2.2 Методы формирования эмоциональной устойчивости 26
ГЛАВА 3 Практическое изучение процесса формирования эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников 31
3.1 Диагностика и практическое изучение динамики формирования эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников 31
3.2 Применение коррекционно-развивающих занятий в ДОУ для формирования эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников и проведение вторичной диагностики эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников 35
3.3 Рекомендации для формирования эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников 43
Актуальность. На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. Как отмечают исследователи (Л.А. Абрамян, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.) в последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития в виде эмоциональной неустойчивости, тревожности. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20 % дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1-го класса их количество увеличивается до 60-70%. Эмоциональная неустойчивость, как указывают Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелева и другие, проявляется в высокой возбудимости ребенка, импульсивности, нестабильности настроения и тревожности. Однако в настоящее время вопросы развития эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста недостаточно рассмотрены в психолого-педагогической литературе, что послужило актуальностью для их углубленного изучения.
Дети капризны, упрямы, конфликтны в общении со взрослыми и сверстниками, испытывают немалые трудности в организации и регуляции своего поведения, в усвоении образовательных программ. Необходимо отметить, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились только некоторые из них. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям здоровья ребенка, но и отразиться на его личностных качествах и поведении детей. Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка подчеркивали Л.А. Абрамян, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн и др. Эмоции выполняют регулирующую и охранную функцию, побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; сопровождают общение и все виды деятельности, являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия Эмоциональная устойчивость различными исследователями понимается как неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович), интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций (Я. Рейковский, В.Э. Мильман). Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях (Л.М. Аболин, В.М. Писаренко). Эмоциональная устойчивость рассматривается нами как один из компонентов психического здоровья, и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы детей, выражающаяся в стабильности эмоциональных реакций и отношений ребенка к окружающей действительности, в адекватности эмоционального реагирования, силе выраженности переживаемых эмоций, особенностях эмоционального реагирования.
Объект исследования: тревожный дошкольник.
Предмет исследования: эмоциональная устойчивость тревожного дошкольника.
Цель исследования: изучение процесса формирования эмоциональной устойчивости у тревожных дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и причины тревожного поведения детей дошкольного возраста;
- теоретически изучить особенности проявления тревожного поведения у дошкольников;
- теоретически изучить психолого-педагогические аспекты формирования эмоциональной устойчивости (характеристика и методы);
- провести диагностику и практически изучить динамику формирования эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников (анализа медицинской, психологической и педагогической документации ДОУ);
- провести коррекционно- развивающих занятий в ДОУ, составить рекомендации для формирования эмоциональной устойчивости с тревожными дошкольниками.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование эмоциональной устойчивости у тревожного дошкольника положительно повлияет на гармоничное его развитие.
Тревожность, как психологический феномен, явление многогранное, которое характеризуется сложным строением, является результатом сложного взаимодействия биологических, физиологических, психофизиологических, личностных, социальных факторов, а также имеет большое количество нерешенных вопросов, которые на сегодняшний день вызывают дискуссии ученых по всему миру. Например, разграничение понятий «тревога» и «тревожность», соотношение понятий «тревожность» и «страх», функционал тревожности как явления, типология тревожности, механизм ее возникновения, причины и локализация тревожности в психике человека у разных авторов имеет разную направленность. Основными причинами появления тревожности в дошкольном возрасте являются неадекватная стратегия семейного воспитания, неблагоприятный семейный микроклимат, возрастные страхи, адаптация к дошкольной образовательной организации, повышена тревожность самих родителей. Проявления тревожности, которые обусловлены этими причинами, имеют стойкий и продолжительный характер, а также являются сходными, вне зависимости от источника возникновения. Среди проявления тревожности ярко выделяются снижение познавательной и речевой активности, стремление к одиночеству и безучастное отношения к совместным играм и коммуникации со сверстниками, требование одобрения своего поведения со стороны взрослого, невротические привычки. В ребенке закрепляются инфантильность, застенчивость и мнительность, которые в более старшем возрасте станут патологическими чертами характера, постоянное чувство тревоги, страха и беспокойства формируют тревожность, которая затрудняет нормативное личностное психическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Вовремя проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Опытный воспитатель, в первые же дни знакомства с детьми может выявить тревожного ребёнка, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы. Эмоциональная устойчивость - свойство личности, проявляющееся в разной степени чувствительности к эмоциональным раздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. В высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т.е. сила воли, проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности. Основными формами эмоционального развития детей дошкольного возраста являются: игровые занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых в высказываниях - импровизациях, спектаклях - импровизациях, фотовыставках и др. Методика представляет собой систему способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленную на реализацию учебно-воспитательных задач. Методы лечения: метод мотивации к эмпатии: воспитатель пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных условий другого, превращаясь в помощь. Метод эмоционально - образного воздействия, которая направлена на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством «погружения» в ситуации свободной операционной представлениями. Словарный метод реализуется большей частью в эстетических беседах с детьми и в развитии словаря эмоций ребенка. Игровой метод является одним из основных методов формирования эмоций у детей дошкольного возраста. Игры близки, доступны активности детей дошкольного возраста, которая естественно вписывается в жизнь детей, как ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности, формировать новые способы действий и формы поведения.
Нами проведено изучение процесса формирования эмоциональной устойчивости тревожных дошкольников на базе МАУО «Надежда» города Нижнекамск. Для изучения эмоциональной устойчивости проводили тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен по методике «Выбери нужное лицо». ИТ (индекс тревожности) =100% х9:14=64%, согласно ключа у Нурислама высокий уровень тревожности. Согласно ключа интерпретации теста 100% х8:14=57%, у Раделя 57%, средний уровень тревожности. У Татьяны индекс тревожности =100% х10:14=71%, согласно ключа интерпретации теста, высокий уровень. С целью снижения тревожности и формирования эмоциональной устойчивости дошкольников нами проведены занятия по программе "Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста" (приложение№ В). Занятия рассчитаны на 1 месяц. Продолжительность 20-30 минут. Количество занятий с детьми 30. После проведения системы упражнений по программе "Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста" мы провели вторичную диагностику.
Индекс тревожности Нурислама 7 лет составляет: 100% х 6:14=42%, согласно ключа интерпретации теста, у Нурислама средний уровень тревожности. Индекс тревожности =100% х 3:14=21%, согласно ключа интерпретации теста, у Раделя средний уровень тревожности. Индекс тревожности =100% х 7:14=50%, согласно ключа интерпретации теста, у Татьяны средний уровень тревожности. Анализ динамики формирования эмоциональной устойчивости и снижения уровня тревожности дошкольников: у Нурислама -результаты первичного исследования уровня тревожности соответствует 64%, результаты вторичного исследования уровня тревожности соответствует 42%, положительная динамика результатов 22%. У Раделя -результаты первичного исследования уровня тревожности соответствует 57%, результаты вторичного исследования уровня тревожности соответствует 21%, положительная динамика результатов 36%. У Татьяны -результаты первичного исследования уровня тревожности соответствует 71%, результаты вторичного исследования уровня тревожности соответствует 50%, положительная динамика результатов 21%.
Таким образом, проведенные нами занятия положительно повлияли на снижения уровня тревожности, следовательно, достигли эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста. Поставленные задачи решены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердится, так как, формирование эмоциональной устойчивости у тревожного дошкольника, положительно повлияет на гармоничное его развитие.
Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики раз-вития личности ребенка// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Сб. науч. тр.– М., 2002. – С. 67–80.
2 Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000
3 Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. – М., 2003.– С. 56.
4 Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – М.: 2002, № 3.
5 Детский психолог/ Под ред. Е. И. Рогова. –Вып. 1. –Ростов–на–Дону, 2000. – С. 5–20.
6 Иванченко, В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000, № 2.
7 Калитиевская Е. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции само отношения. – Минск, 2005. – С. 88–91.
8 Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.: 2004. – 358 с.
9 Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. – М., 2000.–С. 111–112.
10 Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопр. психологии, N 6, 1967. – С. 118–129.
11 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: 2003. – 269 с.
12 Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. – СПб., 1993.– 65 с.
13 Мартенс Р. Социальная психология и спорт.– М., 2001.–С. 113.
14 Матова–Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – «София», 2003.– 190 с.
15 Менделлеевич В.Д.Психология девиатногоповедения.-2008.
16 Мид М. Развитие ребенка.– М., 1968.
17 Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. – 1992, N 1–2.– С. 4–97.
18 Пошивалов В. П. Новые направления в изучении агрессивного пове-дения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2004, Т. 37. – Вып. 4.
19 Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции.– М., 1990.– С. 54–72.
20 ПрохоровА.В., ВелисерУ.Ф., ПрочаскаДж.О. Транстеоретическая мо-дель изменения поведения и ее применение // Вопр. психологии, N 2, 1994.– с. 113–122.
21 Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656 с.
22 Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656 с.
23 Пулкинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста //Психология личности и образ жизни. – М., 1987.– С.132–137.
24 Райгородский Д.Л. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара,1998.
25 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – М.: 2003. – № 5.
26 Ренц К. Агрессия.– М., 1994.– С. 272.
27 Репина Т.А. Анализ теорий поло ролевой социализации в современной западной психологии// Вопр. психологии, N 2, 1987. – С. 158– 165 .
28 Роберт Берон, Дебора Ричардсон «Агрессия». – Санкт-Петербург: «Питер», 2003.
29 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.– М., 1990.– 368 с.
30 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. – М.: 2000. – 254 с.