Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №31637
Тип работыБакалаврская работа
Предметпсихология
Объем работы172
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования 10
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«зависимость», «компьютерная зависимость» 10
1.2. Специфика проявления компьютерной зависимости в
подростковом возрасте 21
1.3. Педагогический потенциал организации дополнительного образования в формировании антиаддиктивной установки компьютерной
зависимости у подростков 30
Выводы по I главе 38
Глава II. Эмпирическое исследование специфики компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования 41
2.1. Исследование и анализ причин и особенностей проявления
компьютерной зависимости в подростковом возрасте в организации дополнительного образования 41
2.2. Рекомендации по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации
дополнительного образования 78
Выводы по II главе 91
Заключение 94
Список использованной литературы 98
Приложение 105
Актуальность темы исследования. В современном мире наблюдается обширная компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной жизни и промышленной деятельности. Исследование проблем компьютерной зависимости детей и подростков в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных и информационных технологий, которые накладывают определенный отпечаток на развитие и становление личности современного ребенка. Мощный поток новой информации в сети Интернет, применение компьютерных технологий, распространение различных гаджетов и программ, популяризация смартфонов и планшетов оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных подростков.
Пристрастие к компьютеру и смартфонам быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность гаджетами и сетью Интернет. В настоящее время дети подросткового возраста уже оценили преимущества использования компьютера и сети Интернет, оказывающие и негативное влияние на их социальное и психическое развитие. Часто, когда подростки погружаются в виртуальный мир, они не уже могут ему сопротивляться, так не обладают необходимыми психологическими механизмами защиты.
Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к продолжительной работе или проведению времени за компьютером. Изучением проблемы компьютерной зависимости занимались такие исследователи, как А.Е. Войкунский [14], М.И. Дрепа [19], А.Ю. Егоров [21] и др. Исследования К. Янг, И. Голдберга, Ю.Д. Бабаевой указывают на то факт, что на сформированность компьютерной зависимости помимо желания ухода от реальности, отождествлении себя с персонажем компьютерной игры и личных проблем, также влияют и индивидуальные особенности человека [60, с. 25]. В особенности этому подвержены подростки. По В.В. Ковалеву, дети подросткового возраста уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) [33, с. 69].
Таким образом, актуальность проблемы возрастает все больше и больше с каждым днем. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования, практически не проводились.
Необходимость и целесообразность организации профилактики компьютерной зависимости в условиях дополнительного образования определяется рядом следующих факторов. Организация дополнительного образования обладают возможностями не только для организации творчества детей, но и для реализации профилактических программ как продолжения процессов профилактики в школе. Следовательно, одной из задач по профилактике компьютерной зависимости является закрепление умений и навыков, формируемых в ходе профилактики в образовательных учреждениях. Профилактика компьютерной зависимости в условиях организации дополнительного образования должна представлять из себя логичное продолжение профилактики, осуществляемой в школе или других образовательных учреждениях, постоянно посещаемых ребенком, и должна быть нацелена на закрепление результатов.
Анализируя вышеперечисленные проблемы, мы пришли к следующему противоречию: между ростом компьютерной зависимости подростков и педагогическим потенциалом организации дополнительного образования по профилактике компьютерной зависимости у подростков для обеспечения эффективности их личностного развития, с одной стороны, и недостаточной изученностью особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы особенности проявления компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования».
Цель исследования: изучение и исследование компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Объект исследования: процесс компьютерной зависимости подростков.
Предмет исследования: особенности проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Гипотеза исследования: уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков, посещающих разные кружки в организациях дополнительного образования, различаются как по половому признаку, так и по индивидуально - психологическим особенностям личности, оказывающим влияние на формирование компьютерной зависимости у подростка, что является основанием для организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «зависимость», «компьютерная зависимость».
2. Выявить особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
3. Раскрыть потенциал организации дополнительного образования по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков.
4. Определить и сравнить уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
5. Разработать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация и обобщение;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседы с педагогами и подростками, посещающими организацию дополнительного образования, изучение продуктов деятельности;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики психологии, которые раскрывают общенаучные категории «зависимость» и «компьютерная зависимость» (В.В. Барцаклиной [8], Л.И. Божович [11], И.Л. Васильевой [12], А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21] и др.); концептуальные идеи исследователей и педагогов о профилактике компьютерной аддикции (М. Коул [54], А.В. Беляева [10], М.С. Иванов [26], Л.Н. Юрьева [58], Т.Ю. Больбот [57], Е.В. Якушина [59] и др.); психологические и педагогические положения о закономерностях развития личности человека (Л.И. Божович [11], А.Л. Венгер [13], Л.С. Выготский [16], Л.С. Рубинштейн [49], Г. Крайг [35]); исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И Божович [1], Л.С. Выготский [16], Т.В. Драгунова [18], В.Б. Ольшанский [46], Д.Б. Эльконин [56] и др.); проблематика свободного времени и организации досуга (А.Г. Асмолов [7], Л.И. Азарова [5], А.А. Мальцева [43]).
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе молодежного центра «Заман» Республики Татарстан, г. Набережные Челны с 9 февраля 2019 г. до 8 марта 2019 г. Выборку составили 42 воспитанника подросткового возраста, из них 8 человек посещают секцию «Конструирование из бумаги, ИЗО», 7 человек - секция «Speedcubing», 8 человек - секция «Алтын куллар», 9 человек - театральная студия «Инеш», 10 человек - молодежное объединение «Ника-профи».
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме компьютерной зависимости, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
На третьем (обобщающем) этапе разрабатывалась «Программа по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования»;
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены специфические особенности и причины проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что использованный пакет диагностических методик может быть использован для выявления уровня компьютерной зависимости у подростков. Педагоги дополнительного образования, опираясь на разработанную программу, могут проводить консультативную работу, направленную на профилактику компьютерной зависимости.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
Итоговая научная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (диплом 1 степени). Сертификат за активное участие в Итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. - Москва, 2019.
Международная научно-практическая конференция (с онлайн участием) «The dialogue of the West and East: topical issues of contemporary education and pedagogics» (Диалог Запада и Востока: актуальные проблемы современного образования и педагогики) - г. Казань, 2018 г. (Сертификат участника)
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях (приняты к публикации):
Давлиева Э.Р. Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика компьютерной зависимости у детей подросткового возраста в учреждении дополнительного образования / Э.Р. Давлиева, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей и тезисов. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2019.
Давлиева Э.Р. Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования / Э.Р. Давлиева // Сборник статей XVIII всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования. - 2019.
Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования / Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. // Научный журнал «Вестник НЦБЖД». - №4. - 2019.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В теоретической части данной выпускной квалификационной работы рассматриваются различные подходы к определению понятий «зависимость», «компьютерная зависимость», определяется их сущность, выявляется специфика зависимого поведения подростка. При изучении данных понятий мы придерживались классификации А. Ю. Егорова, суть которой состоит в том, что компьютерная зависимость является одной из форм нехимических аддикций.
Рассматривая понятие «компьютерная зависимость», был сделан вывод, что данная зависимость не возникает сама по себе, она вытекает, опосредованно, из компьютерной деятельности. Теоретические основы исследований определены на основе анализа концепций и работ А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21], К. Янг [60], И. Г олдберга [60] и др.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению подростков, страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета и различных гаджетов.
Существует множество причин, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками.
Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Для зависимых от компьютера подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии,
конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или педагогами.
Как правило, зависимый от компьютера подросток обладает ранимостью, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, высокой обидчивостью, невысокой стрессоустойчивостью,
предрасположенностью к депрессии, неспособностью решать
конфликтные ситуации. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют выстраивать взаимоотношения с ровесниками и противоположным полом, они с трудом приспосабливаются к коллективу и тяжело социализируются в обществе.
В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что сформированность антиаддиктивной установки и поведения у подростков должна базироваться на следующих
взаимосвязанных критериях: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, отношенческий, деятельностно-рефлексивный.
Был сделан вывод о необходимости разработки программы, направленной на преодоление уже имеющихся проблем, которые могут служить предпосылкой или причиной компьютерной зависимости. Рассматривая проблему в контексте данного исследования, был сделан вывод, что необходимо разработать универсальную базовую программу для всех подростков, посещающих разные секции и кружки. Все компоненты антиаддиктивной установки при разработке программы должны быть учтены. Следовательно, потенциал организации дополнительного образования при организации профилактической работы по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков будет играть значительную роль.
Во второй главе данной работы были рассмотрены психодиагностические методы исследования личности подростка. Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие психодиагностические методики: тестовая методика Кимберли Янг на выявление Интернет-зависимости (адаптированная В.А. Лоскутовой); анкетирование «Гаджет-зависимость»; тест Т. Такера на выявление игровой зависимости; методика самооценки психических состояний Г. Айзенка; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва; тест «Оценка уровня общительности» (авт. В.Ф. Ряховский).
Предпринятое нами теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Выявлено наличие компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования. Все подростки, которые приняли участие в эксперименте, имеют компьютерную зависимость, как слабую, так и достаточно сильную;
2. Рассматривая составляющие компьютерной зависимости, статистически была подтверждена существенность различий по уровню игровой зависимости между подростками, посещающими разные кружки (p<0,01). Кроме того, оказалось, что именно мальчики чаще склонны к компьютерным играм;
3. В результате использования метода корреляционного анализа были выявлены статистически достоверные взаимосвязи между компонентами компьютерной зависимости и характеристиками индивидуально-личностных особенностей подростков, посещающих разные секции. Установлено, что ведущим состоянием, коррелирующим с остальными психическими состояниями, является фрустрация, имеющая высокую положительную связь с ригидностью, агрессией, тревожностью, общительностью, самооценкой.
3. На основе сравнительного анализа результатов по методикам В.Ф. Ряховского и С.В. Ковалёва можно утверждать, что свыше 30% всех подростков, посещающих организацию дополнительного образования, обладают низким уровнем общительности и низкой самооценкой;
4. У подростков, для которых характерен низкий или средний уровень компьютерной зависимости, был выявлен преимущественно средний уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секции «Алтын куллар», «Ника-профи» и «Конструирование из бумаги, ИЗО»). Подростки с устойчивой и выраженной компьютерной зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секция «Speedcubing» и театральная студия «Инеш»);
Цель исследования достигнута: изучена и исследована компьютерная зависимость подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные в работе задачи решены, выдвинутые гипотетические предположения нашли свое подтверждение. Предложенная программа профилактики компьютерной зависимости подростков может использоваться в работе педагогов дополнительного образования.
1. Абраменкова В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. - М.: Лепта Книга, 2015. - 112 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 624 с.
3. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4. - С. 25-38.
4. Агафонов А.Ю. Сознавание и осознание / А.Ю. Агафонов // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003. - 147 с.
5. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи / Р.И. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - 128 с.
6. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. - 2016. - № 4. - С. 14-20.
7. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2014. - № 2. - С. 2-6.
8. Барцаклина В.В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? / В.В. Барцаклина. - М.: Академия, 2009. - 278 с.
9. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учебное пособие / С.А. Беличева. - Издательский дом «Питер», 2012. - 336 с.
10. Беляева А.В., Беляев Г.Ю., Штакк Е.А. Профилактика интернет-зависимости подростков как проблема изменяющейся теории воспитания / А.В. Беляева // Актуальная биотехнология. - 2014. - № 3. - С. 54-58.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.
12. Васильева И.Л. Психолого-педагогическое сопровождение интернет-зависимых в юношеском возрасте / И.Л. Васильева. - Уфа, 2010. - 72 с.
13. Венгер А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития / А.Л. Венгер. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2011. - 320 с.
14. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войкунский // Медицинская психология в России. - 2015. - № 4 (33). - С. 85-91.
15. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. — М.: Феникс, 2010. — 320 с.
16. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
17. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональной, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - 516 с.
18. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 156 с.
19. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 189-193.
20. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Валеева, Р.А., Шакурова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова // Монография. - Казань: Издательство "Отечество", 2012. - 280 с.
21. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет- аддикциях и подходах к их коррекции / А.Ю. Егоров // Медицинская психология в России. - 2015. - №4 (33). - С. 1-17.
22. Елкина А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А.Е. Елкина // Молодой ученый. — 2017. — № 20. — С. 394-396.
23. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации / М.В. Жукова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - Выпуск 11. - С. 18-25.
24. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
25. Зорин К.В. «Одержимые». Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая / К.В. Зорин. - М.: Русский Хронографъ, 2008. - 256 с.
26. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия. - Мн.: Харвест, 2009. - 345 с.
27. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей / В.Н. Иванченко // Ростов-на-Дону: Учитель. - 2007. - С. 4-12.
28. Ивлева А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте (социально-психологические аспекты): учебнометодическое пособие / А.Н. Ивлева, З.А. Аксютина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 94 с.
29. Карпова Е.Е. Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость» / Е.Е. Карпова // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 523-525.
30. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования / М.Г. Казакина. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981. - 65 с.
31. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек / М. Кинг, У. Коэн, Ч. Цитренбаум. - М.: Класс, 1998. - 189 с.
32. Кобозева А.В. Дополнительное образование как составляющая формирования личности ребенка / А.В. Кобозева // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 1. - С. 2-13.
33. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М.: Москва, 2003. - Т. 3. - № 1. - 69 с.
34. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «Бермудский
треугольник» за углом / Е. Корнеева. - Мн.: Аверсэв, 2010. - 211 с.
35. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - 3-е изд. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 416 с.
36. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова. - М.: Эксмо, 2012. - 89 с.
37. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская // Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ. - 2002. - 53 с.
38. Курганский С.М. Организация досуговой деятельности младших школьников / С.М. Курганский // Завуч начальной школы. - 2004.
- № 6.- 89 - 113 с.
39. Кулагина Л.А. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / под ред. Л.А. Кулагина. - М.: Издат. центр «Сфера», 2001. - 464 с.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
41. Лобастова Е.И. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников / Е.И. Лобастова, С.С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 41-45.
42. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты
использования компьютерных технологий у детей и подростков / Ю.В. Маслова // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16. - № 4.
- С. 15-24.
43. Мальцева А.А. Дополнительное образование как способ профилактики негативной девиации / А.А. Мальцева // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 27 (69). - С. 99-101.
44. Мулик Е.О., Коломиец А.А., Мулик Ю.В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Е.О. Мулик // Проблемы современной науки и образования. - 2003. - С. 73-74.
45. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или
педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев. - М.: Вектор,
2009. - 253 с.
46. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире / В.Б. Ольшанский // Народное образование. - 2000. - № 3. - С. 117-120.
47. Позднякова А.Е. Исследование уровня тревоги у активных пользователей гаджетов / А.Е. Позднякова // Таврический научный вестник. Педагогика и психология. - 2018. - С. 146-150.
48. Попрядухина Н.Г. Исследование компьютерной зависимости у обучающихся подросткового возраста / Н.Г. Попрядухина // Инновационное развитие науки и образования. - 2018. - С. 262-269.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2005. - 543 с.
50. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А.В. Федоров. - М.: Арктика, 2010. - 387 с.
51. Худяков А.В., Урсу А.В., Старченкова А.М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология / А.В. Худяков, А.В. Урсу, А.М. Старченкова // Медицинская психология в России. - 2015. - № 4 (33). — С. 72-85.
52. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационном мире / С.Б. Цымбаленко. - Спб.: Питер, 1998. - 246 с.
53. Шавыркина Е.В. Особенности проявления игровой
зависимости в школьном возрасте / Е.В. Шавыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 1. - С. 71-73.
54. Шумская О.А. Влияние современных гаджетов в образовательном процессе / О.А. Шумская // Научные тенденции: Педагогика и психология. - 2018. - С. 20-21.
55. Шурухт С.М. Подростковый возраст: компьютерная
зависимость: учебное пособие / С.М. Шурухт. - СПБ.: Речь, 2009. - 112 с.
56. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
57. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск, 2006. - 196 с.
58. Якушина Е.В. Подростки в Интернете / Е.В. Якушина. - М.: Академия, 2010. - 331 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность темы исследования. В современном мире наблюдается обширная компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной жизни и промышленной деятельности. Исследование проблем компьютерной зависимости детей и подростков в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных и информационных технологий, которые накладывают определенный отпечаток на развитие и становление личности современного ребенка. Мощный поток новой информации в сети Интернет, применение компьютерных технологий, распространение различных гаджетов и программ, популяризация смартфонов и планшетов оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных подростков.
Пристрастие к компьютеру и смартфонам быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность гаджетами и сетью Интернет. В настоящее время дети подросткового возраста уже оценили преимущества использования компьютера и сети Интернет, оказывающие и негативное влияние на их социальное и психическое развитие. Часто, когда подростки погружаются в виртуальный мир, они не уже могут ему сопротивляться, так не обладают необходимыми психологическими механизмами защиты.
Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к продолжительной работе или проведению времени за компьютером. Изучением проблемы компьютерной зависимости занимались такие исследователи, как А.Е. Войкунский [14], М.И. Дрепа [19], А.Ю. Егоров [21] и др. Исследования К. Янг, И. Голдберга, Ю.Д. Бабаевой указывают на то факт, что на сформированность компьютерной зависимости помимо желания ухода от реальности, отождествлении себя с персонажем компьютерной игры и личных проблем, также влияют и индивидуальные особенности человека [60, с. 25]. В особенности этому подвержены подростки. По В.В. Ковалеву, дети подросткового возраста уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) [33, с. 69].
Таким образом, актуальность проблемы возрастает все больше и больше с каждым днем. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования, практически не проводились.
Необходимость и целесообразность организации профилактики компьютерной зависимости в условиях дополнительного образования определяется рядом следующих факторов. Организация дополнительного образования обладают возможностями не только для организации творчества детей, но и для реализации профилактических программ как продолжения процессов профилактики в школе. Следовательно, одной из задач по профилактике компьютерной зависимости является закрепление умений и навыков, формируемых в ходе профилактики в образовательных учреждениях. Профилактика компьютерной зависимости в условиях организации дополнительного образования должна представлять из себя логичное продолжение профилактики, осуществляемой в школе или других образовательных учреждениях, постоянно посещаемых ребенком, и должна быть нацелена на закрепление результатов.
Анализируя вышеперечисленные проблемы, мы пришли к следующему противоречию: между ростом компьютерной зависимости подростков и педагогическим потенциалом организации дополнительного образования по профилактике компьютерной зависимости у подростков для обеспечения эффективности их личностного развития, с одной стороны, и недостаточной изученностью особенностей проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы особенности проявления компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования».
Цель исследования: изучение и исследование компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Объект исследования: процесс компьютерной зависимости подростков.
Предмет исследования: особенности проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Гипотеза исследования: уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков, посещающих разные кружки в организациях дополнительного образования, различаются как по половому признаку, так и по индивидуально - психологическим особенностям личности, оказывающим влияние на формирование компьютерной зависимости у подростка, что является основанием для организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «зависимость», «компьютерная зависимость».
2. Выявить особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
3. Раскрыть потенциал организации дополнительного образования по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков.
4. Определить и сравнить уровень и сущностные характеристики компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования.
5. Разработать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация и обобщение;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседы с педагогами и подростками, посещающими организацию дополнительного образования, изучение продуктов деятельности;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции отечественной и зарубежной педагогики психологии, которые раскрывают общенаучные категории «зависимость» и «компьютерная зависимость» (В.В. Барцаклиной [8], Л.И. Божович [11], И.Л. Васильевой [12], А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21] и др.); концептуальные идеи исследователей и педагогов о профилактике компьютерной аддикции (М. Коул [54], А.В. Беляева [10], М.С. Иванов [26], Л.Н. Юрьева [58], Т.Ю. Больбот [57], Е.В. Якушина [59] и др.); психологические и педагогические положения о закономерностях развития личности человека (Л.И. Божович [11], А.Л. Венгер [13], Л.С. Выготский [16], Л.С. Рубинштейн [49], Г. Крайг [35]); исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И Божович [1], Л.С. Выготский [16], Т.В. Драгунова [18], В.Б. Ольшанский [46], Д.Б. Эльконин [56] и др.); проблематика свободного времени и организации досуга (А.Г. Асмолов [7], Л.И. Азарова [5], А.А. Мальцева [43]).
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе молодежного центра «Заман» Республики Татарстан, г. Набережные Челны с 9 февраля 2019 г. до 8 марта 2019 г. Выборку составили 42 воспитанника подросткового возраста, из них 8 человек посещают секцию «Конструирование из бумаги, ИЗО», 7 человек - секция «Speedcubing», 8 человек - секция «Алтын куллар», 9 человек - театральная студия «Инеш», 10 человек - молодежное объединение «Ника-профи».
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме компьютерной зависимости, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
На третьем (обобщающем) этапе разрабатывалась «Программа по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков, посещающих организации дополнительного образования»;
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены специфические особенности и причины проявления компьютерной зависимости подростков в организации дополнительного образования.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что использованный пакет диагностических методик может быть использован для выявления уровня компьютерной зависимости у подростков. Педагоги дополнительного образования, опираясь на разработанную программу, могут проводить консультативную работу, направленную на профилактику компьютерной зависимости.
Материалы исследования прошли апробацию на конференции:
Итоговая научная конференция студентов КФУ 2019 года, секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (диплом 1 степени). Сертификат за активное участие в Итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ 2019 г.
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования. - Москва, 2019.
Международная научно-практическая конференция (с онлайн участием) «The dialogue of the West and East: topical issues of contemporary education and pedagogics» (Диалог Запада и Востока: актуальные проблемы современного образования и педагогики) - г. Казань, 2018 г. (Сертификат участника)
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях (приняты к публикации):
Давлиева Э.Р. Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика компьютерной зависимости у детей подросткового возраста в учреждении дополнительного образования / Э.Р. Давлиева, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей и тезисов. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2019.
Давлиева Э.Р. Особенности проявления компьютерной зависимости у подростков в организации дополнительного образования / Э.Р. Давлиева // Сборник статей XVIII всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования. - 2019.
Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. Специфика и причины компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования / Давлиева Э.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. // Научный журнал «Вестник НЦБЖД». - №4. - 2019.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


В теоретической части данной выпускной квалификационной работы рассматриваются различные подходы к определению понятий «зависимость», «компьютерная зависимость», определяется их сущность, выявляется специфика зависимого поведения подростка. При изучении данных понятий мы придерживались классификации А. Ю. Егорова, суть которой состоит в том, что компьютерная зависимость является одной из форм нехимических аддикций.
Рассматривая понятие «компьютерная зависимость», был сделан вывод, что данная зависимость не возникает сама по себе, она вытекает, опосредованно, из компьютерной деятельности. Теоретические основы исследований определены на основе анализа концепций и работ А.Е. Войкунского [14], М.И. Дрепы [19], А.Ю. Егорова [21], К. Янг [60], И. Г олдберга [60] и др.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению подростков, страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета и различных гаджетов.
Существует множество причин, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками.
Также причиной может послужить заниженная самооценка подростка. Для зависимых от компьютера подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии,
конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или педагогами.
Как правило, зависимый от компьютера подросток обладает ранимостью, повышенной тревожностью, заниженной самооценкой, высокой обидчивостью, невысокой стрессоустойчивостью,
предрасположенностью к депрессии, неспособностью решать
конфликтные ситуации. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют выстраивать взаимоотношения с ровесниками и противоположным полом, они с трудом приспосабливаются к коллективу и тяжело социализируются в обществе.
В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что сформированность антиаддиктивной установки и поведения у подростков должна базироваться на следующих
взаимосвязанных критериях: когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, отношенческий, деятельностно-рефлексивный.
Был сделан вывод о необходимости разработки программы, направленной на преодоление уже имеющихся проблем, которые могут служить предпосылкой или причиной компьютерной зависимости. Рассматривая проблему в контексте данного исследования, был сделан вывод, что необходимо разработать универсальную базовую программу для всех подростков, посещающих разные секции и кружки. Все компоненты антиаддиктивной установки при разработке программы должны быть учтены. Следовательно, потенциал организации дополнительного образования при организации профилактической работы по формированию антиаддиктивной установки компьютерной зависимости у подростков будет играть значительную роль.
Во второй главе данной работы были рассмотрены психодиагностические методы исследования личности подростка. Для достижения поставленной цели в работе были использованы следующие психодиагностические методики: тестовая методика Кимберли Янг на выявление Интернет-зависимости (адаптированная В.А. Лоскутовой); анкетирование «Гаджет-зависимость»; тест Т. Такера на выявление игровой зависимости; методика самооценки психических состояний Г. Айзенка; тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва; тест «Оценка уровня общительности» (авт. В.Ф. Ряховский).
Предпринятое нами теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать следующие основные выводы:
1. Выявлено наличие компьютерной зависимости у подростков, посещающих организацию дополнительного образования. Все подростки, которые приняли участие в эксперименте, имеют компьютерную зависимость, как слабую, так и достаточно сильную;
2. Рассматривая составляющие компьютерной зависимости, статистически была подтверждена существенность различий по уровню игровой зависимости между подростками, посещающими разные кружки (p<0,01). Кроме того, оказалось, что именно мальчики чаще склонны к компьютерным играм;
3. В результате использования метода корреляционного анализа были выявлены статистически достоверные взаимосвязи между компонентами компьютерной зависимости и характеристиками индивидуально-личностных особенностей подростков, посещающих разные секции. Установлено, что ведущим состоянием, коррелирующим с остальными психическими состояниями, является фрустрация, имеющая высокую положительную связь с ригидностью, агрессией, тревожностью, общительностью, самооценкой.
3. На основе сравнительного анализа результатов по методикам В.Ф. Ряховского и С.В. Ковалёва можно утверждать, что свыше 30% всех подростков, посещающих организацию дополнительного образования, обладают низким уровнем общительности и низкой самооценкой;
4. У подростков, для которых характерен низкий или средний уровень компьютерной зависимости, был выявлен преимущественно средний уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секции «Алтын куллар», «Ника-профи» и «Конструирование из бумаги, ИЗО»). Подростки с устойчивой и выраженной компьютерной зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (секция «Speedcubing» и театральная студия «Инеш»);
Цель исследования достигнута: изучена и исследована компьютерная зависимость подростков в организации дополнительного образования и обоснование целесообразности организации психолого-педагогической работы по профилактике компьютерной зависимости.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные в работе задачи решены, выдвинутые гипотетические предположения нашли свое подтверждение. Предложенная программа профилактики компьютерной зависимости подростков может использоваться в работе педагогов дополнительного образования.



1. Абраменкова В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. - М.: Лепта Книга, 2015. - 112 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 624 с.
3. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4. - С. 25-38.
4. Агафонов А.Ю. Сознавание и осознание / А.Ю. Агафонов // Известия Самарского научного центра РАН. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003. - 147 с.
5. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи / Р.И. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - 128 с.
6. Арестова О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. - 2016. - № 4. - С. 14-20.
7. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. - 2014. - № 2. - С. 2-6.
8. Барцаклина В.В. Увлечение компьютерными играми: беда или благо? / В.В. Барцаклина. - М.: Академия, 2009. - 278 с.
9. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учебное пособие / С.А. Беличева. - Издательский дом «Питер», 2012. - 336 с.
10. Беляева А.В., Беляев Г.Ю., Штакк Е.А. Профилактика интернет-зависимости подростков как проблема изменяющейся теории воспитания / А.В. Беляева // Актуальная биотехнология. - 2014. - № 3. - С. 54-58.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.
12. Васильева И.Л. Психолого-педагогическое сопровождение интернет-зависимых в юношеском возрасте / И.Л. Васильева. - Уфа, 2010. - 72 с.
13. Венгер А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития / А.Л. Венгер. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2011. - 320 с.
14. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войкунский // Медицинская психология в России. - 2015. - № 4 (33). - С. 85-91.
15. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. — М.: Феникс, 2010. — 320 с.
16. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
17. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональной, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - 516 с.
18. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 156 с.
19. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 2. - С. 189-193.
20. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Валеева, Р.А., Шакурова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова // Монография. - Казань: Издательство "Отечество", 2012. - 280 с.
21. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет- аддикциях и подходах к их коррекции / А.Ю. Егоров // Медицинская психология в России. - 2015. - №4 (33). - С. 1-17.
22. Елкина А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А.Е. Елкина // Молодой ученый. — 2017. — № 20. — С. 394-396.
23. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации / М.В. Жукова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - Выпуск 11. - С. 18-25.
24. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
25. Зорин К.В. «Одержимые». Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая / К.В. Зорин. - М.: Русский Хронографъ, 2008. - 256 с.
26. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия. - Мн.: Харвест, 2009. - 345 с.
27. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей / В.Н. Иванченко // Ростов-на-Дону: Учитель. - 2007. - С. 4-12.
28. Ивлева А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте (социально-психологические аспекты): учебнометодическое пособие / А.Н. Ивлева, З.А. Аксютина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 94 с.
29. Карпова Е.Е. Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость» / Е.Е. Карпова // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 523-525.
30. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования / М.Г. Казакина. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981. - 65 с.
31. Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек / М. Кинг, У. Коэн, Ч. Цитренбаум. - М.: Класс, 1998. - 189 с.
32. Кобозева А.В. Дополнительное образование как составляющая формирования личности ребенка / А.В. Кобозева // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - № 1. - С. 2-13.
33. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М.: Москва, 2003. - Т. 3. - № 1. - 69 с.
34. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «Бермудский
треугольник» за углом / Е. Корнеева. - Мн.: Аверсэв, 2010. - 211 с.
35. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - 3-е изд. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 416 с.
36. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова. - М.: Эксмо, 2012. - 89 с.
37. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская // Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ. - 2002. - 53 с.
38. Курганский С.М. Организация досуговой деятельности младших школьников / С.М. Курганский // Завуч начальной школы. - 2004.
- № 6.- 89 - 113 с.
39. Кулагина Л.А. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / под ред. Л.А. Кулагина. - М.: Издат. центр «Сфера», 2001. - 464 с.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
41. Лобастова Е.И. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников / Е.И. Лобастова, С.С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 41-45.
42. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты
использования компьютерных технологий у детей и подростков / Ю.В. Маслова // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16. - № 4.
- С. 15-24.
43. Мальцева А.А. Дополнительное образование как способ профилактики негативной девиации / А.А. Мальцева // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 27 (69). - С. 99-101.
44. Мулик Е.О., Коломиец А.А., Мулик Ю.В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Е.О. Мулик // Проблемы современной науки и образования. - 2003. - С. 73-74.
45. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или
педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев. - М.: Вектор,
2009. - 253 с.
46. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире / В.Б. Ольшанский // Народное образование. - 2000. - № 3. - С. 117-120.
47. Позднякова А.Е. Исследование уровня тревоги у активных пользователей гаджетов / А.Е. Позднякова // Таврический научный вестник. Педагогика и психология. - 2018. - С. 146-150.
48. Попрядухина Н.Г. Исследование компьютерной зависимости у обучающихся подросткового возраста / Н.Г. Попрядухина // Инновационное развитие науки и образования. - 2018. - С. 262-269.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2005. - 543 с.
50. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А.В. Федоров. - М.: Арктика, 2010. - 387 с.
51. Худяков А.В., Урсу А.В., Старченкова А.М. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология / А.В. Худяков, А.В. Урсу, А.М. Старченкова // Медицинская психология в России. - 2015. - № 4 (33). — С. 72-85.
52. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационном мире / С.Б. Цымбаленко. - Спб.: Питер, 1998. - 246 с.
53. Шавыркина Е.В. Особенности проявления игровой
зависимости в школьном возрасте / Е.В. Шавыркина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 1. - С. 71-73.
54. Шумская О.А. Влияние современных гаджетов в образовательном процессе / О.А. Шумская // Научные тенденции: Педагогика и психология. - 2018. - С. 20-21.
55. Шурухт С.М. Подростковый возраст: компьютерная
зависимость: учебное пособие / С.М. Шурухт. - СПБ.: Речь, 2009. - 112 с.
56. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
57. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск, 2006. - 196 с.
58. Якушина Е.В. Подростки в Интернете / Е.В. Якушина. - М.: Академия, 2010. - 331 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.