Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРОТЕРАПИИ

Работа №103656

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста 13
1.1 Эмоциональные нарушения и их влияние на развитие личности
ребенка дошкольного возраста 13
1.2 Теоретические основы организации процесса игротерапии
в условиях дошкольной образовательной организации 16
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет в процессе игротерапии 31
2.1 Выявление уровня эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет 31
2.2 Экспериментальное исследование возможностей игротерапии
в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет 51
2.3 Определение эффективности профилактической работы 63
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список используемой литературы 75
Приложения

В условиях современной государственной образовательной политики одним из приоритетных направлений является формирование и сохранение физического, психического и эмоционального здоровья детей. По итогам различных исследований можно заметить, что за последние десятилетия возросло число негативных изменений в состоянии психоэмоционального здоровья детей. Прослеживается тенденция к значительному увеличению числа дошкольников эмоционально нестабильных, неуверенных в себе, испытывающих различного рода невротические состояния, страхи. И если не предпринимать мер для профилактики нарушений психоэмоционального развития и здоровья, то неизбежно сформируется та база, в рамках которой возникают отставание детей в личностном развитии и различные формы социально-психологической дезадаптации.
В словаре под редакцией Е.И. Шапарь данные эмоциональные реакции и проявления определяются как эмоциональные нарушения. Уточняя понятие «эмоциональные нарушения», приведем мнение А.Ш. Тхостова, который определяет эмоциональное нарушение как отсутствие способности к самостоятельному управлению собственными эмоциональными состояниями, в связи отсутствием «осознаваемости» связи с вызвавшим ее явлением, либо предметом, в последствии влекущим к дезадаптации личности, проявляющейся в форме расстройства психического либо соматического характера, нарушений поведения и т.д. Суммируя вышеуказанное, можно сделать вывод, что эмоциональные нарушения есть сильнейшее переживание, проявляющееся в изменении собственного эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема.
Вопрос наличия эмоциональных нарушений у дошкольников достаточно актуален, так как на данном этапе детства во всех сферах жизнедеятельности ребенка чрезвычайно значимы его эмоции и чувства. Такие авторы как Л.И. Божович, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев выделяют формирующую функцию эмоциональных состояний на данном этапе развития ребенка, говорят о его определяющем влиянии на формирующуюся личность, его будущий характер, поведение. Поэтому так важно сохранение здоровой эмоциональности детей, исключении эмоционального неблагополучия.
Более подробно понятие «эмоциональное благополучия - неблагополучие» на этапе дошкольного детства был раскрыт в работах учеников A.B. Запорожца: Л.А. Абрамян, О.В. Гордеева, А.Д. Кошелевой. Данные представители научного сообщества определили эмоциональное благополучие как положительное, устойчивое, комфортное для ребенка эмоциональное состояние, являющееся основой его позитивного отношения к окружающему его миру. Эмоциональное неблагополучие рассматривается данными авторами как негативное эмоциональное самочувствие детей, которое проявляется форме капризов, упрямого поведения, склонности к конфликтному поведению в процессе взаимодействия с окружающими, отсутствие способности к саморегуляции.
Данная магистерская работа направлена на рассмотрение одной из актуальных психолого-педагогических проблем - организации своевременной профилактики эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста в детском учреждении, потому как адекватное развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве имеет огромное значение в последующей социализации ребенка в обществе.
Как показывают исследования множества психологов, именно на дошкольном этапе развития личности возможны корректировки в развитии будущей личности, позднее возможность практически исчезает, и эффективность коррекционно-развивающей работы снижается, так как психологические механизмы уже сложились и их сопротивление значительно.
И справедливо, что в настоящее время во всех детских Учреждения, внимание направлено на профилактику эмоционального неблагополучия, обеспечение благоприятной среды для полноценного развития ребенка.
Как показывают исследования Е.И. Изотовой, О.А. Карабановой, М. Клейн, Е.В. Никифоровой, при условии систематической и правильно организованной профилактической работы, эмоциональные нарушения, страхи, состояния тревоги проходят у детей до десятилетнего возраста. Следовательно, необходимо своевременное разрешение проблемы, развитие и включение компенсаторных механизмов в любую детскую деятельность, осуществление профилактики, начиная уже с дошкольного периода детства за счет использования базовых компенсирующих, адаптационных образовательных технологий.
Специфика дошкольного образования позволяет выделить такую технологию работы, направленную на профилактику нарушений в психоэмоциональном развитии и здоровье детей, как игровая. Как показывают исследования М.И. Чистяковой, данная технология наиболее эффективна, поскольку основана на ведущей деятельности ребенка.
Анализ исследования практики позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью общества в современном педагоге, способном обеспечить профилактику эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста и опорой на традиционные подходы в воспитании детей в недостаточной мере учитывающие особенности развития современных детей, их психоэмоционального мира;
- между достаточной разработанностью эффективных механизмов профилактики нарушений эмоционального плана у детей дошкольного возраста, применительно к индивидуальной практике и недостатком подобных исследований в отношении их профилактики в системе дошкольного образования;
- между необходимостью защиты, сохранения, укрепления психоэмоционального состояния дошкольников в процессе игротерапии и отсутствием реально работающих процедур профилактики эмоциональных нарушений в дошкольной образовательной организации.
Выявленные противоречий позволяют нам сформулировать проблему исследования: каковы потенциальные возможности методов игротерапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности методов игротерапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет.
Объект исследования: профилактика эмоциональных нарушений у детей 5- 6 лет.
Предмет исследования: профилактика эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет в процессе игротерапии.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что:
- эмоциональные нарушения ведут к возникновению эмоционального неблагополучия, характеризующегося недостаточной эмоциональной устойчивостью, естественностью поведения, доброжелательностью, трудностями с умением освобождаться от затаенных обид, самостоятельно управлять своими эмоциями, без помощи взрослого;
- профилактика эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет может
осуществляться в процессе игротерапии, который предполагает поэтапное включение игротерапевтических методов, направленных на совершенствование умения: понимать эмоциональное состояние своё и других людей; регулировать собственные эмоциональные выражения, психофизическое напряжение в разнообразных ситуациях коммуникации; согласованного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в возможных конфликтных ситуациях и др.
- для обеспечения эффективности профилактической работы с детьми 5-6 лет необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение педагогов, а также психолого-педагогическое сопровождение родителей в вопросах профилактики эмоциональных нарушений детей в процессе игротерапии; обеспечить эффективное взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность с детьми 5-6 лет.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме профилактики эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет в процессе игротерапии;
2) определить уровни эмоционального неблагополучия у детей 5-6 лет;
3) определить и апробировать содержание, этапы, методы игротерапевтического процесса по профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет.
Теоретической основой явились положения:
- положение о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста (В.С. Мухина, А.А. Хвостов, Л.И. Божович);
- учение о значимости условий социализации в обеспечении профилактики и коррекции нарушенного развития (Л.С. Выготский);
-определение социальной и психофизиологической основы возникновения нарушений эмоционального развития (В.А. Ананьев, П.К. Анохин, К.Е. Изард, А.В. Запорожец);
- подход, рассматривающий игротерапию, как основной способ профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей (Л.М. Костина);
- работы, посвящённые вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова);
- подход к проблеме определения эмоционального благополучия- неблагополучия ребенка (Л.А. Абрамян, О.И. Бадулина, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, М.Ю. Стожарова).
Для решения задач исследования использовались следующие теоретические методы: обзор источников психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение опыта практической деятельности. Эмпирические методы: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, психодиагностические методы, также методы качественной и количественной обработки итогов исследования.
Основные этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический (2016-2017 г. г.). В процессе осуществления данного этапа проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения уровня научной разработки исследуемой проблемы, составлена программа исследования, определены исходные параметры, методологии и методы, определен понятийный аппарат исследования.
Второй этап - экспериментальный (2017-2018г. г.), заключался в разработке и апробации мероприятий, обеспечивающих профилактику эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет в процессе игротерапии.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018 г.). Данный этап включал анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента, обобщение, систематизацию его результатов и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что доказаны возможности процесса игротерапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет; выделены и описаны уровни эмоционального неблагополучия у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснованы показатели эмоционального неблагополучия детей 5-6 лет;
- дана содержательная характеристика уровням эмоционального неблагополучия детей 5-6 лет;
- обоснованы возможности процесса игротерапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет;
- обоснованы содержание, этапы и методы игротерапевтического процесса в профилактике эмоциональных нарушений детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована профилактическая программа «Чудесная история», направленная на преодоление эмоционального неблагополучия детей 5-6 лет. Данная программа может использоваться воспитателями и педагогами-психологами ДОО в процессе осуществления планомерной работы с детьми 5-6, направленной на обеспечения и сохранения их психоэмоционального здоровья.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 27 «Лесовичок» г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовали 40 детей 5-6 лет, 37 представителей родительского сообщества, воспитатели группы (2 человека), а также специалисты детского сада (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед и инструктор по физической культуре).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Итоги и некоторые аспекты формирующей части исследования презентовались в рамках научно-методических семинаров, были отражены в отчетах по научно-исследовательской работе в процессе обучения, представлялись в докладах в рамках выступления на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» на ежегодной научно-практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ» (г. Тольятти 2017, 2018 гг.)
Результаты диссертационного исследования были отражены в четырех публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Эмоциональные нарушения ребёнка дошкольного возраста представляет собой отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое выражается в нестабильности и неадекватности эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму;
2. Дети 5-6 лет характеризуются разными уровнями проявления эмоционального неблагополучия, критериями которых выступают:
- нестабильность эмоционального реагирования (частая смена
эмоциональных реакций; преобладание неустойчивого настроения);
- неадекватность эмоционального реагирования (неадекватная ситуации форма и интенсивность эмоциональных реакций);
- доминирование эмоций, отрицательных по содержанию (частое проявление страха, печали, гнева; преобладание сниженного настроения);
- наличие эмоциональных отклонений (повышенная тревожность, страхи);
3. Поэтапное включение игротерапевтических методов, направленных на совершенствование умений понимать эмоциональное состояние своё и других людей, регулировать собственные эмоциональные выражения, психофизическое напряжение в разнообразных ситуациях коммуникации, согласованного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в возможных конфликтных ситуациях; формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и др., обеспечит профилактику эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет.
4. Своевременное психолого-педагогическое просвещение педагогов и других специалистов, а также психолого-педагогическое сопровождение родителей в вопросах профилактики эмоциональных нарушений детей в процессе игротерапии; обеспечит эффективность профилактической работы с детьми 5-6 лет.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненная магистерская работа направлена на изучение одной из актуальных психолого-педагогических проблем - организации своевременной профилактики эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет в ДОО, потому как адекватное развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве имеет огромное значение в последующей социализации ребенка в обществе. С помощью эмоции человек познает мир, общается, что насыщает его жизнь богатством переживаний.
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в современном педагоге, способном обеспечить профилактику эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста, недостаточной разработанностью эффективных механизмов и отсутствием реально работающих процедур педагогической профилактики эмоциональных расстройств в дошкольном Учреждении.
В диссертационном исследовании отмечается, значительная роль такой базовой компенсирующей, адаптационной образовательной технологии работы, направленной на профилактику эмоциональных нарушений и на психоэмоциональное развитие и здоровье детей, как игровая. В ряде исследований отечественных ученых (В.С. Мухина, А.А. Хвостов, Л.И. Божович), посвященных проблеме определения эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка, рассматривается игротерапия, как основной способ профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей.
Работы ученых (Л.М. Костина, К.Е. Изард, А.Д Кошелева) достаточно убедительно доказывают, что поэтапное включение игротерапевтических методов, направленных на совершенствование умения: понимать эмоциональное состояние своё и других людей; регулировать собственные эмоциональные выражения, психофизическое напряжение в разнообразных ситуациях коммуникации; согласованно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в возможных конфликтных ситуациях, значительно способствует снижению уровня эмоционального неблагополучия у ребенка старшего дошкольного возраста.
Согласно положениям гипотезы и задачам исследования была разработана психолого-педагогическая профилактическая программа «Чудесная история», направленная на профилактику эмоционального неблагополучия у детей 5-6 лет. Работа по данной программе осуществлялась в трех направлениях.
В рамках первого направления была проведена подготовительная работа с педагогами, осуществляющими взаимодействие с детьми экспериментальной группы с целью обогащения их знаний о различных вариантах профилактики эмоционального неблагополучия, оказания консультативной и методической помощи в создании эмоционально комфортных для ребенка условий.
В совокупности с психологическим просвещением педагогов по проблеме, осуществлялись мероприятия профилактического характера по сохранению и улучшению их эмоционального здоровья.
Второе направление программы - психолого-педагогическое сопровождение родителей в вопросах профилактики эмоционального неблагополучия у детей 5-6 лет. Здесь была проведена работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей по проблеме, а также посредством цикла игротренингов сформированы навыки адекватного отреагирования на эмоциональные проявления детей различного характера и насыщенности.
Третье направление работы по программе было представлено в форме цикла занятий с элементами игротренига, направленных на профилактику эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет. Данный блок включал тематические разделы: «Профилактика повышенной тревожности и страхов», «Овладение детьми языком эмоций», «Формирование умение осуществлять адекватное взаимодействие».
В результате, в процессе игротерапии дети смогли проработать свой негативный эмоциональный опыт, имели возможность отреагировать собственные эмоции; в достаточной мере овладели простейшим навыкам саморегуляции собственного эмоционального состояния; научились гибкости поведения, приобрели умения находить адекватный выход из проблемных ситуаций. Занятия способствовали овладению детьми 5-6 лет языком эмоций как способом понимания и выражения собственных эмоциональных проявлений и распознавания эмоций окружающих его людей.
Итоги исследование уровня эмоционального неблагополучия до и после формирующего эксперимента позволило выделить позитивную динамику исследуемых показателей детей в экспериментальной группе.
Таким образом, на основании результатов полученных на контрольном этапе исследования можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтверждена.
Потенциальные возможности методов игротерапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет значительны. Планомерное поэтапное включение игротерапевтических методов, направленных на совершенствование умения: понимать эмоциональное состояние своё и других людей; регулировать собственные эмоциональные выражения, психофизическое напряжение в разнообразных ситуациях коммуникации; согласованного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в возможных конфликтных ситуациях способствует эффективной профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет.
Организация психолого-педагогического просвещения педагогов, а также психолого-педагогическое сопровождение родителей в вопросах профилактики эмоциональных нарушений детей в процессе игротерапии; обеспечение эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность с детьми 5-6 лет, значительно влияет на результаты профилактической работы.
Результативность данной магистерской работы рекомендовать включение в профилактическую деятельность воспитателей и педагогов-психологов ДОО программы «Чудесная история» с целью снижения уровня эмоционального неблагополучия у детей 5-6лет.



1. Агаркова, Е.И. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада [Текст] / Е.И. Агаркова. - М.: Аркти, 2016. - 64 с.
2. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. ФГОС [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 96 с.
3. Афонькина, Ю.А. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника. Технология здоровьесбережения [Текст] / Ю.А. Афонькина, И.А. Галай, Н.И. Трифонова. - М.: Аркти, 2014. - 287 с.
4. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Е.Р. Баенская. - Альманах ИКП РАО, - 2001. - № 3. - 3 с.
5. Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Владос, 2011. - 59 с.
6. Годовникова, Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы. ФГОС [Текст] / Л.В. Годовникова, И.В. Возняк, А.А. Морозова. - В.: Учитель, 2014. - 187 с.
7. Гринин, Л.Е. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники [Текст] / Л.Е. Гринин, Н.Е. Волкова-Алексеева. - В.: Учитель, 2015. - 318 с.
8. Денисова, Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / Н.Д. Денисова. - В.: Учитель, 2012 г. - 202 с
9. Детская практическая психология: Учебник/ Под. общ. ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2005. - 225 с.
10. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1 [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.: Владос, 2011. - 127 с.
11. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2 [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.: Владос, 2011. - 52 с.
12. Заболотная, Э.Р. Сказки-подсказки: методический игровой
материал [Текст] / Э.Р. Заболотная. - Ростов-на Дону: Феникс, 2012. - 266 с.
13. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] Пособие для воспитателя детского сада / под ред. А.Д. Кошелевой. - М. : Просвещение, М., 1985. - 176 с.
14. Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Текст] / И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина. - М.: Теревинф, 2014. - 80 с.
15. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники О.Н. Истратова / О.Н. Истратова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 350 с.
16. Карелина, И.О. Проблема эмоционального благополучия дошкольника. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.О. Карелина. - Р.: ЯПГУ, 2011 г. - 137с.
17. Клиническая психология / Под общ. ред. Н. В. Тарабриной. - СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
18. Колодич, Е. Н., Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов [Текст] / Е. Н. Колодич - М.: Аркти, 2016- 321 с.
19. Колос, Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5 - 7 лет [Текст] / Г.Г. Колос. - М.: Аркти, 2016. - 72 с.
20. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции) [Текст] / Н.В. Костерина. - М.: Владос, 2011. - 116 с.
21. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. - С. 25 - 38.
22. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории исследования [Текст] / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум,
2015. - 544 с.
23. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева - Ярославль: Академия развития, 2000. - 208 с.
24. Кулганов, В.А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов [Текст] / В. А. Кулганов, Н. В. Сорокина. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 160 с.
25. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. [Текст] Учебное пособие для вузов / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический проект, 2013. - 303 с.
26. Нагаева, Л.Г. Преодолеваем детские страхи. Практическое руководство для родителей и педагогов [Текст] / Л.Г. Нагаева. - СПб. : Литера, 2011. - 48 с.
27. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Просвещение, 1990. - 194 с.
28. Малахова, А.Н. Диагностика и коррекция страхов и тревожности у детей. ФГОС [Текст] / А.Н. Малахова. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 208 с.
29. Михеева, Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды. ФГОС [Текст] / Е.В. Михеева. - В.: Учитель, 2014. - 155 с.
30. Москалюк, О.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями [Текст] / О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. В.: Учитель, 2013. - 123 с.
31. Сазонова, Н.П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье [Текст] / Н.П. Сазонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 128 с.
32. Свистунова, Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия [Текст] / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова, Е.А. Мильке. - М.: Форум, 2014. - 192 с.
33. Староверова, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Текст] / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова - М.: Владос, 2014 - 143 с.
34. Черняева, А.В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет [Текст] / А.В. Черняева. - В.: Учитель, 2013. - 70 с.
35. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - М.: Феникс, 2009. - 816 с.
36. Mastropieri, M.A. Excerpt from The Inclusive Classroom: Strategies for Effective Instruction, by [Text] / M.A. Mastropieri, T.E. Scruggs. -edition, 2007. - 69 p.
37. Blackman, J.A. Attention-deficit/hyperactivity disorder in preschoolers. Does it exist and should we treat it [Text] / J.A. Blackman - Pediatric Clinics of North America, 2011. - 1025p.
38. Biederman, J. Behavioral inhibition as a risk factor for anxiety disorders. Anxiety disorders in children and adolescents [Text] / J. Biederman, J.F.Rosenbaum, J.Chaloff, J.S. March. - New York: Guilford Press, 2015. - 187 p.
39. Biederman, J.3-year follow-up of children with and without behavioral inhibition [Text] / J. Biederman, J.F. Rosenbaum, E.A. Bolduc- Murphy, S.V. Faraone, J. Chaloff, D.R. Hirshfeld // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - № 32, P. 814-821.
40. Adamec, R.E. Behavioral inhibition and anxiety: Dispositional, developmental, and neural aspects of the anxious personality of the domestic cat. In [Text] / R.E. Adamec, C.S. Stark-Adamec. - Chicago, IL: University of Chicago Press. - 324p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ