ВВЕДЕНИЕ 8
1 Основы анализа выпуска продукции предприятием 12
1.1 Основные понятия и формирование ассортимента продукции 12
1.2 Понятие и значение категории качества продукции и
управления им 21
1.3 Качество как важнейшее условие повышения
конкурентоспособности продукции 32
2 Анализ деятельности предприятия ИП Матвеев 38
2.1 Общая характеристика предприятия ИП Матвеев и его
деятельности 38
2.2 Анализ ассортимента на предприятии ИП Матвеев 58
2.3 Анализ качества продукции на предприятии ИП Матвеев 74
3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента и качества
продукции на предприятии ИП Матвеев 81
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование
ассортимента и качества продукции на предприятии ИП Матвеев 81
3.2 Оценка социально-экономической эффективности
разработанных мероприятий 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
Основная цель предприятия в условиях рыночной экономики - это извлечение прибыли при производстве и распределении товаров и услуг. Достижение этой цели зависит от экономической потребности или пригодности этих товаров и услуг; условий труда всех работающих на предприятии и соответственно желания работать на данном предприятии; эффективности использования всей совокупности ресурсов.
Правильная и объективная оценка результатов хозяйственной деятельности должна учитывать как степень выполнения планов, так и соответствие этих планов реальным возможностям предприятий. Выявляя внутренние резервы и указывая пути их использования, анализ способствует повышению эффективности хозяйствования как при составлении планов, так и в процессе их реализации[4].
В условиях рыночной экономики решение вопроса о «выживании» предприятия требует особых подходов к управлению на предприятии, к его финансовой деятельности. Многое в работе предприятия зависит от того, как быстро и верно будут приниматься управленческие решения, насколько правильно будет разработана тактика и стратегия предприятия.
Последние пятнадцать лет стали революционным для розничной торговли в России. Эпоха распределения превратилась в эпоху конкурентного, а также свободного от государственного контроля розничного бизнеса. Торговля в то время претерпела очень серьёзные структурные изменения и, благодаря своему влиянию на уровень жизни населения и своими масштабами, стала играть важнейшую роль в экономике страны[2].
В России с каждым годом всё больше увеличивается производство потребительских товаров. Растёт также и розничный товарооборот как кооперативной, так и государственной торговли.
Увеличение потребления продукции, а также увеличение товарооборота вызывает необходимость изучать покупательский спрос. Его изучение в первую очередь должно «подчиняться» задаче более полного удовлетворения всевозможных запросов покупателей. Данная задача находит своё решение благодаря совершенствованию показателей ассортимента.
Неправильная оценка качества продукции, неосведомленность в свойствах товара, его характеристиках, а также ошибки при его выборе могут привести к большим убыткам и потерям, как для крупных предпринимателей, так и для обычных покупателей. Для предотвращения вышеописанных ситуаций, необходимо иметь основные представления о товароведении различных групп товаров[1].
Основным критерием, благодаря которому мы можем оценить успешна ли деятельность того или иного предприятия, является рыночный успех. Рыночные возможности же зависят во многом от верно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
Благодаря изучению рынка, а также перспектив его развития, предприятие может получать необходимую ему информацию, которая в дальнейшем послужит для решения некоторых вопросов, непосредственно связанных с совершенствованием, управлением, а также с формированием ассортимента товаров и услуг[3].
Стратегический подход, в наше время, является необходимым понятием для решения задач товарной политики. Любое решение предприятию необходимо принимать, не только смотря на текущие интересы, но также анализируя как это решение будет «работать» в дальнейшем. Данный подход требует определенных усилий[5].
Тема нашей дипломной работ - «Совершенствование ассортимента и качества выпускаемой продукции малого производственного предприятия».
В нашей дипломной работе речь пойдёт о совершенствовании ассортимента и качества продукции на примере производственного предприятия ИП Матвеев, которое занимается производством пластиковых карт и брендированием продукции.
Ассортимент товаров, услуг, а также такие его показатели, как полнота, широта, структура, стабильность, обновляемость, очень влияют на спрос покупателей и определяют эффективна ли работа данного предприятия.
Исходя из этого, можно сказать, что выбранная тема является довольно актуальной в современных условиях рыночной экономики.
Актуальность темы также состоит в том, что для успешной работы предприятия необходимо четко и правильно представлять и уметь превращать на практике политику формирования ассортимента, качества и конкурентоспособности товара. Вовремя реагировать на все внутренние и внешние изменения. Поэтому очень важно разбираться во всех тонкостях этого направления деятельности производственного предприятия, располагать полной, точной, объективной, своевременной и детальной экономической информацией. Ведь в конечном счете именно от того, на сколько правильно выбрана политика по формированию ассортимента, качества и конкурентоспособности товара, зависит и конечный результат деятельности предприятия.
Целью нашей дипломной работы является: разработка мероприятий и рекомендаций по совершенствованию ассортимента и качества продукции на предприятии ИП Матвеев.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить основные понятия и формирования ассортимента продукции, его показатели и факторы, влияющие на них;
- изучить систему управления качеством;
- проанализировать финансово- хозяйственную деятельность предприятия ИП Матвеев;
- провести анализ ассортимента и качества на производственном предприятии ИП Матвеев;
- разработать рекомендации по совершенствованию ассортимента и качества продукции на производственном предприятии «ИП Матвеев».
В заключении можно сделать вывод о том, что одним из наиболее важных условий успешного сотрудничества с клиентами является создание наиболее оптимального ассортимента товаров, который удовлетворит различные запросы конечного потребителя. Поэтому одним из главных направлений деятельности предприятия является формирование ассортимента товаров. Формирование ассортимента - это деятельность, направленная на подбор групп, видов и разновидностей товаров соответственно спросу потребителей, с целью наиболее полного его удовлетворения. Ассортимент представляет собой набор товаров, способный удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности населения и обеспечить высокую прибыль организации. Формирование ассортимента товаров осуществляется непрерывно, начиная от производства и заканчивая потреблением, оно связано с определенным предприятием и обуславливается ассортиментной политикой этого предприятия. Ассортиментная политика предполагает определение руководством компании целей, задач и основных направлений формирования ассортимента товара.
В ходе написания дипломной работы, мною были изучены теоретические аспекты формирования ассортимента и управления качеством, проанализированы и исследованы финансово-хозяйственная деятельность ИП «Матвеев», а также ассортимент и качество производимой продукции.
Целью данной работы являлась разработка мероприятий по совершенствованию ассортимента и качества на примере ИП Матвеев и обоснование их экономической эффективности. Данная цель была достигнута за счет решения ряда задач:
- изучить основные понятия и формирования ассортимента продукции, его показатели и факторы, влияющие на них;
- изучить систему управления качеством;
- проанализировать финансово- хозяйственную деятельность предприятия ИП Матвеев;
- провести анализ ассортимента и качества на производственном предприятии ИП Матвеев;
- разработать рекомендации по совершенствованию ассортимента и качества продукции на производственном предприятии «ИП Матвеев».
По итогам исследования с целью улучшения финансового состояния организации и совершенствования ассортимента и качества были предложены следующие мероприятия:
- приобретение нового оборудования для производства карт нового поколения 2tag и 3tag;
- разработка отдела компании Brand Master, который узко-специализированно занимается брендированием продукции.
- предоставление пробного тиража для полного соответствия требованиям потребителя по качеству.
По данным проведенного анализа был сделан вывод о том, что для ИП Матвеев разработка данных мероприятий и создание нового отдела Brand Master является актуальным. Благодаря проведенным нами нововведениям компании удалось увеличить прибыль, повысить поток клиентов, заработать репутацию надежного партнера, превзойти конкурентов по комплексности и разнообразию предоставляемой продукции, получить значительную долю рынка.
1. Абрамов, А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: учебное пособие/ А.Е. Абрамов.
- М.: Экономика и финансы АКДИ, 2013 - 96 с.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич. - Мн.: Высшая школа, 2013. - 447 с.
3. Акулич, И.Д. Система менеджмента качества производства бытовой техники и торгового оборудования: руководство по качеству РК 22.001, 2015.
- 39 с.
4. Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич. - Мн.: Высшая школа, 2014. - 447 с.
5. Амиров, Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика / Ю.Д. Амиров //Стандарты и качество, 2014. - 67 с.
6. Андрианов, В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.Д. Андрианов // Экономист, 2016. - 67 с.
7. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие/ В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2015. - 128 с.
8. Афитов, Э.А. Организация и планирование производства. Управление предприятием: метод. пособие для выполнения курсовой работы / Афитов Э.А.; ред. Н. И. Новицкого. - Минск: БГУИР, 2013. - 96 с.
9. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Г. А. Ахинов, И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 331 с.
10. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: учебник/ И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 329 с.
11. Бобров, Н. Анализ новых тенденций в развитии розничной торговли // Маркетинг, 2014.- 356 с.
12. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебник / С. Н. Виноградова, О.В. Пигунова, 2016. -351 с.
13. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности: учебник для ВУЗов/ В.М. Власова. - М.: «Финансы и статистика», 2011. - 278 с.
14. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции: учебное пособие/ А.В. Гличев. - М.: АМИ, 2013. - 231 с.
15. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции: учебное пособие/ А.В. Гличев. - М.: АМИ, 2014. - 231 с.
16. Гордеев, Д.К. Управление ассортиментом в современных экономических условиях / РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2015. - 56-57с.
17. Горин, В.В. Методы совершенствования качества продукции и услуг в хлебопекарной промышленности / В.В. Горин // Стандарты и качество, 2016. - 350 с.
18. Горлов В.В. Книга директора магазина: практические рекомендации / В. В. Горлов. - СПб.: Питер, 2017. - 368 с.
19. Губская, М.В. Качество как фактор конкурентоспособности продукции / М.В. Губская // Стандарты качество, 2016. - 235 с.
20. Дубровский, В.Ж., Чайкин Б. И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун¬та, 2013. - 78 с.
21. Ерохина, Л.И., Башмачникова Е.В., Романеева Е.В.Маркетинг в оптовой и розничной торговле. М.:КНОРУС, 2015. - 555 с.
22. Есютина, А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика, управление: учеб. Пособие. - М.: КноРус, 2016. - 424 с.
23. Ефремов, А.А Проблемы организации торговли // Экономист, 2015. - 76 с.
24. Жукова, Т. Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / Т. Н. Жукова. - СПб.: Вектор, 2016. - 256 с.
25. Загиров, Р.Р. Методика анализа показателей процесса материально - технического снабжения, 2015. - 98 с.
26. Залецкий К.К. Организация торговых процессов и обслуживания покупателей: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Экон. Ун-та,
2014. - 98 с.
27. Зотов, В.В. Ассортиментная политика фирмы: учебно-практическое пособие/ В.В. Зотов - М: Эксмо, 2016. - 240 с.
28. Калашников, Е.А. Система менеджмента качества. Учет и анализ несоответствий и дефектов деталей, сборочных единиц и изделий в производстве и эксплуатации. Статистические методы управления качеством: стандарт организации СТО 22.042, 2013. - 98 с.
29. Калужский, М.К. Товарная политика в маркетинге / Центр дистанционного образования «Элитариум» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
30. Карпова, Н.П. Оценка влияния качественных параметров потоков и процесса снабжения на показатели рентабельности / Н.П. Карпова // Аудит и финансовый анализ, 2015. - 157 с.
31. Ковалев, В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.; Финансы и статистика, 2013.- 607 с.
32. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности/ В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика., 2013. - 676 с.
33. Ковалева, М.М. Финансы в управлении предприятием: учебник / М.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 435 с.
34. Кормнов, Ю.А. Ориентация экономики на конкурентоспособность/ Ю.А. Кормнов // Экономист, 2015. - 115 с.
35. Крамзин, Е.В. Экономика и организация производства: руководство по преддипломной практике и дипломному проектированию для студ. всех форм обуч. / Э.А. Афитов; под ред. В.П. Пашуто. - Минск: БГУ, 2014. - 150 с.
36. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий, 2013. - 120 с.
37. Латкин, А.П. Конкурентоспособность регионального производства: сборник трудов аспирантов и молодых ученых/ А.П. Латкин. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2015. - 127 с.
38. Литвинов, Д.В., Анализ финансового состояния предприятия: Справочное пособие, 2014.- 300 с.
39. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие - М, 2014. - 123 с.
40. Любушин, М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 305 с.
41. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник/Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова.-М.: Дашков, 2013. - 336 с.
42. Маркетинг: общий курс: Учеб. пособие / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Изд-во Омега-Л.- 2014. - 476 с.
43. Маслов, В.И. Эластичность качества продукции по цене и затратам / В. И. Маслов, В. Ф. Минаков // Стандарты и качество, 2015. - 301 с.
44. Николаева, Т.И., Елагин Ю.А.Организация торговых процессов и обслуживания покупателей: Учеб.пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. - 54 с.
45. Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие; под ред. Н. И. Новицкого. - М.: ООО «Новое знание», 2013. - 321 с
46. Павлова, Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях: управление денежным оборотом/ Л.Н. Павлова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 198 с.
47. Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учебник / А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2015. - 656 с.
48. Петрова, Ю.А. Экономика предприятия / Ю.А. Петрова //Учебник., 2013. - 93 с.
49. Петросов, П.П. Основы внешнеэкономической деятельности: учебное пособие/ П.П. Петросов. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013. - 160 с.
50. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник -М.: Инфра- М, 2015. - 98 с.
51. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент: учебник для ВУЗов/ Г.Б. Поляк. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016. - 452 с.
52. Радаев, В. Классификация современных форм розничной торговли // Экономическая политика, 2014. - 67 с.
53. Русак, Е.С. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие / Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина. - Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2014 - 322 с.
54. Саблина, И. В. Концептуальные основы формирования механизма улучшения качества продукции / И. В.Саблина // Экономика, 2014. - 400 с.
55. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.; ИНФРА-М, 2015. - 89 с.
56. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник/Т.А. Салимова.- М.: Омега-Л, 2014. - 376 с.
57. Симонова, А.П. «Ассортиментная политика фирмы» - Минск: Высшая школа, 2016. - 423 с.
58. Скляренко, В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия / В.К.Скляренко, В.М. Прудников // Учебник, 2013. - 156 с.
59. Снегирев, В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям - СПб.: Питер, 2015. - 78 с.
60. Снегирева, В.А. Розничный магазин: упр. ассортиментом по товарным категориям / В. Снегирева. - СПб.: Питер, 2015. - 416 с.
61. Соломина, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 436 с.
62. Тебекин, А.В. Управление качеством: Учебник для бакалавров,
2015. - 371 с.
63. Туровец, О. Г. Организация производства на предприятии: Учебник - Ростов-на-Дону:МарТ, 2016. - с.
64. Уткин, Э.А. Финансовое управление: учебник для ВУЗов/ Э.А. Уткин. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 370 с.
65. Уткин, Э.А. Управление компанией: учебник./Э.А. Уткин.- М.:Демас, 2015.- 59 с.
66. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России: учеб. пособие / О. А. Феофанов. - СПб.: Питер,: ил. - (Маркетинг для профессионалов), 2013. - 384 с.
67. Фрейдина, Е.В. Управление качеством: Учебное пособие/ Е.В. Фрейдина. - М.: Омега-Л, 2015. - 189 с.
68. Шевченко, Д.К. Организация и управление качеством: Монография/ Д.К. Шевченко, В.В. Груздев. - Владивосток.: Изд-во Дальневосточного университета, 2014. - 115 с.
69. Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: управление качеством.- И.: Альфа-М,НИЦ ИНФРА-М, 2014.- 272 с.
70. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебник. / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА, 2013. - 208 с.