ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проблем неполных семей 6
1.1 Определение и статус неполных семей и одиноких родителей в Российской
Федерации 6
1.2 Российская практика государственной поддержки неполных семей 10
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки неполных семей 18
2 Анализ государственной поддержки и социальной защиты неполных семей в
Красноярском крае 21
2.1 Анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в 2010-2017 гг 21
2.2 Основные направления деятельности органов власти Красноярского 26
края в области социальной поддержки неполных семей 26
2.3 Основные проблемы и ограничения в работе органов власти Красноярского
края по социальной поддержке неполных семей 30
3 Рекомендации по развитию социальной поддержки неполных семей в
Красноярском крае 37
3.1 Предложения по улучшению финансового состояния и социального
благополучия неполных семей 37
3.2 Механизм реализации предлагаемых решений материальных проблем
неполных семей 50
3.3 Оценка целесообразности реализации предложенных мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из основных функций государства, определенной еще первыми теоретиками функционала государства как института, является поддержка социально незащищенных слоев общества. К таким и относятся неполные семьи.
Кризис экономических и политических отношений, ослабление государственных и общественных механизмов поддержки семьи требует изменения социальной политики в области защиты материнства и детства.
Особую группу, нуждающихся в защите, представляют неполные семьи. Состояние затруднений жизнедеятельности является типичной для таких семей. На протяжении своей жизни они неизбежно сталкиваются с самыми разнообразными социальными проблемами, оказываются в ситуациях, порождающих напряжение и кризисы. Любое «нормальное», «естественное» событие в жизни требует от одинокой матери принятия соответствующих решений, мобилизации необходимых ресурсов.
Многие одинокие родители не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения целостности семьи [33].
С 2010 года в Красноярском крае наблюдается положительная демографическая тенденция - продолжается рост численности населения, что является результатом реализации федеральных и краевых программ, направленных на сохранение здоровья населения, сокращение уровня смертности, в том числе младенческой, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, а также внедрение эффективных медицинских технологий, развитие специализированной высокотехнологичной медицинской помощи.
Однако, вместе с положительной демографической динамикой наблюдается также увеличение численности неполных семей. Как следствие, возникает необходимость со стороны государства, а также непосредственно Красноярского края, заботы и социальной защиты данной категории семей. И от того, на сколько действенна и целесообразна эта защита, зависит качество жизни неполных семей и социальный настрой, с которым растут дети в данных семьях [23, с.23].
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость настоящей работы, цель которой - разработать рекомендации в области социальной поддержки неполных семей.
Для того, чтобы данная цель была достигнута в полном объеме, в работе последовательно необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и статус неполных семей и одиноких родителей в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности государственной поддержки неполных семей в России и за рубежом;
- представить анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в 2010-2017 гг. ;
- определить основные направления деятельности органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей;
- выявит основные проблемы в работе органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей;
- разработать мероприятия, направленные на развитие социальной поддержки неполных семей в Красноярском крае;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования в настоящей работе - неполные семьи.
Предмет исследования - социальные проблемы неполных семей в Красноярском крае.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы:
- системный анализ;
- индукция,
- дедукция,
- сравнительно-исторический метод;
- анкетирование,
- наблюдение,
- статистический метод,
- метод моделирования.
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Перечень лиц, которые могут быть признаны одинокими родителями и, соответственно, претендовать на льготы, прямо законодательством не установлен. Его можно получить только на основе системного анализа законодательства и судебной практики Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».
Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи. Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.
К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.
При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить. Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.
Анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в период с 2010 по 2017 годы позволил нам прийти к выводу, что в течение этого времени наблюдается увеличение как полных, так и неполных семей, что, на наш взгляд, связано с демографическим бумом середины 1980-х годов. Сейчас дети, родившиеся в это время, активно создают семьи и рожают детей. Однако следует отметить, что если в 2017 году по сравнению с 2010-м годом количество полных семей края, имеющих детей, увеличилось на 3,29%, то неполных семей - на 7,25%.
Автором настоящего исследования доказано, что в течение анализируемого периода удельных вес полных и неполных семей остается приблизительно на одном уровне и составляет 62,5% и 37,5% соответственно.
Выявлено также, что среди неполных семей преобладают семьи, в которых воспитанием занимаются женщины, такие семьи составляют 34,1%, семьи, в которых воспитание занимаются мужчины, составляют 3,4%.
Основная причина появления неполных семей - развод супругов. Она отмечается в 56,39% случаев в 2017 году.
При этом большинство неполных семей (66,35%) имеет 1 ребенка.
Автором доказано, что в крае имеется достаточно большой процент неполных семей, относящихся к категории социально уязвимых, для которых необходима социальная и материальная поддержка со стороны государства.
Однако, как показал анализ основных направлений деятельности органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей, в настоящее время здесь имеет место слабая разработанность региональных программ в данной области.
Кроме того, как показало анкетирование 56 неполных семей Красноярского края, ими очень низко оценивается работа органов власти в области социальной поддержки неполных семей: на «3» ее оценили 29 человек (53,7%), на «2» - 46,3%.
Среди основных, наиболее острых проблем неполных семей автором были определены следующие:
- материальные проблемы (сюда же отнесены и проблемы жилищного характера);
- бытовые проблемы (нехватка времени);
- проблемы социальной поддержки (отсутствие возможности устроить детей в кружок, детский сад, организовать поездку в летний лагерь и т.д.);
- проблема отсутствия информации о льготах и привилегиях для неполных семей в Красноярском крае;
- психологические проблемы (связанные с усталостью при уходе за ребенком, постоянным стрессом, вызванным финансовыми проблемами, жизненной неудовлетворенностью и т.д.);
- проблемы с работой (работодатели не хотят брать на работу сотрудника с маленьким ребенком);
- проблемы со здоровьем (своим (появившиеся вследствие обретения статуса одинокого родителя) и ребенка).
Исходя из выявленных проблем, были разработаны следующие мероприятия, направленные на оптимизацию социальной поддержки неполных семей:
- поддержка за счет благотворительности со стороны фирм и частных лиц, организованная в форме финансовой помощи, переводимой на счет, открытый Министерством социальной политики Красноярского края;
- организация на базе центров социальной защиты деятельности волонтерских организаций в помощь нуждающимся неполным семьям;
- повышение информированности родителей неполных семей об имеющихся для них мерах социальной поддержки;
- организация на базе центров социальной защиты специальных клубов для психологической разгрузки родителей из неполных семей;
- организация мест поддержки родителей из неполных семей по аналогии с социальной гостиницей для беременных и одиноких матерей «Островок надежды»;
- изменения в правилах самозанятости, позволяющие, при соблюдении определённых условий, учавствовать в проекте родителям неполных семей с детьми до 3-х лет.
Основные показатели, определяющие, на сколько значимы будут предлагаемые мероприятия поддержки неполных семей в Красноярском крае - это:
- Среднедушевой доход в неполной семье;
- Доля семей, находящихся за чертой бедности;
- Количество неполных семей.
Здесь следует отметить, что на количество неполных семей повлиять не представляется возможным, т.к. оно определяется субъективными причинами: непосредственным выбором женщин рожать без супруга, разводом супругов, гибелью одного из супругов (причина хотя и не обусловленная собственным выбором, но повлиять на нее мы также не можем).
Однако, предлагаемые мероприятия вполне способны повысить среднедушевой доход неполной семьи и, как следствие, снизить долю семей, находящихся за чертой бедности. Данные показатели возможно улучшить с помощью предложенных нами рекомендаций, в частности:
- За счет повышения информированности неполных семей об имеющихся для них льготах, что поможет снизить расходы на некоторые жизненно необходимые элементы (питание, медицинские услуги, отдых), тем самым высвободив часть средств;
- За счет изменения в правилах самозанятости, что поможет большему количеству родителей из неполных семей получать стабильный доход;
- За счет получения благотворительной поддержки со стороны компаний города.
В свою очередь, повышение среднедушевого дохода неполных семей даст возможность снизить количество семей, находящихся за чертой бедности. Так, если в настоящее время в Красноярском крае имеется 85%, т.е. около 186 тыс. неполных семей, которым требуется социальная поддержка, т.е. их доход - ниже прожиточного минимума на человека, нами планируется, что к 2030 году за счет предложенных мероприятий количество семей, находящихся за чертой бедности, сократиться на 30%, т.е. составит 130 семей, к 2040 году - 110 семей, к 2050 году - 90 семей.
Кроме того, определяя эффективность предложенных мероприятий, следует отметить, что предположительно они будут иметь также следующий эффект:
- помогут снизить проблемы, связанные информированностью неполных семей относительно положенных им по закону льгот и привилегий, а следовательно, повысят уровень удовлетворенностью данных категорий семей властью;
- помогут улучшить физическое и психологическое состояние родителей неполных семей;
- помогут увеличить количество самозанятого населения за счет возможности самозанятости родителей из неполных семей, как следствие, увеличат поступления в бюджет за счет налогов данной категории населения.
С целью определения, будут ли данные мероприятия целесообразны для родителей неполных семей края, автором выпускной работы было проведено исследование, в рамках которого 56-ти респондентам (родителям, принявшим участие в анкетировании, представленном в рамках второй главы настоящей работы) предлагалось ознакомиться с представленными мероприятиями и определить, будут ли они целесообразны именно для них. Данные респондентов определились следующим образом: бесспорно, будут - отметили 34 респондента (62,96%), скорее да, чем нет -5 человека (9,26%), скорее нет, чем да - 5 человека (9,26%), затруднились ответить - 18 человек (18,52%).
Таким образом, можно констатировать, что абсолютным большинством респондентов отмечена целесообразность предложенных мероприятий.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от
03.04.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:
[Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от
29.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:
[Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
6. Указ Президента РФ от 05.06.1992 N 554 (ред. от 27.04.2000) «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
7. Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
8. Указ Президента РФ от 18.08.1994 N 1696 «О президентской программе «Дети России» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
9. Указ Президиума ВС СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
10. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 (ред. от
01.02.2005) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
11. Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О
применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания
«Консультант Плюс».
12. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 07.03.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
13. Закон Красноярского края от 9 декабря 2010 года N 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (с изменениями на 22 февраля 2018 года) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
14. ГОСТ РФ 52495-2005: «Социальное обслуживание населения» //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
15. Бойко, В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты [Текст] /
B. В. Бойко. - М.: Мысль, 1985. - 328 с.
16. Григорьев, Ю. А. Демографическая и семейная политика [Текст] / Ю. А. Григорьева // Развитие человеческого потенциала Сибири: проблемы социального воспроизводства регионального сообщества. - Иркутск: Изд- во Оттиск, 2013. - С. 416-485.
17. Григорьев, Ю. А. Закономерности демографических процессов и семейная политика [Текст] / Ю. А. Григорьев, О. И. Баран // Социально¬гигиенические подходы в решении фундаментальных и прикладных проблем современной медицины: Матер. 49-й науч.-практ. конф. с международным участием. - Новокузнецк: ООО «Полиграфист», 2014. -C.31-37.
18. Гурко, Т. А. Программа социальной работы с неполными семьями [Текст] / Т.А .Гурко. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2012. - С.36.
19. Данные Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/B14_00/Main.htm(дата обращения 13.05.2018).
20. Как получить льготы матерям одиночкам в 2018 году: трудовые,
материальные и социальные [Электронный ресурс]. URL:
http://pro2018god.com/lgoty-i-posobiya-materyam-odinochkam-v-2018- godu.html(дата обращения 15.05.2018).
21. Какие социальные льготы получают одинокие родители [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alteatrade.ru/vash-yurist/kakie-socialnye-lgoty- poluchayut-odinokie-roditeli(дата обращения 15.05.2018).
22. Квасов, В. О правовом статусе «одинокая мать» / В. Квасов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://babytoday.ru/articles/o-pravovom-statuse- odinokaya-mat/(дата обращения 15.05.2018).
23. Колесняк, А. А. Оценка демографической политики в Красноярском крае [Текст] / А. А. Колесняк, И. А. Жильцова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. - №5. - С.23-30.
24. Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы [Текст] / Р.В.
Корнюшина. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014. - 85 с.
25. Кто считается матерью-одиночкой? Мать-одиночка: определение по закону - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://fb.ru/article/220364/kto-schitaetsya-materyu-odinochkoy-mat-odinochka- opredelenie-po-zakonu(дата обращения 13.05.2018).
26. Кузина, К. Ю. Совершенствование социальной работы с неполными семьями [Текст] / К. Ю. Кузина, Н. Н. Серебрякова // Социально¬экономические аспекты развития современного общества. - 2013. - С.75¬81.
27. Лебедева Л. Ф. Государственная политика социальной защиты населения США [Текст] / Л. Ф. Лебедева // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2015. - №2. - С. 17-32.
28. Ловцова, Н. И. Демографическая проблема: кто виноват и что делать? [Текст] / Н. И. Ловцова, Е. Р. Ярская-Смирнова // Мир России. - 2015. - Т. 14. - № 4. - С. 78-104.
29. Льготы и права отца-одиночки в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/otec-odinochka-lgoty-i-prava.html(дата обращения 15.05.2018).
30. Льготы и привилегии матерей-одиночек в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/lgoty-i-privilegii-materej- odinochek.html(дата обращения 15.05.2018).
31. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
32. Правовые аспекты понятия «неполная семья» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cherlock.ru/articles/kakaya-semya-schitaetsya- nepolnoi-(дата обращения 13.05.2018).
33. Проблемы и опыт социальной поддержки семей одиноких матерей
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mirznanii.com/a/202072/problemy-i-opyt-sotsialnoy-podderzhki-semey- odinokikh-materey(дата обращения 13.05.2018).
34. Социальная работа семей и детей: зарубежный опыт [Текст]. - М.: Институт социальной работы, 2012. - 156 с.
35. Социальное обеспечение в странах Северной Европы [Текст]. - М.: МГСУ, 2014. - 156 с.
36. Статусы: мать-одиночка, одинокий отец, мать-героиня, многодетные семьи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spravo.com/statusyi- mat-odinochka-odinokiy-otets-m/(дата обращения 10.05.2018).
37. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до
2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.krskstate.ru/2030/plan(дата обращения 13.05.2017).
38. Управление федеральной службы государственной статистики по
Красноярскому краю, республике Хакасия и республике Тыва: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.krasstat.gks.ru/(дата обращения 10.05.2018).
39. Хвыля-Олинтер Н. А. Демографическое состояние современной России [Текст] / Н. А. Хвыля-Олинтер // Социум и власть. - 2015. - № 4 (54). - С. 15-23.
40. Чорбинский, С.А. Социальная работа и социальные программы в США [Текст] / С.А. Чорбинский. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2014. - 112 с.