Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных учебных действий младших школьников 9
1.1. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника 9
1.2. Формирование познавательных УУД у младших школьников
на уроках русского языка 21
1.3. Дидактическая игра и её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста 25
Глава 2. Изучение сформированности познавательных универсальных
учебных действий обучающихся на уроках русского языка во 2-м классе 40
2.1. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка во 2-м классе 40
2.2. Методические рекомендации по проведению и организации работы по формированию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий посредством дидактической игры 54
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложение А. Протоколы наблюдений
Актуальность. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на формирование универсальных учебных Действий (УУД), достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле (собственно психологическом) этот термин можно определить как «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [6, с. 27].
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».
В ФГОС НОО прописаны также определенные требования к уровню сформированности у обучающихся личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из компонентов данной программы является «Программа формирования УУД у обучающихся», в которой в обязательном порядке указывается характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК, используемом в образовательном учреждении. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Таким образом, требования к результатам сформированности УУД у ученика начальной школы на различных этапах обучения указаны в основной образовательной программе начального общего образования каждого образовательного учреждения. Необходимо уточнить, что образовательному учреждению дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Это зависит: от особенностей ОУ, используемого УМК, контингента обучающихся, опыта учителей по формированию УУД. В связи с этим, по мере внедрения ФГОС НОО в программу формирования УУД обучающихся обязательно должны вноситься необходимые коррективы.
Познавательные УУД - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации [1, с. 35]. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково¬символичные средства для решения различных учебных задач.
В педагогике и психологии накоплено достаточное количества материала, который характеризуется многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, В.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др. Формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) обучающихся посвящены работы А.Г. Асмолова [6, 7], Г.В. Бурменской, И.А. Володарской [13], О.А. Карабановой [20] и др.
Начальная школа должна учитывать, что для младшего школьника весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. Если игры не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Поэтому игра как ведущий вид деятельности не прожита ими и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором. Игра относится к числу явлений, которые могут создать всесторонне развитую личность. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей, особенно сейчас, при введении ФГОС второго поколения.
А так как начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего и профессионального образования, его характер, содержание, методы и формы во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку в младшем школьном возрасте имеются наиболее благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей.
Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Нужно отметить, что кроме наличия научных и практических наработок и признания необходимости формирования познавательных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике потенциала Дидактических игр при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Таким образом, проблема исследования заключается в обосновании и подборе дидактических игр для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования: обосновать развитие познавательных УУД на уроках русского языка во 2-м классе средствами дидактической игры.
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2-го класса на уроках русского языка.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка у обучающихся 2-го класса.
Гипотеза исследования: дидактические игры будут способствовать развитию познавательных УУД на уроках русского языка во 2-м классе, если они будут удовлетворять следующим положениям:
1) правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;
2) дидактический материал прост по изготовлению и применению;
3) в игре должен участвовать каждый ребенок;
4) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий.
2. Дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках русского языка в начальной школе.
3. Выявить возможности дидактических игр по формированию универсальных учебных действий.
4. Подобрать, апробировать и описать использование тематических дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
5. Оформить сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
6. Разработать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме формирования познавательных УУД;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов, т.к. предмет «Русский язык» в системе общего образования занимает ведущее место, а его изучение способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения. Представлена система дидактических игр на уроках русского языка, направленная на формирование познавательных универсальных учебных действий, используя которые учителя смогут создать для каждого ребёнка условия для формирования личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который целью и основным результатом образования провозглашает развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий. Данный подход базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные, предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты.
В сфере познавательных УУД выпускники начальной школы должны уметь воспроизводить, анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе владеть моделированием, а также широким спектром логических действий и операций (анализ, критериальное сравнение, сопоставление, классификация), владеть общими приемами решения задач, способами решения проблем.
Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Одним из таких средств является дидактическая игра. Дидактическая игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания, самораскрытия с опорой на разум, главная сфера общения детей.
2. Предмет «Русский язык» - один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий-замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
3. Дидактическая игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания, самораскрытия с опорой на разум, главная сфера общения детей.
В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развивать свои способности.
Игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. В игре происходит развитие мотивации, становление познавательных универсальных учебных действий.
4. Разработанный сборник может быть полезен учителям начальных классов, т.к. предмет «Русский язык» в системе общего образования занимает ведущее место, а его изучение способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения. В сборнике приведены методические рекомендации по формированию познавательных УУД на уроках русского языка на основе дидактических игр.
В ходе исследовательской работы гипотеза о том, что дидактические игры будут способствовать развитию познавательных УУД на уроках русского языка во 2-м классе, если они будут удовлетворять следующим положениям:
1) правила игры должны быть простыми и точно сформулированными;
2) дидактический материал прост по изготовлению и применению;
3) в игре должен участвовать каждый ребенок;
4) подведение итогов игры должно быть четким и справедливым, подтвердилась как в теоретическом исследовании, так и при проведении экспериментального исследования.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - М.: Пер Сэ, 2001. - 238 с.
2. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах: книга для учителя / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
3. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет: Книга для учителей начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1999. - 176 с.
4. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.Б. Аникеева - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие. для учителя / А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
7. Беленко, Л.В. Игры на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Л.В. Беленко. - Режим доступа:http://gimnaz53.ru/ftpgetfile.php?id=132.
8. Бетенькова, Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н.М. Бетенькова, Н.М. Фонин. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 270 с.
9. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
10. Бочек, Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно»: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Е.А. Бочек. - М.: Академия, 2005.
11. Бурменская, В.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / В.Г. Бурменская. - М.: Просвещение, 2013. - 87 c.
12. Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. От действия к мысли. Система знаний / И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2013. - 76 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с.
14. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе / Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - 272 с.
15. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития младших школьников / А.Н. Давидчук. - М.: Сфера, 2013. - 176 с.
16. Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.М. Зеленина - М.: Просвещение, 2012. - 136 с.
17. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках русского языка в 1 и 2 классах: пособие для учителя / Т.К. Жикалкина. - М.: Новая школа, 2007. - 176 с.
18. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент / О.А. Карабанова. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
19. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. - М.: Ярославль: Академия развития, 2007. - 237 с.
20. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
21. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках русского языка: пособие для учителя / В.Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 2000. - 97 с.
22. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей начальной школы: пособие для учителей и психологов / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2008. - 190 с.
23. Кружецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Кружецкий. - М.: Просвещение 2010. - 336 с.
24. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: метод. пособие для психологов / А.Н. Леонтьев. Об историческом подходе к изучению психики человека. - 2007. - № 1.
25. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для учителя / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение 2001. - 128 с.
26. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: пособие для студентов пед. учреждений / Е.М. Минскин. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
27. Мухина, В.С. Ребенок в школе: пособие для учителя начальных классов /
B. С. Мухина. - М.: Просвещение 2000. - 176 с.
28. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - Кн. 2. - 496 с.
29. Новосёлова, С.Л. Игра дошкольника: учеб. пособие для студентов вузов /C.Л. Новосёлова - М.: Просвещение, 2012. - 286 с.
30. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике: пособие для учителя / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
31. Перокова, О.И. Раз, два, три - отвечай: пособие для студ. пед. учебных заведений / О.И. Перокова. - М.: Издательство МГУ 2008. - 352 с.
32. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1992. - 269 с.
33. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр: метод. реком. к пед. исследованиям игры; / под ред. А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. - М.: Просвещение, 2000. - 312 с.
34. Русский язык. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Автор-сост.: И.Е. Васильева, Т.Е. Хохлова. - М.: Планета, 2013. - 96 с.
35. Словарная работа. 1-4 классы / сост.: С.М. Мельникова. - М.: ВАКО, 2014.
36. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: учеб. пособие для студентов и учителей / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек. - М.: Просвещение, 2007. - 383 с.
37. Степанова, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова. - М.: Сфера. 2008. - 96 с.
38. ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na- 18-maya-2015-goda.html(31.01.2016).
39. Эльконин, Д.Б. Психология игры: пособие для специалистов в области детской психологии, студентов и аспирантов, проходящих обучение / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360 с.
40. Яковлева, И.М. Индивидуальный подход к учащимся как одно из условий эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе (на примере дидактической игры при обучении): дисс. ... канд. пед. наук / И.М. Яковлева. - Курган, 2000. - 194 с.