Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ.

Работа №2576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59 стр.
Год сдачи2015
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2691
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ 6
1.1. Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие тревожности и ее причины в современных исследованиях 12
1.3. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Организация и методики экспериментального исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования особенностей проявления агрессии у подростков 32
2.3.Анализ взаимосвязи тревожности и агрессии у подростков. 34
2.4. Практические рекомендации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность.
Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.
В отечественной психологической науке исследования, направленные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авторов, как Т.А.Репина, А.А.Рояк и другие. В работах психологов подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.
Проблема тревожности заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление причин возникновения тревожности личности, изучение тревогоформирующего воздействия микросоциального окружения ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным и возрастным закономерностям развития ребенка, провести необходимую работу по профилактике негативных проявлений тревожности.
Анализ определений тревожности в психологической литературе раскрывает многообразные ее проявления:
 эмоциональное состояние в определенной ситуации,
 устойчивое свойство, черта личности или темперамента,
 устойчиво сохраняющееся, сильное, хроническое состояние, которое считается признаком эмоциональных нарушений.
Изучением тревожности занимались А.М.Прихожан, Слепичева О.А., Ханин Ю.Л.
Цель исследования – выявить особенности подростковой агрессивности и тревожности и пути их профилактики.
Объект исследования – агрессивное и тревожное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного и тревожного поведения подростков.
Гипотеза – существует взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью: высокая тревожность соответствует повышенному уровню агрессивности у подростка.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессивности.
2. Изучить понятие тревожности
3. Изучить агрессивное поведение в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть особенности проявлений тревожности и агрессивности у подростков.
5. Выяснить пути профилактики негативных проявлений личности подростка.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
1. Обобщение и анализ литературы по теме исследования.
2. Методы психологического тестирования.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические и практические подходы к исследованию агрессии и агрессивности отечественных и зарубежных авторов (А.Басс, К.Лоренц, З.Фрейд, Э.Фромм и др.); работы, посвященные изучению особенностей агрессивности детского, подросткового и юношеского возраста, а также факторов, влияющих на становление агрессивного поведения (А.Гуггенбюль, С.Н.Ениколопов, В.В.Ковалев, Н.Д.Левитов, Ю.Б.Можгинский, А.А.Реан, Л.М.Семенюк и др.).
Теоретическая значимость работы. В работе описана психологическая структура агрессивности и особенности тревожности подростков.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут послужить основой для разработки новых подходов к коррекции и профилактике агрессивного поведения, опирающихся не на усредненные психолого-педагогические принципы, а на индивидуальные эмоциональные особенности личности.
Данное исследование проходило в 2012 году среди школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов в количестве 30 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.
Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме организации работы со школьниками, имеющими агрессивные проявления в поведении, позволяет сделать вывод о том, что данная проблема педагогической и психологической литературой на сегодняшний день недостаточно разработана, но многими авторами подчеркивается ее злободневность и значимость.
Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления девиантного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию девиантного поведения несовершеннолетних, и вести работу по их устранению.
Безусловно, проблема и тревожности подростков является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Безусловно, проблема агрессивности и тревожности является чрезвычайно многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования, которое невозможно уместить в рамки одного научного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.
В проведенном исследовании решены поставленные задачи. Все это позволило нам по результатам исследования сделать следующие выводы.
Необходимым условием проведения психолого-педагогической коррекции агрессивности и тревожности подростков является своевременное выявление факторов социальной дезадаптированности. Комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня агрессивности и тревожности, помогает на ранних стадия выявить тревожные факторы.
Выдвинутая нами проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты, что является предметом для дальнейших научных исследований.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. М.: Академия, 2008.
2. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002.
3. Антье Э. Агрессивность. - М.: Фаир-Пресс, 2006.
4. Астапов.В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se.,2008
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004.
8. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными подростками. М.: Издательство: Педагогика, 1991.
10. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей // Дошк. воспитание. – 2003. - № 8. - С. 55-59.
11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М, 2001.
12. Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. - 2000. -№2.-С. 12-19.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.
14. Голенищева E.JI. Психологические детерминанты агрессивного поведения младших школьников. СПб.: СПбАППО, 2005.
15. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000.
16. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением: методология психологического исследования и практики // Российский психиатрический журнал. - 2000. - № 2. - С:19-31.
17. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. - 2003. - №4. -С. 95-98.
18. Дубинко H.A. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. - М., 2000. - №1. -С. 53-57.
19. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72
20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». - СПб., 2000.
21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1993.
22. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 22-27.
23. Изард К.Э. Эмоции человека. М.: Изд-во Московского университета, 1980.
24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010.
25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008.
26. Кемпински А. Меланхолия. – СПб., 2002.
27. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях: монография. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
28. Ковальчук A.B., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков: монография. Ярославль: ЯГПУ, 2004.
29. Колосова C.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004.
30. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Шк. психолог. – 2000. - № 25.
31. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.
32. Кордуэлл М. Психология А-Я. М.: Гранд, 2003.
33. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет / сост. О.П.Рожков. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; ВоронежМОДЭК, 2007.
34. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2005
35. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2007.
36. Крупнов А.И., Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2003. - №1. - С. 66-72.
37. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003.
38. Кудрявцева Л. Типология агрессии у детей и подростков // Нар. образование. - 2005. - № 8. - С. 193-195.
39. Лапин А.Д. Коррекция повышенной тревожности у детей// Московский психологический журнал. - № 9. - 2005. – с.76-81.
40. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972.-№ 6.-С. 168-171.
41. Лоренц К.З. Агрессия (Так называемое «зло»). М.: Прогресс, 2001.
42. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.
43. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. М.: Школа-Пресс, 2005.
44. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 24–32.
45. Масагутов P.M. Детская и подростковая агрессия (психопатологические и социально-психологические аспекты). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002.
46. Мельникова М.Л. Когнитивная составляющая агрессивного поведения подростков // Образование и наука. - 2008. - №8. - С.56-64.
47. Механизмы человеческой агрессии: Сборник научных трудов / Отв. ред. Ю.М.Антонян. М.: ВНИИ МВД России, 2000.
48. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
49. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. М.: Смысл. «Академия», 2008.
50. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – М. : Когито-Центр, 2008.
51. Морева Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления // Воспитание школьников. - 2008. - № 5. - С. 31-34.
52. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001.
53. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. - СПб.: Питер, 2007.
54. Немов Р.С. Психология Кн. 2 Психология образования. – М: «Владос» ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
55. Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия // Начальная школа. - 2007. №1. - С. 32 – 36
56. Прихожан А.М. Психология тревожности. М.: «Питер», 2007.
57. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - Москва-Воронеж, 2005.
58. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. – СПб., 2001. – С. 143-156.
59. Причины и коррекция детской агрессивности: Метод, указ. для студентов факультетов психологии / М-во образования РФ, Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, каф. педагогики и пед. психологии; сост. Е.В.Драпак. -Ярославль: ЯрГУ, 2001.
60. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2004.
61. Регуш Л.А. Психология современного подростка. СПб : Речь, 2005. –С. 27–28.
62. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
63. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.
64. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
65. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru
66. Спилберг Ч.Д. Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. CпБ., 2005.
67. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001.
68. Тарасова Л.Е. Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы социал. психологии личности. – Саратов, 2008.
69. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997.
70. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2006.
71. Фурманов И.А Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007.
72. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения – 2003. – СПб., 2003. – С. 301-302.
73. Чижов С.Ю. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2005.
74. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004, с.283-299.
75. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: пробл. возраст, и пед. психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.
76. Ярошенко Р.Д. Психологические тесты. – Спб.: 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ