Антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников полиции
|
Введение 3
1. Коррупция как социально-правовое явление 6
1.1. Понятие и признаки коррупции в научной литературе и законодательстве 6
1.2. Особенности коррупции в системе органов внутренних дел 13
2. Криминологическая характеристика коррупции в системе органов внутренних дел 20
2.1. Состояние и динамика коррупции в системе органов внутренних
дел 20
2.2. Детерминанты коррупции в системе органов внутренних дел 27
2.3. Криминологический портрет корруптера в системе органов внутренних дел 30
3. Антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников органов внутренних дел 36
3.1. Общие антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников органов внутренних дел 36
3.2. Специальные антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников
органов внутренних дел 40
Заключение 57
Список используемых источников
1. Коррупция как социально-правовое явление 6
1.1. Понятие и признаки коррупции в научной литературе и законодательстве 6
1.2. Особенности коррупции в системе органов внутренних дел 13
2. Криминологическая характеристика коррупции в системе органов внутренних дел 20
2.1. Состояние и динамика коррупции в системе органов внутренних
дел 20
2.2. Детерминанты коррупции в системе органов внутренних дел 27
2.3. Криминологический портрет корруптера в системе органов внутренних дел 30
3. Антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников органов внутренних дел 36
3.1. Общие антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников органов внутренних дел 36
3.2. Специальные антикоррупционные запреты и ограничения сотрудников
органов внутренних дел 40
Заключение 57
Список используемых источников
Актуальность темы исследования. Сегодня коррупция как социально негативное явление все еще остается одной из ключевых проблем, оказывающих существенное деструктивное влияние на эффективность государственной власти и принимаемые ей управленческие решения. Коррупция разлагает государственно - правовой механизм и подрывает основной ресурс власти - доверие и авторитет к ней со стороны граждан, тем самым снижает дееспособность государства и, в конечном счете, создает искусственные препятствия к реализации общественных интересов, ограничивает права, свободы и законные интересы личности, разлагает деловую среду. Все это приводит к снижению социальной стабильности в обществе и нарушению режима законности. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что коррупция негативно отражается и на международном авторитете страны. «Все это приводит к снижению социальной стабильности в обществе и тормозит прогрессивное развитие государства» [32].
Как показывает практика, сфера деятельности правоохранительных органов традиционно остается потенциально коррупциогенной. Подобное положение вполне объяснимо. Именно в сфере деятельности правоохранительных органов, как в оптическом приборе, фокусируются жизненно важные интересы, права и свободы миллионов граждан Российской Федерации. Качество, своевременность и законность принимаемых сотрудниками правоохранительных органов решений в значительной степени формируют общественное мнение об эффективности и законности государственной власти в целом. Вместе с тем следует заметить, что действующим законодательством сотрудники органов внутренних дел во многих случаях наделены правом принимать решения в пределах усмотрения или возможности, предоставляемых нормами законодательства, опираясь на
собственный опыт и руководствуясь сформировавшимся мировоззрением. Другими словами, в деятельности сотрудников полиции изначально присутствует определенный соблазн злоупотребления занимаемой должностью при принятии тех или иных решений. Полностью исключить подобное негативное поведение не представляется возможным. В целях противодействия коррупции, действующим законодательством предусмотрен ряд организационно-правовых ограничений и запретов, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел, направленных на формирование антикоррупционного поведения. Их внедрение в повседневную практику подразделений системы Министерства внутренних дел будет способствовать существенному снижению профессиональной девиации сотрудников полиции.
Реализация предусмотренных антикоррупционных ограничений и запретов обусловливает необходимость выполнения нескольких важных условий, в том числе соблюдение предусмотренных процедурных требований.
Объект исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области государственной службы в органах полиции, применение антикоррупционных норм и ограничений для борьбы с коррупцией в органах полиции РФ.
Предметом исследования являются правовые нормы в области противодействия коррупции; результаты научных исследований в сфере противодействия коррупции в системе органов внутренних дел, а также статистические ГИАЦ МВД России.
Целью работы является изучение и систематизация антикоррупционных запретов и ограничений для сотрудников полиции РФ.
Для достижения, поставленной научной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Изучение подходов определения коррупции как с научной, так и с законодательной точек зрения.
2. Криминологическая характеристика коррупции в системе органов внутренних дел, а именно описание состояния коррупции в системе органов внутренних дел и т.д.
3. Рассмотрение общих и специальных антикоррупционных ограничений для сотрудников полиции.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, трёх разделов и семи подразделов, заключения, списка использованной литературы.
Как показывает практика, сфера деятельности правоохранительных органов традиционно остается потенциально коррупциогенной. Подобное положение вполне объяснимо. Именно в сфере деятельности правоохранительных органов, как в оптическом приборе, фокусируются жизненно важные интересы, права и свободы миллионов граждан Российской Федерации. Качество, своевременность и законность принимаемых сотрудниками правоохранительных органов решений в значительной степени формируют общественное мнение об эффективности и законности государственной власти в целом. Вместе с тем следует заметить, что действующим законодательством сотрудники органов внутренних дел во многих случаях наделены правом принимать решения в пределах усмотрения или возможности, предоставляемых нормами законодательства, опираясь на
собственный опыт и руководствуясь сформировавшимся мировоззрением. Другими словами, в деятельности сотрудников полиции изначально присутствует определенный соблазн злоупотребления занимаемой должностью при принятии тех или иных решений. Полностью исключить подобное негативное поведение не представляется возможным. В целях противодействия коррупции, действующим законодательством предусмотрен ряд организационно-правовых ограничений и запретов, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел, направленных на формирование антикоррупционного поведения. Их внедрение в повседневную практику подразделений системы Министерства внутренних дел будет способствовать существенному снижению профессиональной девиации сотрудников полиции.
Реализация предусмотренных антикоррупционных ограничений и запретов обусловливает необходимость выполнения нескольких важных условий, в том числе соблюдение предусмотренных процедурных требований.
Объект исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области государственной службы в органах полиции, применение антикоррупционных норм и ограничений для борьбы с коррупцией в органах полиции РФ.
Предметом исследования являются правовые нормы в области противодействия коррупции; результаты научных исследований в сфере противодействия коррупции в системе органов внутренних дел, а также статистические ГИАЦ МВД России.
Целью работы является изучение и систематизация антикоррупционных запретов и ограничений для сотрудников полиции РФ.
Для достижения, поставленной научной цели выдвигаются следующие задачи:
1. Изучение подходов определения коррупции как с научной, так и с законодательной точек зрения.
2. Криминологическая характеристика коррупции в системе органов внутренних дел, а именно описание состояния коррупции в системе органов внутренних дел и т.д.
3. Рассмотрение общих и специальных антикоррупционных ограничений для сотрудников полиции.
Структура выпускной квалификационной работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, трёх разделов и семи подразделов, заключения, списка использованной литературы.
В результате проведенного исследования представляется необходимым сделать ряд важных выводов.
Коррупция в правоохранительных органах, вообще, и в полиции, в частности, представляет повышенную общественную опасность, поскольку сотрудники именно этих органов призваны вести борьбу с этим крайне опасным социально-негативным явлением. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. Причем коррупция в полиции превращается в общегосударственную политическую проблему, поскольку под угрозой оказываются экономические и демократические преобразования в стране.
В последние десятилетия, в ОВД, в том числе в полиции, широкие масштабы приобрели злоупотребления служебным положением, взяточничество, вымогательство и другие преступления. Сложилась тенденция покровительства со стороны полиции представителям организованных преступных групп, оказание им помощи в реализации преступных замыслов и уклонении от ответственности, фактическом незаконном сотрудничестве с коммерческими структурами, предательстве интересов службы.
Коррупцию в правоохранительных органах от взяточничества и прочих злоупотреблений в иных сферах отличает в первую очередь ее способность свести к минимуму, если не полностью нивелировать, эффективность противодействия преступности и другим правонарушениям в обществе, создавать благоприятные условия для совершения преступлений, и в конечном итоге - детерминировать рост преступности и иных правонарушений.
Этим свойством обусловливается более высокая степень общественной опасности коррупции в правоохранительных органах по сравнению с коррупцией в иных сферах, а также крайне высокий уровень как естественной, так и искусственной латентности коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных ведомств (по данным некоторых исследований он составляет от 50% до 95%).
Специфика функционирования государственной службы, порядок ее прохождения предопределяют особый правовой статус государственных служащих. Поэтому, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (правовые ограничения и правовые заперты), но строго обусловленные мерами обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов.
Введение антикоррупционных стандартов для различных видов и сфер государственной службы наряду с проведением единой государственной политики в области противодействия коррупции, с созданием механизмов взаимодействия государственных органов (включая правоохранительные) с общественными и парламентскими комиссиями, а также с гражданами и институтами гражданского общества наряду со многими другими организационно-правовыми мероприятиями, определяется как основное направление деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции [5, п.5 ст.7].
Можно сказать, что антикоррупционный стандарт поведения сотрудника органов внутренних дел:
- создает специальный правовой режим для реализации задач и функций государственной службы;
- принципиально влияет на его правовой статус;
- отводит особое место среди правовых запретов в системе государственной службы Российской Федерации административно-правовым запретам;
- способствуют укреплению законности и правопорядка в процессе осуществления государственно-служебной деятельности;
- обеспечивает кадровую безопасность ОВД.
Важнейшим элементом формирования антикоррупционного стандарта поведения выступает система правовых запретов и ограничений, которая ориентирована на обеспечение субъективных служебных прав сотрудников ОВД, гарантирующих равенство их возможностей в процессе прохождения правоохранительной службы.
Под общими ограничениями прав и свобод сотрудников органов внутренних дел (полиции) следует понимать определяемые национальным законодательством допустимые возможности вариантов юридически дозволенного поведения в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни.
На практике, при реализации системы ограничений и запретов, установленных законодательством РФ и ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, направленных на противодействие различным формам коррупционных проявлений в деятельности полиции, следует учитывать следующие факторы и обстоятельства:
В рамках борьбы с коррупцией на сотрудников ОВД распространены более жесткие ограничения, обязанности и запреты по сравнению с государственной федеральной службой. Так, введены современные нормы, эффективно регулирующие механизм противодействия коррупции на госслужбе, а также детально урегулированы вопросы, связанные с конфликтом интересов и разрешения служебных споров.
Усилению антикоррупционной составляющей служит и ротация руководителей территориальных органов МВД. Она осуществляется по истечении зафиксированного в контракте срока - до шести лет.
59
Специальные запреты и ограничения сотрудников органов внутренних дел - это меры, применяемых к работнику указанного ведомства непосредственно в процессе осуществления им узкоспециализированных полномочий, обусловленных должностными инструкциями.
В результате исследования выявлены проблемы запретов и ограничений сотрудников ОВД:
1. В области экономических отношений ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел касаются занятий предпринимательской деятельностью, возможности внутреннего и внешнего совместительства.
Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел должен носить целенаправленный, системный, непрерывный характер и включать в себя комплекс мер, предусмотренных Законом о коррупции, направленных на профилактику, предотвращение и искоренение данного явления в правоохранительной сфере.
Коррупция в правоохранительных органах, вообще, и в полиции, в частности, представляет повышенную общественную опасность, поскольку сотрудники именно этих органов призваны вести борьбу с этим крайне опасным социально-негативным явлением. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. Причем коррупция в полиции превращается в общегосударственную политическую проблему, поскольку под угрозой оказываются экономические и демократические преобразования в стране.
В последние десятилетия, в ОВД, в том числе в полиции, широкие масштабы приобрели злоупотребления служебным положением, взяточничество, вымогательство и другие преступления. Сложилась тенденция покровительства со стороны полиции представителям организованных преступных групп, оказание им помощи в реализации преступных замыслов и уклонении от ответственности, фактическом незаконном сотрудничестве с коммерческими структурами, предательстве интересов службы.
Коррупцию в правоохранительных органах от взяточничества и прочих злоупотреблений в иных сферах отличает в первую очередь ее способность свести к минимуму, если не полностью нивелировать, эффективность противодействия преступности и другим правонарушениям в обществе, создавать благоприятные условия для совершения преступлений, и в конечном итоге - детерминировать рост преступности и иных правонарушений.
Этим свойством обусловливается более высокая степень общественной опасности коррупции в правоохранительных органах по сравнению с коррупцией в иных сферах, а также крайне высокий уровень как естественной, так и искусственной латентности коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных ведомств (по данным некоторых исследований он составляет от 50% до 95%).
Специфика функционирования государственной службы, порядок ее прохождения предопределяют особый правовой статус государственных служащих. Поэтому, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (правовые ограничения и правовые заперты), но строго обусловленные мерами обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов.
Введение антикоррупционных стандартов для различных видов и сфер государственной службы наряду с проведением единой государственной политики в области противодействия коррупции, с созданием механизмов взаимодействия государственных органов (включая правоохранительные) с общественными и парламентскими комиссиями, а также с гражданами и институтами гражданского общества наряду со многими другими организационно-правовыми мероприятиями, определяется как основное направление деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции [5, п.5 ст.7].
Можно сказать, что антикоррупционный стандарт поведения сотрудника органов внутренних дел:
- создает специальный правовой режим для реализации задач и функций государственной службы;
- принципиально влияет на его правовой статус;
- отводит особое место среди правовых запретов в системе государственной службы Российской Федерации административно-правовым запретам;
- способствуют укреплению законности и правопорядка в процессе осуществления государственно-служебной деятельности;
- обеспечивает кадровую безопасность ОВД.
Важнейшим элементом формирования антикоррупционного стандарта поведения выступает система правовых запретов и ограничений, которая ориентирована на обеспечение субъективных служебных прав сотрудников ОВД, гарантирующих равенство их возможностей в процессе прохождения правоохранительной службы.
Под общими ограничениями прав и свобод сотрудников органов внутренних дел (полиции) следует понимать определяемые национальным законодательством допустимые возможности вариантов юридически дозволенного поведения в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни.
На практике, при реализации системы ограничений и запретов, установленных законодательством РФ и ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, направленных на противодействие различным формам коррупционных проявлений в деятельности полиции, следует учитывать следующие факторы и обстоятельства:
В рамках борьбы с коррупцией на сотрудников ОВД распространены более жесткие ограничения, обязанности и запреты по сравнению с государственной федеральной службой. Так, введены современные нормы, эффективно регулирующие механизм противодействия коррупции на госслужбе, а также детально урегулированы вопросы, связанные с конфликтом интересов и разрешения служебных споров.
Усилению антикоррупционной составляющей служит и ротация руководителей территориальных органов МВД. Она осуществляется по истечении зафиксированного в контракте срока - до шести лет.
59
Специальные запреты и ограничения сотрудников органов внутренних дел - это меры, применяемых к работнику указанного ведомства непосредственно в процессе осуществления им узкоспециализированных полномочий, обусловленных должностными инструкциями.
В результате исследования выявлены проблемы запретов и ограничений сотрудников ОВД:
1. В области экономических отношений ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел касаются занятий предпринимательской деятельностью, возможности внутреннего и внешнего совместительства.
Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел должен носить целенаправленный, системный, непрерывный характер и включать в себя комплекс мер, предусмотренных Законом о коррупции, направленных на профилактику, предотвращение и искоренение данного явления в правоохранительной сфере.
Подобные работы
- Права и обязанности сотрудника полиции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - «Правовое положение сотрудника полиции в Российской Федерации»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ПОЛИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Служба в полиции как вид правоохранительной службы Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовые противодействия коррупционной деятельности в системе исполнительной власти: на примере Южного федерального округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



