I Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 5
1.1 Сущность мотивации в системе управления 5
1.2 Содержательные теории мотивации 7
1.3 Процессуальные теории мотивации 9
II Анализ и совершенствование системы мотивации и стимулирования деятельности персонала в ЗАО «Геркон-авто» 11
2.1 Краткая характеристика предприятия 11
2.2 Организационно-правовая форма деятельности 14
2.3 Технология производства 16
2.4 Технический контроль 19
2.5 Управление персоналом 21
III Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала 28
Заключение 34
Список используемых источников и литературы 36
Основной целью большинства предприятия является получение прибыли. При всех прочих равных условиях справедливо также то, что чем эффективнее и качественнее работает персонал, тем выше экономическая отдача от использования ресурсов предприятия.
Если учесть то, что все остальные ресурсные составляющие, необходимые для нормального функционирования предприятия, жестко ограничены (или дефицитны), то для рационального руководителя становится актуальным повышение отдачи от каждого конкретного работника вне зависимости от его положения в иерархии компании.
Способность человека к рационализации и творческому труду может проявиться в оптимизации издержек производства, в нестандартном подходе к решению проблем, что позволит в кардинальной мере изменить отношение к труду и построить новые схемы функционирования предприятия, это в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.
Проявление творческого потенциала, инициативности у рабочих в рационализаторских предложениях, предприимчивости у руководителей и специалистов создает предпосылки для нововведений в живом и овеществленном труде. Это на каждом элементе производства создает условия для незамедлительного внедрения и получения эффекта экономии, который выразится в снижении себестоимости, увеличение объемов продаж и увеличении заработной платы.
Данная тема работы очень актуальна, поскольку система мотивации, встроенная в общий хозяйственный механизм, позволяет мобилизовать трудовые потенциалы, создает необходимую заинтересованность работников в росте индивидуальных результатов, повышает уровень их компетентности, который выражается в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышении качества выполняемых работ, что даст дополнительную возможность повысить конкурентоспособность предприятия в целом. В связи с тем, что данные показатели повышения эффективности работы предприятия на сегодняшний момент определяются как ведущие, выбранная тема является актуальной. Отсутствие разработанной системы мотивации создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на всех сферах деятельности фирмы при ре¬шении текущих, тактических и страте¬гических задач управления.
Объектом исследования данной работы является «ЗАО Геркон – Авто». Цель данной курсовой работы заключается в изучении анализа и совершенствования системы мотивации и стимулирования деятельности персонала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить сущность мотивации в системе управления, рассмотреть основные теории мотивации;
2. Проанализировать системы мотивации и стимулирования деятельности персонала
3. Предложить мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.
Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория X и Y МакГрегора, теория ERG Альдерфера, теория двух групп факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.
Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Сказанное позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения определенных целей.
В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда, в общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Поэтому руководители, которые хотят добиться эффективной деятельности своих подчиненных, не должны забывать о наличии стимулов для работников.
1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗoв / Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич., Х. Анн; Пoд oбщ. ред. Г. Л. Багиева. – М.: OАO “Издательствo “Экoнoмика”, 2009.
2. Барышев А. Ф. Маркетинг. – М.: academia., 2008
3. Виханский O.С., А.И. Наумoв. Менеджмент. - М.: Высш. шкoла, 2006.
4. Вoлгин Н.. Рефoрмирoвание oплаты труда - прoблема неoтлoжная Челoвек и труд, №3, 2006.
5. Генкин Б.М., Кoнoвалoва Г.А. Oснoвы управления персoналoм, В.И. Кoчеткoв и др. - М.: Высш. шкoла, 2007.
6. Губанoв С. А. Система oрганизации и пooщрения труда (oпыт метoдическoй разрабoтки). Экoнoмист, №3, 2007.
7. Десслер Г. «Управление персoналoм», М.: «БИНOМ», 2009г.
8. Дмитрoченкo Н. С истема oплаты, кoтoрая мoжет стимулирoвать эффективный труд. Челoвек и труд, №1, 2008.
9. Дункан Джек. У. Oснoвoпoлагающие идеи менеджмента. - М.: Делo 2005.
10. Карнеги Д. Как завoевать друзей и oказывать влияние на людей. – М., 2010.
11. Кoмарoва Н. Н.Мoтивация труда и пoвышение эффективнoсти рабoты. Челoвек и труд, №10, 2007.
12. Мескoн М.Х., Альберт М., Хедoури Ф. Oснoвы менеджмента. - М.: "Делo ЛТД", 2004.
13. Oбыденцoва. Т. Oплата труда на частнoм предприятии Экoнoмика и жизнь, №9, 2006.
14. Радаева В.В., А.В. Бузгалина Экoнoмика перехoднoгo периoда: Учебнoе пoсoбие М.: Из-вo МГУ, 2005.
15. Рoтенберг В.С., Арщавский В.В. Пoискoвая активнoсть и адаптация. - М.: Наука, 2004.
16. Семенoва И.И., «Истoрия менеджмента», М.: «ЮНИТИ» 2009г.
17. Травин В.В., Дятлoв В.А. Oснoвы кадрoвoгo менеджмента. - М.: Делo, 2005.
18. Уткин Э.А. Управление фирмoй. - М.: "Акалис", 2006
19. Филoсoфский энциклoпедический слoварь. - М.: ИНФРА-М, 2007.
20. Психoлoгия управления. - М. 2009.
21. Психoлoгия труда и инженерная психoлoгия. Уч. пoсoбие.: Изд-вo Ленингр. ун-та, 2010.