному процессу в дошкольном учреждении, игра и обучение обязаны изображать единым действием, основополагающим обликом деятельности для дошкольников, через игру он познает мир, себя и окружающих, получает опыт. Процесс фантазии относится к познавательным процессам, особенность какового складывается в переработке былого навыка.
Одним из главных вопросов развития творческой активности и фантазии - недостаток системы работы в данной установке.
По новым требованиям ФГОС, предъявляемым к образовательному процессу в дошкольном учреждении, игра и обучение должны являться целостным процессом, основной областью деятельности для дошкольников, через игру он познает мир, себя и окружающих, обретает опыт.
Одной из коренных проблем развития воображения и творческой энергичности - недостаток системы работы в данной направленности.
Проблема исследования определяется противоречием между высоким потенциалом театрализованной игровой деятельности в формировании и развитии нравственных представлений дошкольников и недостаточностью разработанных методик организации театральной деятельности с дошкольниками в условиях реализации требований ФГОС ДО.
Цель исследования: Теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности.
Объект исследования: формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театральная деятельность как средство
формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
театральная деятельность будет способствовать формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- внесение элементов театральной деятельности в различные виды детской деятельности;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (родителей).
- организация экскурсий старших дошкольников в театры с целью воспитания поведения в общественных местах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного.
2. Проанализировать требования ФГОС ДО к формированию нравственных качеств у старших дошкольников;
3. Раскрыть содержание понятия «Театрализованная деятельность» и выявить принципы организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Определить способы организации и спланировать содержание театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, способствующей формированию у них нравственных представлений;
5. Разработать методические рекомендации по организации
театрализованной деятельности детей дошкольного возраста,
способствующей формированию у них нравственных представлений;
6. Провести апробацию по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных;
эмпирические: беседа, позволяющая выявить степень освоения детьми содержания произведений художественной литературы; наблюдение педагогический эксперимент, для определения показателя развития театрализованной игры; анализ продуктов деятельности детей постановка сказки, изучение стихов, кукольная постановка и т.д.
База исследования.
Сбор эмпирических данных проходил на базе МБДОУ №274.В исследовании участвовали старшие дошкольники -17 человек, которые в формирующем эксперименте занимались по программе от рождения до школы в условиях реализации требований ФГОС, и формирование нравственных представлений через театрализованную деятельность старших дошкольников, занимающихся по программе «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа направленна на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
Исследование проводилось в течение сентября - декабря 2015 года.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования:
Проанализированы подходы к формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал что, несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
Проанализированы требования ФГОС ДО к формированию нравственных качеств у старших дошкольников. Одной из них является создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Раскрыто содержание понятия «Театрализованная деятельность» и выявлены принципы организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, которые заключаются в формировании приобретении опыта социальных навыков поведения. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает
Описаны способы организации и спланировано содержание театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, способствующей формированию у них нравственных представлений, представленное в виде описания основных типов театрализации.
Разработаны методические рекомендации по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста, способствующей формированию у них нравственных представлений;
Проведена апробация по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, результаты которой показали подходы к пониманию и определению нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.


1. Алпеева, Т. М. Человек. Общество. Государство. Человек в мире культуры : учеб. пособие для/ Т. М. Алпеева, Е. В. Беляева, Г. А. Василевич и др.; под ред. Ю. А. Харина; - Мн.: Нар. асвета, - 2002.- 191 с.
2. Артамохиной, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] / Артамохиной, А.О: курсовая работа , - Москва,- 2002 Режим доступа: http://protechek- net.ru/referaty_po_pedagogike/kursovaya_rabota_nravstvennoe_vospit
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 127с .
4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва, 2005. - 208 с.
5. Горелова, В. Дошкольное воспитание / Горелова, В // Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития.- 2009.- № 4.- С.109-113.
6. Григорьева, Е. И. Методика организации детского и юношеского творчества: учебное пособие: Григорьева Е. И.-Тамбов, ТГУ им. Г.Р. Державина,-1997- 48с.
7. Грицай, Т. В. Духовно- нравственное воспитание как педагогическая теория / Грицай, Т. В // : научно - теорит. журнал . - 2011 ,- №8 - 97с. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4085102
8. Ежова, Е. Дошкольная педагогика/ Ежова, Е // Педагогический процесс в дошкольных учреждениях. Научный взгляд. - Москва 2013.- №4 - С.72-76.
9. Зонова, Л.Э Ребёнок в детском саду / Зонова, Л. Э// Сюжетно-ролевая игра.-2006.- №2. - С. 59-61.
10. Каримова, Т. Р. Методы нравственного воспитания в ДОУ [Электронный ресурс] / Т.Р. Каримова // Студенческий форум. - 2014. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/360/1913
11 . Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь: учеб. пособие / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998-490с.
12. Козлова. С. А , Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - Москва: «Академия», 2001. - 416 с.
13. Коменский, Я.А. Материнская школа / Коменский, Я.А. - М.: Учпедгиз, - 1947. - 104 с.
14. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания: спец. курс 6, учеб., пособие для студентов вузов / Б.Т. Лихачев. - Москва: Прометей, -1995. - 282 с.
15. Мангушева, Е. В. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы / [Электронный ресурс] / Мангушева, Е. В // образовательные технологии.- 2014.- 71с. Режим доступа : http://sandbox.openclass.ru/
16. Манукян, С. Актуальные проблемы современной педагогики. Пособие. [Электронный ресурс] - 2003. Режим доступа: http://e- libra.ru/books/237635-aktualnye-problemy-sovremennoj-pedagogiki.-posobie..htm
17. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду: метод. реком:/ Мигунова, Е. В. - Москва: Просвещение, 1991. - 127с.
18. Новикова, Т. Дошкольное воспитание / Новикова, Т // Театрализованная деятельность как условие социализации дошкольника. - Братск 2014.- №11 - С.27-29.
19. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва: Русский язык, 1990. - 917 с
20. Подласый, И.П. Педагогика : учебник / Подласый, И.П. - Москва: ВЛАДОС, 2000.- 573с.
21. Попова, О.А. Модифицированная программа по театральной деятельности студия сказка:
доп.образование: / Составитель: Иващенко Л. П. [Электронный ресурс]- Мо сква2013.Ре сурступа: до ступа: http: //shkolnie.ru/literatura/49791/index.
22. Салдина , О.В. Инсценировка для детей старшей группы по мотивам сказки "Волк и семеро козлят"[Электронный ресурс]-2007. Режим доступа:http://ped-kopilka.ru/blogs/saldina/kozljata-i-seryi-volk.html
23. Самошина, Т. Дошкольное воспитание/ Самошина, Т. // Театрализованная деятельность универсальное средство воспитания. - Видное, 2014.-№7-С.126.
24. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина, В. А. - Москва: Академия, - 2002. -№8 - 576 с.
25. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников: учебн пособие: [Электронный ресурс] - 2006 г. - 52 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/352080/
26. Ступницкая, М. А Образование с современной школе / Ступницкая, М. А. // Что такое учебный проект? - 2010.№4 - 44 с.
27. Счастная А.М. По ступенькам нравственности: учебник / Счастная А.М. - Минск: Нар. асвета, 1990. - 63с.
28. Таранова, Е.В. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики. Научное издание: австореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01 - Ставрополь, 2003. - 200 c.
29. Урунтаева. Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для вузов, пед.училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А.Урунтаевой, Ю.А. Афонькина; под редакцией Г.А.Урунтаевой; Москва: Владос, - 1995.- 291с.
30. Ушинский, К. Воспитание человека. Избранное / Под ред. С.Ф. Егоров составление, вступ. статья, 2000. - с.19.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] закон от 17 октября 2013 года, № 1155 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok
32. Чекина, Е.В.Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние : монография / Чекина, Е.В. Гродно: ГрГУ, 2008.-119с.
33. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: учебное пособие: / Чурилова,Э.Г. ВЛАДОС, 2004-160с.
34. Щёткин, А. Театрализованная деятельность в детском саду / Под ред. О. Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 128с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ