Введение 3
1 Теоретические основы исследования 6
1.1 Особенности развития ребенка 3-4х лет 6
1.2 Совместная деятельность родителя и ребенка дошкольника 12
1.3 Условия совместной деятельности родителя со своим ребенком 3-4х лет 22
2 Изучение условий совместной деятельности родителя и ребенка среднего
дошкольного возраста 31
2.1 Описание и обоснование методик исследования 31
2.2 Описание результатов исследования 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» - писал Ян Амос Коменский [26, с. 270].
В раннем детстве развитие ребенка идет максимально быстро, как ни в каком другом возрасте. Происходит интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для развития всех психических функций и личности в целом (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Ведущую роль в психическом развитии ребенка раннего возраста занимает семья. Она обеспечивает ребенку оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Взрослый знакомит малыша с окружающим миром, формирует и направляет его активность, поэтому потребность в общении и взаимодействии со взрослым у ребенка велика. В настоящее время качество общения родителей с детьми заметно ухудшилось, снизился социальный контроль и забота о ребенке. Современные условия жизни диктуют родителям динамичный темп работы, в котором времени на ребенка, на совместное времяпрепровождение с ним не хватает.
В наши дни отношение к родительству не воспитывается, оно являет собой либо принятие/отторжение родительских установок, полученных родителями в собственном детстве, либо свободное экспериментирование на основе материалов, самостоятельно изученных. В психолого-педагогической литературе и СМИ. Следствием этого является родительская неудовлетворенность процессом воспитания своих детей: растерянность, в дальнейшем отстраненность от воспитания, делегирование родительских обязанностей специалистам в школе и в ДОУ, повышенные требования к педагогам и воспитателям.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.
Детско-родительские отношения определяются социальным, кльтурным и историческим контекстом, имеют личностно-деятельностную природу, являются той системой отношений ребенка со взрослыми, в которую он вступает на каждом возрастном этапе развития. Родителю важно понимать значение совместной деятельности со свои ребенком на каждом этапе его развития, особенно в возрасте 3-4 лет. Все психологические школы, независимо от их методологической направленности, подчеркивают фундаментальное влияние родительских отношений на психическое развитие ребенка, и, чем младше ребенок, тем существеннее влияние детско-родительского взаимодействия. Взаимодействие в отношении ребенка и родителя целесообразно рассматривать как особый вид общения, в котором активную позицию занимают оба его участника: родитель и ребенок.
О значимости и актуальности данной темы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории (культурно-историческая теория, психоанализ, гуманистическая психология и т.д.) не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Совместная творческая деятельность родителей и детей в учреждении дополнительного образования рассматривается как один из наиболее эффективных способов детско-родительского взаимодействия, способ сближения ребенка и родителя.
Объект исследования - совместная деятельность родителя и ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия совместной деятельности родителей со своим ребенком 3-4х лет.
Цель - выявить и описать условия организации совместной деятельности родителей со своим ребенком среднего дошкольного возраста в формате мастер-классов.
Задачи:
1) На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы построить модель совместной деятельности родителя и ребенка среднего дошкольного возраста;
2) Подготовить материал и подобрать методики для формирующего, констатирующего и контрольного экспериментов;
3) Провести серию мастер- классов для родителей и их детей 3-4х лет, организованных с учетом выявленных условий для формирования совместной деятельности;
4) На основе сравнения полученных результатов констатирующего и контрольного экспериментов сделать вывод о результативности построенной модели
Гипотеза: для развития совместной деятельности родителя и ребенка 3- 4лет в формате мастер-класса необходимо организовать:
- Условия для проявления чувства общности со своим ребенком;
- Помощь родителю в выстраивании взаимодействия со своим ребенком
Теоретический и эмпирический анализ исследуемой темы показал, что для организации совместной деятельности родителя и ребенка-дошкольника, необходимо создать определенные условия, выбрать форму проведения конкретного действия, овладеть методом наблюдения. В работе мы рассмотрели возрастные особенности среднего дошкольного возраста, проанализировали работы отечественных и зарубежных ученых, построили модель совместной деятельности родителя и ребенка-дошкольника. Анализ литературы показал недостаточность исследований по проблеме организации совместной деятельности родителя и ребенка-дошкольника.
В ходе исследования, нами были подобраны методики для проведения констатирующего и формирующего экспериментов. Разрабатывая программу исследования, мы исходили из того, что для развития совместной деятельности родителя и ребенка 3-4 лет в формате мастер-класса, необходимы специально организованные условия. А именно,
- условия для проявления чувства общности со своим ребенком;
- помощь родителю в выстраивании взаимодействия со своим ребенком.
Также проведен эксперимент - серия мастер-классов для родителей и их детей 3-4х лет, организованных с учетом выявленных условий для формирования совместной деятельности. Эксперимент показал влияние условий мастер-класса на развитие совместности родителя и ребенка- дошкольника.
По результатам проделанной нами работы гипотеза подтвердилась. На основании чего можно сделать вывод о результативности построенной модели.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - Москва: Воронеж, 2000. - 31 с.
2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства. / Учебное пособие для студентов университетов, пединститутов и психолого-педагогических колледжей. - М. ПЕР СЭ, 2008. - 431с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. / Издательство «Мысль», 1991. - 155с.
4. Алёшина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.
5. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
6. Белоусова, Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений. // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 22-24.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 398 с.
8. Брунер, Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. Перевод с английского - Бабицкий К.И. / из-во: Прогресс. Моска, - 1997. - 288 с.
9. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Бузарова, Е. А., Четыз Т. Н. Вестник Адыгейского государственного университета. - 2007. - № 3. - С. 18-20.Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 14 -15 .
10. Бутина-Гречаная, С. В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений // Ученые записки Забайкальского гос. Университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 5. - С. 5-7.
11. Варга, А. Я., Столин, В. В. Опросник детско-родительских отношений. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 215с.
12. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний и отношений дошкольников в семье. // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2014. - №10. - С. 7-9.
13. Волков, Б. С. Детская психология : от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - изд. 4-е, перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 240 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Педагогика, 1984 - 368 с.
15. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса А. Н. - М.: Чистые пруды, 2007 - 32с.
16. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников. / Дьяченко, О. М., Лавретьева Т.В. М. Эксмо., -2009. - 176с.
17. Дыбина, О. В. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / Федеральное агентство по образованию, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ., - 2009. - 122с.
18. Ермолаева, М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2003
19. Запорожец, A. B. Избранные психологические труды: В 2 т. Воронеж: МОДЭК, - 2014. - 736с.
20. Зиновьева, М. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.- с.35.
21. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации / Сост. О.А. Карабанова [и др.]. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
22. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. / учебное пособие. — М.: Гардарики, 2014. - 320 с.
23. Катаева, А. А., Обухова Т. И. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. - 1991. - № 3 - С. 6-10.
24. Кириллова, М. А. Совместная деятельность как способ развития родительного отношения // М. А. Кириллова, М. А. Волкова. Красноярск - 2009. - С .148-161.
25. Коломенский, Я. Л. Детская психология: Учебное пособие / Коломенский, Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. - Минск: Университетское изд.,
- 1998. - 400с.
26. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Педагогическое наследие. / М.: Педагогика, - 1989. - 416 с.
27. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / О.А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8. - с.32 - 39.
28. Кон, И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. - 280 с.
29. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. / — СПб.: Питер, 2014.
- 980 с.
30. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
31. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
32. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Лисина М.И.; Под ред. А.Г. Рузской Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин¬т. - 2-е изд. - Москва; Воронеж : МПСИ Изд-во НПО "МОДЭК", 2014. - 383 с.
33. Макаренко, А. С. Человек должен быть счастливым. / Изд-во: Карапуз, 2009. - 288 с.
34. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
35. Николаева, Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка. // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 2. - С. 10-12.
36. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. - М., - 1999. - 374 с.
37. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. / М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. - 496 с.
38. Паршукова, И. Л. Дошкольная педагогика / И. Л. Паршукова. - Санкт-Петербург, 2014. - 590 с.
39. Прохоров, А. О., Велиева, С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.- с.56-66.
40. Скобелицина, К. Н. «Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. / Москва, 2014. - 166 с.
41. Слободчиков, В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С.37-49.
42. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебное пособие. /
Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС»., - 2006. - 366 с.
43. Смирнова, И. А. Сборник научных статей по материалам
международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования» к 150- летию открытия первого детского сада в России. - Санкт - Петербург, 2014 г. - 218 с.
44. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. / Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с.
45. Столяренко, Л. Д., Самыгин, С. И. Сто экзаменационных ответов по педагогике. / Ростов-на-Дону, 2001. - 150 с.
46. Сырвачева, Л. А., Уфимцева Л. П. «Специфика родительских отношений и их влияние на психическое развитие дошкольников с перинатальным поражением ЦНС» монография. / Красноярск 2015. - 316с.
47. Токарева, Е. Н. Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста // Токарева, Е. Н., Рычкова, Л. С. Вестник Южно-уральского государственного университета. - 2001. - №118. - С. 13-15.
48. Ульянова, И. Н. Совместная детско-родительская деятельность как основа формирования гармонично развитой личности ребенка (по материалам результатов опроса в столичном регионе) // Наука и Мир. - 2014. -№ 4. - С 245¬255.
49. Фуряева, Т. В. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. / Фуряева, Т. В., Старосветская Н. А. Учебное пособие к спецкурсу «Технологии работы с семьей»., - 2003. - 131 с.
50. Фуряева, Т. В. Наблюдательные практики в профессиональной подготовке бакалавриатов: методическое пособие / Красноярск: Красн. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2013. - 104 с.
51. Хасан, Б. И., Тюменева, Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. // Вопросы психологии. 1997. - №3. - С 32-39.
52. Эриксон Э.Г. Детство и общество. — СПб.: Летний сад, 2000. - 540 с.
53. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2009. - 672 с. Эльконин, Д. Б. Избранные
психологические труды / Избранные психологические труды; под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — М.: Педагогика. - 1989г. - 560 с.
54. Bowlby, J. Attachment and loss: Attachment. New York: Basic., - 1969. - 445 с.
55. Maccoby, E. E. Social Development. Psychological grouth and parent¬child relationship / E. E. Maccoby. - New York: Harcourt B.J., - 1980. - 320 с.
56. Maccoby, E. E. The gender of child and parent as factors dynamics / E. E. Maccoby. - New York: Harcourt B.J., - 2003. - 620 с.
57. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
58. Научная электронная библиотека «Киберлинека» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //cyberleninka. ru
59. Библиотека обучающей и информационной литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.razlib.ru
60. Мир Психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyworld.ru
61. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com
62. Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psixologiya.org
63. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru