Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей
школьников средствами вокально-хоровой деятельности 6
1.1 Творческие способности как психолого-педагогическая категория 6
1.2 Генезис развития современного школьника в контексте проблемы
творческих способностей 14
1.3 Процесс формирования вокально-хоровых навыков как средство
развития творческих способностей школьников 24
1.4 Методические приёмы формирования вокально-хоровых навыков ... 28
2 Экспериментальное исследование по проблеме развития творческих
способностей школьников средствами вокально-хоровой деятельности (на примере младшего школьного возраста) 35
2.1 Исследование творческих способностей школьников 35
2.2 Программа развития творческих способностей формированием
вокально-хоровых навыков 42
2.3 Результаты первичной апробации программы развития творческих
способностей формированием вокально-хоровых навыков 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Это, в первую очередь, формирование в каждом ребёнке творческой личности, креативного образа мышления, которые способствуют прогрессивному развитию личности, способной преобразовывать окружающую действительность в соответствии с динамическими изменениями социума и собственными потребностями.
В науке накоплен значительный опыт решения проблемы формирования и развития творческих способностей личности.
Философскому пониманию сути творчества, описанию основополагающих характеристик творческой активности и элементов творческой деятельности посвящены труды И. Канта, Ф.В. Шеллинга, А. Бергсона, А.Ф. Лосева.
Механизмы и способы активизации творческих способностей личности изучались В.Н. Дружининым, С.Л. Рубинштейном, А.И. Савенковым.
В качестве неотъемлемого элемента педагогической технологии сотрудничества творческие способности как особый вид активности школьников рассматривали Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Байбородова, Е.Н. Ильин, А.И. Щетинская, В.Ф. Шаталов.
Разработке целостных авторских концепций развития творческих способностей личности посвятили свою научную деятельность Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, Дх. Гилфорд, В.А. Леонтович, А.В. Москвина, Е.П. Торренс.
Возрастные особенности развития творческих способностей, их взаимосвязи с индивидуальными характеристиками детей и ведущим видом деятельности изучались Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтесом, А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Поддъяковым, А.М. Матюшкиным.
Однако при всём разнообразии фундаментальных исследований вопрос о научно-методологическом и методическом обосновании процессов формирования творческих способностей школьников при изучении отдельных учебных дисциплин и освоении конкретных направлений внеучебной деятельности на сегодняшний день разработан недостаточно. Лишь отдельные закономерности, принципы творческого саморазвития личности, методические подходы к повышению творческих способностей школьников раскрываются в описаниях практики работы инновационных школ (В.И. Андреев, Л.М. Попов, Г.А. Низамов и др.).
Особенно сложная ситуация складывается вокруг тех форм организации деятельности школьников, которые принято считать необязательными и которые практически не реализуются современной школой.
Речь, в частности идёт о вокально-хоровой деятельности, значение которой для развития творческих способностей личности очевидна, однако до настоящего времени не исследована в той мере, в какой это позволяло бы педагогам целенаправленно подбирать наиболее продуктивные для творческого развития школьников формы и методы вокально-хоровой деятельности.
Таким образом, существует выраженное противоречие между обилием теоретических и практико-ориентированных исследований в области развития творческих способностей и дефицитом научно обоснованных методических разработок, посвящённых развитию творческих способностей в процессе занятия школьников вокально-хоровой деятельностью. Данное противоречие составляет проблему настоящего исследования.
Цель исследования: разработка и первичная апробация методического подхода к развитию творческих способностей школьников в процессе вокально-хоровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования: Методические аспекты развития творческих способностей школьников формированием вокально-хоровых навыков.
Достижение поставленной цели осуществлялось через последовательное решение ряда задач:
1) Изучить сущность творческих способностей как психолого-педагогической категории;
2) Проследить генезис развития современного школьника в контексте проблемы творческих способностей;
3) Рассмотреть процесс формирования вокально-хоровых навыков, как средство развития творческих способностей школьников;
4) Ознакомиться с методическими приёмами формирования вокально-хоровых навыков;
5) Провести констатирующий эксперимент по исследованию творческих способностей школьников;
6) Разработать программу развития творческих способностей школьников формированием вокально-хоровых навыков;
7) Проанализировать результаты первичной апробации программы развития творческих способностей формированием вокально-хоровых навыков.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Развитие творческих способностей учащихся - одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой, зафиксированная в Федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней обучения.
Начало решения этой задачи закладывается ещё в дошкольных образовательных организациях и продолжается в организациях среднего и высшего профессионального образования.
Другими словами, формирование творческой личности - длительный, многоступенчатый процесс, значительная роль в котором отводится школе как важнейшему институту социализации личности.
Говоря о формировании и развитии творческих способностей учащихся, следует понимать, что речь идёт, как об общих творческих способностях, так и о специальных, в частности, о сопосбностях к музыкально-певческой деятельности.
Разумеется, достижение выдающихся показателей в развитии специальных творческих способностей требует наличия определённых задатков. Однако когда вопрос стоит о том, чтобы развивать у детей музыкально-певческие способности, позволяющие им успешно участвовать в вокально-хоровой деятельности в школе, школа имеет возможности создать для этого благоприятные условия.
Целью настоящего исследования стало проведение педагогического эксперимента по разработке и первичной апробации программы развития вокально-хоровых навыков младших школьников как индикатора их музыкально-певческих способностей.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа.
На констатирующем этапе мы провели диагностической обследование учащихся 2 «Б» и 2 «В» классов МБОУ Средняя школа № 139 г. Красноярска с применением методики О.А. Зюзиной. Данные диагностического среза показали, что в обоих классах лишь треть детей обладает высоким и средним
уровнями развития вокально-хоровых навыков. И в одном, и в другом классе обнаружилась достаточно многочисленная категория детей, уровень сформированности вокально-хоровых навыков которых соответствует критически низким значениям. Доля детей с низким уровнем развития вокально-хоровых навыков составляла от 20% до 25%. Всё это указывало на наличие объективной необходимости в целенаправленной, специально организованной работе по совершенствованию музыкально-певческих способностей детей.
Предложенная нами в рамках формирующего эксперимента (второй этап педагогического эксперимента) программа формирования и развития вокально- хоровых навыков рассчитана на три года, то есть должна последовательно реализовываться на протяжении обучения детей во 2, 3 и 4 классах параллельно с освоением общеобразовательной программы по предмету «Музыка».
Для каждого года обучения определены цель и задачи, представлен учебно-тематический план, обозначены прогнозируемые результаты в виде требований к знаниям и умениям.
Помимо разработки программы, на этапе формирующего эксперимента осуществлялось пробное внедрение программы первого года обучения в практику работы с учащимися 2 «Б» класса.
На третьем этапе (этап контрольного эксперимента) была проведена повторная диагностика сформированности вокально-хоровых навыков.
Результаты повторной диагностики показали, что даже относительно непродолжительная работа на протяжении полугода существенно улучшила показатели в экспериментальной выборке - доля детей с высоким и средним уровнями развития вокально-хоровых навыков (по средним показателям всей совокупности оцениваемых параметров) увеличилась, с низким и критическим уровнями - уменьшилась.
Таким образом, первичная апробация предложенной нами программы оказалась успешной, что позволяет рекомендовать продолжать работу по программе в экспериментальной выборке, периодически (один раз в полугодие)
навыков.
1. Айкина, Л. П. Музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях досуговой деятельности / Л. П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 282-287.
2. Айкина, Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5.
- С. 6-9.
3. Александрина, Н. Б. Импровизация как метод развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских музыкальных школ искусств / Н. Б. Александрина // Вестник культуры и искусств. - 2011. - № 4 (28). - С. 110-112.
4. Александрова, Е. В. Хоровое пение как элемент возрастной субкультуры в аспекте преемственности и конфликтности поколений / Е. В. Александрова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 191-193.
5. Алексеева, Л. Н. Музыкально-живописный альбом: Времена года в музыке, поэзии, живописи. Рабочая тетрадь по духовно-нравственному воспитанию средствами искусства для школьников 3-4 класса / Л. Н. Алексеева
- Москва : Московская гос. Консерватория им. П. И. Чайковского. 2000. - 24с.
6. Алексеева, Л. Н. Певческая азбука. Альбом-практикум / Л. Н. Алексеева, Е. И. Голубева. - Москва : Московская гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. - 32 с.
7. Байдалинова, И. С. Формирование культуры поведения младших школьников в условиях культурно-досуговой деятельности вокально-хоровой студии / И. С. Байдалинова // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 92-100.
8. Баранов, Б. В. Курс хороведения. Учебник / Б. В. Баранов. - Москва : Просвещение, 1991. - 214 с.
9. Барвинская, Е. М. Вопросы вокально-педагогической работы с детьми и подростками / Е. М. Барвинская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное
10. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Москва : Логос, 2011. - 306 с.
11. Белощенко, С. Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь» / С. Н. Белощенко. - Санкт-Петербург : Речь, 1997. - 24 с.
12. Вазлеев, В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте / В. А. Вазлеев // Молодой ученый. - 2016. - № 24. - С. 280-282.
13. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1717-1719.
14. Вейс, П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио / П. Вейс. - Санкт-Петербург : Изд. «Лань», 1997. - 64 с.
15. Ветлугина, Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста / Н. Ветлугина. - Москва : «Музыка», 1987. - 110 с.
16. Дащинская, Т. Н. Технология развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Т. Н. Дащинская, В. Е. Дащинский // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 4. - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru
17. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - Москва : Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
18. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов. - Новосибирск: «Наука», 1991. - 40 с.
19. Зеличёнок, Е. В. Вокально-хоровая деятельность как механизм усиления ресурсов жизнестойкости студентов с немузыкальным профилем вузовской подготовки / Е. В. Зеличёнок // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 1 (5). - С. 65-75.
20. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем
школьном возрасте / А. С. Зырянова // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 850¬852.
21. Зюзина, О. А. Система работы по обучению пению детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции разных видов художественной деятельности / О. А. Зюзина, С. М. Зырянова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42). - С. 176-180.
22. Зюзина, О. А. Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Зюзина Ольга Афанасьевна. - Шадринск, 2015. - 288 с.
23. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - Москва : Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.
24. Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с.
25. Костогорова, М. В. Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности / М. В. Костогорова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 154-157.
26. Лагутина, О. Р. Предупреждение «угасания» детского творчества в «переломные» периоды возрастного развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста / О. Р. Лагутина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 53-55.
27. Малахова, О. А. Диагностика эмоционально-волевой саморегуляции младшего школьника в условиях вокально-хоровой деятельности / О. А. Малахова // Образование и наука. - 2015. - № 6 (125). - С. 89-100.
28. Малахова, О. А. Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в условиях вокально¬хоровой деятельности / О. А. Малахова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 107-113.
29. Мандель, Б. Р. Практическая психология воспитательной деятельности в высшем учебном заведении: учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Москва : Директ-Медиа, 2016. - 232 с.
30. Мандель, Б. Р. Психология развития: Полный курс: иллюстрированное пособие / Б. Р. Мандель. - Москва : Директ-Медиа, 2015. - 743 с.
31. Москалькова, И. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ / И. Москалькова, М. Рейниш. - Москва : «Музыка», 1998. - 120 с.
32. Овчинникова, Ю. В. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей / Ю. В. Овчинникова, А. В. Гычев, Н. К. Грицкевич // Вестник ТомГПУ. - 2012. - № 6. - С. 183-189.
33. Огородников, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие / Д. Е. Огородников. - Ленинград : «Музыка», 1972. - 152 с.
34. Осеннева, М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. - Москва : «Академия», 1999. - 222 с.
35. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 399 с.
36. Редько, А. М. Интеграционное обучение юных певцов художественными возможностями хорового детского театра / А. М. Редько // Молодой учёный. - Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 201-205.
37. Редько, А. М. Результаты экспериментальной работы по внедрению методики развития творческих способностей детей младшего подросткового возраста исполнительскими средствами хорового детского театра / А. М. Редько // Наука и школа. - 2013. - № 3. - С. 131-136.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 720 с.
39. Самарин, В. А. Хороведение / В. А. Самарин. - Москва : Академия, 2000.
- 208 с.
40. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие / В. А. Самарин. - Москва : Академия, 2002. - 352 с.
41. Струве, Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио / Г. А. Струве. - Санкт-Петербург : Изд. «Лань», 1997. - 64 с.
42. Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов / Г. А. Струве. - Москва : Просвещение, 1988. - 107 с.
43. Стулова, Г. П. Резонансная природа воздействия музыки и пения на человека / Г. П. Стулова // Наука и школа. - 2014. - № 5. - С. 167-170.
44. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - Москва : Просвещение, 1988. - 142 с.
45. Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие / О. А. Фиофанова. - Москва : Флинта, 2012. - 120 с.
46. Хрусталева, Т. М. Психология способностей / Т. М. Хрусталева. - Пермь: Изд-во ПермГГПУ, 2013. - 181 с.
47. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления
в младшем школьном и подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Н. И. Чернецкая // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - Режим доступа:
http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12108.htm.
48. Чернобровкина, С. В. Психология развития и возрастная психология / С. В. Чернобровкина. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. - 128 с.
49. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 288 с.
50. Ястребцева, С. В. Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового пения» [Электронный ресурс] / С. В. Ястребцева - Режим доступа: https://sc1kov.edurm.ru/Iastrebcewa01.pdf