Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Работа №26166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
954
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида 8
1.2 Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математике коррекционной
школе 20
1.3 Обзор и анализ приемов решения текстовых задач по математике 26
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫ ЗАДАЧ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Система методических приемов, направлены на обучение решению
текстовых задач в коррекционной школе 36
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В стенах школы человек проводит одиннадцать лет, и именно в эти годы у него формируется сознательное отношение к жизни, к людям, основам мировоззрения, к труду.
Современная школа - постоянно и активно развивающийся организм. Каждый педагогический коллектив и каждый учитель ежедневно и ежечасно погружены в решение конкретных, ощутимо актуальных задач воспитания, обучения и развития. Главной целью школьного образования является воспитание образованного, с широким кругозором, глубоко интеллектуального, способного разумно и творчески мыслить человека.
В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Современная система образования полноценно должна принимать в себя всех детей, включая тех, возможности здоровья которых ограничены.
Темой обучения детей с отставанием в развитии (ЗПР) занималось огромное количество профессионалов. У истоков исследований по данному вопросу стоит Божович Л.И. В её исследованиях в 60-е годы доказано, что подготовленность к обучению в школе формируется из определенного значения становления и развития мыслительной деятельности ребенка, его познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции собственного познавательного интереса и деятельности, социального развития ребенка. Подобные вопросы рассмотрены вработах А.В. Запорожец.
В современной педагогике и психологии вопрос психического развития ребенка и возможность обучения детей с умственной отсталостью освещается в работах Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинскего, Е.А. Панько и др.
Однако вопрос обучения детей с умственной отсталостью в работах исследователей освещен недостаточно.
Актуальность исследования. Решение задачи в курсе математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Решение задач в большей мере, чем другие виды работ, способствуют коррекции недостатков умственного развития учащихся школы VIII вида в процессе их обучения математике. Вместе с этим этот вид деятельности вызывает и наибольшие трудности у детей, вызванные особенностями их познавательной сферы. Отсюда следует, что для полноценного использования этого вида деятельности необходим более разносторонний анализ и учет всех особенностей умственно отсталых школьников при решении задач.
Обучение математике в школе преследует ряд целей, которые в явном виде формулируются в программе по математике. Так, математика вносит свой вклад в решение общих вопросов воспитания, способствует развитию логического мышления учащихся, привитию трудовых навыков.
В формировании теоретических знаний, умений и навыков по математике важную роль играет применение задач в процессе обучения - одного из основных практических методов, которому принадлежит значительное место в преподавании предмета на разных этапах обучения.
В программу по математике включены различные виды задач и в достаточно большом количестве, однако, практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся с умственной отсталостью. Так как дети плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании.
Объект исследования - процесс обучения математике детей с умственной отсталостью
Предмет исследования - обучение решения текстовых задач в коррекционной школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение младших школьников с умственной отсталостью решению текстовых задач будет эффективным, если разработать методическое обеспечение с использованием приемов моделирования.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида;
2) рассмотреть понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики и проанализировать приемы решения текстовых задач;
3) экспериментально исследовать возможности обучению решению текстовых задач младшими школьниками с умственной отсталостью;
4) разработать методическое обеспечение для обучения решению текстовых задач младших школьников с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, констатирующий эксперимент), педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования нам удалось достигнуть поставленной цели и разработать методическое обеспечение для обучения решению текстовых задач младших школьников с умственной отсталостью.
В работе рассмотрено понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики, проанализированы приемы решения текстовых задач по математике.В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида, рассмотрены особенности моделирования в процессе решения составных задач и общая методика работы по обучению младших школьников с отставаниями в развитии решению текстовых задач.
В работе экспериментально исследованы возможности обучения решению текстовых задач младших школьниками с умственной отсталостью, разработано методическое обеспечение. Проведен анализ эффективности методических приемов, направленных на обучение решению текстовых задач в коррекционной школе.
Особенность методики заключается в том, что система обучения решению текстовых задач, где отсутствует готовый для заполнения материал, нет типизации задач, где новые знания открываются ребенком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивает активную познавательную деятельность и усвоение знаний. Для удобства можно использовать алгоритм рассуждения при работе над задачей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большое количество трудностей возникает у учащихся при планировании хода решения задачи, это связано в основном с непониманием взаимосвязи между числовыми данными и отношений «больше-меньше», «во сколько раз больше или меньше».
Практически все учащиеся нуждались в помощи при составлении плана, также отмечалось, обозначив первое действие, когда переходили к
2. На этапе выполнения арифметических действий наиболее распространенными трудностями являлись: неправильное понимание смысла арифметического действия или неправильные вычисления, особенно в действиях с переходом через десяток. Большинство учащихся не осуществляют без напоминания проверки решения и не замечают ошибки, результат не оценивают критично.
3. В результатеэксперимента выявлена наибольшая динамика в низком уровне сформированности умений решать текстовые задачина констатирующем этапе 25%, а на контрольном этапе 0%. На достаточном уровне на констатирующем этапе 0%, а на контрольном этапе 25%. На хорошем уровне сформированность умений решать текстовые задачи значительно повысилась 25% до 42%.
Сравнив результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что произошла положительная динамика в знаниях, умениях учащихся. Данные свидетельствуют о том, что разработанная методика изучения текстовых задач повлияла на качество усвоения изучаемого материала вклассе.
Практические рекомендации:
1. Для эффективности процесса обучения необходимо создание таких условий, в которых ребенок постоянно чувствовал бы необходимость в поддержки со стороны учителя.
2. Внимание школьников с нарушениями интеллекта развивается при решении посильных задач. Задания должны первоначальноносить игровой характер с применением различного дидактического и наглядного материала и затем постепенно переходить в учебную деятельность, выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приведет к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушения его концентрации. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает активизацию его внимания на уроке. Обучение учащегося с учетом его возможностей
3. Решению текстовых задач должна предшествовать предметно - практическая деятельность с различными количествами предметов. В этой деятельности дети должны реально устанавливать соотношения между количествами предметов, уметь выражать эти отношения в речи. Предметно¬практическая деятельность может использоваться также как средство обеспечения понимания содержания текстовой задачи (драматизация условия, наглядно-практическая деятельность) и развития объема внимания.
4. Специальное внимание нужно уделять работе над непонятными детям словами и выражениями, несущими в текстах задач важную смысловую нагрузку.
5. У детей необходимо воспитывать понимание термина «арифметическая задача», ее структуры, наличия в ней известных числовых данных и искомых, выраженных в ней в виде условия и вопроса.
6. Учить анализу задачи с использованием рисунков, схем, чертежей, в целях привлечения и концентрации внимания. Учить детей сравнивать задачи, одинаковых по виду, но разных по предметно-количественному содержанию, постепенно развивая способность держать во внимании несколько объектов, устанавливать их взаимосвязь.
7. Использование в процессе обучения зрительного, слухового и осязательного анализаторов создает предпосылки для накопления болееполных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности и привлечения внимания учащихся.
Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.
Анализ достижений психолого-педагогических исследований показал, что в теории и практике специальной коррекционной школы VIII вида имеется определенный опыт обучения и воспитания детей со сложным нарушением интеллекта, но данная проблема требует постоянного изучения, поиска новых эффективных методов и приемов обучения и воспитания детей, коррекции их психофизических недостатков.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.


1. Авдейчук, Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы / Н.А. Авдейчук // Коррекционно-развивающее образование.- 2008. - № 2. - С.42-43
2. Бгажнокова, И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 2011. - №5 - С.30-35.
3. Бгажнокова, И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. - 2007. - № 1. - С. 16-22.
4. Валеева, И.А. Формирование логического мышления младших школьников в коррекционно-развивающем обучении. / И.А. Валеева //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. - Иваново, 2014.
5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 239 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. / Л.С. Выготский. - Москва: Книга по требованию, 2012. - Т.2.-504 с.
7. Гаврилушкина, О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - Москва: АСТ, 2007. - 340 с.
8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - Москва, 2015. - 8 с.
9. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2009.- 280с.
10. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. Бугременко, А.Л. Венгер. - Москва, 2013.- 53 с.
11. Дистанционное образование детей-инвалидов. Зарубежный опыт: В.Н. Андреев, О.Н. Антонова, С.А. Валуева / Под ред. Н.А. Шайденко, Ж.Е. Фомичевой. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. - 57 с.
12. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова // Дефектология. - 2009. - №6 - С.25-29.
13.Забрамная, С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2014. - 64 с.
14.Забрамная, С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 5-13.
15.Закрепина, А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008.- № 2. - С. 9-19.
16. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1.- С. 83-95.
17. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 175 с.
18. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. Москва, 2011- 232 с..
19. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. - 391 с.
20. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - Москва: Наука, 2015. - 240 с.
21. Пенин, Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма
государственной политики / Г.Н. Пеннин // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83).- С. 41-47.
22. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Б.П. Пузанов - Москва: Знание, 2014, - 600 с.
23. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения / С.И. Сабельникова // - 2009 г.- № 1. - С.42-54.
24. Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности инклюзивного
обучения. / С.Н. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010 г.- С. 134-136.
25. Специальная психология. Под. ред. В.И. Лубовского. - Москва: Академия, 2015. - 420 с.
26. Стребелева, Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 256с.
27. Ульянкова, У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 5-12
28. Уфимцева, Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. - 2007. - № 1.- С. 16-22.
29.Чупров, Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников / Л.Ф. Чупров. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009 г. - 80 с.
30. Шинкарева, Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. - Архангельск, 2007.- 96 с.
31. Шипицина, Л.М. Инклюзия и интеграция: перспективы и проблемы / Л.М. Шипицина // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт- Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010 г. - 200 с. (С. 14-18).
32.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2013. - 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ