Расследование автотранспортных преступлений
|
Введение 3-6
Глава 1. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений
1.1 Понятие криминалистической характеристики
преступления 7-9
1.2 Механизм совершения автотранспортных
преступлений 10-16
1.3 Следы автотранспортных преступлений 16-23
1.4 Личность преступника 23-25
1.5 Личность потерпевшего 25-26
Глава 2. Типичные следственные ситуации, задачи и направления
расследования автотранспортных преступлений на первоначальном этапе
2.1 Типичные следственные ситуации и задачи расследования 27-30
2.2 Направления расследования 30-33
Глава 3. Производство следственных действий при расследовании автотранспортных преступлений
3.1 Осмотр места происшествия 34-39
3.2 Допросы 39-42
3.3 Назначение экспертиз 42-47
3.4 Следственный эксперимент 47-51
Глава 4 Ошибки, допускаемые при расследовании автотранспортных
преступлений 52-55
Заключение 56-57
Список использованных источников 58-62
Приложения А - 3 63-89
Глава 1. Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений
1.1 Понятие криминалистической характеристики
преступления 7-9
1.2 Механизм совершения автотранспортных
преступлений 10-16
1.3 Следы автотранспортных преступлений 16-23
1.4 Личность преступника 23-25
1.5 Личность потерпевшего 25-26
Глава 2. Типичные следственные ситуации, задачи и направления
расследования автотранспортных преступлений на первоначальном этапе
2.1 Типичные следственные ситуации и задачи расследования 27-30
2.2 Направления расследования 30-33
Глава 3. Производство следственных действий при расследовании автотранспортных преступлений
3.1 Осмотр места происшествия 34-39
3.2 Допросы 39-42
3.3 Назначение экспертиз 42-47
3.4 Следственный эксперимент 47-51
Глава 4 Ошибки, допускаемые при расследовании автотранспортных
преступлений 52-55
Заключение 56-57
Список использованных источников 58-62
Приложения А - 3 63-89
Процесс автомобилизации является частью прогресса общества. Так, по данным средств массовой информации на 1 января 2017 года в среднем в стране на тысячу жителей приходилось 288 легковых автомобилей, для сравнения в 2015 году на тысячу жителей приходилось 284 легковых автомобиля. Увеличение количества автотранспорта в совокупности с низким уровнем подготовки водителей, а также с низким качеством дорожного полотна отражается на ситуации аварийности на дорогах.
Так, за истекший период 2017 года на обслуживаемой территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» (куда входит Отделение полиции №1 (Манский район); Отделение полиции №2 (Партизанский район), Уяр; далее - МО МВД России «Уярский») зарегистрировано 76 дорожно-транспортных происшествий, в которых 21 человек погиб, 118 получили ранения.
По вине водителей проживающих на обслуживаемой территории совершено 28 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых 6 человек погибло и 41 получили ранения различной степени тяжести, удельный вес - 36,8% от числа совершенных преступлений. По вине иногородних водителей совершено 48 ДТП, в которых 15 человек погибло и 77 получили ранения различной степени тяжести, удельный вес - 63,2% от числа совершенных преступлений.
На обслуживаемом участке федеральной автодороги Р-255 «Сибирь» зарегистрировано 35 ДТП, погибло 13, ранено 65.
Меры, предпринимаемые правоохранительными органами, не в состоянии в полной мере переломить данную тенденцию, но способны повлиять на ситуацию аварийности. Так, за истекший период текущего года на обслуживаемой территории МО МВД России «Уярский» было проведено 117 оперативно-профилактических мероприятий, в том числе 28 с привлечением сотрудников ОУУП, из них:
- ОПМ «Нетрезвый водитель» - 31 (выявлено 39 водителей в нетрезвом состоянии);
- «Встречная полоса» - 43;
- «Детское удерживающее устройство» - 9;
- «Нелегальный перевозчик» - 5;
- «Пешеход-пешеходный переход» - 5;
- «Чистое стекло» - 2;
- «Мотоциклист» - 17 .
В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести последствий от ДТП и повышения дисциплины участников дорожного движения сотрудниками ОГИБДД за 10 месяцев 2017 года возбуждено 14376 дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорожно-транспортное происшествие представляет собой событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения либо причинен иной материальный ущерб.
Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие тяжкие последствия в виде смерти пострадавшего или причинения ему тяжкого вреда здоровью, образуют состав преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса РФ.
Так, на обслуживаемой территории МО МВД России «Уярский» за одиннадцать месяцев 2017 года по ч.1-5 ст. 264 УК РФ зарегистрировано 30 уголовных дел, из которых 11 возбуждено в условиях неочевидности, а 10 ДТП со смертельным исходом.
Следует отметить, что наибольшую опасность представляют автотранспортные преступления, совершенные по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Так за истекший период текущего года на обслуживаемой территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, совершено 18 ДТП, погибло 2 человека, ранено 22.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы работы, поскольку автотранспортные преступления создают угрозу жизни и здоровью граждан, характеризуются повышенной общественной опасностью, а также чрезвычайно распространены.
Предметом исследования бакалаврской работы являются автотранспортные преступления, а также деятельность следственных органов по их расследованию.
Цель исследования - раскрыть криминалистическую характеристику и первоначальный этап расследования автотранспортных преступлений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать криминалистическую характеристику автотранспортных преступлений;
- рассмотреть следовую картину и механизм совершения автотранспортных преступлений;
- изучить личность преступника и личность потерпевшего;
- описать типичные следственные ситуации и направления расследования;
- рассмотреть следственные действия и раскрыть особенности их производства;
- проанализировать типичные ошибки, допускаемые следователями при расследовании автотранспортных преступлений.
Теоретической основой работы послужили труды Т.В. Аверьяновой, И.В. Александрова, Р.Г. Аксенова, М.В. Баранова, А.Ю. Головина,С.А. Евтюкова, В.И. Жулева, А.С. Князькова, В.Е. Корноухова, Е.А. Попова, В.А. Степанищева, Л.А. Суворовой, В.А. Федорова и других ученых.
Практическую базу работы составили уголовные дела и подучетные отказные материалы по факту ДТП МО МВД России «Уярский».
Структурно работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений, раскрывается механизм их совершения. Во второй главе описываются типичные следственные ситуации, задачи и направления расследования автотранспортных преступлений на первоначальном этапе. В третьей главе исследуются вопросы производства следственных действий при расследовании автотранспортных преступлений. В четвертой главе раскрыты ошибки, допускаемые при расследовании автотранспортных преступлений.
Так, за истекший период 2017 года на обслуживаемой территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» (куда входит Отделение полиции №1 (Манский район); Отделение полиции №2 (Партизанский район), Уяр; далее - МО МВД России «Уярский») зарегистрировано 76 дорожно-транспортных происшествий, в которых 21 человек погиб, 118 получили ранения.
По вине водителей проживающих на обслуживаемой территории совершено 28 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых 6 человек погибло и 41 получили ранения различной степени тяжести, удельный вес - 36,8% от числа совершенных преступлений. По вине иногородних водителей совершено 48 ДТП, в которых 15 человек погибло и 77 получили ранения различной степени тяжести, удельный вес - 63,2% от числа совершенных преступлений.
На обслуживаемом участке федеральной автодороги Р-255 «Сибирь» зарегистрировано 35 ДТП, погибло 13, ранено 65.
Меры, предпринимаемые правоохранительными органами, не в состоянии в полной мере переломить данную тенденцию, но способны повлиять на ситуацию аварийности. Так, за истекший период текущего года на обслуживаемой территории МО МВД России «Уярский» было проведено 117 оперативно-профилактических мероприятий, в том числе 28 с привлечением сотрудников ОУУП, из них:
- ОПМ «Нетрезвый водитель» - 31 (выявлено 39 водителей в нетрезвом состоянии);
- «Встречная полоса» - 43;
- «Детское удерживающее устройство» - 9;
- «Нелегальный перевозчик» - 5;
- «Пешеход-пешеходный переход» - 5;
- «Чистое стекло» - 2;
- «Мотоциклист» - 17 .
В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести последствий от ДТП и повышения дисциплины участников дорожного движения сотрудниками ОГИБДД за 10 месяцев 2017 года возбуждено 14376 дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорожно-транспортное происшествие представляет собой событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения либо причинен иной материальный ущерб.
Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие тяжкие последствия в виде смерти пострадавшего или причинения ему тяжкого вреда здоровью, образуют состав преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса РФ.
Так, на обслуживаемой территории МО МВД России «Уярский» за одиннадцать месяцев 2017 года по ч.1-5 ст. 264 УК РФ зарегистрировано 30 уголовных дел, из которых 11 возбуждено в условиях неочевидности, а 10 ДТП со смертельным исходом.
Следует отметить, что наибольшую опасность представляют автотранспортные преступления, совершенные по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Так за истекший период текущего года на обслуживаемой территории Межмуниципального отдела МВД России «Уярский» по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования, совершено 18 ДТП, погибло 2 человека, ранено 22.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы работы, поскольку автотранспортные преступления создают угрозу жизни и здоровью граждан, характеризуются повышенной общественной опасностью, а также чрезвычайно распространены.
Предметом исследования бакалаврской работы являются автотранспортные преступления, а также деятельность следственных органов по их расследованию.
Цель исследования - раскрыть криминалистическую характеристику и первоначальный этап расследования автотранспортных преступлений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать криминалистическую характеристику автотранспортных преступлений;
- рассмотреть следовую картину и механизм совершения автотранспортных преступлений;
- изучить личность преступника и личность потерпевшего;
- описать типичные следственные ситуации и направления расследования;
- рассмотреть следственные действия и раскрыть особенности их производства;
- проанализировать типичные ошибки, допускаемые следователями при расследовании автотранспортных преступлений.
Теоретической основой работы послужили труды Т.В. Аверьяновой, И.В. Александрова, Р.Г. Аксенова, М.В. Баранова, А.Ю. Головина,С.А. Евтюкова, В.И. Жулева, А.С. Князькова, В.Е. Корноухова, Е.А. Попова, В.А. Степанищева, Л.А. Суворовой, В.А. Федорова и других ученых.
Практическую базу работы составили уголовные дела и подучетные отказные материалы по факту ДТП МО МВД России «Уярский».
Структурно работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматривается криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений, раскрывается механизм их совершения. Во второй главе описываются типичные следственные ситуации, задачи и направления расследования автотранспортных преступлений на первоначальном этапе. В третьей главе исследуются вопросы производства следственных действий при расследовании автотранспортных преступлений. В четвертой главе раскрыты ошибки, допускаемые при расследовании автотранспортных преступлений.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Автотранспортным преступлением является не всякое дорожно-транспортное происшествие, а лишь то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений включает в себя совокупность черт, проявляющихся в механизме преступления, обстановке, следах, а также особенностях личности участников ДТП. При этом основным элементом является именно механизм совершения преступления.
В связи со спецификой расследования уголовных дел по факту ДТП, в настоящее время в большинстве УВД расследование автотранспортных преступлений осуществляется специализированными следственными подразделениями.
Не смотря на значительный комплекс мер, которые принимаются сотрудниками МВД России, ГИБДД, Следственным комитетом МВД России и другими службами, количество автотранспортных преступлений значительно не сокращается. Высоким остается количество ДТП со смертельным исходом, а также случаи, когда водитель, виновный в ДТП, скрылся с места преступления.
Расследование автотранспортных преступлений представляет собой сложный и трудоемкий процесс, в котором должно проявляться взаимодействие между подразделениями следствия, ГИБДД, уголовного розыска, а также необходим высокий уровень научно-технического обеспечения.
Серьезным недостатком, который влияет на качество расследования остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Поэтому проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и организаций.
Автотранспортным преступлением является не всякое дорожно-транспортное происшествие, а лишь то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений включает в себя совокупность черт, проявляющихся в механизме преступления, обстановке, следах, а также особенностях личности участников ДТП. При этом основным элементом является именно механизм совершения преступления.
В связи со спецификой расследования уголовных дел по факту ДТП, в настоящее время в большинстве УВД расследование автотранспортных преступлений осуществляется специализированными следственными подразделениями.
Не смотря на значительный комплекс мер, которые принимаются сотрудниками МВД России, ГИБДД, Следственным комитетом МВД России и другими службами, количество автотранспортных преступлений значительно не сокращается. Высоким остается количество ДТП со смертельным исходом, а также случаи, когда водитель, виновный в ДТП, скрылся с места преступления.
Расследование автотранспортных преступлений представляет собой сложный и трудоемкий процесс, в котором должно проявляться взаимодействие между подразделениями следствия, ГИБДД, уголовного розыска, а также необходим высокий уровень научно-технического обеспечения.
Серьезным недостатком, который влияет на качество расследования остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Поэтому проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и организаций.
Подобные работы
- Расследование автотранспортных преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАССЛЕДОВАНИЕ АВТОДОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования автотранспортных преступлений
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Методика расследования дорожно-транспортных происшествий
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Уголовная ответственность за автотранспортные преступления
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Методика расследования ДТП
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Преступность в сфере угонов и хищений автотранспортных средств в Республике Тыва за период 2010-2014 годы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Механизм дорожно-транспортного преступления и его установление на предварительном следствии
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



