Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение студентов СФУ к вдохновению

Работа №23345

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
613
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ВДОХНОВЕНИЯ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 7
1.1. Социологические подходы к пониманию сущности вдохновения 7
1.2 Социологические методы, процедуры и техники изучения вдохновения
как важного фактора развития личности и общества. 17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СФУ К ВДОХНОВЕНИЮ» 32
2.1 Методическое обоснование исследования «Отношения студентов СФУ
к вдохновению» 32
2.2 Результаты социологического исследования «Отношения студентов
СФУ к вдохновению» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Многие современные аналитики отмечают, что развитие человеческой цивилизации претерпевает качественные изменения. Известный американский социолог Д.Белл пишет о том, что в обществе происходит переход от "долевой цивилизации" (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании, которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений.
Американский социолог и публицист футуролог Элвин Тоффлер пишет о том, что в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией. [32]
Также характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора "производства человека", где все более важным становится вовлечение человеческих и социальных ресурсов, что получило отражение в концепции человеческого капитала. В условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации значение человеческого капитала как фактора социально-экономического развития, как на национальном, так и на транснациональном уровне резко возрастает.
Среди социологов теоретическим исследованием категории человеческого капитала занимаются В.В.Радаев и Ю.Г.Быченко. Авторы определяют человеческий капитал как «совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход - в виде заработной платы, процента или прибыли». В структуру человеческого капитала входит формирование интеллектуального капитала. Его наличие у конкретного человека выражается в творческих способностях созидать новые знания, новые художественные ценности, конструировать новые изделия и новые технологии. Ученый, изобретатель, конструктор, писатель, композитор, художник, артист, рационализатор - все это проявления творческого труда, способностей к интеллектуальному труду и созиданию интеллектуальных продуктов. В настоящее время лишь немногие руководители организаций не имеют своей стратегии формирования и развития творческого потенциала. Сегодня творчество является корпоративным капиталом, методом конкурентной борьбы за лидерство в мировой экономике
Малоисследованным направлением в развитии человеческого капитала, его приращения в современном обществе является проблематика вдохновения.
Известный аналитик-футуролог Д.Пинк пишет, что будущее принадлежит людям совершенно иного склада ума, с совершенно иным устройством сознания - способным к творчеству и эмпатии, умеющим распознавать образы и порождать смыслы, людям, способным входить в состояния вдохновения и уметь использовать свое воображение. Художники и изобретатели, дизайнеры, все те, кто умеет заботиться и утешать, те, кто способен масштабно мыслить,- именно такие люди будут цениться выше всего, именно им будут принадлежать все блага жизни. [22, с. 9]
Изучение данного феномена следует проводить в социальной группе, признаком которой является наиболее активная адаптация к новым требованиям в социальном мире. Такой социальной группой является студенческая молодежь. Это — возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества. Именно в этой группе формируется культурный и интеллектуальный фундамент, от качественного построения которого будет зависеть будущее страны. Именно студенческая молодежь наиболее чувствительна к цивилизационном изменениям.
Разработанность
Необходимо отметить, что исследований, посвященных проблематике вдохновения, его месту в жизни молодежи достаточно мало.
Среди исследований вдохновения следует отметить работы таких авторов как: М. Чиксентмихайи, А. Маслоу, Э. Ярлнеса, Г. Бенсона и У. Проктора.
Объект исследования: студенты Сибирского федерального Университета.
Предмет исследования: отношение студентов Сибирского федерального университета к вдохновению.
Цель исследования: изучить отношение студентов Сибирского федерального университета к вдохновению.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность вдохновения и его место в развитии общества и личности.
2. Рассмотреть методы, процедуры и техники изучения вдохновения как важного фактора развития личности и общества.
3. Разработать методическое обоснование исследования «Отношения студентов СФУ к вдохновению».
4. Проанализировать результаты социологического исследования «Отношения студентов СФУ к вдохновению».
Гипотеза исследования заключается в том, что отношение студентов Сибирского федерального университета к вдохновению как важному фактору развития личности и общества в целом нейтральное.
Обоснование метода исследования
В качестве метода сбора данных был выбран анкетный опрос.
На этапе обработки и анализа эмпирических данных применялись методы описательной статистики, корреляционного и факторного анализа с использованием пакета Statistica 10.
Интерпретация основных понятий:
Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества[14]
Поток, или потоковое состояние — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности[37]
Пиковое переживание - «это эпизод или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена анализу отношения студентов Сибирского федерального университета к вдохновению.
Были получены следующие результаты:
Большинство студентов СФУ стали бы развивать такую способность как «умение входить в особые состояния (вдохновение)» (7,5)
Большинство опрошенных студентов редко посещает вдохновение (31%)
Большинство опрашиваемых студентов СФУ согласны с такими утверждениями , что вдохновение тесно связано с воображением, выражено в способности осмыслять, корректировать и воспроизводить определенные образы (69%) , с тем, что вдохновение рождает мастерство и усердие (66%) , что жизнь современного успешного человека немыслима без вдохновения (44%) и что существуют методы обучения, которые развивают способности входить в состояния вдохновения (41%)
Большинство студентов СФУ, а именно 40% респондентов, не умеют вызывать состояние вдохновения. 21 % опрошенных студентов не умеют, но хотят научиться вызывать состояние вдохновения. 13% опрошенных ответили, что умеют вызывать и входить в состояние вдохновения, 8% респондентов отметили, что вызывать вдохновение не умеют, оно приходит само.
Студенты СФУ переживают состояние вдохновения со всеми присущими ему индикаторами. Большая часть студентов, в момент вдохновения переживает следующие ощущения: «Чувство полного вовлечения, растворения в том, что Вы делаете»(85%), «Все происходит само, без усилий»(65%), «Лучшее понимание себя и других»(65%), «Ощущение реальности возникающих внутренних образов»(57%), «Ощущения согласия с людьми, природой, всем миром» (52%), «Возникает синестезия - краски могут звучать, звуки ощущаться» (46%), «После выхода из состояния творчества чувствуете себя как бы заново рожденным» (46%).
Также большинство студентов СФУ обладают ярким воображением. Значительная часть студентов ответила, что видят достаточно яркие и четкие образы (43%). 21% ответили, что легко «путешествуют в мире образов», 20% -образы представляют неотчетливо и 16% - воспринимают образы как «живые».
Большинство студентов отметили (в скобках указаны средние значения), что тех, кого часто посещает вдохновение у них более развито воображение(8,1), также они обладают творческими способностями(7,9), они любят свою работу(7,3) они эстетически развиты(7,2), духовны(7,0), более чуткие, чем другие(6,8) развита интуиция(6,8)
Также был проведен факторный анализ по вопросу: «Развитие, каких способностей, Вы считаете важным лично для себя?» который показал, что вдохновение распределилось поровну между двумя факторами, первый фактор, мы обозначили как «Лидерские качества», второй фактор, мы обозначили как «Творческие способности». Результаты показали, что вдохновение необходимо и в проявлении лидерских качеств и для творческих способностей, тем самым объединяя их. Можно сделать вывод о том, что вдохновение необходимо каждому человеку, независимо от рода занятий, возраста и психологического типа личности.
Мы провели корреляционный анализ, чтобы рассмотреть взаимосвязь переменных. В данной работе мы рассмотрели взаимозависимость опыта вдохновения с другими величинами.
Корреляционный анализ показал взаимосвязь частоты посещения вдохновения со следующими сферами деятельности студентов.
Достаточно выражена взаимосвязь опыта вдохновения с тем, что люди посещают театры (0,17), занимаются танцами(0,16), занимаются живописью(0,16), занимаются музыкой(0,12) и читают книги(0,12).
Отрицательно коррелируют с тем, что они играют в компьютерные игры(- 0,12) и проводят время в социальных сетях(-0,09)
Корреляция также видна в том, что тех, кого посещает вдохновение, они считают важными в жизни такие качества, как: умение видеть и создавать красивое(0,24) , умение играть(0,24), эстетическое развитие(0,23), творческие способности(0,23) и умение использовать воображение(0,17)
Достаточно выражена взаимосвязь опыта вдохновения с такими важными для личности переживаниями, как: «Ощущение легкости и парения»(0,34), «Чувство своей потенциальности, наполненности идеями, планами»(0,24), «Чувство близости ко всему, ощущение единства со всем миром»(0,24), «Чувство любви ко всему существующему, всей жизни»(0,23), «Чувство радостного ожидания, предвкушения»(0,20), «Чувство полного вовлечения, растворения в том, что Вы делаете»(0,19).
На основе вышесказанного делаем выводы по гипотезам исследования.
Первая гипотеза - следствия о том, что вдохновение не рассматривается студентами СФУ как ключевой ресурс саморазвития, как способность, которую стоит развивать, не подтвердилась. Анализ полученных данных показывает, что вдохновение не стоит на первых позициях, но занимает достаточно значимое место в жизни студентов СФУ и является, по мнению студентов, важной способностью, которую стоит развивать. Большинство стали бы развивать способность входить в особое состояние(вдохновение) (7,5).
Вторая гипотеза - следствия о том, что у студентов СФУ сформировано положительное представление о вдохновении, подтвердилась. умеют вызывать состояние вдохновения, но 21 % из этого числа хотят научиться.
Четвертая гипотеза - следствия о том, что большинство студентов СФУ редко посещает вдохновение, подтвердилась.
Пятая гипотеза - следствия о том, что «Чувство полного вовлечения, растворения в том, что Вы делаете» наиболее свойственно студентам СФУ в состоянии вдохновения, подтвердилась.
Шестая гипотеза - следствия о том, что существует взаимосвязь между способностью входить в состояние вдохновения и степенью развития воображения у студентов СФУ подтвердилась.
Седьмая гипотеза - следствия о том, что студенты СФУ позитивно представляют себе людей, которых посещает вдохновение, подтвердилась.
Восьмая гипотеза - следствия о том, что у студентов СФУ существуют эмоциональные переживания, сопряженные с состоянием вдохновения, подтвердилась.
Таким образом, гипотеза - основания исследования о том, что отношение студентов Сибирского федерального университета к вдохновению как важному фактору развития личности и общества в целом нейтральное, не подтвердилась. Вдохновение играет значимую роль в жизни студентов Сибирского федерального университета.
Опыт и частота проявлений вдохновения связаны со многими аспектами жизни студентов СФУ: качеством позитивных эмоциональных переживаний, развитием других значимых для современного человека способностей. Полученные результаты свидетельствуют о важности опыта вдохновения, пусть и не всегда полностью осознаваемого студентами СФУ. В то же время, в целом, студенты СФУ позитивно относятся к вдохновению, как ресурсу развития личности.



1. Алиев,Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции /Х.М.Алиев. - М., 1990.
2. Алиев, Х. М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. Москва: Мартин, 1996. 239 с.
3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. — М.: Academia, 2004, 788 с.
4. Бенсон, Г. Как стать гением /Г. Бенсон, У. Проктор. - М., 2004, 384 с.
5. Быченко, Ю.Г. Социальные процессы формирования человеческого капитала в переходный период: Автореферат дисс. доктора социологических наук. — Саратов, 2000 - 43 с.
6. Вайз, А. Вдохновение по заказу / А. Вайз. - Минск, 1998.
7. Грузинова А.И. Внутренняя мотивация и состояние потока
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.sworld.com.ua/index.php/pedagogy-psychology-and-sociology-311/general-psychology-311/7433-interior-motives-and-the-state-of-flux?lang=ru(дата обращения 12.04.2016)
8. Дальке, Р. Легкость парения. Как научиться жить легко, избавившись от неудач, проблем и болезней /Р. Дальке. - 2008. - 208 с.
9. Князева, Е.Н. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее / М., 2006.
10. Козлов В. В. Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности. М., 2007. 381 с
11. Козлов В. В. Личность, творчество, самореализация // Изв. Сарат. http://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-tvorchestvo-samorealizatsiya (дата обращения: 17.03.2016).
12. Козлов В. В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. М., 2009. 112 с.
13. Коннор, Д. Искусство системного мышления. Творческий подход к решению проблем и его основные стратегии /Джозеф О. Конрад, Ян Мак-Дермотт. - Киев, 2001.
14. Крупнейший сборник онлайн словарей / Философский словарь.
Энциклопедия философских терминов онлайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/v/vdoxnovenie.html(дата
обращения 15.02.2016)
15. Лэндри, Ч. Креативный город, М., «Классика-ХХ1», 2006 г., 400 с.
16. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. - СПБ: Евразия. - 1999. - 617с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
18. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999 Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2003
19. Маслоу, А. Психология бытия. Москва: Ваклер, 1997. 300 с.
20. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности, и пиковые переживания. Toward a Psychology of Being. Religious, Values and Peak-Experiences / перевод Е. Рачкова, Е. Рыбина. - М.: Эксмо- Пресс, 2010. - 272с.
21. Немировский, В.Г. Социальная структура и социальный капитал населения Красноярского края: монография / В.Г. Немировский, А.В. Немировская. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 159 с.
22. Пинк, Д. Новый мозг. Почему правое полушарие будет править миром?/ Д. Пинк [пер. с англ. Е.В.Кулешова]. - М.:РИПОЛ классик, 2014. - 320 с.
23. Психологические исследования творческой деятельности. Москва: Наука, 1975. 253 с.
24. Радаев, В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / Общественные науки и современность. - М., 2003. №2.
25. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика /К.С. Станиславский. - СПб., 2008. 416 с.
26. Стариков, П.А. Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: современные возможности / П.А. Стариков.- Образование и наука, 2016. 200 с.
27. Стариков, П.А. Исследования вдохновения [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://vk.com/public120120809 (дата обращения 1.04.2016)
28. Стариков, П.А. Пиковые переживание в творчестве студенческой молодежи: монография / П.А. Стариков. - Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2012. - 72 с.
29. Стариков, П.А. Порхачева Е.П., Лыкова С.Н. Комплекс
эмоциональных переживаний, соответствующих проявлениям вдохновения. Образование и наука . 2015;(7):105-118. [Электронный ресурс]. Режим доступа: DOI:10.17853/1994-5639-2015-7-105-118 (Дата обращения:
2.02.2016)
30. Стариков, П.А. Современные технологии организации творческого процесса: Учебное пособие / Краснояр. Гос. ун-т. - Красноярск, 2005. -77 с.
31. Стариков, П.А. Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «креативного этноса» современной студенческой молодежи // Образование и наука, 2013. № 7. 114-125 с.
32. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО "Издательство ACT", 2002. - 557 с.
33. Третьякова Т.И. Интеллектуальный капитал человека // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Серия «Экономические науки».- 2013. - № 3(9).- 106 с.
34. Флорида Р. «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» [Текст] / Р. Флорида. - М.: Классика-XXI, 2005. - 430 с.
35. Фромм, Э. Душа человека: пер. с англ. /Э. Фромм. - М., 1992.
36. Чиксентмихайи, М. В поисках потока /Михайи Чиксентмихайи. - СПб, 2003.
37. Чиксентмихайи, М. Эволюция личности / М. Чиксентмихайи. - М.: Альпина нон-фикшн. - 2013. - 420с.
38. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. - М.: Альпина нон-фикшн. - 2013. - 464с.
39. Чиксентмихайи, М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений - М.: Карьера Пресс. - 2015. - 528 с.
40. Шикун А. Ф., Федоров В. В. «Пиковые переживания» в восприятии среды предметно-пространственного окружения // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1. 23-27 с.
41. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: пер. с нем. /Карл Юнг. - М., 1996.
42. Ярлнес Э., ван Люйтелаа Ж. Терапевтическая сила пиковых переживаний: воплощение старой идеи Маслоу // Телесная психотерапия. Бодинамика. Москва: АСТ, 2010. 214-239 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ