Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста

Работа №97324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая компетентность родителей: понятие,
структура 13
1.3. Формы, методы и приёмы развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста дошкольного
образовательного учреждения 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию психолого-
педагогической компетентности родителей детей раннего возраста на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Березка» г. Туринск 33
2.1. Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Березка»» г. Туринска по развитию психолого-педагогической
компетентности родителей детей раннего возраста 33
2.2. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей 39
2.3. Семейный клуб как форма развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в ДОУ 46
Заключение 53
Список использованной литературы 57
Приложения 6

В наше информационное время существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в процессе воспитания детей, но не все понимают главный принцип родительской компетентности. Это противоречие и определило актуальность темы нашего исследования. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим образованием родителей. Именно родители с раннего возраста детей закладывают основы характера ребенка, формируют особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Семьи, в которых дети раннего возраста, посещающие дошкольные учреждения, достаточно разнородны, что проявляется в социально-экономических условиях семейной жизни, в образовательном уровне современных родителей, в их осознании проблем воспитания. Каждая семья имеет свой взгляд на образовательный процесс, но каждая, в силу разных обстоятельств и даже в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи со стороны.
Есть много трудностей в системе отношений «родитель-ребенок», что еще раз подтверждает, что в работе с родителями много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) мог реально помочь родителям, необходимо системная и целенаправленная работа сначала с коллективом детского сада, а затем тщательно продуманная, отлаженная работа педагогов с родителями, направленная на развитие их психолого-педагогической компетентности.
Очевидно, что необходимы новые формы взаимодействия семьи и общественной системы воспитания. Решение проблемы раннего детства, поиск современных форм помощи семьям с детьми раннего возраста - дело времени. В настоящее время большинство научных школ и направлений признают важнейшую роль семьи и семейных отношений в формировании личности, начиная с раннего возраста. Актуальна проблема повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей. В рамках данного исследования с теоретической и эмпирической точек зрения анализируется процесс построения работы ДОУ по повышению психолого­-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
Разработанность проблемы в науке. Изучение влияния родителей на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: A.A. Бодалева [49], E.B. Волосова [10], O.A. Зверева [18], Б.Д. Марцинковская [35], Э. Эриксон [60], B. Юстинска [58] и зарубежных исследователей И. Масару [36], Д. Стайнер [53], Г.Г. Хоментаускас [55] и др.
Проблема психолого-педагогической компетентности родителей интенсивно разрабатывалась в трудах Л.О. Богачевой [7], Б.Л. Горловой [15], D.A. Зверевой [18], C.A. Козловой [24], B.B. Селиной [50] и др.
Психическое развитие детей раннего возраста изучалось в работах Л.С Выготского [12], A.B. Запорожца [30], B.H. Колюцкого [26] M.M. Лисиной [31], E.O. Смирновой [52], Д.Б. Эльконина [59] и др.
Противоречие: c одной стороны, развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, посещающих детский сад, востребовано, a c другой стороны, этот процесс в настоящее время изучен недостаточно полно, что осложняет работу ДОУ c родителями.
Проблема исследования: как можно развивать психолого-­педагогическую компетентность родителей детей раннего возраста в детском саду?
Тема исследования: «Развитие психолого-педагогической
компетентности родителей детей раннего возраста».
Объект исследования: процесс развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание развития психолого­-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу семейного клуба «Растем вместе»для развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, которая могла бы быть использована в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: предположим, что психолого-педагогическая
компетентность родителей детей раннего возраста повысится, если создать и внедрить программу семейного клуба, включающую лекции, индивидуальную работу, методы групповой работы, мастер-классы, обмен опытом родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать понятие и структуру «психолого-педагогическая компетентность родителей детей раннего возраста».
3. Эмпирически проверить уровень психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста.
4. Разработать и апробировать программу семейного клуба, с целью развития психолого-педагогической компетентности родителей детей младшего возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 7 «Березка» города Туринск.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретико-эмпирическое изучение понятия «психолого-педагогическая компетентность» позволило нам сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др. позволил охарактеризовать социальную ситуацию развития в раннем возрасте, которая заключается совместной деятельности с взрослым человеком. Ребенок стремится к тому, чтобы взрослый действовал не вместо него, а вместе с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок - предмет - взрослый». В этом возрастном периоде ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3-ем годам появляются личные действия и сознание «Я сам» - центральное новообразование этого периода. Интенсивно развивается и активная речь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Серьезные успехи ребенка в содержательных действиях, в развитии речи, в игре и в других сферах его деятельности, достигнутые в раннем детстве, качественно меняют все его поведение.
2. Анализ работ Л.С. Богачевой, Е.Л. Горловой, О.Л. Зверевой, С.А. Козловой, B.B. Селиной и др. показал, что под понятием «психолого­-педагогическая компетентность родителей дошкольников» понимается единство теоретической и практической готовности родителей детей раннего возраста к осуществлению их воспитания и развития на основе знания возрастных характеристик, потребностей и создания условий для их удовлетворения. Структура психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста включает мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты. Проявление психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников возможно на трех уровнях: низком, среднем и высоком, что определяет педагогическую компетентность родителей как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, методов и приемов осуществления педагогической деятельности.
3. Анализ работО.В. Барсуковой, Е.Б. Волосовой, Н.М. Метеновой, А.Л. Сиротюк и др. показал, что формы, методы и приемы развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста ДОУ определяются целями и задачами. Систематическое использование их в работе с родителями, ведет к привлечению внимания к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний, способствующих совершенствованию родительской психолого-­педагогической компетентности. Использование нетрадиционных форм взаимодействия позволяет родителям не только сблизиться с педагогами, но и познакомиться со своим ребенком, увидев его в другой, новой обстановке. Содержание, формы и методы взаимодействия педагога и родителей детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую в первую очередь из особенностей раннего детства. Формы, методы и приемы развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста показывают уникальность и значимость данного возрастного периода.
4. Диагностика развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста показала недостаточный уровень ее сформированности у большинства родителей. Родители не берут на себя полную ответственность за воспитание ребенка, разделяя ее с педагогами, не всегда считаются с интересами ребенка, не всегда принимают его таким, как он есть, не всегда терпимы к нему. Родителям трудно анализировать и оценивать свое взаимодействие с ребенком. Не знаю возрастных особенностей детей, родители считают, что необходима строгость в воспитании, эмоциональные всплески в поведении ребенка расцениваются родителями как капризы и избалованность. Однако родители осознают свое отношение к ребенку и испытывают желания совершенствоваться в плане его воспитания.
По результатам диагностики был сделан вывод, что проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в МБДОУ «Детский сад №7 «Березка» существует на практике. Для ее решения была разработана соответствующая программа работы семейного клуба «Растем вместе», подобрано его методическое обеспечение. Реализация программы осуществлялась на формирующем этапе исследования. Родителями детей раннего возраста получены достоверные знания по вопросам воспитания и развития своего ребенка на основании педагогической и нормативной литературы. Родителям показана значимость их педагогической деятельности по отношении к ребенку, актуализация их позиции в образовательно-воспитательном процессе и во взаимодействии с педагогами ДОУ.
Таким образом, мы дали психолого-педагогическую характеристику раннего возраста и проанализировали понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей детей раннего возраста». В ходе исследования мы охарактеризовали формы, методы и приемы развития психолого-­педагогической компетентности родителей детей раннего возраста ДОУ и осуществили диагностику развития психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, что позволило нам сделать вывод, что ее развитие - это целенаправленный процесс, при тесном взаимодействии родителей и ДОУ. Поскольку родительская компетентность является многоаспектым личностным образованием, затрагивающим когнитивную, мотивационно- потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении использовались вариативные технологий, допускающие использование разные формы организации. При этом следует отметить, что успешность их применения во многом предопределялась многообразием их функционального назначения...


1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 4. 18 c.
2. Авдеева H.H., Мещерякова С.Ю. Развитие личности на ранних этапах детства M.: Педагогика, 2001. 160 c.
3. Аксенова Л.В. Семейная энциклопедия Ростов н/Д: Феникс 2007 528 с.
4. Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально­просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации В. Новгород 2008. 184 с.
5. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. М.: Педагогическая литература 2007. 176 с.
6. Барсукова О.В., Гавриш Е.Н., Пикина Е.В. Обеспечение психолого­педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №1. 14 с. [Электронный ресурс] https://moluch.ru (дата обращения: 31.05.2018).
7. Богачева Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно­терминологическая проблема Актуальные вопросы современной педагогики Уфа: Лето, 2012. 56 с.
8. Божович Л.И Личность и ee формирование в детском возрасте. СПб. Питер, 2013. 398 c.
9. Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Баранов С.П. Дошкольная педагогика М.: Академия, 1998. 240 с.
10. Волосова E^. Развитие ребенка раннего возраста M.: Линка-Пресс,
2009. 68 c.
11. Выготский Л.О. Лекции по педологии. Ижевск: ИД Удмурдский
университет, 2011. 304 c.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии СПб.: Союз,
2006. 224 с.
13. Галакова О.В. Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования Мир науки, культуры, образования. 2011. 56 с.
14. Голованова И.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь,
2014. 272 c
15. Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста Психолог в детском саду. 2016. № 4. 65 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ