Введение 3
1 Тенденции и перспективы развития отрасли здравоохранения 7
1.1 Тенденции и перспективы развития отрасли здравоохранения в России 7
1.2 Тенденции и перспективы развития отрасли здравоохранения в Красноярском крае 20
2 Технико-экономическое обоснование создания стоматологической клиники в городе Красноярске Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Описание организационной структуры будущего предприятия.Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Создание плана производства и реализации продукции и услуг Ошибка! Закладка не определена.
2.3 Финансовый план Ошибка! Закладка не определена.
3 Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта по созданию
стоматологической клиники в городе Красноярске 32
3.1 Экономическая оценка инвестиционного проекта 76
3.2 Оценка социального эффекта от реализации инвестиционного проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств бизнеспланирования [9].
При переходе к рынку в содержании проектов наибольшим изменениям подвергаются ранние этапы бизнеспланирования: определение целей и стратегий их достижения; анализ осуществимости идеи; нахождение заинтересованных партнеров-инвесторов; формирование финансовых потоков; оценка рисков и эффективности. Эти качественно новые по содержанию термины необходимо освоить руководителям, специалистам и предпринимателям, осуществляющим бизнес-процесс от возникновения идеи до получения прибыли в ходе е практической реализации [13].
Под бизнес планом понимают комплексный документ, наиболее полно отражающий важнейшие аспекты и характеристики предпринимательского начинания и представляющий собой оформленное инвестиционное предложение [1].
Бизнес-план представляет собой результат исследования и организационной работы, имеющий целью изучение конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в сложившихся организационно - экономических условиях [2].
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов [3].
Бизнес-план должен составляться на текущий и следующий годы, а сам процесс планирования должен быть непрерывным, на основе стратегических направлений в работе.
Таким образом, бизнес-планирование является важной и неотъемлемой частью создания стоматологического бизнеса. Под бизнес-планом понимается попытка предвидеть будущие нужды стоматологической клиники в целом для ее создания и ее развития. Бизнес-план составляется с целью планирования хозяйственной деятельности создаваемой организации.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка [18].
Разработка бизнес-плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков [19].
В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа [33].
Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес- план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятия, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями [43].
Отличительной особенностью при бизнес-планировании в сфере оказания стоматологических услуг является то, что здесь необходимо в значительной мере обратить внимание на такие нюансы, как выбор целевого сегмента потребителей, выбор поставщиков медицинского оборудования, а также правовые основы организации стоматологической клиники.
В ходе бакалаврской работы, дается оценка отрасли здравоохранения по России и Красноярскому краю, также проведена оценка рынка стоматологических услуг.
Объектом исследования является создаваемое предприятие ООО «Дентистили».
Предмет исследования - разработка бизнес-плана создания стоматологической клиники «Дентистили».
Таким образом, актуальность темы настоящего проекта несомненна из- за интенсивного развития предпринимательства в нашей стране и необходимости его обеспечения квалифицированным планированием. Актуальность открытия новой современной стоматологии в районе Взлетка города Красноярск, обусловлена тем что данный район города развивается быстрыми темпами и при большом количестве населения этого района, стоматологических клиник в данном районе крайне мало.
Целью можно определить:
- Дать экономическое обоснование целесообразности открытия стоматологической клиники;
- Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способы концентрирования финансовых ресурсов;
- Подбор работников, которые способны реализовать данный план;
- Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж и прибыли;
Задачами бакалаврской работы можно обозначить следующие:
- Рассмотреть тенденции и перспективы развития здравоохранения в России и Красноярском крае;
- Разработать бизнес-план по созданию стоматологической клиники в г. Красноярск;
- Дать экономическую и социальную оценку эффективности от реализации инвестиционного проекта по созданию стоматологической клиники в городе Красноярск.
Применение бизнес-планирования для компаний высококонкурентного рынка оказания стоматологических услуг не только необходимо, но и является стратегическим вопросом выживания и роста предприятия.
Грамотное использование методов бизнес - анализа и прогноза дает руководителям и менеджерам компаний уверенность в завтрашнем дне, и, как следствие, ведет к повышению организованности и цивилизованности на рынке в целом.
Разработанный бизнес-план развития предприятия направлен на:
- понимание общего состояния дел на данный момент;
- представление того уровня, который вы собираетесь достичь;
- планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики компании, путем анализа основных показателей ее работы и сопоставление их с показателями по бизнес-плану, а также выявление сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информации о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес-план дает возможность продумать свои действия, помогает предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.
Для достижения цели в работе были определены и решены следующие задачи:
- Оценка тенденции и перспективы развития отрасли здравоохранения в России и в Красноярском крае;
- Описание организационной структуры создаваемого предприятия;
- Создание плана производства;
- Финансовый план предприятия;
- Оценка экономической эффективности от реализации
инвестиционного проекта;
- Оценка Социального эффекта от реализации инвестиционного проекта.
В ходе рассмотрения бизнес-плана ООО «Дентистили» было выявлено, что для реализации данного проекта требуется наличие финансовых средств в размере 4000000 рублей.
Объем продаж, обеспечивающий безубыточное функционирование организации составляет рублей 14391586, а срок окупаемости 3 месяца.
Посещаемость клиники установилась на отметках: 11500 за первый год, 15638 за второй год и 21708 посещений за третий год.
Так же была разработана политика ценообразования и стимулирования сбыта.
В бизнес-плане описана оптимальная организационная структура для данной организации, которая будет способствовать повышению эффективности менеджмента.
Были проанализированы конкуренты рынка стоматологических услуг.
Проведен SWOT и STEP анализ будущего предприятия, что позволило увидеть, сильные и слабые стороны будущего предприятия, возможности и угрозы на данном рынке, увидеть как внешняя среда может воздействовать на будущее предприятие.
Подготовлена большая рекламная компания, способная ознакомить потенциальных потребителей с услугами клиники.
Кроме того, были оценены потенциальные риски данного бизнес-плана, которые являются маленькими. В финансовом плане обоснованы расходы по реализации проекта, а также доказана эффективность реализации бизнес- плана.
В заключении, к данной дипломной работе, надо сказать, что благодаря разработки бизнес-плана был задан определенный экономический уровень работы компании при котором она приносит прибыль. Именно от этого уровня идет точка отсчета эффективности ее работы. Таким образом, на примере сравнения и анализа показателей бизнес-плана компании ООО «Дентистили» с показателями фактическими за первые 3 месяца 1 года работы клиники, при благоприятной экономической ситуации, мы увидели, что чистая прибыль компании имеет тенденцию к увеличению, несмотря на рост расходов, и отчислений, выручка компании также имеет рост, по сравнению с показателями, заложенными в бизнес плане.
Поэтому можно сказать, что бизнес-план помог ООО «Дентистили» выбрать из возможных альтернатив наиболее эффективное решение, доказать необходимость тех или иных расходов, привлечь потенциальных инвесторов, а также помог и помогает заранее спланировать мероприятия, которые ООО «Дентистили» собирается провести для наиболее эффективной работы вложенных средств.
1. Сайт «Роспотребнадзор» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://rg.ru/2009/09/29/stomatologia.html
2. Сайт «Трудовые ресурсы» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://center-yf.ru/data/economy/Trudovye-resursy.php
3. Сайт «Корпоративный менеджент» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.cfm.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml
4. Сайт «Корпоративный менеджент» [Электронный ресурс] - Режим
доступа http://www.pravsovet.com/biznes/pochemu-predprinimateli-
vybirayut-ooo/
5. Сайт «Красмед» » [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.krasmed.ru
6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. (ред. от 30.12.2008г.)
8. Алан Д. Орр. «Управление проектами: руководство по ключевым процессам, моделям и методам.» -Днепропетровск.: «Баланс Бизнес Букс», 2006.-216с.
9. Аммельбург Г. Предприятие будущего: структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург; Пер. с нем. В.А. Чекмарева. - М.: Международные отношения, 2005.
10. Анискин Ю.П., Павлова А.М. «Планирование и контроллинг»: Учебник.-М.:Омега - Л, 2005.-280с.
11. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. «Финансовый анализ». - М.: Издательство «ДИС», 2006.-310с.
12. Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. «Организация предпринимательства»: Учебное пособие. М.: Издательско книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2004.-355с.
13. Бабынина, Л. Чем определяется эффективность [Текст] /Л. Бабынина // Человек и труд. - 2007. - № 5. - С. 82-84.
14. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 c.
15. Бернстайн Л.А. 2Анализ финансовой отчетности.» М.: Финансы и статистика, 2006. -210с.
16. Бочаров В. В. Инвестиции: Учебник /В. В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
17. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. «Бизнес-план предприятия. Теория и практика» / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н / Д: Феникс, 2003.-278с.
18. Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 224 c.
19. Буров В.П., Морошкин О.К. «Бизнес-план. Методика составления реальный пример» - М:ЦИПКК, 2005. - 201с.
20. Богатко А.Н. «Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта.» - М.: Финансы и статистика, 2004г.-364с.
21. Васильева, М.В. Методика оценки эффективности деятельности контрольных органов финансово-бюджетной сферы [Текст] / М.В. Васильева // Финансы и кредит. - 2011. - № 31. - С. 38-52.
22. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2009. -95 с.
23. Викентьев И.Л. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов: 14 практ. прил. и 200 прим. Новосибирск: ЦЭРИС, 2012.
24. Волкова К.А. и др. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», НОРМА, 2007.
25. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли. - М.: Дашков и К, 2009. - 348 с.
26. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2009. - 416 с.
27. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект //Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2012. - № 5.
28. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 c.
29. Деева, А.И. Инвестиции: учебное пособие / А.И. Деева. — М.: Изд-во «Экзамен», 2009. - 436 с
30. Дитрих Я. Проектирование и конструирование организации: Системный подход. - М., 2012.
31. Дорман, В.Н. Анализ состояния
оборудования как инструмент снижения расходов на ремонты /В.Н. Дорман // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №39. - С. 24-31.
32. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 c.
33. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д : Феникс,2012. — 606.
34. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2008 - 487с.
35. Е.А. Ендовицкий. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности компаний, 2012
36. Елкина, О. О критериях оценки эффективности рынка труда/
О. Елкина // Человек и труд. - 2005. - № 10. - С. 49-51.
37. Зигель Э.С. Шульц Л.А. «Составление бизнес-плана» М: Финансы и статистика, 2006.-632ч.
38. Зяблюк Р. Формы собственности и подъем экономики России.// Экономист.-2009-№2.
39. Кобец Е. А. Планирование на предприятии, Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
40. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика.» - М.: Финансы и статистика, 2004.-361с.
41. Котлер Ф. «Основы маркетинга» М: Прогресс, 2005.- 301с.
42. Краюхина Г.А. «Экономика предприятия. Ч.6.Экономическая деятельность предприятия»: Учебное пособие. СПб.:СПбГИЭУ, 2007.-255 с.
43. Липсиц И.В. «Бизнес-план - основы успеха»: Практическое пособие - М: Машиностроение, 2005. - 300с.
44. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2006.
45. Мансуров, Р.Е. Повышение конкурентоспособности и экономической эффективности энергетических предприятий на основе / Р.Е. Мансуров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 6. - С. 35-38.
46. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие /Я.С. Меркулов.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 420 с.
47. Миронова И.А. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий.» - Спб: ПрофиКС, 2006.-108с.
48. Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: ИНФРА-М, 2009 - 392 с.
49. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.
50. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с.
51. Пелих А.С. «Бизнес-план или как организовать собственный бизнес.»- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89», 2004.-362с.
52. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 c.
53. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности.» Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.- 425 с.
54. Савельева Н.А. «Бизнес-план предприятия» /Теория и практика: Учебное пособие. - Ростов н / Д: Феникс, 2007.-384 с.
55. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, 2012, N 1.
56. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа.» М.: ИНФРА-М, 2006.-291с.
57. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 718 с.
58. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристь, 2001. - 608 с.
59. Экономика: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2002. - 896 с.
60. Основы организации стоматологической помощи населению./ Под редакцией Пахомова Г.Н. -М.: Медицина, 2012-121с
61. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. -424 с.
62. Панков Д.А. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. 2-е изд. Мн.: Новое знание, 2009. 250с
63. Паршин В.Ф. Ценовая политика предприятия: пособие / В.Ф. Паршин. - Минск: Выш. шк., 2010. - 336 с.
64. Сухарев, О.С. Методы оценки
эффективности развития социальных систем: теоретико¬
измерительные проблемы /О.С. Сухарев // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 6. - С. 8-17.
65. Сухова, Л. Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учеб. пособие [Текст] / Л. Ф. Сухова, Н. А. Чернова. - М.: Финансы и статистика, 2000 -120 с.
66. Тарасова, Е. В. Инвестиционное проектирование: конспект лекций / Е. В. Тарасова. - М.: «Изд-во ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998.- 86 с.
67. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 // Собрание законодательства РФ. 10 марта 2008 г. № 10 (2 ч.).
68. Об утверждении методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов / Приказ Минрегиона РФ от 31 июля 2008 г. № 117 (зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 2008 г. № 12067) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 18 августа 2008 г. № 33.
69. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 384 с
70. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. - СПб.: Питер, 2012. - 368 с.