Введение
1 Конфликт с участием несовершеннолетнего в образовательной
организации и способы реагирования 6
1.1 Специфика конфликтов в подростковом возрасте 6
1.2 Конфликт в школе как фактор правонарушающего поведения... 12
1.3 Характеристика основных методов профилактики конфликтов
и правонарушающего поведения в общеобразовательной организации 23
2 Медиация как технология профилактики правонарушающего
поведения 30
2.1 Метод школьной медиации: понятие и социально-правовые
эффекты применения 30
2.2 Организационные модели работы служб школьной медиации в
Российской Федерации 40
2.3 Нормативные основы использования метода школьной
медиации в общеобразовательной организации 44
3 Проблемы и перспективы внедрения метода школьной медиации в образовательные организации Красноярского
края 54
3.1 Критический анализ актуального состояния медиации в
общеобразовательных учреждениях Красноярского края 54
3.2 Проблемы внедрения медиации в общеобразовательные
учреждения Красноярского края 60
3.3 Перспективы внедрения медиации в общеобразовательные
учреждения Красноярского края 69
Заключение 76
Список использованных источников 77
Приложение
Конфликт - это противоречие между людьми, которое может конструироваться специально или возникать непреднамеренно. В данной работе конфликт рассматривается как противоречие, возникающее случайно, непреднамеренно и сопровождающееся негативным эмоциональным проявлением.
Конфликтное поведение свойственно любому человеку. Особенной предрасположенностью к конфликтам обладают подростки в силу того, что для них конфликт - это неотъемлемая черта возрастной характеристики. Подростки в данном возрасте они еще не обладает достаточной когнитивной, эмоциональной и социальной компетентностью, поэтому в структуре их конфликтов превалируют эмоции. Несовершеннолетние не могут эффективно взаимодействовать в конфликте, так как не имеют социального опыта разрешения подобных ситуации без применения силы, достаточного уровня развития мышления, не могут контролировать агрессию - это способствует эскалации конфликта.
Дополнительным фактором для развития конфликта у подростков становится школьное пространство, которое в силу объективных и субъективных причин самостоятельно является конфликтогенным. Это связано с оцениванием в школе, позициями участников образовательных отношений, которые априори противоречат друг другу и другими факторами, которые приведены в данной работе.
Конфликт, в свою очередь, часто является условием совершения правонарушения подростком или попадание в ситуацию правонарушения в качестве потерпевшего, «жертвы». Это актуализирует необходимость
проведения дополнительной профилактической деятельности с несовершеннолетними и важность педагогической деятельности по обучению эффективному взаимодействию в конфликте несовершеннолетних.
Этой деятельностью занимаются школьные службы медиации. Развитие сети служб школьной медиации стремительно набирает обороты в нашей стране. Количество нормативных актов, регулирующих создание и деятельность этих служб, свидетельствует о внимании государственных органов к внедрению института медиации в образовательное пространство. Однако актуальным остается вопрос качественного внедрения и эффективного функционирования данного института.
Таким образом, объектом исследования в данной работе является медиация в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования - проблемы и перспективы внедрения медиации в общеобразовательное пространство.
Цель - разработка рекомендации по эффективному внедрению медиации в общеобразовательные организации.
Задачи исследования:
1. рассмотреть специфику конфликтов в подростковом возрасте;
2. рассмотреть понятие конфликт в школе как фактор правонарушающего поведения;
3. охарактеризовать основные методы профилактики конфликтов и правонарушающего поведения в образовательной организации;
4. рассмотреть понятие и социально-правовые эффекты применения метода школьной медиации;
5. проанализировать организационные модели работы служб школьной медиации в Российской Федерации;
6. изучить нормативные основы использования метода школьной медиации в общеобразовательной организации;
7. проанализировать актуальное состояние медиации в общеобразовательных учреждениях Красноярского края;
8. выявить проблемы внедрения медиации в общеобразовательные учреждения Красноярского края;
9. внести предложения по эффективному внедрению медиации в общеобразовательные учреждения Красноярского края.
Методы, использованные при выполнении магистерской диссертации: метод системного анализа, метод сравнительного анализа, интервьюирование, анализ документов, анкетирование.
Магистерская диссертация была посвящена изучению медиации в образовательных учреждениях Красноярского края, особенностям становления института школьной медиации в данном регионе, а также проблемам и перспективам внедрения медиации в образовательное пространство.
В первой главе была приведена специфика конфликтов в подростковом возрасте и влияние образовательной организации на формирование конфликтов и правонарушающего поведения. Охарактеризованы основные методы профилактики конфликтов и правонарушающего поведения в образовательной организации, данные меры рассмотрены по степени эффективности при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
В рамках второй главы было рассмотрено понятие и социально-правовые эффекты применения метода школьной медиации, а также проанализированны организационные модели работы служб школьной медиации в Российской Федерации. Изучены нормативные основы использования метода школьной медиации в общеобразовательной организации.
В третьей главе был представлен опыт внедрения медиации в общеобразовательные организации Красноярского края, выявлены огранизационно-управленческие, нормативно-правовые, кадровые,
материально-технические, информационные проблемы.
Результатом магистерской работы стали внесенные предложения по эффективному внедрению медиации в общеобразовательные учреждения Красноярского края, в том числе разработанный, уникальный для опыта Красноярского края, проект «Ресурсный центр медиации», направленный на создание механизма, обеспечивающего внедрение, развитие и популяризацию технологии школьной медиации на территории г. Красноярска.
1. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, - 2003. - 250 с.
2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов/ К.Н.
Поливанова. - М., 2000.— 184 с.
3. Бригида К.Б. Особенности полового самосознания у
несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс]: Психология и право. 2012. № 1. - Режим доступа:
http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n1/50327.shtml
4. Анцупов Л.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2012. - 298 с.
5. Жарких Н.Г. Особенности коммуникативной компетентности студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации: автореф. канд. психол. наук / Н.Г. Жарких. - Москва, - 2010. - 20 с.
6. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М.: МИРОС, - 2001. - 174 с.
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической
компетентности педагогов общеобразовательной школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Бережная Галина Сергеевна - Калининград, 2009. - 341 с.
9. Игнатова, Е.С. Исследование конфликтогенных факторов педагогического взаимодействия в вузе [Текст] / Е.С. Игнатова // Дискуссия. Педагогические науки. - №10 (51). - 2014. - С. 126-129
10. Статистика [Электронный ресурс]: официальный сайт Санкт-
Петербургского горного университета. - Режим доступа:
https://moeobrazovanie.ru/professions_pedagog_statistika.html
11. Профессия «учитель»: вчера и сегодня [Электронный ресурс]: официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=398
12. Попаденко Е.В. Уголовно-правовой конфликт: понятие и способы
преодоления / Е.В. Попаденко // [Электронный ресурс]: Проблемы
совершенствования юридической техники и дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе: Сб. науч. статей. Вып. 1 / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. — Ярославль: ЯрГУ, 2006. — 310 с. - Режим доступа: http://www.popadenkoev.narod.rU/pdf/stati/7.pdf
13. С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. Общая теория права: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск : Амалфея. - 2007. - 480 с.
14. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.
15. Илийчук В.И., Ващенко I. В., Антонова О. I. Конфлшт: посттравматичний стрес. Киев: Наукова думка, - 1998. - С. 18 - 20.
16. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Педагогика, - 1988. - С. 46 - 73.
17.0 состоянии преступности несовершеннолетних и проблеме распространения в их среде криминальной субкультуры [Электронный ресурс]: Приложение № 1 к постановлению комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края от 06.10.2017 № 137-кдн. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/kdns/reshen/doc
18. Статистика [Электронный ресурс]: официальный сайт министерства образования Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krao.ru/rb- topic_t_89 .htm
19.06 основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/
20. Рябец, В. А. Программа профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних / B. А. Рябец. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования. - Санкт-Петербург. - 2012. - Режим доступа:
http ://nsportal.ru/shkola/sotsialnava-pedagogika/librarv/programma-profilaktika- pravonarushenii-sredinesovershennoletn
21. Костенников М.В., Куракин А.В., Мышляев Н.П. Классификация
административно-профилактических мер [Электронный ресурс]:
Административное право и практика администрирования. — 2015. - № 2. - С.72-88. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_15847.html
22. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.
23. Мозговая Т. П. Восстановительный подход в профилактике делинквентного поведения подростков // Идеи и идеалы. - 2013. - Т.2. № 2(16). - С. 34-40.
24.0 направлении методических рекомендаций / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2015 № 07-4317 [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_256446/96c60c 11ee5b7 3882 df84a7de3c4fb18f1a01961/
25.0 медиации [Электронный ресурс]: официальный сайт «Центра медиации и права». - Режим доступа: http://www.mediacia.com/what.htm
26.0 направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http ://base. garant.ru/
27.Рудакова Ю.Н. Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России [Электронный ресурс]: Скиф. - 2017. №11. - Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mediatsii-kak-formy-
profilaktiki-bullinga-v-rossii
28.3анина Лариса Витольдовна Компетентностями подход в деятельности школьного медиатора [Электронный ресурс]: Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №3 (28). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v- deyatelnosti-shkolnogo-mediatora
29.0 утверждении национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы /Указ Президента РФ от 01.06.2012 г № 761 [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http ://base. garant.ru/
30. Зернова Г.П. Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике // История и педагогика естествознания. - 2017. - № 1. С. 25-32.
31. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт организации объединенных наций. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
32. Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (утверждена Комитетом министров 11 мая 2010 г.), f. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://rm.coe.int/1680489512
33. Концепция ФГОС общего образования (проект). [Электронный
ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/documents/938
34. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / Приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai/documents/922
35.0 направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе / Письмо Минобрнауки РФ от 12.07.2013 № 09-979. [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=570694#09 173252655116706
36.06 объявлении в Российской Федерации десятилетия детства / Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2018 г. N 24-рп об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/557297047
37.0 системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Закон Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608. [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://zakon.krskstate.ru/doc/7820
38. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края от 26.10.2011 №12. [Электронный ресурс]: официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http ://www.krskstate.ru/kdns/reshen/doc
39.0 мерах, направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних на территории Красноярского края / Распоряжение Губернатора Красноярского края от 28.10.16 № 571 -рг. [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/
40. Дорожная карта по созданию и развитию служб медиации в
образовательных организациях Красноярского края / утв. министром образования Красноярского края 01.12.2016г. [Электронный ресурс]:
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Режим
доступа: http://www.kipk.ru/
41. Статистика [Электронный ресурс]: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Режим доступа: http://www.kipk.ru/
42. Информация. [Электронный ресурс]: официальный сайт
Министерства образования Красноярского края. - Режим доступа:
http://www.krao.ru/
43.0 деятельности служб медиации в образовательных учреждениях / письмо от 26.04.2018 № 21/1-28д-2018 // Генеральная прокуратура Российской Федерации
44. Андреева О. И. К вопросу об организации службы школьной медиации (примирения) / О. И. Андреева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. П. Платонова. — СПб. : С.-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы, 2016. — С. 409-411.
45. Носкова Елена Викторовна О внедрении медиативных
техник в осуществление правосудия по делам несовершеннолетних // Уголовная юстиция. 2015. №1 (5). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-vnedrenii-mediativnyh-tehnik-v-osuschestvlenie- pravosudiya-po-delam-nesovershennoletnih
46. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). [Электронный ресурс]: федер. закон № 193-ФЗ от 27.07.2010 // Справочная система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
47. Судакова Татьяна Михайловна, Корягина Светлана Анатольевна Медиативные технологии в раннем и непосредственном предупреждении преступного поведения школьников // Известия БГУ. - 2017. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7mediativnye- tehnologii-v-rannem-i-neposredstvennom-preduprezhdenii-prestupnogo- povedeniya-shkolnikov
48. Уголовно-процессуальный кодексе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон № 174-ФЗ от 18.12.2001 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
49. О развитии служб медиации и применения
восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними в образовательных организациях города / Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Красноярска №7 от 16.11.2017. [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа:
http://www.admkrsk.ru/administration/commission/Pages/post2017.aspx