ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проблем неполных семей 6
1.1 Определение и статус неполных семей и одиноких родителей в Российской
Федерации 6
1.2 Российская практика государственной поддержки неполных семей 10
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки неполных семей 18
2 Анализ государственной поддержки и социальной защиты неполных семей в
Красноярском крае 21
2.1 Анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в 2010-2017 гг 21
2.2 Основные направления деятельности органов власти Красноярского 26
края в области социальной поддержки неполных семей 26
2.3 Основные проблемы и ограничения в работе органов власти Красноярского
края по социальной поддержке неполных семей 30
3 Рекомендации по развитию социальной поддержки неполных семей в
Красноярском крае 37
3.1 Предложения по улучшению финансового состояния и социального
благополучия неполных семей 37
3.2 Механизм реализации предлагаемых решений материальных проблем
неполных семей 50
3.3 Оценка целесообразности реализации предложенных мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические основы проблем неполных семей 6
1.1 Определение и статус неполных семей и одиноких родителей в Российской
Федерации 6
1.2 Российская практика государственной поддержки неполных семей 10
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки неполных семей 18
2 Анализ государственной поддержки и социальной защиты неполных семей в
Красноярском крае 21
2.1 Анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в 2010-2017 гг 21
2.2 Основные направления деятельности органов власти Красноярского 26
края в области социальной поддержки неполных семей 26
2.3 Основные проблемы и ограничения в работе органов власти Красноярского
края по социальной поддержке неполных семей 30
3 Рекомендации по развитию социальной поддержки неполных семей в
Красноярском крае 37
3.1 Предложения по улучшению финансового состояния и социального
благополучия неполных семей 37
3.2 Механизм реализации предлагаемых решений материальных проблем
неполных семей 50
3.3 Оценка целесообразности реализации предложенных мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одной из основных функций государства, определенной еще первыми теоретиками функционала государства как института, является поддержка социально незащищенных слоев общества. К таким и относятся неполные семьи.
Кризис экономических и политических отношений, ослабление государственных и общественных механизмов поддержки семьи требует изменения социальной политики в области защиты материнства и детства.
Особую группу, нуждающихся в защите, представляют неполные семьи. Состояние затруднений жизнедеятельности является типичной для таких семей. На протяжении своей жизни они неизбежно сталкиваются с самыми разнообразными социальными проблемами, оказываются в ситуациях, порождающих напряжение и кризисы. Любое «нормальное», «естественное» событие в жизни требует от одинокой матери принятия соответствующих решений, мобилизации необходимых ресурсов.
Многие одинокие родители не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения целостности семьи [33].
С 2010 года в Красноярском крае наблюдается положительная демографическая тенденция - продолжается рост численности населения, что является результатом реализации федеральных и краевых программ, направленных на сохранение здоровья населения, сокращение уровня смертности, в том числе младенческой, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, а также внедрение эффективных медицинских технологий, развитие специализированной высокотехнологичной медицинской помощи.
Однако, вместе с положительной демографической динамикой наблюдается также увеличение численности неполных семей. Как следствие, возникает необходимость со стороны государства, а также непосредственно Красноярского края, заботы и социальной защиты данной категории семей. И от того, на сколько действенна и целесообразна эта защита, зависит качество жизни неполных семей и социальный настрой, с которым растут дети в данных семьях [23, с.23].
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость настоящей работы, цель которой - разработать рекомендации в области социальной поддержки неполных семей.
Для того, чтобы данная цель была достигнута в полном объеме, в работе последовательно необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и статус неполных семей и одиноких родителей в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности государственной поддержки неполных семей в России и за рубежом;
- представить анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в 2010-2017 гг. ;
- определить основные направления деятельности органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей;
- выявит основные проблемы в работе органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей;
- разработать мероприятия, направленные на развитие социальной поддержки неполных семей в Красноярском крае;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования в настоящей работе - неполные семьи.
Предмет исследования - социальные проблемы неполных семей в Красноярском крае.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы:
- системный анализ;
- индукция,
- дедукция,
- сравнительно-исторический метод;
- анкетирование,
- наблюдение,
- статистический метод,
- метод моделирования.
Кризис экономических и политических отношений, ослабление государственных и общественных механизмов поддержки семьи требует изменения социальной политики в области защиты материнства и детства.
Особую группу, нуждающихся в защите, представляют неполные семьи. Состояние затруднений жизнедеятельности является типичной для таких семей. На протяжении своей жизни они неизбежно сталкиваются с самыми разнообразными социальными проблемами, оказываются в ситуациях, порождающих напряжение и кризисы. Любое «нормальное», «естественное» событие в жизни требует от одинокой матери принятия соответствующих решений, мобилизации необходимых ресурсов.
Многие одинокие родители не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения целостности семьи [33].
С 2010 года в Красноярском крае наблюдается положительная демографическая тенденция - продолжается рост численности населения, что является результатом реализации федеральных и краевых программ, направленных на сохранение здоровья населения, сокращение уровня смертности, в том числе младенческой, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, а также внедрение эффективных медицинских технологий, развитие специализированной высокотехнологичной медицинской помощи.
Однако, вместе с положительной демографической динамикой наблюдается также увеличение численности неполных семей. Как следствие, возникает необходимость со стороны государства, а также непосредственно Красноярского края, заботы и социальной защиты данной категории семей. И от того, на сколько действенна и целесообразна эта защита, зависит качество жизни неполных семей и социальный настрой, с которым растут дети в данных семьях [23, с.23].
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность и значимость настоящей работы, цель которой - разработать рекомендации в области социальной поддержки неполных семей.
Для того, чтобы данная цель была достигнута в полном объеме, в работе последовательно необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и статус неполных семей и одиноких родителей в Российской Федерации;
- рассмотреть особенности государственной поддержки неполных семей в России и за рубежом;
- представить анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в 2010-2017 гг. ;
- определить основные направления деятельности органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей;
- выявит основные проблемы в работе органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей;
- разработать мероприятия, направленные на развитие социальной поддержки неполных семей в Красноярском крае;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования в настоящей работе - неполные семьи.
Предмет исследования - социальные проблемы неполных семей в Красноярском крае.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы:
- системный анализ;
- индукция,
- дедукция,
- сравнительно-исторический метод;
- анкетирование,
- наблюдение,
- статистический метод,
- метод моделирования.
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Перечень лиц, которые могут быть признаны одинокими родителями и, соответственно, претендовать на льготы, прямо законодательством не установлен. Его можно получить только на основе системного анализа законодательства и судебной практики Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».
Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи. Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.
К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.
При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить. Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.
Анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в период с 2010 по 2017 годы позволил нам прийти к выводу, что в течение этого времени наблюдается увеличение как полных, так и неполных семей, что, на наш взгляд, связано с демографическим бумом середины 1980-х годов. Сейчас дети, родившиеся в это время, активно создают семьи и рожают детей. Однако следует отметить, что если в 2017 году по сравнению с 2010-м годом количество полных семей края, имеющих детей, увеличилось на 3,29%, то неполных семей - на 7,25%.
Автором настоящего исследования доказано, что в течение анализируемого периода удельных вес полных и неполных семей остается приблизительно на одном уровне и составляет 62,5% и 37,5% соответственно.
Выявлено также, что среди неполных семей преобладают семьи, в которых воспитанием занимаются женщины, такие семьи составляют 34,1%, семьи, в которых воспитание занимаются мужчины, составляют 3,4%.
Основная причина появления неполных семей - развод супругов. Она отмечается в 56,39% случаев в 2017 году.
При этом большинство неполных семей (66,35%) имеет 1 ребенка.
Автором доказано, что в крае имеется достаточно большой процент неполных семей, относящихся к категории социально уязвимых, для которых необходима социальная и материальная поддержка со стороны государства.
Однако, как показал анализ основных направлений деятельности органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей, в настоящее время здесь имеет место слабая разработанность региональных программ в данной области.
Кроме того, как показало анкетирование 56 неполных семей Красноярского края, ими очень низко оценивается работа органов власти в области социальной поддержки неполных семей: на «3» ее оценили 29 человек (53,7%), на «2» - 46,3%.
Среди основных, наиболее острых проблем неполных семей автором были определены следующие:
- материальные проблемы (сюда же отнесены и проблемы жилищного характера);
- бытовые проблемы (нехватка времени);
- проблемы социальной поддержки (отсутствие возможности устроить детей в кружок, детский сад, организовать поездку в летний лагерь и т.д.);
- проблема отсутствия информации о льготах и привилегиях для неполных семей в Красноярском крае;
- психологические проблемы (связанные с усталостью при уходе за ребенком, постоянным стрессом, вызванным финансовыми проблемами, жизненной неудовлетворенностью и т.д.);
- проблемы с работой (работодатели не хотят брать на работу сотрудника с маленьким ребенком);
- проблемы со здоровьем (своим (появившиеся вследствие обретения статуса одинокого родителя) и ребенка).
Исходя из выявленных проблем, были разработаны следующие мероприятия, направленные на оптимизацию социальной поддержки неполных семей:
- поддержка за счет благотворительности со стороны фирм и частных лиц, организованная в форме финансовой помощи, переводимой на счет, открытый Министерством социальной политики Красноярского края;
- организация на базе центров социальной защиты деятельности волонтерских организаций в помощь нуждающимся неполным семьям;
- повышение информированности родителей неполных семей об имеющихся для них мерах социальной поддержки;
- организация на базе центров социальной защиты специальных клубов для психологической разгрузки родителей из неполных семей;
- организация мест поддержки родителей из неполных семей по аналогии с социальной гостиницей для беременных и одиноких матерей «Островок надежды»;
- изменения в правилах самозанятости, позволяющие, при соблюдении определённых условий, учавствовать в проекте родителям неполных семей с детьми до 3-х лет.
Основные показатели, определяющие, на сколько значимы будут предлагаемые мероприятия поддержки неполных семей в Красноярском крае - это:
- Среднедушевой доход в неполной семье;
- Доля семей, находящихся за чертой бедности;
- Количество неполных семей.
Здесь следует отметить, что на количество неполных семей повлиять не представляется возможным, т.к. оно определяется субъективными причинами: непосредственным выбором женщин рожать без супруга, разводом супругов, гибелью одного из супругов (причина хотя и не обусловленная собственным выбором, но повлиять на нее мы также не можем).
Однако, предлагаемые мероприятия вполне способны повысить среднедушевой доход неполной семьи и, как следствие, снизить долю семей, находящихся за чертой бедности. Данные показатели возможно улучшить с помощью предложенных нами рекомендаций, в частности:
- За счет повышения информированности неполных семей об имеющихся для них льготах, что поможет снизить расходы на некоторые жизненно необходимые элементы (питание, медицинские услуги, отдых), тем самым высвободив часть средств;
- За счет изменения в правилах самозанятости, что поможет большему количеству родителей из неполных семей получать стабильный доход;
- За счет получения благотворительной поддержки со стороны компаний города.
В свою очередь, повышение среднедушевого дохода неполных семей даст возможность снизить количество семей, находящихся за чертой бедности. Так, если в настоящее время в Красноярском крае имеется 85%, т.е. около 186 тыс. неполных семей, которым требуется социальная поддержка, т.е. их доход - ниже прожиточного минимума на человека, нами планируется, что к 2030 году за счет предложенных мероприятий количество семей, находящихся за чертой бедности, сократиться на 30%, т.е. составит 130 семей, к 2040 году - 110 семей, к 2050 году - 90 семей.
Кроме того, определяя эффективность предложенных мероприятий, следует отметить, что предположительно они будут иметь также следующий эффект:
- помогут снизить проблемы, связанные информированностью неполных семей относительно положенных им по закону льгот и привилегий, а следовательно, повысят уровень удовлетворенностью данных категорий семей властью;
- помогут улучшить физическое и психологическое состояние родителей неполных семей;
- помогут увеличить количество самозанятого населения за счет возможности самозанятости родителей из неполных семей, как следствие, увеличат поступления в бюджет за счет налогов данной категории населения.
С целью определения, будут ли данные мероприятия целесообразны для родителей неполных семей края, автором выпускной работы было проведено исследование, в рамках которого 56-ти респондентам (родителям, принявшим участие в анкетировании, представленном в рамках второй главы настоящей работы) предлагалось ознакомиться с представленными мероприятиями и определить, будут ли они целесообразны именно для них. Данные респондентов определились следующим образом: бесспорно, будут - отметили 34 респондента (62,96%), скорее да, чем нет -5 человека (9,26%), скорее нет, чем да - 5 человека (9,26%), затруднились ответить - 18 человек (18,52%).
Таким образом, можно констатировать, что абсолютным большинством респондентов отмечена целесообразность предложенных мероприятий.
Перечень лиц, которые могут быть признаны одинокими родителями и, соответственно, претендовать на льготы, прямо законодательством не установлен. Его можно получить только на основе системного анализа законодательства и судебной практики Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».
Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи. Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.
К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.
При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить. Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.
Анализ структуры и динамики неполных семей в Красноярском крае в период с 2010 по 2017 годы позволил нам прийти к выводу, что в течение этого времени наблюдается увеличение как полных, так и неполных семей, что, на наш взгляд, связано с демографическим бумом середины 1980-х годов. Сейчас дети, родившиеся в это время, активно создают семьи и рожают детей. Однако следует отметить, что если в 2017 году по сравнению с 2010-м годом количество полных семей края, имеющих детей, увеличилось на 3,29%, то неполных семей - на 7,25%.
Автором настоящего исследования доказано, что в течение анализируемого периода удельных вес полных и неполных семей остается приблизительно на одном уровне и составляет 62,5% и 37,5% соответственно.
Выявлено также, что среди неполных семей преобладают семьи, в которых воспитанием занимаются женщины, такие семьи составляют 34,1%, семьи, в которых воспитание занимаются мужчины, составляют 3,4%.
Основная причина появления неполных семей - развод супругов. Она отмечается в 56,39% случаев в 2017 году.
При этом большинство неполных семей (66,35%) имеет 1 ребенка.
Автором доказано, что в крае имеется достаточно большой процент неполных семей, относящихся к категории социально уязвимых, для которых необходима социальная и материальная поддержка со стороны государства.
Однако, как показал анализ основных направлений деятельности органов власти Красноярского края в области социальной поддержки неполных семей, в настоящее время здесь имеет место слабая разработанность региональных программ в данной области.
Кроме того, как показало анкетирование 56 неполных семей Красноярского края, ими очень низко оценивается работа органов власти в области социальной поддержки неполных семей: на «3» ее оценили 29 человек (53,7%), на «2» - 46,3%.
Среди основных, наиболее острых проблем неполных семей автором были определены следующие:
- материальные проблемы (сюда же отнесены и проблемы жилищного характера);
- бытовые проблемы (нехватка времени);
- проблемы социальной поддержки (отсутствие возможности устроить детей в кружок, детский сад, организовать поездку в летний лагерь и т.д.);
- проблема отсутствия информации о льготах и привилегиях для неполных семей в Красноярском крае;
- психологические проблемы (связанные с усталостью при уходе за ребенком, постоянным стрессом, вызванным финансовыми проблемами, жизненной неудовлетворенностью и т.д.);
- проблемы с работой (работодатели не хотят брать на работу сотрудника с маленьким ребенком);
- проблемы со здоровьем (своим (появившиеся вследствие обретения статуса одинокого родителя) и ребенка).
Исходя из выявленных проблем, были разработаны следующие мероприятия, направленные на оптимизацию социальной поддержки неполных семей:
- поддержка за счет благотворительности со стороны фирм и частных лиц, организованная в форме финансовой помощи, переводимой на счет, открытый Министерством социальной политики Красноярского края;
- организация на базе центров социальной защиты деятельности волонтерских организаций в помощь нуждающимся неполным семьям;
- повышение информированности родителей неполных семей об имеющихся для них мерах социальной поддержки;
- организация на базе центров социальной защиты специальных клубов для психологической разгрузки родителей из неполных семей;
- организация мест поддержки родителей из неполных семей по аналогии с социальной гостиницей для беременных и одиноких матерей «Островок надежды»;
- изменения в правилах самозанятости, позволяющие, при соблюдении определённых условий, учавствовать в проекте родителям неполных семей с детьми до 3-х лет.
Основные показатели, определяющие, на сколько значимы будут предлагаемые мероприятия поддержки неполных семей в Красноярском крае - это:
- Среднедушевой доход в неполной семье;
- Доля семей, находящихся за чертой бедности;
- Количество неполных семей.
Здесь следует отметить, что на количество неполных семей повлиять не представляется возможным, т.к. оно определяется субъективными причинами: непосредственным выбором женщин рожать без супруга, разводом супругов, гибелью одного из супругов (причина хотя и не обусловленная собственным выбором, но повлиять на нее мы также не можем).
Однако, предлагаемые мероприятия вполне способны повысить среднедушевой доход неполной семьи и, как следствие, снизить долю семей, находящихся за чертой бедности. Данные показатели возможно улучшить с помощью предложенных нами рекомендаций, в частности:
- За счет повышения информированности неполных семей об имеющихся для них льготах, что поможет снизить расходы на некоторые жизненно необходимые элементы (питание, медицинские услуги, отдых), тем самым высвободив часть средств;
- За счет изменения в правилах самозанятости, что поможет большему количеству родителей из неполных семей получать стабильный доход;
- За счет получения благотворительной поддержки со стороны компаний города.
В свою очередь, повышение среднедушевого дохода неполных семей даст возможность снизить количество семей, находящихся за чертой бедности. Так, если в настоящее время в Красноярском крае имеется 85%, т.е. около 186 тыс. неполных семей, которым требуется социальная поддержка, т.е. их доход - ниже прожиточного минимума на человека, нами планируется, что к 2030 году за счет предложенных мероприятий количество семей, находящихся за чертой бедности, сократиться на 30%, т.е. составит 130 семей, к 2040 году - 110 семей, к 2050 году - 90 семей.
Кроме того, определяя эффективность предложенных мероприятий, следует отметить, что предположительно они будут иметь также следующий эффект:
- помогут снизить проблемы, связанные информированностью неполных семей относительно положенных им по закону льгот и привилегий, а следовательно, повысят уровень удовлетворенностью данных категорий семей властью;
- помогут улучшить физическое и психологическое состояние родителей неполных семей;
- помогут увеличить количество самозанятого населения за счет возможности самозанятости родителей из неполных семей, как следствие, увеличат поступления в бюджет за счет налогов данной категории населения.
С целью определения, будут ли данные мероприятия целесообразны для родителей неполных семей края, автором выпускной работы было проведено исследование, в рамках которого 56-ти респондентам (родителям, принявшим участие в анкетировании, представленном в рамках второй главы настоящей работы) предлагалось ознакомиться с представленными мероприятиями и определить, будут ли они целесообразны именно для них. Данные респондентов определились следующим образом: бесспорно, будут - отметили 34 респондента (62,96%), скорее да, чем нет -5 человека (9,26%), скорее нет, чем да - 5 человека (9,26%), затруднились ответить - 18 человек (18,52%).
Таким образом, можно констатировать, что абсолютным большинством респондентов отмечена целесообразность предложенных мероприятий.
Подобные работы
- Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Медиатизация социальных проблем Алтайского края в региональных СМИ (на материале сайтов «ap22.ru» и «altapress.ru»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия эффективной социализации старших школьников неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЕДНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА, РАБОТА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ РЕСПУБЛИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН И ПРЕОДОЛЕНИЮ БЕДНОСТИ,
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Социальная работа с многодетными семьями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Организация социальной работы с молодой семьей в сельских поселениях (на примере с.Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Особенности социальной работы с многодетными семьями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Административно-правовое регулирование оказания социальных услуг в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



