Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок
|
Введение 4
1 Нормативная основа государственных и муниципальных закупок 7
1.1 Система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации 7
1.2 Анализ зарубежного опыта применения контрактных систем 17
1.3 Нормативно-правовые основы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации 27
2 Анализ системы муниципальных закупок в Российской Федерации 42
2.1 Опыт применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ 42
2.2 Анализ практики формирования контрактной системы для
осуществления муниципальных закупок 45
2.3. Основные проблемы осуществления муниципальных закупок 58
3 Совершенствование механизма муниципальных закупок 66
3.1 Включение дополнительных требований в договоры на исполнение заказов 66
3.2 Обучение и подготовка кадров для претензионной работы 74
3.3 Формирование информационной базы потенциальных исполнителей контрактов 77
Заключение 96
Список использованных источников 99
1 Нормативная основа государственных и муниципальных закупок 7
1.1 Система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации 7
1.2 Анализ зарубежного опыта применения контрактных систем 17
1.3 Нормативно-правовые основы осуществления государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации 27
2 Анализ системы муниципальных закупок в Российской Федерации 42
2.1 Опыт применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ 42
2.2 Анализ практики формирования контрактной системы для
осуществления муниципальных закупок 45
2.3. Основные проблемы осуществления муниципальных закупок 58
3 Совершенствование механизма муниципальных закупок 66
3.1 Включение дополнительных требований в договоры на исполнение заказов 66
3.2 Обучение и подготовка кадров для претензионной работы 74
3.3 Формирование информационной базы потенциальных исполнителей контрактов 77
Заключение 96
Список использованных источников 99
Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба, является важной составляющей рыночных реформ. Органы власти и управления, бюджетные учреждения и организации в процессе выполнения своих функции сталкиваются с необходимостью материально-технического или иного ресурсного обеспечения для реализации государственных и муниципальных программ, что предполагает проведение конкурсных процедур для экономии и повышения эффективности бюджетных расходов.
Тема государственных закупок переживает всплеск общественного интереса и вполне обоснованно: одной из важнейших проблем, стоящих перед государством в настоящее время, является проблема развития рыночных механизмов осуществления государственных закупок, направленная на повышение их эффективности. Формирование принципов добросовестной конкуренции и углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками связано с внедрением практики торгов.
Устойчивое развитие экономики напрямую зависит от соблюдения ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет повысить эффективность их осуществления.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который регулирует отношения, связанные с размещением заявок на поставки продуктов, исполнение работ, предложение услуг для муниципальных либо городских нужд, в том числе устанавливает единичный порядок размещения заказа, в целях обеспечения единства финансового места на территории РФ при размещении заявок, действенного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения способностей для роли физических и юридических лиц в размещении заявок и стимулирования такого участия, становления честной конкурентной борьбы, улучшения работы органов государственной власти и органов районного самоуправления в области размещения заявок, предупреждение коррупции и прочих злоупотреблений в области размещения заявок.
В связи с введением нового законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд возникает необходимость повышения квалификации и переподготовки государственных служащих федеральных и региональных органов исполнительной власти, местных органов власти и специалистов в области формирования, размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, специалистов участников размещения заказов.
Целью работы является анализ механизма государственных и муниципальных закупок, разработка мероприятий по его совершенствованию.
Объектом исследования являются рыночные механизмы осуществления государственных закупок. Предмет исследования - обеспечение конкуренции, эффективности и качества государственных закупок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативную основу государственных и муниципальных закупок, в том числе опыт ближнего и дальнего зарубежья, достоинства и недостатки нормативной базы;
2) провести анализ муниципальных закупок 2014-2015 гг., в том числе закупки по ФЗ-94 от 2005г и ФЗ-44;
3) определить основные проблемы осуществления муниципальных закупок;
4) разработать систему совершенствования механизма муниципальных закупок.
Институт поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, традиционно привлекает к себе внимание многих авторов. Так, данным вопросам посвящены работы Петрова К.А., Талерова П.И., Александрова, И.Н., Ануприенко В.Ю., Афанасьева М.В., Вилкина А.С., Врублевской О.В., Горбуновой О.Н., Громовой Н.Н., Гущина А.Ю., Зибзеевой Е.В. и др. Однако многие проблемы организации муниципальных закупок остаются малоизученными.
Основными методами, использованными при написании дипломной работы, были изучение и использование научной литературы и периодических публикаций, анализ собранной информации по объекту курсовой работы и обобщение собранной информации.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Начнем изучение с нормативных основ государственных и муниципальных закупок.
Тема государственных закупок переживает всплеск общественного интереса и вполне обоснованно: одной из важнейших проблем, стоящих перед государством в настоящее время, является проблема развития рыночных механизмов осуществления государственных закупок, направленная на повышение их эффективности. Формирование принципов добросовестной конкуренции и углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками связано с внедрением практики торгов.
Устойчивое развитие экономики напрямую зависит от соблюдения ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет повысить эффективность их осуществления.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который регулирует отношения, связанные с размещением заявок на поставки продуктов, исполнение работ, предложение услуг для муниципальных либо городских нужд, в том числе устанавливает единичный порядок размещения заказа, в целях обеспечения единства финансового места на территории РФ при размещении заявок, действенного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения способностей для роли физических и юридических лиц в размещении заявок и стимулирования такого участия, становления честной конкурентной борьбы, улучшения работы органов государственной власти и органов районного самоуправления в области размещения заявок, предупреждение коррупции и прочих злоупотреблений в области размещения заявок.
В связи с введением нового законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд возникает необходимость повышения квалификации и переподготовки государственных служащих федеральных и региональных органов исполнительной власти, местных органов власти и специалистов в области формирования, размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, специалистов участников размещения заказов.
Целью работы является анализ механизма государственных и муниципальных закупок, разработка мероприятий по его совершенствованию.
Объектом исследования являются рыночные механизмы осуществления государственных закупок. Предмет исследования - обеспечение конкуренции, эффективности и качества государственных закупок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативную основу государственных и муниципальных закупок, в том числе опыт ближнего и дальнего зарубежья, достоинства и недостатки нормативной базы;
2) провести анализ муниципальных закупок 2014-2015 гг., в том числе закупки по ФЗ-94 от 2005г и ФЗ-44;
3) определить основные проблемы осуществления муниципальных закупок;
4) разработать систему совершенствования механизма муниципальных закупок.
Институт поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, традиционно привлекает к себе внимание многих авторов. Так, данным вопросам посвящены работы Петрова К.А., Талерова П.И., Александрова, И.Н., Ануприенко В.Ю., Афанасьева М.В., Вилкина А.С., Врублевской О.В., Горбуновой О.Н., Громовой Н.Н., Гущина А.Ю., Зибзеевой Е.В. и др. Однако многие проблемы организации муниципальных закупок остаются малоизученными.
Основными методами, использованными при написании дипломной работы, были изучение и использование научной литературы и периодических публикаций, анализ собранной информации по объекту курсовой работы и обобщение собранной информации.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Начнем изучение с нормативных основ государственных и муниципальных закупок.
В ходе работы была достигнута основная ее цель анализ механизма государственных и муниципальных закупок, разработка мероприятия по его совершенствованию.
В первой главе «Нормативная основа государственных и муниципальных закупок» рассмотрены следующие вопросы:
1. Государственные и муниципальные закупки в России в 2005 -2014 гг.
По данному пункту основное заключение в том, что отрицательным моментом является то, что по отдельным категориям хозяйствующих субъектов, закупочная деятельность которых регулируется в особом порядке (№ 223-ФЗ), наблюдается значительный объем закупок с использованием неконкурентных способов - закупка у единственного поставщика и иные способы закупок. При этом сектор применения таких конкурентных способов закупок, как открытый аукцион в электронной форме, открытый аукцион и запрос котировок существенно уменьшается к 2014 году.
Все это говорит о наличии серьезных проблем в механизме финансирования государственных закупок путем осуществления закупки необходимых товаров, работ и услуг с использованием неэффективных и неконкурентных способов определения поставщиков. Такое положение дел приводит к наращиванию неэффективных расходов бюджета.
1. Опыт ближнего и дальнего зарубежья.
Из данного пункта следует вывод о том, что закупочный процесс в зарубежных странах имеет существенные отличия и особенности. Основным объединяющим признаком в определениях государственных закупок, отраженных в нормативно-правовых актах всех рассмотренных стран, является осуществление закупок за счет бюджетного финансирования с учетом наиболее эффективного их расходования.
2. Достоинства и недостатки нормативной базы.
В данном пункте основные моменты касаются вступления в силу С 01.01.2014 г. с Закона о контрактной системе. В результате которого перечень способов размещения заказа путем проведения торгов и без проведения торгов значительно расширен и включает конкурентные и неконкурентные способы закупок.
Во второй главе «Анализ муниципальных закупок 2014-2015 гг.» в данной главе приведен анализ Закупок по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
В данном пункте говорится о том что, в 2014 - 2016 гг., согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, действовали правила планирования закупок переходного периода. При этом порядок планирования, установленный на 2014 - 2016 гг., является "промежуточной" формой при переходе на порядок планирования закупок в полном соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, и одной из основных целей установления переходного периода является подготовка заказчиков к новому порядку планирования закупок и выявление возникающих на практике сложностей.
Далее приведены основные показатели мониторинга государственных закупок (в том числе анализ поведение поставщика и заказчика).
По третьей главе «Совершенствование механизма муниципальных закупок» можно сделать основные выводы:
1. Неудовлетворительный характер правоприменительной практики в сфере госзакупок во многом вызван переходным для российских закупок затяжным периодом становления контрактной системы до 2017 года, не отточенностью правовых норм, наличием множественных пробелов в законодательстве, непродуманным и постепенным вступлением в силу подзаконных актов, регламентирующих процесс планирования, заключения, исполнения и оплаты госконтрактов.
2. Процесс нормотворчества при создании контрактной системы и реформирование сопутствующего бюджетного процесса были запущены без достаточного методологического и методического обеспечения, вступившие в силу множественные поправки в законодательную базу и новые нормативные источники недостаточно проработаны и мало согласованы между собой.
3. Критический анализ показывает, что существующая система нормативных правовых актов в сфере государственных закупок является неоправданно путанной и избыточно загроможденной, в то время как в мировой практике ее упрощение представляется наиболее приоритетной задачей, что подтверждается проводимыми реформами в таких странах, как Франция, Италия, Испания, Польша и другие.
Также в данной главе был рассмотрен вопрос формирование информационной базы потенциальных исполнителей контрактов.
В рамках вопроса определено, что вся информация о государственных закупках с 1 января 2016 года содержится единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС), которая пришла на смену официальному порталу госзакупокzakupki.gov.ru,на базе которого ее и планируется создавать. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта. Система содержит реестр сведений о недобросовестных поставщиках, решение о внесении в данный реестр принимается ФАС.
В данной главе также приведен анализ экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств.
В результате выявлено, что экономическая эффективность госзакупок лекарственных средств в действующей системе очень низкая, а в ряде случаев не только убыточная, но и представляющая угрозу здоровью нации.
В первой главе «Нормативная основа государственных и муниципальных закупок» рассмотрены следующие вопросы:
1. Государственные и муниципальные закупки в России в 2005 -2014 гг.
По данному пункту основное заключение в том, что отрицательным моментом является то, что по отдельным категориям хозяйствующих субъектов, закупочная деятельность которых регулируется в особом порядке (№ 223-ФЗ), наблюдается значительный объем закупок с использованием неконкурентных способов - закупка у единственного поставщика и иные способы закупок. При этом сектор применения таких конкурентных способов закупок, как открытый аукцион в электронной форме, открытый аукцион и запрос котировок существенно уменьшается к 2014 году.
Все это говорит о наличии серьезных проблем в механизме финансирования государственных закупок путем осуществления закупки необходимых товаров, работ и услуг с использованием неэффективных и неконкурентных способов определения поставщиков. Такое положение дел приводит к наращиванию неэффективных расходов бюджета.
1. Опыт ближнего и дальнего зарубежья.
Из данного пункта следует вывод о том, что закупочный процесс в зарубежных странах имеет существенные отличия и особенности. Основным объединяющим признаком в определениях государственных закупок, отраженных в нормативно-правовых актах всех рассмотренных стран, является осуществление закупок за счет бюджетного финансирования с учетом наиболее эффективного их расходования.
2. Достоинства и недостатки нормативной базы.
В данном пункте основные моменты касаются вступления в силу С 01.01.2014 г. с Закона о контрактной системе. В результате которого перечень способов размещения заказа путем проведения торгов и без проведения торгов значительно расширен и включает конкурентные и неконкурентные способы закупок.
Во второй главе «Анализ муниципальных закупок 2014-2015 гг.» в данной главе приведен анализ Закупок по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
В данном пункте говорится о том что, в 2014 - 2016 гг., согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, действовали правила планирования закупок переходного периода. При этом порядок планирования, установленный на 2014 - 2016 гг., является "промежуточной" формой при переходе на порядок планирования закупок в полном соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, и одной из основных целей установления переходного периода является подготовка заказчиков к новому порядку планирования закупок и выявление возникающих на практике сложностей.
Далее приведены основные показатели мониторинга государственных закупок (в том числе анализ поведение поставщика и заказчика).
По третьей главе «Совершенствование механизма муниципальных закупок» можно сделать основные выводы:
1. Неудовлетворительный характер правоприменительной практики в сфере госзакупок во многом вызван переходным для российских закупок затяжным периодом становления контрактной системы до 2017 года, не отточенностью правовых норм, наличием множественных пробелов в законодательстве, непродуманным и постепенным вступлением в силу подзаконных актов, регламентирующих процесс планирования, заключения, исполнения и оплаты госконтрактов.
2. Процесс нормотворчества при создании контрактной системы и реформирование сопутствующего бюджетного процесса были запущены без достаточного методологического и методического обеспечения, вступившие в силу множественные поправки в законодательную базу и новые нормативные источники недостаточно проработаны и мало согласованы между собой.
3. Критический анализ показывает, что существующая система нормативных правовых актов в сфере государственных закупок является неоправданно путанной и избыточно загроможденной, в то время как в мировой практике ее упрощение представляется наиболее приоритетной задачей, что подтверждается проводимыми реформами в таких странах, как Франция, Италия, Испания, Польша и другие.
Также в данной главе был рассмотрен вопрос формирование информационной базы потенциальных исполнителей контрактов.
В рамках вопроса определено, что вся информация о государственных закупках с 1 января 2016 года содержится единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС), которая пришла на смену официальному порталу госзакупокzakupki.gov.ru,на базе которого ее и планируется создавать. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта. Система содержит реестр сведений о недобросовестных поставщиках, решение о внесении в данный реестр принимается ФАС.
В данной главе также приведен анализ экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств.
В результате выявлено, что экономическая эффективность госзакупок лекарственных средств в действующей системе очень низкая, а в ряде случаев не только убыточная, но и представляющая угрозу здоровью нации.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование механизма государственных закупок в условиях формирования государственной контрактной системы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Централизация государственных и муниципальных закупок в регионе в контексте совершенствования контрактной системы (на материалах Алтайского края)
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование методики оценки комплексной эффективности муниципальных закупок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование механизма закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд в
городском округе Реутов
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018



