Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Расследование автотранспортных преступлений

Работа №26357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава 1. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений
1.1 Понятие криминалистической характеристики
преступления 7-9
1.2 Механизм совершения автотранспортных
преступлений 10-16
1.3 Следы автотранспортных преступлений 16-23
1.4 Личность преступника 23-25
1.5 Личность потерпевшего 25-26
Глава 2. Типичные следственные ситуации, задачи и направления
расследования автотранспортных преступлений на первоначальном этапе
2.1 Типичные следственные ситуации и задачи расследования 27-30
2.2 Направления расследования 30-33
Глава 3. Производство следственных действий при расследовании автотранспортных преступлений
3.1 Осмотр места происшествия 34-39
3.2 Допросы 39-42
3.3 Назначение экспертиз 42-47
3.4 Следственный эксперимент 47-51
Глава 4 Ошибки, допускаемые при расследовании автотранспортных
преступлений 52-55
Заключение 56-57
Список использованных источников 58-62
Приложения А - 3 63-89


Процесс автомобилизации является частью прогресса общества. Так, по данным средств массовой информации на 1 января 2017 года в среднем в стране на тысячу жителей приходилось 288 легковых автомобилей, для сравнения в 2015 году на тысячу жителей приходилось 284 легковых автомобиля. Увеличение количества автотранспорта в совокупности с низким уровнем подготовки водителей, а также с низким качеством дорожного полотна отражается на ситуации аварийности на дорогах.
Так, за истекший период 2017 года на обслуживаемой территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» (куда входит Отделение полиции №1 (Манский район); Отделение полиции №2 (Партизанский район), Уяр; далее - МО МВД России «Уярский») зарегистрировано 76 дорожно-транспортных происшествий, в которых 21 человек погиб, 118 получили ранения.
По вине водителей проживающих на обслуживаемой территории совершено 28 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых 6 человек погибло и 41 получили ранения различной степени тяжести, удельный вес - 36,8% от числа совершенных преступлений. По вине иногородних водителей совершено 48 ДТП, в которых 15 человек погибло и 77 получили ранения различной степени тяжести, удельный вес - 63,2% от числа совершенных преступлений.
На обслуживаемом участке федеральной автодороги Р-255 «Сибирь» зарегистрировано 35 ДТП, погибло 13, ранено 65.
Меры, предпринимаемые правоохранительными органами, не в состоянии в полной мере переломить данную тенденцию, но способны повлиять на ситуацию аварийности. Так, за истекший период текущего года на обслуживаемой территории МО МВД России «Уярский» было проведено 117 оперативно-профилактических мероприятий, в том числе 28 с привлечением сотрудников ОУУП, из них:
- ОПМ «Нетрезвый водитель» - 31 (выявлено 39 водителей в нетрезвом состоянии);
- «Встречная полоса» - 43;
- «Детское удерживающее устройство» - 9;
- «Нелегальный перевозчик» - 5;
- «Пешеход-пешеходный переход» - 5;
- «Чистое стекло» - 2;
- «Мотоциклист» - 17 .
В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести последствий от ДТП и повышения дисциплины участников дорожного движения сотрудниками ОГИБДД за 10 месяцев 2017 года возбуждено 14376 дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорожно-транспортное происшествие представляет собой событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения либо причинен иной материальный ущерб.
Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие тяжкие последствия в виде смерти пострадавшего или причинения ему тяжкого вреда здоровью, образуют состав преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса РФ.
Так, на обслуживаемой территории МО МВД России «Уярский» за одиннадцать месяцев 2017 года по ч.1-5 ст. 264 УК РФ зарегистрировано 30 уголовных дел, из которых 11 возбуждено в условиях неочевидности, а 10 ДТП со смертельным исходом.
Следует отметить, что наибольшую опасность представляют автотранспортные преступления, совершенные по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Так за истекший период текущего года на обслуживаемой территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, совершено 18 ДТП, погибло 2 человека, ранено 22.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы работы, поскольку автотранспортные преступления создают угрозу жизни и здоровью граждан, характеризуются повышенной общественной опасностью, а также чрезвычайно распространены.
Предметом исследования бакалаврской работы являются автотранспортные преступления, а также деятельность следственных органов по их расследованию.
Цель исследования - раскрыть криминалистическую характеристику и первоначальный этап расследования автотранспортных преступлений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать криминалистическую характеристику автотранспортных преступлений;
- рассмотреть следовую картину и механизм совершения автотранспортных преступлений;
- изучить личность преступника и личность потерпевшего;
- описать типичные следственные ситуации и направления расследования;
- рассмотреть следственные действия и раскрыть особенности их производства;
- проанализировать типичные ошибки, допускаемые следователями при расследовании автотранспортных преступлений.
Теоретической основой работы послужили труды Т.В. Аверьяновой, И.В. Александрова, Р.Г. Аксенова, М.В. Баранова, А.Ю. Головина,С.А. Евтюкова, В.И. Жулева, А.С. Князькова, В.Е. Корноухова, Е.А. Попова, В.А. Степанищева, Л.А. Суворовой, В.А. Федорова и других ученых.
Практическую базу работы составили уголовные дела и подучетные отказные материалы по факту ДТП МО МВД России «Уярский».
Структурно работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений, раскрывается механизм их совершения. Во второй главе описываются типичные следственные ситуации, задачи и направления расследования автотранспортных преступлений на первоначальном этапе. В третьей главе исследуются вопросы производства следственных действий при расследовании автотранспортных преступлений. В четвертой главе раскрыты ошибки, допускаемые при расследовании автотранспортных преступлений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Автотранспортным преступлением является не всякое дорожно-транспортное происшествие, а лишь то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений включает в себя совокупность черт, проявляющихся в механизме преступления, обстановке, следах, а также особенностях личности участников ДТП. При этом основным элементом является именно механизм совершения преступления.
В связи со спецификой расследования уголовных дел по факту ДТП, в настоящее время в большинстве УВД расследование автотранспортных преступлений осуществляется специализированными следственными подразделениями.
Не смотря на значительный комплекс мер, которые принимаются сотрудниками МВД России, ГИБДД, Следственным комитетом МВД России и другими службами, количество автотранспортных преступлений значительно не сокращается. Высоким остается количество ДТП со смертельным исходом, а также случаи, когда водитель, виновный в ДТП, скрылся с места преступления.
Расследование автотранспортных преступлений представляет собой сложный и трудоемкий процесс, в котором должно проявляться взаимодействие между подразделениями следствия, ГИБДД, уголовного розыска, а также необходим высокий уровень научно-технического обеспечения.
Серьезным недостатком, который влияет на качество расследования остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Поэтому проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и организаций.



1. Конституция Российской Федерации : Официальный текст с внесенными поправками от 21.07.2014 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4. О безопасности дорожного движения : Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
5. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2001 года № 73-ФЗ // Российская газета. - 05.06.2001. - № 106.
6. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения : Указ Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 года. - № 25. - Ст. 2897.
7. О правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23. 10.1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 22.11.1993. - № 47. - Ст. 4531.
8. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 г. № 1995-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.11.2012 года. - № 45. - Ст. 6282.
II. Специальная литература:
9. Абрамочкин, В.В. Следственный эксперимент при расследовании дорожно - транспортных преступлений : учебное пособие / В.В. Абрамочкин. - М. : 2015. - 164 с.
10. Аверьянова, Т.В. Криминалистика : учебник / Т.В. Аверьянова. - М. : НОРМА-ИНФРА, 2004. - 990 с.
11. Аверьянова, Т.В. Криминалистика : учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Российская. - М. : Норма, 2008. - 944 с.
12. Аксенов, Р.Г. Изучение личности подозреваемого, обвиняемого в процессе расследования преступлений : лекция / Р.Г. Аксенов, Л.Ю. Аксенова, М.Б. Бондарева. - Омск : Омская академия МВД России, 2003. - 32 с.
13. Аксенова, Л.Ю. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о дорожно-транспортных преступлениях / Л.Ю. Аксенова // Вестник Омской юридической академии. - 2016. - №. 5. - С. 71-77.
14. Александров,И.В. Расследование автотранспортных происшествий : учебное пособие / И.В. Александров. - Красноярск : РУМЦ ЮО, 2005. - 70 с.
15. Балакшин, В.С. Криминалистика : учебник для бакалавров / В.С. Балакшин, Е.В. Смахтин. - М. : Юрайт, 2012. - 831 с.
16. Белкин, Р.С. Курс криминалистики : учебник / Р.С. Белкин. - М. : Юрайт, 2001. - 480 с.
17. Бибиков, А.А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: диссертация на соискание степени кандидата юридических наук : 12.00.09 / Бибиков Александр Александрович. - Тула, 2005. - 208 с.
18. Бикташев, С.Р. Автомобиль, безопасный для пешехода. Современное состояние и перспективы развития / С.Р. Бикташев // Автомобильная промышленность. - 2011. - № 12. - С. 8 - 10.
19. Букаев, Н.М. Особенности расследования дорожно - транспортных происшествий : учебное пособие / Н.М. Букаев, А.Ф. Анисимов. - Сургут : СурГУ, 2000. - 79 с.
20. Бурнашев, Н.А. Следственные ситуации в методике расследования преступлений / Н.А. Бурнашев // Проблемы интенсификации деятельности по расследованию преступлений. - Свердловск, 1987. - С. 20-21.
21. Вдовина, О.П. Теория и практика использования микрообъектов в расследовании дорожно - транспортных преступлений : диссертация на соискание степени кандидата юридических наук : 12.00.12 / Вдовина Ольга Павловна. - Тула, 2015. - 200 с.
22. Годунов, В.С. Характеристика вины при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) / В.С. Годунов // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 10. - С. 71 - 75.
23. Дворкин, А.И. Осмотр места происшествия : практическое пособие / А.И. Дворкин. - М. : Юристъ, 2001. - 336 с.
24. Евтюков, С.А. Расследование и экспертиза дорожно - транспортных происшествий / С.А. Евтюков, Я.В. Васильев. - Спб. : ДНК, 2005. - 280 с.
25. Жулев, В.И. Расследование дорожно - транспортных преступлений : методические рекомендации / В.И. Жулев, В.А. Степанищев. - М. : ВНИИ МВД России, 2004. - 226 с.
26. Исаев, А.А. Трассологическое определение механизма наезда на пешехода / А.А. Исаев. - М. : Норма, 1997. - 31 с.
27. Ищенко, Е.П. Криминалистика : учебник / Е.П. Ищенко. - М. : Инфра-М, 2006. - 748 с.
28. Корноухов, В.Е Судебная экспертиза : учебно-методический комплекс / В.Е. Корноухов, Ю.К. Орлов, И.А. Журавлева. - Красноярск, 1998. - 305 с.
29. Оболкин, А.Л. Значение метода моделирования при организации расследования дорожно-транспортных преступлений / А.Л. Оболкин // Вестник ДВЮИ МВД России. - 2015. - № 4. - С. 87 - 92.
30. Мешков, В.М. Дорожно-транспортное происшествие : уголовно - правовая и криминалистическая характеристика. Роль и значение фактора времени в расследовании : научно-практическое пособие / В.М. Мешков, В.В. Лысенко. - Калининград : КЮИ МВД России, 2002. - 58 с.
31. Мещеряков, В.А. Преступления в сфере компьютерной информации : основы теории и практики расследования / В.А. Мещеряков. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2002. - 260 с.
32. Мороз, А.В. Понятие «материальные следы преступления»/ А.В. Мороз // ОБЩЕСТВО И ПРАВО. - 2010. - № 5. С. 261 - 264.
33. Образцов, В.А. О некоторых перспективах интеграции и дифференциации знаний в криминалистике / В.А. Образцов // Актуальные проблемы советской криминалистики. - 1979. - № 6. - С. 20 - 24.
34. Попов, Е.А. Основные направления и возможности ситуационного подхода / Е.А. Попов // Экономика и право. - 2015. - № 6. - С. 110 - 115.
35. Савельева, М.В. Криминалистика : учебник / М.В. Савельева, А.Б. Смушкин. - М. : Издательский дом «Дашков и К», 2009. - 608 с.
36. Суворова, Л.А. Идеальные следы в криминалистике / Л.А. Суворова. - М. : Юрлинформ, 2005. - 245 с.
37. Федоров В.А. Расследование дорожно-транспортных происшествий / В.А. Федоров, Б.Я. Гаврилов. - М. : Экзамен, 2003. - 464 с.
38. Хегай, Ю.В. Безопасность дорожного движения при перевозке пассажиров в Красноярском крае / Ю.В. Хегай, Н.В. Москаленко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 211. - С. 73 -75.
39. Шапкин, А.А. Криминалистическая характеристика дорожно - транспортных преступлений / А.А. Шапкин // Социально - экономические явления и процессы. - 2013. - № 5. - С. 238 - 240.
41. Юрпалова, Д.Н. Состояние и динамика дорожно - транспортных преступлений, совершаемых женщинами / Д.Н. Юрпалова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 231 - 233.
42. Яблоков, Н.П. Криминалистика : краткий курс / Н.П. Яблоков. - М. : 2000. - 219 с.
III. Судебная и следственная практика:
1. Аналитическая справка о результатах оперативно-служебной деятельности отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» за январь-октябрь 2017 года.
2. Аналитические данные по возбужденным уголовным делам на территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» за одиннадцать месяцев 2017года.
3. Уголовное дело №**** // СО МО МВД России «Уярский». 201* г.
4. Уголовное дело №**** // СО МО МВД России «Уярский». 201* г.
5. Уголовное дело №**** // СО МО МВД России «Уярский». 201* г.
6. Уголовное дело №**** // СО МО МВД России «Уярский». 201* г.
7. Уголовное дело №**** // СО МО МВД России «Уярский». 201* г.
8. Уголовное дело №**** // СО МО МВД России «Уярский». 201* г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ