Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6-Х КЛАССОВ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
5-6-Х КЛАССОВ 12
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 18
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ
КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 28
2.1 РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 28
2.2 УСТРОЙСТВО И РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 38
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ
ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 62
В XXI веке в новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач. Перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают информационным технологиям современности. Таким образом, проблема развития творческого воображения школьников в настоящее время является актуальной.
Проблема исследования: недостаточно исследованы возможности применения видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития их творческого воображения.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике результативность применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения на примере факультативного курса.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у школьников.
Предмет исследования - применение технологии видеоскрайбинга как средства развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов в дополнительном образовании.
Гипотеза исследования: применение технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения будет результативно, если
- выявлены теоретические основы развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов;
- разработан факультативный курс «Технология видеоскрайбинга», обучающий школьников 5-6-х классов применению видеоскрайбинга как технологии презентации продуктов творческой деятельности школьников;
- при разработке факультативного курса будут учтены следующие условия: ребенок должен принять роль соучастника творческой деятельности, а педагог, в свою очередь, должен поддержать неповторимую индивидуальность ребенка, его личностную активность, ориентировать учащегося на успех.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и раскрыть сущность и содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов.
3. Проанализировать современные технологии презентации продуктов творческой деятельности школьников.
4. Разработать факультативный курс «Технология видеоскрайбинга»;
5. Разработать электронный курс, выступающий методическим обеспечением для факультативно курса;
6. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретические - анализ педагогической,психологической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения у обучающихся; эмпирические - разработка учебно-методических рекомендаций, экспертный опрос, педагогический эксперимент.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст дополнен таблицами и рисунками.
В бакалаврской работе рассматривалась проблема недостаточной разработки электронных учебно-методических комплексов по современным средствам и способам создания видеоскрайбинга как средства развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов.
В ходе работы была изучена педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме развития творческого воображения у обучающихся.
Анализ литературы позволил выделить основные формы работы, позволяющие развивать творческое воображение школьников: игра, беседа, викторина, а также практические задания.
Работа учащихся над разработкой и созданием учебной презентации развивает в школьнике такие качества, как самостоятельность, стимулирует его познавательную и творческую активность, повышает интерес ребенка к происходящему в учебном процессе. Для развития творческого воображения школьника нами была выбрана технология видеоскрайбинга. Ее преимущество заключается в том, что в такой игровой форме ученики самостоятельно могут подготовить проект, проявив креативность, творческое мышление и фантазию.
Практическая часть исследования заключалась в разработке факультативного курса и электронных ресурсов, а также в проведении педагогического эксперимента, целью которого является подтверждение результативности применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения. Были разработаны задания, позволяющие учащимся создавать индивидуальные и групповые презентации с помощью данной технологии, при этом учащиеся самостоятельно выбирают вид и форму работы.
Базой исследования была МБОУ «Средняя школа №19» г. Красноярска. Для проверки гипотезы нами использовалась диагностика индивидуальных особенностей воображения по методике О.В. Боровика, а также экспертная оценка разработанного электронного курса «Технология видеоскрайбинга».
После завершения программы курса у половины группы вырос уровень сложности воображения; у пяти человек выросли гибкость воображения и степень фиксированности образов и представлений; у двух людей изменилась степень стереотипности воображения: переход от стереотипного к творческому воображению. Экспертная оценка показала, что содержание факультативного курса соответствует заявленным целям и задачам обучения, а факультативный курс «Технология видеоскрайбинга» способствует развитию творческого воображения школьников 5-6-х классов.
В работе нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике результативность применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения на примере факультативного курса. Разработанные электронные образовательные ресурсы курса «Технология видеоскрайбинга» могут успешно использоваться в дополнительном образовании, если видеоскрайбинг применяется как продукт творческой деятельности школьников, программа курса включает в себя групповые и индивидуальные задания, требующие творческого подхода от учеников в создании учебных докладов, а также ряд занятий проводится в игровой форме.
Задачи исследования выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/104/24137/
2. Скоробогатов В. А. Феномен воображения / В. А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова // Философия для педагогики и психологии. - М.: Союз, 2002. - 356с.
3. Штэйнмец, А. Э. Определение воображения, его виды [Электронный ресурс] / А. Э. Штэйнмец - Режим доступа: https://psyera.ru/5126/opredelenie- voobrazheniya-ego-vidy
4. Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И. Ю. Глебова [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34. — Режим доступа:https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. / Л.Ф. Обухова. - М. : Юрайт: МГИИУ, 2011. - 460 с.
6. Выготский, Л. С., Собрание сочинений: Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Т. 2 - М., 1982. - 436 - 455 С.
7. Сидельникова, М. А. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / М. А. Сидельникова, Г. М. Клочкова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 201-205. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9951/
8. Лапухова, О. В. Программы для видеоскрайбинга [Электронный ресурс] / О. В. Лапухова // Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. - Режим доступа:http://www.eduneo.ru/712-2/
9. Писарев, А. П. Изготовление презентаций средствами MS Power
Point [Электронный ресурс] / А. П. Писарев // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - Режим доступа:
https://megaobuchalka.ru/6/23727.html
10. Романова, И. Ю. Prezi vs PowerPoint: преимущества и недостатки
[Электронный ресурс] / И. Ю. Романова. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=n4y5J0-iZSM
11. Гордиевских, Е. А. Создание интерактивных презентаций с нелинейной структурой с помощью облачного сервиса Prezi [Электронный ресурс] / Е. А. Гордиевских // Образовательный портал России «Инфоурок». - 2018. - Режим доступа: https://infourok.ru/sozdanie-interaktivnih-prezentaciy-s- nelineynoy-strukturoy-s-pomoschyu-oblachnogo-servisa-prezi-2716553.html
12. Евзикова, О. А. Что такое видеоскрайбинг [Электронный ресурс] /
О. А. Евзикова // Информационные технологии в образовании. - 2015. - Режим доступа: http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/chto-takoe-videoskrajbing.html
13. Одинокая, M. A. Роль скринкастов в обучении иностранному языку
[Электронный ресурс] / M. A. Одинокая, Г. А . Илина // Innovative trends of educational system development : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Cheboksary, 11 июня 2017 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 193-196. - Режим доступа:
https://interactiveplus.ru/en/article/462112/discussion_platform
14. Видеркер, М. А., Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий [Электронный ресурс] / М. А. Видеркер, О. А. Заживнова, В. В. Романов // Образовательные технологии и общество, 2013. - Т.16. С. 429-439. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18831296
15. Стариченко, Б. Е. Применение скринкастинга при обучении ИТ-
дисциплинам [Электронный ресурс] / Б. Е. Стариченко, С. С. Арбузов // Информатика и образование. - 2017. - № 2. - С. 19-22 : табл. - Библиогр.: с. 22 (10 назв.). - Рез. англ. - ISSN 0234-0453. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29328025
16. Конашенко, В. Н. Применение скринкастов в процессе изучения физики [Электронный ресурс] / В. Н. Конашенко // Системы компьютерной математики и их приложения. - Смоленск, 2015. - №16. - С.251-252. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=23819234
17. Касрашвили, Е. Д. Разработка факультативного курса «Программирование графики» для старших классов [Электронный ресурс] / Е. Д. Касрашвили. - Тула, 2008. - Режим доступа:
https://works.doklad.ru/view/gUdxgDEFrLc.html
18. Брык, Е. С. Понятие «творческое воображение» [Электронный ресурс] // Мультиурок. - 2018. Режим доступа:
https://multiurok.ru/blog/poniatie-tvorcheskoe-voobrazhenie.html
19. Скоробогатов, В. А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В. А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова.- М.: Союз, 2012.- 356 с.
20. Субботина, Л. Ю. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения / Л. Ю. Субботина. - Магнитогорск, МаГУ, 2009. - 298 с.
21. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
22. Новиков, А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика / А.М. Новиков - М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. - 208 с.
23. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже. - М.: Наука, 2006. - 312 с.
24. Тутушкина, М. К. Практическая психология для преподавателей / М.К. Тутушкина [и др.] - М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2007. - 328 с.
25. Сайдаматов, Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Ф.Р. Садайматов // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 374-375.
26. Святкова, О. Развиваем творческие способности / О. Святкова. - М.: Изд-во Розовый слон, 2012. - 10 с.
27. Панкова, В. В. Формирование творческого воображения у студентов в процессе лекционного преподавания / В. В. Панкова. - Симферопль, 2017. - 59 с.
28. Перова, К. А. Достоинства и недостатки сервиса PowerPoint / К. А. Перова // Мегаобучалка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://megaobuchalka.ru/6/23728.html
29. Иванченко, Д. И. Примеры методик по исследованию воображения [Электронный ресурс] / Д. И. Иванченко // EduBrilliant. - 2018. - Режим доступа:http://www.edubrilliant.ru/brigens-148- 1.html
30. Соломин, В. П. Психологическая диагностика личности: воображение / В. П. Соломин, О. В. Шатровой, Л.
Маликова // Психологическая безопасность. - М., 2008. - 288 С.
31. Гонина, О. О. Особенности развития воображения младших школьников [Электронный ресурс] / О. О. Гонина // Психология младшего школьного возраста. - Режим доступа:https: //psyera.ru/o sobenno sti-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov_ 9981.htm
32. Лазаренко, T. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Т. В. Лазаренко // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828. — Режим доступа:https://moluch.ru/archive/132/37022
33. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, Семёнов А. Л. Семёнов, А. Ю. Уваров. - М.: Изд-во НексПринт, 2010, — 84 с.
34. Пилашвили, Н. П. Современные платформы для дистанционного обучения: широкий выбор, безграничные возможности [Электронный ресурс] / Н. П. Пилашвили // Hrdocs. - 2018. - Режим доступа: http://hrdocs.ru/poleznaya-informacziya/sovremennyie-platformyi-dlya-distanczionnogo-obucheniya-shirokij-vyibor,-bezgranichnyie-vozmozhnosti
35. Шестаков, А. П. Правила оформления компьютерных презентаций [Электронный ресурс] // А. П. Шестаков. - Режим доступа:http://comp- science.narod.ru/pr prez.htm
36. Денисенко, В. К. Анализ результатов экспериментально-опытного исследования воображения в изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / В. К. Денисенко // Исследование творческого воображения детей школьного возраста в психолого-педагогической литературе. - 2018. - Режим доступа:
https: //studwood.ru/1039212/pedago gika/analiz rezultatov eksperimentalno opytnogo issledovaniya voobrazheniya izobrazitelnoy deyatelnosti