МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида 8
1.2 Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математике коррекционной
школе 20
1.3 Обзор и анализ приемов решения текстовых задач по математике 26
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫ ЗАДАЧ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Система методических приемов, направлены на обучение решению
текстовых задач в коррекционной школе 36
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида 8
1.2 Понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математике коррекционной
школе 20
1.3 Обзор и анализ приемов решения текстовых задач по математике 26
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫ ЗАДАЧ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 34
2.2 Система методических приемов, направлены на обучение решению
текстовых задач в коррекционной школе 36
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В стенах школы человек проводит одиннадцать лет, и именно в эти годы у него формируется сознательное отношение к жизни, к людям, основам мировоззрения, к труду.
Современная школа - постоянно и активно развивающийся организм. Каждый педагогический коллектив и каждый учитель ежедневно и ежечасно погружены в решение конкретных, ощутимо актуальных задач воспитания, обучения и развития. Главной целью школьного образования является воспитание образованного, с широким кругозором, глубоко интеллектуального, способного разумно и творчески мыслить человека.
В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Современная система образования полноценно должна принимать в себя всех детей, включая тех, возможности здоровья которых ограничены.
Темой обучения детей с отставанием в развитии (ЗПР) занималось огромное количество профессионалов. У истоков исследований по данному вопросу стоит Божович Л.И. В её исследованиях в 60-е годы доказано, что подготовленность к обучению в школе формируется из определенного значения становления и развития мыслительной деятельности ребенка, его познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции собственного познавательного интереса и деятельности, социального развития ребенка. Подобные вопросы рассмотрены вработах А.В. Запорожец.
В современной педагогике и психологии вопрос психического развития ребенка и возможность обучения детей с умственной отсталостью освещается в работах Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинскего, Е.А. Панько и др.
Однако вопрос обучения детей с умственной отсталостью в работах исследователей освещен недостаточно.
Актуальность исследования. Решение задачи в курсе математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Решение задач в большей мере, чем другие виды работ, способствуют коррекции недостатков умственного развития учащихся школы VIII вида в процессе их обучения математике. Вместе с этим этот вид деятельности вызывает и наибольшие трудности у детей, вызванные особенностями их познавательной сферы. Отсюда следует, что для полноценного использования этого вида деятельности необходим более разносторонний анализ и учет всех особенностей умственно отсталых школьников при решении задач.
Обучение математике в школе преследует ряд целей, которые в явном виде формулируются в программе по математике. Так, математика вносит свой вклад в решение общих вопросов воспитания, способствует развитию логического мышления учащихся, привитию трудовых навыков.
В формировании теоретических знаний, умений и навыков по математике важную роль играет применение задач в процессе обучения - одного из основных практических методов, которому принадлежит значительное место в преподавании предмета на разных этапах обучения.
В программу по математике включены различные виды задач и в достаточно большом количестве, однако, практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся с умственной отсталостью. Так как дети плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании.
Объект исследования - процесс обучения математике детей с умственной отсталостью
Предмет исследования - обучение решения текстовых задач в коррекционной школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение младших школьников с умственной отсталостью решению текстовых задач будет эффективным, если разработать методическое обеспечение с использованием приемов моделирования.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида;
2) рассмотреть понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики и проанализировать приемы решения текстовых задач;
3) экспериментально исследовать возможности обучению решению текстовых задач младшими школьниками с умственной отсталостью;
4) разработать методическое обеспечение для обучения решению текстовых задач младших школьников с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, констатирующий эксперимент), педагогический эксперимент.
Современная школа - постоянно и активно развивающийся организм. Каждый педагогический коллектив и каждый учитель ежедневно и ежечасно погружены в решение конкретных, ощутимо актуальных задач воспитания, обучения и развития. Главной целью школьного образования является воспитание образованного, с широким кругозором, глубоко интеллектуального, способного разумно и творчески мыслить человека.
В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Современная система образования полноценно должна принимать в себя всех детей, включая тех, возможности здоровья которых ограничены.
Темой обучения детей с отставанием в развитии (ЗПР) занималось огромное количество профессионалов. У истоков исследований по данному вопросу стоит Божович Л.И. В её исследованиях в 60-е годы доказано, что подготовленность к обучению в школе формируется из определенного значения становления и развития мыслительной деятельности ребенка, его познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции собственного познавательного интереса и деятельности, социального развития ребенка. Подобные вопросы рассмотрены вработах А.В. Запорожец.
В современной педагогике и психологии вопрос психического развития ребенка и возможность обучения детей с умственной отсталостью освещается в работах Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинскего, Е.А. Панько и др.
Однако вопрос обучения детей с умственной отсталостью в работах исследователей освещен недостаточно.
Актуальность исследования. Решение задачи в курсе математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Решение задач в большей мере, чем другие виды работ, способствуют коррекции недостатков умственного развития учащихся школы VIII вида в процессе их обучения математике. Вместе с этим этот вид деятельности вызывает и наибольшие трудности у детей, вызванные особенностями их познавательной сферы. Отсюда следует, что для полноценного использования этого вида деятельности необходим более разносторонний анализ и учет всех особенностей умственно отсталых школьников при решении задач.
Обучение математике в школе преследует ряд целей, которые в явном виде формулируются в программе по математике. Так, математика вносит свой вклад в решение общих вопросов воспитания, способствует развитию логического мышления учащихся, привитию трудовых навыков.
В формировании теоретических знаний, умений и навыков по математике важную роль играет применение задач в процессе обучения - одного из основных практических методов, которому принадлежит значительное место в преподавании предмета на разных этапах обучения.
В программу по математике включены различные виды задач и в достаточно большом количестве, однако, практика показывает, что решение текстовых задач представляет большие трудности для обучающихся с умственной отсталостью. Так как дети плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и требовании.
Объект исследования - процесс обучения математике детей с умственной отсталостью
Предмет исследования - обучение решения текстовых задач в коррекционной школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение младших школьников с умственной отсталостью решению текстовых задач будет эффективным, если разработать методическое обеспечение с использованием приемов моделирования.
Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида;
2) рассмотреть понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики и проанализировать приемы решения текстовых задач;
3) экспериментально исследовать возможности обучению решению текстовых задач младшими школьниками с умственной отсталостью;
4) разработать методическое обеспечение для обучения решению текстовых задач младших школьников с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы предполагается использовать методы теоретического анализа (изучение и систематизация педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, констатирующий эксперимент), педагогический эксперимент.
В результате исследования нам удалось достигнуть поставленной цели и разработать методическое обеспечение для обучения решению текстовых задач младших школьников с умственной отсталостью.
В работе рассмотрено понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики, проанализированы приемы решения текстовых задач по математике.В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида, рассмотрены особенности моделирования в процессе решения составных задач и общая методика работы по обучению младших школьников с отставаниями в развитии решению текстовых задач.
В работе экспериментально исследованы возможности обучения решению текстовых задач младших школьниками с умственной отсталостью, разработано методическое обеспечение. Проведен анализ эффективности методических приемов, направленных на обучение решению текстовых задач в коррекционной школе.
Особенность методики заключается в том, что система обучения решению текстовых задач, где отсутствует готовый для заполнения материал, нет типизации задач, где новые знания открываются ребенком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивает активную познавательную деятельность и усвоение знаний. Для удобства можно использовать алгоритм рассуждения при работе над задачей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большое количество трудностей возникает у учащихся при планировании хода решения задачи, это связано в основном с непониманием взаимосвязи между числовыми данными и отношений «больше-меньше», «во сколько раз больше или меньше».
Практически все учащиеся нуждались в помощи при составлении плана, также отмечалось, обозначив первое действие, когда переходили к
2. На этапе выполнения арифметических действий наиболее распространенными трудностями являлись: неправильное понимание смысла арифметического действия или неправильные вычисления, особенно в действиях с переходом через десяток. Большинство учащихся не осуществляют без напоминания проверки решения и не замечают ошибки, результат не оценивают критично.
3. В результатеэксперимента выявлена наибольшая динамика в низком уровне сформированности умений решать текстовые задачина констатирующем этапе 25%, а на контрольном этапе 0%. На достаточном уровне на констатирующем этапе 0%, а на контрольном этапе 25%. На хорошем уровне сформированность умений решать текстовые задачи значительно повысилась 25% до 42%.
Сравнив результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что произошла положительная динамика в знаниях, умениях учащихся. Данные свидетельствуют о том, что разработанная методика изучения текстовых задач повлияла на качество усвоения изучаемого материала вклассе.
Практические рекомендации:
1. Для эффективности процесса обучения необходимо создание таких условий, в которых ребенок постоянно чувствовал бы необходимость в поддержки со стороны учителя.
2. Внимание школьников с нарушениями интеллекта развивается при решении посильных задач. Задания должны первоначальноносить игровой характер с применением различного дидактического и наглядного материала и затем постепенно переходить в учебную деятельность, выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приведет к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушения его концентрации. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает активизацию его внимания на уроке. Обучение учащегося с учетом его возможностей
3. Решению текстовых задач должна предшествовать предметно - практическая деятельность с различными количествами предметов. В этой деятельности дети должны реально устанавливать соотношения между количествами предметов, уметь выражать эти отношения в речи. Предметно¬практическая деятельность может использоваться также как средство обеспечения понимания содержания текстовой задачи (драматизация условия, наглядно-практическая деятельность) и развития объема внимания.
4. Специальное внимание нужно уделять работе над непонятными детям словами и выражениями, несущими в текстах задач важную смысловую нагрузку.
5. У детей необходимо воспитывать понимание термина «арифметическая задача», ее структуры, наличия в ней известных числовых данных и искомых, выраженных в ней в виде условия и вопроса.
6. Учить анализу задачи с использованием рисунков, схем, чертежей, в целях привлечения и концентрации внимания. Учить детей сравнивать задачи, одинаковых по виду, но разных по предметно-количественному содержанию, постепенно развивая способность держать во внимании несколько объектов, устанавливать их взаимосвязь.
7. Использование в процессе обучения зрительного, слухового и осязательного анализаторов создает предпосылки для накопления болееполных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности и привлечения внимания учащихся.
Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.
Анализ достижений психолого-педагогических исследований показал, что в теории и практике специальной коррекционной школы VIII вида имеется определенный опыт обучения и воспитания детей со сложным нарушением интеллекта, но данная проблема требует постоянного изучения, поиска новых эффективных методов и приемов обучения и воспитания детей, коррекции их психофизических недостатков.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
В работе рассмотрено понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики, проанализированы приемы решения текстовых задач по математике.В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены особенности урока математики в коррекционной школе VIII вида, рассмотрены особенности моделирования в процессе решения составных задач и общая методика работы по обучению младших школьников с отставаниями в развитии решению текстовых задач.
В работе экспериментально исследованы возможности обучения решению текстовых задач младших школьниками с умственной отсталостью, разработано методическое обеспечение. Проведен анализ эффективности методических приемов, направленных на обучение решению текстовых задач в коррекционной школе.
Особенность методики заключается в том, что система обучения решению текстовых задач, где отсутствует готовый для заполнения материал, нет типизации задач, где новые знания открываются ребенком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивает активную познавательную деятельность и усвоение знаний. Для удобства можно использовать алгоритм рассуждения при работе над задачей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большое количество трудностей возникает у учащихся при планировании хода решения задачи, это связано в основном с непониманием взаимосвязи между числовыми данными и отношений «больше-меньше», «во сколько раз больше или меньше».
Практически все учащиеся нуждались в помощи при составлении плана, также отмечалось, обозначив первое действие, когда переходили к
2. На этапе выполнения арифметических действий наиболее распространенными трудностями являлись: неправильное понимание смысла арифметического действия или неправильные вычисления, особенно в действиях с переходом через десяток. Большинство учащихся не осуществляют без напоминания проверки решения и не замечают ошибки, результат не оценивают критично.
3. В результатеэксперимента выявлена наибольшая динамика в низком уровне сформированности умений решать текстовые задачина констатирующем этапе 25%, а на контрольном этапе 0%. На достаточном уровне на констатирующем этапе 0%, а на контрольном этапе 25%. На хорошем уровне сформированность умений решать текстовые задачи значительно повысилась 25% до 42%.
Сравнив результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что произошла положительная динамика в знаниях, умениях учащихся. Данные свидетельствуют о том, что разработанная методика изучения текстовых задач повлияла на качество усвоения изучаемого материала вклассе.
Практические рекомендации:
1. Для эффективности процесса обучения необходимо создание таких условий, в которых ребенок постоянно чувствовал бы необходимость в поддержки со стороны учителя.
2. Внимание школьников с нарушениями интеллекта развивается при решении посильных задач. Задания должны первоначальноносить игровой характер с применением различного дидактического и наглядного материала и затем постепенно переходить в учебную деятельность, выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приведет к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушения его концентрации. Индивидуальный подход к каждому ребенку обеспечивает активизацию его внимания на уроке. Обучение учащегося с учетом его возможностей
3. Решению текстовых задач должна предшествовать предметно - практическая деятельность с различными количествами предметов. В этой деятельности дети должны реально устанавливать соотношения между количествами предметов, уметь выражать эти отношения в речи. Предметно¬практическая деятельность может использоваться также как средство обеспечения понимания содержания текстовой задачи (драматизация условия, наглядно-практическая деятельность) и развития объема внимания.
4. Специальное внимание нужно уделять работе над непонятными детям словами и выражениями, несущими в текстах задач важную смысловую нагрузку.
5. У детей необходимо воспитывать понимание термина «арифметическая задача», ее структуры, наличия в ней известных числовых данных и искомых, выраженных в ней в виде условия и вопроса.
6. Учить анализу задачи с использованием рисунков, схем, чертежей, в целях привлечения и концентрации внимания. Учить детей сравнивать задачи, одинаковых по виду, но разных по предметно-количественному содержанию, постепенно развивая способность держать во внимании несколько объектов, устанавливать их взаимосвязь.
7. Использование в процессе обучения зрительного, слухового и осязательного анализаторов создает предпосылки для накопления болееполных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности и привлечения внимания учащихся.
Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.
Анализ достижений психолого-педагогических исследований показал, что в теории и практике специальной коррекционной школы VIII вида имеется определенный опыт обучения и воспитания детей со сложным нарушением интеллекта, но данная проблема требует постоянного изучения, поиска новых эффективных методов и приемов обучения и воспитания детей, коррекции их психофизических недостатков.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ,
СОДЕРЖАЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩУЮ
ПРОЦЕССЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОВАРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Родительский университет» как средство формирования
педагогической культуры родителей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020 - Формирование навыков осознанного чтения задач по математике
в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью
с опорой на личностно-ориентированный и
индивидуально-дифференцированный подходы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие текстовых умений младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Управление процессом саморегуляции у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



