Развитие творческих способностей школьников в процессе вокально-хоровой деятельности
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей
школьников средствами вокально-хоровой деятельности 6
1.1 Творческие способности как психолого-педагогическая категория 6
1.2 Генезис развития современного школьника в контексте проблемы
творческих способностей 14
1.3 Процесс формирования вокально-хоровых навыков как средство
развития творческих способностей школьников 24
1.4 Методические приёмы формирования вокально-хоровых навыков ... 28
2 Экспериментальное исследование по проблеме развития творческих
способностей школьников средствами вокально-хоровой деятельности (на примере младшего школьного возраста) 35
2.1 Исследование творческих способностей школьников 35
2.2 Программа развития творческих способностей формированием
вокально-хоровых навыков 42
2.3 Результаты первичной апробации программы развития творческих
способностей формированием вокально-хоровых навыков 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
1 Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей
школьников средствами вокально-хоровой деятельности 6
1.1 Творческие способности как психолого-педагогическая категория 6
1.2 Генезис развития современного школьника в контексте проблемы
творческих способностей 14
1.3 Процесс формирования вокально-хоровых навыков как средство
развития творческих способностей школьников 24
1.4 Методические приёмы формирования вокально-хоровых навыков ... 28
2 Экспериментальное исследование по проблеме развития творческих
способностей школьников средствами вокально-хоровой деятельности (на примере младшего школьного возраста) 35
2.1 Исследование творческих способностей школьников 35
2.2 Программа развития творческих способностей формированием
вокально-хоровых навыков 42
2.3 Результаты первичной апробации программы развития творческих
способностей формированием вокально-хоровых навыков 60
Заключение 65
Список использованных источников 68
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. Это, в первую очередь, формирование в каждом ребёнке творческой личности, креативного образа мышления, которые способствуют прогрессивному развитию личности, способной преобразовывать окружающую действительность в соответствии с динамическими изменениями социума и собственными потребностями.
В науке накоплен значительный опыт решения проблемы формирования и развития творческих способностей личности.
Философскому пониманию сути творчества, описанию основополагающих характеристик творческой активности и элементов творческой деятельности посвящены труды И. Канта, Ф.В. Шеллинга, А. Бергсона, А.Ф. Лосева.
Механизмы и способы активизации творческих способностей личности изучались В.Н. Дружининым, С.Л. Рубинштейном, А.И. Савенковым.
В качестве неотъемлемого элемента педагогической технологии сотрудничества творческие способности как особый вид активности школьников рассматривали Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Байбородова, Е.Н. Ильин, А.И. Щетинская, В.Ф. Шаталов.
Разработке целостных авторских концепций развития творческих способностей личности посвятили свою научную деятельность Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, Дх. Гилфорд, В.А. Леонтович, А.В. Москвина, Е.П. Торренс.
Возрастные особенности развития творческих способностей, их взаимосвязи с индивидуальными характеристиками детей и ведущим видом деятельности изучались Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтесом, А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Поддъяковым, А.М. Матюшкиным.
Однако при всём разнообразии фундаментальных исследований вопрос о научно-методологическом и методическом обосновании процессов формирования творческих способностей школьников при изучении отдельных учебных дисциплин и освоении конкретных направлений внеучебной деятельности на сегодняшний день разработан недостаточно. Лишь отдельные закономерности, принципы творческого саморазвития личности, методические подходы к повышению творческих способностей школьников раскрываются в описаниях практики работы инновационных школ (В.И. Андреев, Л.М. Попов, Г.А. Низамов и др.).
Особенно сложная ситуация складывается вокруг тех форм организации деятельности школьников, которые принято считать необязательными и которые практически не реализуются современной школой.
Речь, в частности идёт о вокально-хоровой деятельности, значение которой для развития творческих способностей личности очевидна, однако до настоящего времени не исследована в той мере, в какой это позволяло бы педагогам целенаправленно подбирать наиболее продуктивные для творческого развития школьников формы и методы вокально-хоровой деятельности.
Таким образом, существует выраженное противоречие между обилием теоретических и практико-ориентированных исследований в области развития творческих способностей и дефицитом научно обоснованных методических разработок, посвящённых развитию творческих способностей в процессе занятия школьников вокально-хоровой деятельностью. Данное противоречие составляет проблему настоящего исследования.
Цель исследования: разработка и первичная апробация методического подхода к развитию творческих способностей школьников в процессе вокально-хоровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования: Методические аспекты развития творческих способностей школьников формированием вокально-хоровых навыков.
Достижение поставленной цели осуществлялось через последовательное решение ряда задач:
1) Изучить сущность творческих способностей как психолого-педагогической категории;
2) Проследить генезис развития современного школьника в контексте проблемы творческих способностей;
3) Рассмотреть процесс формирования вокально-хоровых навыков, как средство развития творческих способностей школьников;
4) Ознакомиться с методическими приёмами формирования вокально-хоровых навыков;
5) Провести констатирующий эксперимент по исследованию творческих способностей школьников;
6) Разработать программу развития творческих способностей школьников формированием вокально-хоровых навыков;
7) Проанализировать результаты первичной апробации программы развития творческих способностей формированием вокально-хоровых навыков.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников.
В науке накоплен значительный опыт решения проблемы формирования и развития творческих способностей личности.
Философскому пониманию сути творчества, описанию основополагающих характеристик творческой активности и элементов творческой деятельности посвящены труды И. Канта, Ф.В. Шеллинга, А. Бергсона, А.Ф. Лосева.
Механизмы и способы активизации творческих способностей личности изучались В.Н. Дружининым, С.Л. Рубинштейном, А.И. Савенковым.
В качестве неотъемлемого элемента педагогической технологии сотрудничества творческие способности как особый вид активности школьников рассматривали Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Байбородова, Е.Н. Ильин, А.И. Щетинская, В.Ф. Шаталов.
Разработке целостных авторских концепций развития творческих способностей личности посвятили свою научную деятельность Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, Дх. Гилфорд, В.А. Леонтович, А.В. Москвина, Е.П. Торренс.
Возрастные особенности развития творческих способностей, их взаимосвязи с индивидуальными характеристиками детей и ведущим видом деятельности изучались Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтесом, А.Н. Леонтьевым, Н.Н. Поддъяковым, А.М. Матюшкиным.
Однако при всём разнообразии фундаментальных исследований вопрос о научно-методологическом и методическом обосновании процессов формирования творческих способностей школьников при изучении отдельных учебных дисциплин и освоении конкретных направлений внеучебной деятельности на сегодняшний день разработан недостаточно. Лишь отдельные закономерности, принципы творческого саморазвития личности, методические подходы к повышению творческих способностей школьников раскрываются в описаниях практики работы инновационных школ (В.И. Андреев, Л.М. Попов, Г.А. Низамов и др.).
Особенно сложная ситуация складывается вокруг тех форм организации деятельности школьников, которые принято считать необязательными и которые практически не реализуются современной школой.
Речь, в частности идёт о вокально-хоровой деятельности, значение которой для развития творческих способностей личности очевидна, однако до настоящего времени не исследована в той мере, в какой это позволяло бы педагогам целенаправленно подбирать наиболее продуктивные для творческого развития школьников формы и методы вокально-хоровой деятельности.
Таким образом, существует выраженное противоречие между обилием теоретических и практико-ориентированных исследований в области развития творческих способностей и дефицитом научно обоснованных методических разработок, посвящённых развитию творческих способностей в процессе занятия школьников вокально-хоровой деятельностью. Данное противоречие составляет проблему настоящего исследования.
Цель исследования: разработка и первичная апробация методического подхода к развитию творческих способностей школьников в процессе вокально-хоровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования: Методические аспекты развития творческих способностей школьников формированием вокально-хоровых навыков.
Достижение поставленной цели осуществлялось через последовательное решение ряда задач:
1) Изучить сущность творческих способностей как психолого-педагогической категории;
2) Проследить генезис развития современного школьника в контексте проблемы творческих способностей;
3) Рассмотреть процесс формирования вокально-хоровых навыков, как средство развития творческих способностей школьников;
4) Ознакомиться с методическими приёмами формирования вокально-хоровых навыков;
5) Провести констатирующий эксперимент по исследованию творческих способностей школьников;
6) Разработать программу развития творческих способностей школьников формированием вокально-хоровых навыков;
7) Проанализировать результаты первичной апробации программы развития творческих способностей формированием вокально-хоровых навыков.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Развитие творческих способностей учащихся - одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой, зафиксированная в Федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней обучения.
Начало решения этой задачи закладывается ещё в дошкольных образовательных организациях и продолжается в организациях среднего и высшего профессионального образования.
Другими словами, формирование творческой личности - длительный, многоступенчатый процесс, значительная роль в котором отводится школе как важнейшему институту социализации личности.
Говоря о формировании и развитии творческих способностей учащихся, следует понимать, что речь идёт, как об общих творческих способностях, так и о специальных, в частности, о сопосбностях к музыкально-певческой деятельности.
Разумеется, достижение выдающихся показателей в развитии специальных творческих способностей требует наличия определённых задатков. Однако когда вопрос стоит о том, чтобы развивать у детей музыкально-певческие способности, позволяющие им успешно участвовать в вокально-хоровой деятельности в школе, школа имеет возможности создать для этого благоприятные условия.
Целью настоящего исследования стало проведение педагогического эксперимента по разработке и первичной апробации программы развития вокально-хоровых навыков младших школьников как индикатора их музыкально-певческих способностей.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа.
На констатирующем этапе мы провели диагностической обследование учащихся 2 «Б» и 2 «В» классов МБОУ Средняя школа № 139 г. Красноярска с применением методики О.А. Зюзиной. Данные диагностического среза показали, что в обоих классах лишь треть детей обладает высоким и средним
уровнями развития вокально-хоровых навыков. И в одном, и в другом классе обнаружилась достаточно многочисленная категория детей, уровень сформированности вокально-хоровых навыков которых соответствует критически низким значениям. Доля детей с низким уровнем развития вокально-хоровых навыков составляла от 20% до 25%. Всё это указывало на наличие объективной необходимости в целенаправленной, специально организованной работе по совершенствованию музыкально-певческих способностей детей.
Предложенная нами в рамках формирующего эксперимента (второй этап педагогического эксперимента) программа формирования и развития вокально- хоровых навыков рассчитана на три года, то есть должна последовательно реализовываться на протяжении обучения детей во 2, 3 и 4 классах параллельно с освоением общеобразовательной программы по предмету «Музыка».
Для каждого года обучения определены цель и задачи, представлен учебно-тематический план, обозначены прогнозируемые результаты в виде требований к знаниям и умениям.
Помимо разработки программы, на этапе формирующего эксперимента осуществлялось пробное внедрение программы первого года обучения в практику работы с учащимися 2 «Б» класса.
На третьем этапе (этап контрольного эксперимента) была проведена повторная диагностика сформированности вокально-хоровых навыков.
Результаты повторной диагностики показали, что даже относительно непродолжительная работа на протяжении полугода существенно улучшила показатели в экспериментальной выборке - доля детей с высоким и средним уровнями развития вокально-хоровых навыков (по средним показателям всей совокупности оцениваемых параметров) увеличилась, с низким и критическим уровнями - уменьшилась.
Таким образом, первичная апробация предложенной нами программы оказалась успешной, что позволяет рекомендовать продолжать работу по программе в экспериментальной выборке, периодически (один раз в полугодие)
навыков.
Начало решения этой задачи закладывается ещё в дошкольных образовательных организациях и продолжается в организациях среднего и высшего профессионального образования.
Другими словами, формирование творческой личности - длительный, многоступенчатый процесс, значительная роль в котором отводится школе как важнейшему институту социализации личности.
Говоря о формировании и развитии творческих способностей учащихся, следует понимать, что речь идёт, как об общих творческих способностях, так и о специальных, в частности, о сопосбностях к музыкально-певческой деятельности.
Разумеется, достижение выдающихся показателей в развитии специальных творческих способностей требует наличия определённых задатков. Однако когда вопрос стоит о том, чтобы развивать у детей музыкально-певческие способности, позволяющие им успешно участвовать в вокально-хоровой деятельности в школе, школа имеет возможности создать для этого благоприятные условия.
Целью настоящего исследования стало проведение педагогического эксперимента по разработке и первичной апробации программы развития вокально-хоровых навыков младших школьников как индикатора их музыкально-певческих способностей.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа.
На констатирующем этапе мы провели диагностической обследование учащихся 2 «Б» и 2 «В» классов МБОУ Средняя школа № 139 г. Красноярска с применением методики О.А. Зюзиной. Данные диагностического среза показали, что в обоих классах лишь треть детей обладает высоким и средним
уровнями развития вокально-хоровых навыков. И в одном, и в другом классе обнаружилась достаточно многочисленная категория детей, уровень сформированности вокально-хоровых навыков которых соответствует критически низким значениям. Доля детей с низким уровнем развития вокально-хоровых навыков составляла от 20% до 25%. Всё это указывало на наличие объективной необходимости в целенаправленной, специально организованной работе по совершенствованию музыкально-певческих способностей детей.
Предложенная нами в рамках формирующего эксперимента (второй этап педагогического эксперимента) программа формирования и развития вокально- хоровых навыков рассчитана на три года, то есть должна последовательно реализовываться на протяжении обучения детей во 2, 3 и 4 классах параллельно с освоением общеобразовательной программы по предмету «Музыка».
Для каждого года обучения определены цель и задачи, представлен учебно-тематический план, обозначены прогнозируемые результаты в виде требований к знаниям и умениям.
Помимо разработки программы, на этапе формирующего эксперимента осуществлялось пробное внедрение программы первого года обучения в практику работы с учащимися 2 «Б» класса.
На третьем этапе (этап контрольного эксперимента) была проведена повторная диагностика сформированности вокально-хоровых навыков.
Результаты повторной диагностики показали, что даже относительно непродолжительная работа на протяжении полугода существенно улучшила показатели в экспериментальной выборке - доля детей с высоким и средним уровнями развития вокально-хоровых навыков (по средним показателям всей совокупности оцениваемых параметров) увеличилась, с низким и критическим уровнями - уменьшилась.
Таким образом, первичная апробация предложенной нами программы оказалась успешной, что позволяет рекомендовать продолжать работу по программе в экспериментальной выборке, периодически (один раз в полугодие)
навыков.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



