Технология видеоскрайбинга как средство развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6-Х КЛАССОВ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
5-6-Х КЛАССОВ 12
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 18
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ
КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 28
2.1 РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 28
2.2 УСТРОЙСТВО И РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 38
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ
ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 62
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6-Х КЛАССОВ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
5-6-Х КЛАССОВ 12
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 18
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ
КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 28
2.1 РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 28
2.2 УСТРОЙСТВО И РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 38
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ
ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ВИДЕОСКРАЙБИНГА» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 62
В XXI веке в новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач. Перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают информационным технологиям современности. Таким образом, проблема развития творческого воображения школьников в настоящее время является актуальной.
Проблема исследования: недостаточно исследованы возможности применения видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития их творческого воображения.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике результативность применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения на примере факультативного курса.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у школьников.
Предмет исследования - применение технологии видеоскрайбинга как средства развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов в дополнительном образовании.
Гипотеза исследования: применение технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения будет результативно, если
- выявлены теоретические основы развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов;
- разработан факультативный курс «Технология видеоскрайбинга», обучающий школьников 5-6-х классов применению видеоскрайбинга как технологии презентации продуктов творческой деятельности школьников;
- при разработке факультативного курса будут учтены следующие условия: ребенок должен принять роль соучастника творческой деятельности, а педагог, в свою очередь, должен поддержать неповторимую индивидуальность ребенка, его личностную активность, ориентировать учащегося на успех.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и раскрыть сущность и содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов.
3. Проанализировать современные технологии презентации продуктов творческой деятельности школьников.
4. Разработать факультативный курс «Технология видеоскрайбинга»;
5. Разработать электронный курс, выступающий методическим обеспечением для факультативно курса;
6. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретические - анализ педагогической,психологической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения у обучающихся; эмпирические - разработка учебно-методических рекомендаций, экспертный опрос, педагогический эксперимент.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст дополнен таблицами и рисунками.
Проблема исследования: недостаточно исследованы возможности применения видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития их творческого воображения.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике результативность применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения на примере факультативного курса.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у школьников.
Предмет исследования - применение технологии видеоскрайбинга как средства развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов в дополнительном образовании.
Гипотеза исследования: применение технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения будет результативно, если
- выявлены теоретические основы развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов;
- разработан факультативный курс «Технология видеоскрайбинга», обучающий школьников 5-6-х классов применению видеоскрайбинга как технологии презентации продуктов творческой деятельности школьников;
- при разработке факультативного курса будут учтены следующие условия: ребенок должен принять роль соучастника творческой деятельности, а педагог, в свою очередь, должен поддержать неповторимую индивидуальность ребенка, его личностную активность, ориентировать учащегося на успех.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и раскрыть сущность и содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов.
3. Проанализировать современные технологии презентации продуктов творческой деятельности школьников.
4. Разработать факультативный курс «Технология видеоскрайбинга»;
5. Разработать электронный курс, выступающий методическим обеспечением для факультативно курса;
6. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретические - анализ педагогической,психологической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения у обучающихся; эмпирические - разработка учебно-методических рекомендаций, экспертный опрос, педагогический эксперимент.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст дополнен таблицами и рисунками.
В бакалаврской работе рассматривалась проблема недостаточной разработки электронных учебно-методических комплексов по современным средствам и способам создания видеоскрайбинга как средства развития творческого воображения у школьников 5-6-х классов.
В ходе работы была изучена педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме развития творческого воображения у обучающихся.
Анализ литературы позволил выделить основные формы работы, позволяющие развивать творческое воображение школьников: игра, беседа, викторина, а также практические задания.
Работа учащихся над разработкой и созданием учебной презентации развивает в школьнике такие качества, как самостоятельность, стимулирует его познавательную и творческую активность, повышает интерес ребенка к происходящему в учебном процессе. Для развития творческого воображения школьника нами была выбрана технология видеоскрайбинга. Ее преимущество заключается в том, что в такой игровой форме ученики самостоятельно могут подготовить проект, проявив креативность, творческое мышление и фантазию.
Практическая часть исследования заключалась в разработке факультативного курса и электронных ресурсов, а также в проведении педагогического эксперимента, целью которого является подтверждение результативности применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения. Были разработаны задания, позволяющие учащимся создавать индивидуальные и групповые презентации с помощью данной технологии, при этом учащиеся самостоятельно выбирают вид и форму работы.
Базой исследования была МБОУ «Средняя школа №19» г. Красноярска. Для проверки гипотезы нами использовалась диагностика индивидуальных особенностей воображения по методике О.В. Боровика, а также экспертная оценка разработанного электронного курса «Технология видеоскрайбинга».
После завершения программы курса у половины группы вырос уровень сложности воображения; у пяти человек выросли гибкость воображения и степень фиксированности образов и представлений; у двух людей изменилась степень стереотипности воображения: переход от стереотипного к творческому воображению. Экспертная оценка показала, что содержание факультативного курса соответствует заявленным целям и задачам обучения, а факультативный курс «Технология видеоскрайбинга» способствует развитию творческого воображения школьников 5-6-х классов.
В работе нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике результативность применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения на примере факультативного курса. Разработанные электронные образовательные ресурсы курса «Технология видеоскрайбинга» могут успешно использоваться в дополнительном образовании, если видеоскрайбинг применяется как продукт творческой деятельности школьников, программа курса включает в себя групповые и индивидуальные задания, требующие творческого подхода от учеников в создании учебных докладов, а также ряд занятий проводится в игровой форме.
Задачи исследования выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В ходе работы была изучена педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме развития творческого воображения у обучающихся.
Анализ литературы позволил выделить основные формы работы, позволяющие развивать творческое воображение школьников: игра, беседа, викторина, а также практические задания.
Работа учащихся над разработкой и созданием учебной презентации развивает в школьнике такие качества, как самостоятельность, стимулирует его познавательную и творческую активность, повышает интерес ребенка к происходящему в учебном процессе. Для развития творческого воображения школьника нами была выбрана технология видеоскрайбинга. Ее преимущество заключается в том, что в такой игровой форме ученики самостоятельно могут подготовить проект, проявив креативность, творческое мышление и фантазию.
Практическая часть исследования заключалась в разработке факультативного курса и электронных ресурсов, а также в проведении педагогического эксперимента, целью которого является подтверждение результативности применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения. Были разработаны задания, позволяющие учащимся создавать индивидуальные и групповые презентации с помощью данной технологии, при этом учащиеся самостоятельно выбирают вид и форму работы.
Базой исследования была МБОУ «Средняя школа №19» г. Красноярска. Для проверки гипотезы нами использовалась диагностика индивидуальных особенностей воображения по методике О.В. Боровика, а также экспертная оценка разработанного электронного курса «Технология видеоскрайбинга».
После завершения программы курса у половины группы вырос уровень сложности воображения; у пяти человек выросли гибкость воображения и степень фиксированности образов и представлений; у двух людей изменилась степень стереотипности воображения: переход от стереотипного к творческому воображению. Экспертная оценка показала, что содержание факультативного курса соответствует заявленным целям и задачам обучения, а факультативный курс «Технология видеоскрайбинга» способствует развитию творческого воображения школьников 5-6-х классов.
В работе нам удалось теоретически обосновать и проверить на практике результативность применения технологии видеоскрайбинга в дополнительном образовании школьников 5-6-х классов как средства развития творческого воображения на примере факультативного курса. Разработанные электронные образовательные ресурсы курса «Технология видеоскрайбинга» могут успешно использоваться в дополнительном образовании, если видеоскрайбинг применяется как продукт творческой деятельности школьников, программа курса включает в себя групповые и индивидуальные задания, требующие творческого подхода от учеников в создании учебных докладов, а также ряд занятий проводится в игровой форме.
Задачи исследования выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



