Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАССТОЯНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ НА МЕСТНОСТИ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 14 - 16 ЛЕТ

Работа №23777

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Состояние вопроса по литературным источникам 8
1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта.... 8
1.2 Способы определения расстояния в спортивном
ориентировании 19
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 37
3 Результаты исследования 39
Заключение 42
Список использованных источников 43


Спортивное ориентирование - это вид спорта, который сочетает в себе умственные и физические нагрузки в постоянно меняющихся условиях. А также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.
Спортивное ориентирование - довольно молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя вид спорта. Можно отметить устойчивый спрос к занятиям этим видом спорта.
Все виды спортивного ориентирования объединяет одна главная и важная особенность - наличие подробной крупномасштабной спортивной карты местности. Обычные карты местности не указывают всех необходимых деталей, поэтому при подготовке соревнований по ориентированию проводятся необходимые исследования местности и разрабатываются специальные карты, точно изображающие все мельчайшие подробности этой местности. Для их составления необходимо определенное мастерство, приобретаемое в результате кропотливой работы по рисовке карты района будущих соревнований. Карта соревнований должна соответствовать текущему состоянию местности во всех ее частях и, если этого соответствия нет, то ранее изготовленная карта должна быть улучшена, то есть откорректирована [4; 9].
Кроме того, не любая местность может быть использована в качестве соревновательной для ориентирования. Для сохранения характерных особенностей видов спортивного ориентирования местность должна быть пробегаемой и пригодной для проверки мастерства участников. Хорошая местность для ориентирования содержит большое число и значительное разнообразие природных объектов.
Вся многолетняя подготовка ориентировщика должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями спортсмена, принципами и закономерностями становления спортивного мастерства.
Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организаций тренировочного процесса [6; 44]. Тренировочный процесс в большей степени начинает приобретать характер научно-практического поиска, требуя научно обоснованного подхода к организации и планированию спортивной подготовки, к использованию достижений науки и техники для получения и анализа информации о деятельности спортсменов.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки спортсменов являются разработка и практическая реализация новых, высокоэффективных средств, методов, технологий комплексного контроля и управления тренировочным процессом.
Тенденции в развитии спортивного ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - большей плотности результатов, привели к повышению технической и физической подготовленности спортсменов, увеличению конкуренции. А это в свою очередь привело к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику для достижения высоких результатов в спортивном ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок. Кроме хорошей физической подготовленности спортсмену-ориентировщику нужно иметь много технических навыков: знание топографических знаков, умение обращаться с картой и компасом, быстро и правильно выбирать и реализовывать путь движения по незнакомой местности, умение правильно разобраться и принятие правильного решения в сложной ситуации, контроль
расстояния с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности [11; 13; 22].
Если теперь обратиться к традиционным принципам и формам построения тренировки, сложившимся много лет назад, то станет очевидным, что определенная их часть утратила свое некогда прогрессивное значение и не удовлетворяет требованиям и задачам подготовки спортсменов сегодняшнего дня, следовательно тренер обязан разрабатывать такие планы, которые бы наиболее продуктивно использовали двигательный потенциал спортсмена и при меньших физических и нервных затратах способствовали более рациональному и быстрому росту спортивных результатов спортсмена [25; 34].
В спортивном ориентировании главным фактором определяющим результат является техническая подготовка. Именно от нее зависит справится ли спортсмен со своей дистанцией. Обучение технике ориентирования очень сложный процесс, потому что ситуации, на дистанции требующие проявления технического мастерства, практически никогда не повторяются.
Многообразие технических приемов позволяет спортсмену находить пути решения в различных ситуациях в лесу. Многие тренеры в спортивном ориентировании считают, что ориентировщики свои знания и умения применяют успешно не только в лесу, но и в повседневной жизни. Мы узнали, что определение расстояния у многих ориентировщиков развивается в тренировочном и соревновательном процессе и спортсмены могут применять этот навык для успешного занятия спортивным ориентированием и для повседневной жизни в дальнейшем.
Актуальность работы заключается в определении эффективности методики определения расстояния при движении на местности ориентировщиков, которая может способствовать развитию и закреплению этого навыка в дальнейшем для повседневной жизни.
Цель исследования: разработать и обосновать методику обучения определения расстояния при движении на местности.
Объект исследования - техническая подготовка спортсмена-ориентировщика.
Предмет исследования - разработка методики обучения определению расстояния при движении на местности ориентировщиков 14-16 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть техническую подготовку спортсменов-ориентировщиков;
2. Рассмотреть способы определения расстояния в спортивном ориентировании;
3. Разработать и определить эффективность методики обучения определению расстояния при движении на местности.
Гипотеза исследования: предполагалось, методика формирования навыка определения преодолеваемого расстояния во время соревнований по спортивному ориентированию основанная на применении упражнений имитирующих соревновательную деятельность будет более эффективна, чем методика с использованием общепринятых средств.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ литературных источников позволил выявить, что техническая подготовка в спортивном ориентировании включает чтение карты, движение по азимуту, определение расстояния, ориентирование карты и компаса, выбор пути движения, соотношение карты с местностью, контроль направления. Технический элемент определения расстояния очень важен в подготовке ориентировщика, потому как формируя этот навык повышается мастерство спортсмена. Однако многие спортсмены и тренеры редко обращают на это внимание, что снижает качество технической подготовленности спортсменов.
2. Анализ литературных источников позволил установить имеющиеся способы определения расстояния: глазомерный, подсчётом пар шагов и по времени движения. Однако данные средства не учитываю специфику соревнований по спортивному ориентированию и редко применяются в соревновательной практике.
3. Разработана методика обучения определению расстояния при движении на местности с использованием упражнений направленных на формирование навыка, учитывая соревновательную деятельность спортсмена- ориентировщика. Проанализировав результаты эксперимента мы обнаружили прирост показателей экспериментальной группы в двух способах тестирования на 16%. Улучшение результатов в контрольной группе хуже, чем в экспериментальной. На основании таких результатов эксперимента можно сделать вывод, что методика формирования навыка определения расстояния при движении на местности эффективна, результаты достоверны при p<0,05.



1. Агальцов, В.Н. Исследование некоторых качеств у спортсменов- ориентировщиков / В.Н. Агальцов, В.А. Казанцев // Межвузовская конференция молодых учёных. - Омск: ОГИФК, 1983. - 212 с.
2. Агальцов, В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию / В.Н. Агальцов. - ОГУФК, 1990. - 155 с.
3. Акимов, В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика / В.Г. Акимов. - БГУ, 1987. - 176 с.
4. Алёшин, В.М. Что такое спортивная карта / В.М. Алёшин // Азимут. - 2002. - №2. - С. 9-11.
5. Альмейда, К. Принятие решений в ориентировании: пер. с англ. / К. Альмейда // Сборник учебно-методических материалов / Азимут. - 2002. - №6. - С. 12-13.
6. Артемьев, В.П. Общие основы развития физических качеств и сопряженных с ними способностей / В.П. Артемьев. - Брест: БГТУ, 2001. - 71 с.
7. Белов, С. Спортивное ориентирование / С. Белов // Спорт для всех. - 2009. - №1. - С. 44-46.
8. Болотов, С.Б. Спортивное ориентирование: Программа для объединений дополнительного образования детей / С.Б. Болотов, Е.А. Прохорова. - М.: ЦДЮТиК, 2002. - 127 с.
9. Бурцев, В.П. Современные средства и методы измерений в приложении к спортивной картографии / В.П. Бурцев, С.В. Бурцев. - М.: Академпринт, 2009. - 104 с.
10. Вандышев, А.К. Методика обучения начинающих ориентировщиков измерению расстояний на местности методом счёта четверных шагов / А.К. Вандышев // Информационный вестник спортивного ориентирования. - 1994. - №4. - С. 31-32.
11. Васильев, Н.Д. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании / Н.Д. Васильев, И.И. Столов // Теория и практика физ. культуры. - 1985. - №11. - С. 9-12.
12. Воронов, Ю.С. Анализ действий спортсменов-ориентировщиков различной квалификации в стандартных ситуациях / Ю.С. Воронов // Труды Смоленского государственного института физической культуры. - Смоленск: СГИФК, 2000. - С. 116-122.
13. Воронов, Ю.С. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: учебное пособие / Ю.С. Воронов, М.В. Николин, Г.Ю. Малахова. - Смоленск: СГИФК, 1998. - 23 с.
14. Воронов, Ю.С. О некоторых проблемах организации тренировочного процесса, направленного на совершенствование подготовленности юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов, В.В. Костылев, А.В. 32 Никитин, Н.Н. Гурченкова // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск: СГИФК, 2005. - №7. - С. 83-87.
15. Воронов, Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании: Учебное пособие / Ю.С. Воронов. - Смоленск: СГИФК, 2001. - 85 с.
16. Воронов, Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: учеб. пособие / Ю.С. Воронов. - Смоленск :СГИФК, 1998. - 146 с.
17. Воронов, Ю.С. Формирование тактического мышления у юных и квалифицированных спортсменов ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Сб. науч. тр. - Смоленск: СГИФК, 2000. - №6. - С. 6-12.
18. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. - М.:-«Академия», 2001. - 169 с.
19. Гурченкова, Н.Н. Анализ стандартных ситуаций, как составной части техники и тактики спортивного ориентирования / Н.Н. Гурченкова // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск: СГИФК, 2005. - №2. - С. 87-91.
20. Елизаров, В.Л. Специфика планирования подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков / В. Елизаров // Сборник учебно-методических материалов. - 2002. - №6. - С. 46-50.
21. Ермаков, В.В. Формирование двигательных действий и развитие психофизических качеств ориентировщиков: монография / В.В. Ермаков, З.В. Васильева. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 140 с.
22. Жигун, Е.Е. Формирование технико-тактической подготовленности юных ориентировщиков на основе моделирования различных соревновательных дистанций: дисс. канд. пед. наук / Жигун Е.Е. - Смоленск: СГАФКСТ, 2010. - 198 с.
23. Зенина, Т.М. Психологические аспекты принятия решения на разных уровнях деятельности спортсмена-ориентировщика / Т.М. Зенина, А.В. Мальчиков // Актуальные вопросы современной биологии и медицины: сб. науч. тр. - Смоленск: СГМА, 1996. - С. 48-50.
24. Иванов, Е.И. Начальная подготовка ориентировщика / Е.И. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 157 с.
25. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта: учебное пособие, часть II / Е.И. Иванченко. - Минск: ПКОО «ПолиБиг», 1997. - 179 с.
26. Казанцев, С.А. Особенности внимания у спортсменов- ориентировщиков / С.А. Казанцев // Спортивно-оздоровительный туризм и физкультурно-оздоровительные технологии: сб. науч. тр. - СПб.: СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - С. 31-38.
27. Казанцев, С.А. Спортивное ориентирование: учебно-методическое пособие / С.А. Казанцев, Ю.Н. Федотов. - СПб.: СПБГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 91 с.
28. Калёнов, В.В. Развитие памяти и внимания в процессе занятий спортивным ориентированием / В.В. Калёнов // Проблемы современного развития спортивного ориентирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ФЦДЮТиК, 2007. - №1. - С. 36-39.
29. Карпова, Н.В. Общие основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие / Н.В. Карпова, Ю.А. Мельникова, Н.Г. Еременко. - Омск: СибГАФК, 2001. - 72 с.
30. Колесникова, Л.В. Спортивное ориентирование: Рабочая тетрадь юного ориентировщика / Л.В. Колесникова. - М.: ЦДЮТиК, 2002. - 64 с.
31. Константинов, Ю.С. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. - М.: ФЦДЮТИК, 2005. - 328 с.
32. Костылев, В.В. Философия спортивного ориентирования / В.В. Костылев. - М.: 1995. - 112 с.
33. Костылев, В.В. Размышления о процессе ориентирования / В.В. Костылев. - М.: ФСО РФ, 1999. - 72 с.
34. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - 2003. - 464 с.
35. Лосев, А.С. Тренировка ориентировщиков разрядников / А.С. Лосев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 132 с.
36. Мирволд, Б. Тренировка техники спортивного ориентирования: пПер. с норвежек. / Бернт Мирволд // Азимут. - 2003. - №1. - С. 38-39.
37. Никифоров, Д.М. 100 заданий по технической, тактической и психологической подготовке ориентировщика / Д.М. Никифоров // Информационный вестник спортивного ориентирования. - 1991. - №1. - С. 29¬
38.
38. Нурмимаа, В. Спортивное ориентирование / В. Нурмимаа ; под ред. И.И. Лукьянова. - М.: ФиС, 1997. - 148 с.
39. Огородников, Б.И. Сборник упражнений по спортивному ориентированию / Б.И. Огородников, А.Л. Моисеенков, Е.С. Приймак. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 72 с.
40. Огородников, Б.И. Подготовка спортсменов ориентировщиков / Б.И. Огородников, А.Н. Кирчо, Л.А. Крохин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 131 с.
41. Павлов, П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании / П.О. Павлов // Сборник учебно-методических материалов. -2002. - №6. - С. 8-10.
42. Сапожников, А.В. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации / А.В. Сапожников // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск: СГИФК, 2005. - С. 50-54.
43. Семенов, М.И. Об оценке спортивного мастерства в спортивном ориентировании. / М.И. Семенов // Сборник учебно-методических материалов.-2002. - №6. - С. 11-12.
44. Соколова, Т.М. Способности к интеллектуальным операциям с картой и личность спортсмена-ориентировщика / Т.М. Соколова // Азимут. -2003.- №2. - С. 12-13.
45. Соловых, Т.К. Технико-тактические приёмы и действия в подготовке ориентировщиков / Т.К. Соловых // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь. - Минск: НИИФКС, 2006.
- Вып. 6. - С. 333-335.
46. Терещенко, А.А. Анализ способов ориентирования, используемых спортсменами во время прохождения соревновательной дистанции / А.А. Терещенко // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск: СГАФКСТ, 2009. - С. 232-235.
47. Тыкул, В.И. Спортивное ориентирование / В.И. Тыкул. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
48. Федотов, Ю.Н. Основы ориентирования на местности / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков // Спортивно-оздоровительный туризм: учебник. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Советский спорт, 2008. - С. 194-215.
49. Фесенко, Б.А. Книга молодого ориентировщика / Б.А. Фесенко. - М.: ЦДЮТ, 1997. - 74 с.
50. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
51. Худякова, Л.А. Методика обучения ориентированию на местности / Л.А. Худякова. - М.: МОПИ, 1990. - 214 с.
52. Чешихина, В.В. Управление тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков / В.В. Чешихина // Сборник учебно¬методических материалов. - 2002. - №6. - С. 16-18.
53. Юхансен, Б. Мышление в ориентировании / Б. Юхансен // Сборник учебно-методических материалов. - 2002. - №6. - С. 46-48.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ