ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 5
1. Теоретические и методологические основы преодоления постмодернизма как предмета изучения в современной истории искусств ... 11
1.1. Кризис постмодернизма и предпосылки к преодолению 11
1.2. Новейшие течения «преодоления постмодернизма» 15
1.2.1. Пост-постмодернизм Т. Тернера 15
1.2.2. Текучая модерность 3. Баумана 16
1.2.3. Транс-постмодернизм М. Эпштейна 16
1.2.4. Пост-миллениализм Э. Ганса 17
1.2.5. Псевдомодернизм А. Кирби или диджмодернизм 18
1.2.6. Метамодернизм Т. Вермелена и Р. ван де Аккера 19
1.3. Специфика медиаискусства как партисипативной практики 20
1.3.1. Трансформация понятий «визуальное» и «образ» 20
1.3.2. Эстетика партисипативных практик медиаискусства 21
2. Развитие культуры восприятия произведений визуального искусства в
новом гуманитарном знании 25
2.1. Анализ произведения «Старый театр» С. Раутиайнен 25
2.1.1. Композиция и цветовые особенности произведения «Старый театр» С.
Раутиайнен 25
2.1.2. Характеристика персонажного строя произведения С. Раутиайнен
«Старый театр» 29
2.1.3. Чувственно-явленная сущность произведения искусства С. Раутиайнен
«Старый театр» 30
2.2. Анализ произведения «Excellences &Perfections» А. Ульман 32
2.3. Образовательный эксперимент: разработка обсуждения 36
2.3.1. Тренинг-рисование по произведению метамодернизма С. Раутиайнен
«Старый театр» 37
2.3.2. Тренинг-медиаперфоманс по произведению диджмодернизма
«Excellences &Perfections» А. Ульман 38
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А 50
Приложение Б 51
1. Теоретические и методологические основы преодоления постмодернизма как предмета изучения в современной истории искусств ... 11
1.1. Кризис постмодернизма и предпосылки к преодолению 11
1.2. Новейшие течения «преодоления постмодернизма» 15
1.2.1. Пост-постмодернизм Т. Тернера 15
1.2.2. Текучая модерность 3. Баумана 16
1.2.3. Транс-постмодернизм М. Эпштейна 16
1.2.4. Пост-миллениализм Э. Ганса 17
1.2.5. Псевдомодернизм А. Кирби или диджмодернизм 18
1.2.6. Метамодернизм Т. Вермелена и Р. ван де Аккера 19
1.3. Специфика медиаискусства как партисипативной практики 20
1.3.1. Трансформация понятий «визуальное» и «образ» 20
1.3.2. Эстетика партисипативных практик медиаискусства 21
2. Развитие культуры восприятия произведений визуального искусства в
новом гуманитарном знании 25
2.1. Анализ произведения «Старый театр» С. Раутиайнен 25
2.1.1. Композиция и цветовые особенности произведения «Старый театр» С.
Раутиайнен 25
2.1.2. Характеристика персонажного строя произведения С. Раутиайнен
«Старый театр» 29
2.1.3. Чувственно-явленная сущность произведения искусства С. Раутиайнен
«Старый театр» 30
2.2. Анализ произведения «Excellences &Perfections» А. Ульман 32
2.3. Образовательный эксперимент: разработка обсуждения 36
2.3.1. Тренинг-рисование по произведению метамодернизма С. Раутиайнен
«Старый театр» 37
2.3.2. Тренинг-медиаперфоманс по произведению диджмодернизма
«Excellences &Perfections» А. Ульман 38
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А 50
Приложение Б 51
Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI веков в связи с изменениями в культурных и общественных процессах, возникает необходимость осмысления новых стилей и течений в контексте развития гуманитарного знания, а также роли цифровых и интернет-технологий в производстве и восприятии искусства . В новом гуманитарном знании, свойственном в большей степени англо-саксонскому направлению, актуализируется «перформативный поворот» и происходит отход от постмодернистских методов в пользу эмпатической эпистемологии.
В связи с вышесказанным, темой магистерского исследования является изучение новейших культурообразующих течений и анализ художественных и исследовательских практик, которые свойственны изобразительному и синтетическому искусству современности - важно исследовать произведения, которые появляются посредством медиа и существуют на стыке визуального и театрального видов искусств.
За все время своего существования в качестве мировоззренческой концепции постмодернизм вызывал по отношению к себе широкий спектр противоречивых мнений, начиная от полного отрицания существования этого социокультурного явления и заканчивая попытками тотальной «постмодернизации» всего общества. Постмодернистское мировоззрение в настоящее время находится в кризисном состоянии, сам постмодернизм воспринимается многими как умозрительная конструкция, неоправданно растиражированная философами и литературоведами, а многие его критики констатируют смерть постмодернистской идеологии, при этом не предлагая внятной позитивной альтернативы. Позиция негативного отрицания не решает тех проблем общества и культуры, которые были зафиксированы постмодернизмом. Развитые коммуникационные технологии, гуманитарные исследования и культурологические эксперименты трансформировали все
сферы человеческой деятельности. Существенно меняется подход к реализации онтологических практик как отдельного индивида, так и целых культурных сообществ. Разрозненность, атомическая направленность постмодерна, провозглашенный «конец истории» и прочие конструкты постмодернизма становятся невостребованными, отрицаются и переосмысливаются.
Степень изученности данной проблемы можно определить как недостаточную, так как понятие «преодоление постмодернизма» в пространстве философии и искусствознания появилось в конце XX века и пока имеет широкий спектр трактовок.
Научная проблема исследования сформулирована как противоречие между растущей актуальностью данной проблематики в культурной сфере, с одной стороны, и недостаточной изученностью данной проблематики в прикладном плане в отечественной науке, с другой.
Степень изученности проблемы. Избранная для исследования проблематика получила свое отражение в различных отраслях научного знания. Многочисленные аспекты культурной трансформации имеют традиции исследования в философии, искусствоведении, психологии, социологии, культурологии.
Общими методологическими основами исследования являются принципы историзма, функционализма и системности, позволяющие раскрыть внутреннюю логику развития процессов в современном визуальном искусстве в ракурсе причинно-следственных связей; труды учёных прошлого и современных авторов: А. Радклиффа-Брауна , Жуковского В.И., Копцевой Н.П.
В качестве специальной методологии по развитию культуры восприятия в контексте перформативного поворота были использованы наработки Тарасовой М.В. , Никитиной А.Б. исследовавших различные культурные феномены, методы изучения и преподавания различных видов искусств. Эмпатические технологии по восприятию искусства развивали Разумова Е.Ю. и Вайзер Д. Вопрос о кризисе репрезентативной идиомы ставится в работах Пиккеринга А. и Спрай Т.
Трансформации в подходах в Новом гуманитарном знании, специфика понимания перфоманса как метода познания и особенности «перформативного поворота» изучались такими специалистами как Доманска Э. , Вортен В. , Эшелман Р. Возвращение «сильного субъекта», антидисциплинарный подход и «социология ассоциаций» рассматривались в трудах Волкера Д. А. и Латур Б.
Постструктуралистские теории, которые стали опорными для постмодернизма, но не отвечают запросам современности: Ж. Деррида (деконструкция, децентрацилизованность структуры и субъекта; текст над звуком, отрицание оригинальных феноменов, философия вторичности; принципиальная неопределенность смысла), М. Фуко (упорядоченный хаос, «конец истории», дискурс сознания; политическое бессознательное, инаковость и маргинализация), Ж. Лакан («расщепленное сознание» первичность текста; «скользящее» или «плавающее» означающее), Ю. Кристева («интертекстуальность» и «означающая практика» или «означивание», «генотекст» и «фенотекст»; «эстетизация отвратительного»), Р. Барт (интертекст и интертекстуальность, расщепленное «я» и «смерть автора»).
В. А. Куренной , Сувалко А. , Емелин В. А. , Толкачев С. А. , Лапин Н. И. , Осипова Н. О., Юнгблюд В. Т. и Лопес X. разрабатывали тему кризиса и заблуждений постмодернистской парадигмы. Варианты парадигм на смену постмодернизму предлагаются Т. Тернером (пост-постмодернизм), М. Эпштейном (транс-постмодернизм), Э. Гансом (постмиллениализм), А. Кирби (дижмодернизм), Т. Вермеленом и Р. Ван де Аккером (метамодернизм ).
Проблематика визуального и образов в современном искусстве освещается в работах Мокси К., Митчелла В. Дж. , Инишева И. Особенности партисипативности и эстетики медиаискусства вообще и медиаперфоманса в частности посвящены исследования Мещеряковой Л. Ю, Мельшиной Е. В. , Диксона С.
Объект исследования: новейшие течения в изобразительном искусстве и способах его анализа, объединенные условным термином «пост¬постмодернизм»
Предмет исследования: произведение изобразительного искусства метамодернизма «Старый театр» С. Раутиайнен и диджмодернизма «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Цель исследования: выявить специфику наиболее актуального методологического подхода к анализу произведений изобразительного искусства в период «преодоления постмодернизма» и «перформативного поворота» в современном гуманитарном знании.
Задачи:
1. Дать рабочее определение понятий «кризис постмодернизма» и «преодоление постмодернизма»;
2. Выделить возможные трактовки термина «преодоление постмодернизма» в контексте современных культурных трансформаций;
3. Проанализировать основные концепции, которые потенциально способны преодолеть кризис постмодернизма;
4. Проанализировать произведения искусства «Старый театр» С. Раутиайнен и «Excellences &Perfections» А. Ульман;
5. Спроектировать тренинги двух жанров - тренинг-рисование и тренинг-медиаперфоманс по развитию восприятия произведения метамодернизма «Старый театр» С. Раутиайнен и диджмодернизма «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы для исследований современной культуры и искусства, а также в практической работе для развития культуры восприятия. Предложенный культурологический и искусствоведческий инструментарий может быть использован в дальнейших исследованиях такого рода.
Методология. Общенаучные методы (комплексный, историко-проблемный, аналитический и сравнительно-исторический) и специальные методы (художественно-стилистического анализа, описательный и типологизации). Методологически значимыми для данного исследования является изменение в представлении об академическом и экзистенциальном опыте в новом гуманитарном знании.
1. Историко-сравнительный метод позволит выполнить сопоставление подходов к классификации произведений визуального искусства в хронологическом ключе.
2. Компаративистский метод (междисциплинарный) дает более целостное прочтение культурного наследия в мировом масштабе.
3. Методы эмпатического познания и развития культуры восприятия.
Метод системного подхода позволяет рассмотреть и теоретически изучить анализ источников информации по теории и истории искусствоведческого знания.
В связи с вышесказанным, темой магистерского исследования является изучение новейших культурообразующих течений и анализ художественных и исследовательских практик, которые свойственны изобразительному и синтетическому искусству современности - важно исследовать произведения, которые появляются посредством медиа и существуют на стыке визуального и театрального видов искусств.
За все время своего существования в качестве мировоззренческой концепции постмодернизм вызывал по отношению к себе широкий спектр противоречивых мнений, начиная от полного отрицания существования этого социокультурного явления и заканчивая попытками тотальной «постмодернизации» всего общества. Постмодернистское мировоззрение в настоящее время находится в кризисном состоянии, сам постмодернизм воспринимается многими как умозрительная конструкция, неоправданно растиражированная философами и литературоведами, а многие его критики констатируют смерть постмодернистской идеологии, при этом не предлагая внятной позитивной альтернативы. Позиция негативного отрицания не решает тех проблем общества и культуры, которые были зафиксированы постмодернизмом. Развитые коммуникационные технологии, гуманитарные исследования и культурологические эксперименты трансформировали все
сферы человеческой деятельности. Существенно меняется подход к реализации онтологических практик как отдельного индивида, так и целых культурных сообществ. Разрозненность, атомическая направленность постмодерна, провозглашенный «конец истории» и прочие конструкты постмодернизма становятся невостребованными, отрицаются и переосмысливаются.
Степень изученности данной проблемы можно определить как недостаточную, так как понятие «преодоление постмодернизма» в пространстве философии и искусствознания появилось в конце XX века и пока имеет широкий спектр трактовок.
Научная проблема исследования сформулирована как противоречие между растущей актуальностью данной проблематики в культурной сфере, с одной стороны, и недостаточной изученностью данной проблематики в прикладном плане в отечественной науке, с другой.
Степень изученности проблемы. Избранная для исследования проблематика получила свое отражение в различных отраслях научного знания. Многочисленные аспекты культурной трансформации имеют традиции исследования в философии, искусствоведении, психологии, социологии, культурологии.
Общими методологическими основами исследования являются принципы историзма, функционализма и системности, позволяющие раскрыть внутреннюю логику развития процессов в современном визуальном искусстве в ракурсе причинно-следственных связей; труды учёных прошлого и современных авторов: А. Радклиффа-Брауна , Жуковского В.И., Копцевой Н.П.
В качестве специальной методологии по развитию культуры восприятия в контексте перформативного поворота были использованы наработки Тарасовой М.В. , Никитиной А.Б. исследовавших различные культурные феномены, методы изучения и преподавания различных видов искусств. Эмпатические технологии по восприятию искусства развивали Разумова Е.Ю. и Вайзер Д. Вопрос о кризисе репрезентативной идиомы ставится в работах Пиккеринга А. и Спрай Т.
Трансформации в подходах в Новом гуманитарном знании, специфика понимания перфоманса как метода познания и особенности «перформативного поворота» изучались такими специалистами как Доманска Э. , Вортен В. , Эшелман Р. Возвращение «сильного субъекта», антидисциплинарный подход и «социология ассоциаций» рассматривались в трудах Волкера Д. А. и Латур Б.
Постструктуралистские теории, которые стали опорными для постмодернизма, но не отвечают запросам современности: Ж. Деррида (деконструкция, децентрацилизованность структуры и субъекта; текст над звуком, отрицание оригинальных феноменов, философия вторичности; принципиальная неопределенность смысла), М. Фуко (упорядоченный хаос, «конец истории», дискурс сознания; политическое бессознательное, инаковость и маргинализация), Ж. Лакан («расщепленное сознание» первичность текста; «скользящее» или «плавающее» означающее), Ю. Кристева («интертекстуальность» и «означающая практика» или «означивание», «генотекст» и «фенотекст»; «эстетизация отвратительного»), Р. Барт (интертекст и интертекстуальность, расщепленное «я» и «смерть автора»).
В. А. Куренной , Сувалко А. , Емелин В. А. , Толкачев С. А. , Лапин Н. И. , Осипова Н. О., Юнгблюд В. Т. и Лопес X. разрабатывали тему кризиса и заблуждений постмодернистской парадигмы. Варианты парадигм на смену постмодернизму предлагаются Т. Тернером (пост-постмодернизм), М. Эпштейном (транс-постмодернизм), Э. Гансом (постмиллениализм), А. Кирби (дижмодернизм), Т. Вермеленом и Р. Ван де Аккером (метамодернизм ).
Проблематика визуального и образов в современном искусстве освещается в работах Мокси К., Митчелла В. Дж. , Инишева И. Особенности партисипативности и эстетики медиаискусства вообще и медиаперфоманса в частности посвящены исследования Мещеряковой Л. Ю, Мельшиной Е. В. , Диксона С.
Объект исследования: новейшие течения в изобразительном искусстве и способах его анализа, объединенные условным термином «пост¬постмодернизм»
Предмет исследования: произведение изобразительного искусства метамодернизма «Старый театр» С. Раутиайнен и диджмодернизма «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Цель исследования: выявить специфику наиболее актуального методологического подхода к анализу произведений изобразительного искусства в период «преодоления постмодернизма» и «перформативного поворота» в современном гуманитарном знании.
Задачи:
1. Дать рабочее определение понятий «кризис постмодернизма» и «преодоление постмодернизма»;
2. Выделить возможные трактовки термина «преодоление постмодернизма» в контексте современных культурных трансформаций;
3. Проанализировать основные концепции, которые потенциально способны преодолеть кризис постмодернизма;
4. Проанализировать произведения искусства «Старый театр» С. Раутиайнен и «Excellences &Perfections» А. Ульман;
5. Спроектировать тренинги двух жанров - тренинг-рисование и тренинг-медиаперфоманс по развитию восприятия произведения метамодернизма «Старый театр» С. Раутиайнен и диджмодернизма «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы для исследований современной культуры и искусства, а также в практической работе для развития культуры восприятия. Предложенный культурологический и искусствоведческий инструментарий может быть использован в дальнейших исследованиях такого рода.
Методология. Общенаучные методы (комплексный, историко-проблемный, аналитический и сравнительно-исторический) и специальные методы (художественно-стилистического анализа, описательный и типологизации). Методологически значимыми для данного исследования является изменение в представлении об академическом и экзистенциальном опыте в новом гуманитарном знании.
1. Историко-сравнительный метод позволит выполнить сопоставление подходов к классификации произведений визуального искусства в хронологическом ключе.
2. Компаративистский метод (междисциплинарный) дает более целостное прочтение культурного наследия в мировом масштабе.
3. Методы эмпатического познания и развития культуры восприятия.
Метод системного подхода позволяет рассмотреть и теоретически изучить анализ источников информации по теории и истории искусствоведческого знания.
Целью магистерской диссертации «Преодоление постмодернизма в произведениях визуального искусства» было выявить специфику наиболее актуального методологического подхода к анализу произведений изобразительного искусства в период «преодоления постмодернизма» и «перформативного поворота» в современном гуманитарном знании.
Для достижения заданной цели были предприняты следующие шаги:
1. Изучение аспектов кризиса постмодернисткой социокультурной парадигмы;
2. Определение понятия «пост-постмодернизм» и его вариаций
3. Исследование специфики партисипативных практик в медиаискусстве;
4. Изучение специфики «перформативного поворота» в новом гуманитарном знании;
5. Рассмотрение художественных произведений с чертами направлений метамодернизма и диджмодернизма;
6. Проектирование тренингов-обсуждений на развитие культуры восприятия произведений визуального искусства.
Диссертационные положения данного исследования опираются на тезисы нового гуманитарного знания, сформированные Э. Доманска (перформативный поворот) и А.Б. Никитиной (развитие культуры восприятия).
Кризис постмодернизма можно считать «кризисом кризиса репрезентации», требованием времени вернуть самобытность, стиль и «сильного субъекта» в культуру и искусство. Отсутствие жизненных ориентиров, кризис идей идентичности ставит вопрос о дальнейшем развитии общества (кризис постмодернизма вызван также отказом признавать универсальные человеческие ценности).
Одна из главных задач - добиться экологичного и здорового взаимодействия информационных технологий с гуманистическими ценностями. На данный момент происходит адаптация естественной человеческой действительности к возможностям информационного общества. Художественные практики современности расширились посредством цифровых технологий, а также виртуальных социальных практик. Большой процент времени как практики искусства, так и его потребители проводят в пространстве интернета - видео, игр, соцсетей и т.д. Жизнь современного человека не делится на офлайн и онлайн, как это было сравнительно недавно. Поэтому искусство, отражающее реальное положение вещей, интегрирует в виртуальность достижения физических художественных практик (таких как перфоманс и акционизм, трансформируя их под особенности «платформы» с приставкой «медиа»).
Термин «преодоление постмодернизма» включает в себя широкий спектр трактовок, наиболее важные из которых:
• Пост-постмодернизм Т. Тернера как экологичное и творческое взаимодействие в пространстве города;
• Псевдомодернизм или диджмодернизм А. Кирби как особый комплекс социокультурных явлений в период развитых информационных технологий, уменьшивший роль эстетических практик в пользу социальных исследований;
• Метамодернизм Т. Вермелена и Р. ван де Аккера как равновесие крайностей модерна и постмодерна: крайней идеализации и крайнего отрицания.
Новое гуманитарное знание (комплекс междисциплинаных направлений в гендерных, этнических и др. культурологически направленных исследованиях) ставит вопрос о «перфомативном повороте». Если ранее, до 90-х гг. XX века, наиболее актуальной метафорой мироустройства был текст, то в настоящее время специалисты в гуманитарной области склонны метафорически понимать мир как множественные перформативные акты.
Медиаперфоманс является комплексом перфомативных практик, где главным средством выразительности используются информационные технологии и достижения электроники. Специфика партисипативного искусства, в частности медиаперфоманса, ставит социальную значимость произведения превыше эстетических характеристик. Партисипативное искусство является особенно важным в постмодернистский кризис, так как позволяет комфортно обыграть переход от «слабого субъекта», интерпретирующего реальность как текст, в сторону «сильного субъекта», для которого главным является мир как действие. Художественный эксперимент партисипативного искусства может быть как замечен зрителем, так и принят за социальную норму.
При анализе антропологического кризиса постмодернистской эпохи и различных течений, потенциально способных заменить деструктивные идеи и «преодолеть постмодернизм», были выявлены особенности переходного периода и специфика визуальной репрезентации преодоления на материале двух произведений: метамодернизм «Старый театр» С. Раутиайнен и «диджмодернизм» (новый киберфеминизм) «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Исследование конкретных произведений визуального искусства позволило сделать выводы о проявлении нового взгляда на искусство, возрождение идей модерна в новом качестве, актуализация проблем отрицания постмодернистской вседозволенности, возрождение активного субъекта.
Тренинги, развивающие культуру восприятия произведений современного визуального искусства, позволяют адаптировать участников к новым социокультурным парадигмам, улучшить навыки художественной эмпатии и расширить методологическую базу гуманитарных исследований.
Для достижения заданной цели были предприняты следующие шаги:
1. Изучение аспектов кризиса постмодернисткой социокультурной парадигмы;
2. Определение понятия «пост-постмодернизм» и его вариаций
3. Исследование специфики партисипативных практик в медиаискусстве;
4. Изучение специфики «перформативного поворота» в новом гуманитарном знании;
5. Рассмотрение художественных произведений с чертами направлений метамодернизма и диджмодернизма;
6. Проектирование тренингов-обсуждений на развитие культуры восприятия произведений визуального искусства.
Диссертационные положения данного исследования опираются на тезисы нового гуманитарного знания, сформированные Э. Доманска (перформативный поворот) и А.Б. Никитиной (развитие культуры восприятия).
Кризис постмодернизма можно считать «кризисом кризиса репрезентации», требованием времени вернуть самобытность, стиль и «сильного субъекта» в культуру и искусство. Отсутствие жизненных ориентиров, кризис идей идентичности ставит вопрос о дальнейшем развитии общества (кризис постмодернизма вызван также отказом признавать универсальные человеческие ценности).
Одна из главных задач - добиться экологичного и здорового взаимодействия информационных технологий с гуманистическими ценностями. На данный момент происходит адаптация естественной человеческой действительности к возможностям информационного общества. Художественные практики современности расширились посредством цифровых технологий, а также виртуальных социальных практик. Большой процент времени как практики искусства, так и его потребители проводят в пространстве интернета - видео, игр, соцсетей и т.д. Жизнь современного человека не делится на офлайн и онлайн, как это было сравнительно недавно. Поэтому искусство, отражающее реальное положение вещей, интегрирует в виртуальность достижения физических художественных практик (таких как перфоманс и акционизм, трансформируя их под особенности «платформы» с приставкой «медиа»).
Термин «преодоление постмодернизма» включает в себя широкий спектр трактовок, наиболее важные из которых:
• Пост-постмодернизм Т. Тернера как экологичное и творческое взаимодействие в пространстве города;
• Псевдомодернизм или диджмодернизм А. Кирби как особый комплекс социокультурных явлений в период развитых информационных технологий, уменьшивший роль эстетических практик в пользу социальных исследований;
• Метамодернизм Т. Вермелена и Р. ван де Аккера как равновесие крайностей модерна и постмодерна: крайней идеализации и крайнего отрицания.
Новое гуманитарное знание (комплекс междисциплинаных направлений в гендерных, этнических и др. культурологически направленных исследованиях) ставит вопрос о «перфомативном повороте». Если ранее, до 90-х гг. XX века, наиболее актуальной метафорой мироустройства был текст, то в настоящее время специалисты в гуманитарной области склонны метафорически понимать мир как множественные перформативные акты.
Медиаперфоманс является комплексом перфомативных практик, где главным средством выразительности используются информационные технологии и достижения электроники. Специфика партисипативного искусства, в частности медиаперфоманса, ставит социальную значимость произведения превыше эстетических характеристик. Партисипативное искусство является особенно важным в постмодернистский кризис, так как позволяет комфортно обыграть переход от «слабого субъекта», интерпретирующего реальность как текст, в сторону «сильного субъекта», для которого главным является мир как действие. Художественный эксперимент партисипативного искусства может быть как замечен зрителем, так и принят за социальную норму.
При анализе антропологического кризиса постмодернистской эпохи и различных течений, потенциально способных заменить деструктивные идеи и «преодолеть постмодернизм», были выявлены особенности переходного периода и специфика визуальной репрезентации преодоления на материале двух произведений: метамодернизм «Старый театр» С. Раутиайнен и «диджмодернизм» (новый киберфеминизм) «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Исследование конкретных произведений визуального искусства позволило сделать выводы о проявлении нового взгляда на искусство, возрождение идей модерна в новом качестве, актуализация проблем отрицания постмодернистской вседозволенности, возрождение активного субъекта.
Тренинги, развивающие культуру восприятия произведений современного визуального искусства, позволяют адаптировать участников к новым социокультурным парадигмам, улучшить навыки художественной эмпатии и расширить методологическую базу гуманитарных исследований.
Подобные работы
- ТВОРЧЕСТВО ДЭВИДА ФИНЧЕРА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ
ПОСТМОДЕРНИЗМА
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Китч как проблема эстетического восприятия
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В РОМАНАХ ДЖ. С. ФОЕРА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМА «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ» СУБЪЕКТИВНОСТИ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА
Авторефераты (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2000 - РУССКАЯ КАМПАНИЯ НАПОЛЕОНА: ИСТОРИЯ «ЕВРОПЕЙСКОГО МИФА»
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ПОСТ-АВАНГАРД: КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Творчество Зюльфю Ливанели на примере романа «Bir kedi, bir adam, bir olum»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Творчество Зюльфю Ливанели на примере романа «Bir kedi, bir adam, bir
olum»
Бакалаврская работа, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



