Введение 5
1. Теоретические и методологические основы преодоления постмодернизма как предмета изучения в современной истории искусств ... 11
1.1. Кризис постмодернизма и предпосылки к преодолению 11
1.2. Новейшие течения «преодоления постмодернизма» 15
1.2.1. Пост-постмодернизм Т. Тернера 15
1.2.2. Текучая модерность 3. Баумана 16
1.2.3. Транс-постмодернизм М. Эпштейна 16
1.2.4. Пост-миллениализм Э. Ганса 17
1.2.5. Псевдомодернизм А. Кирби или диджмодернизм 18
1.2.6. Метамодернизм Т. Вермелена и Р. ван де Аккера 19
1.3. Специфика медиаискусства как партисипативной практики 20
1.3.1. Трансформация понятий «визуальное» и «образ» 20
1.3.2. Эстетика партисипативных практик медиаискусства 21
2. Развитие культуры восприятия произведений визуального искусства в
новом гуманитарном знании 25
2.1. Анализ произведения «Старый театр» С. Раутиайнен 25
2.1.1. Композиция и цветовые особенности произведения «Старый театр» С.
Раутиайнен 25
2.1.2. Характеристика персонажного строя произведения С. Раутиайнен
«Старый театр» 29
2.1.3. Чувственно-явленная сущность произведения искусства С. Раутиайнен
«Старый театр» 30
2.2. Анализ произведения «Excellences &Perfections» А. Ульман 32
2.3. Образовательный эксперимент: разработка обсуждения 36
2.3.1. Тренинг-рисование по произведению метамодернизма С. Раутиайнен
«Старый театр» 37
2.3.2. Тренинг-медиаперфоманс по произведению диджмодернизма
«Excellences &Perfections» А. Ульман 38
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А 50
Приложение Б 51
Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI веков в связи с изменениями в культурных и общественных процессах, возникает необходимость осмысления новых стилей и течений в контексте развития гуманитарного знания, а также роли цифровых и интернет-технологий в производстве и восприятии искусства . В новом гуманитарном знании, свойственном в большей степени англо-саксонскому направлению, актуализируется «перформативный поворот» и происходит отход от постмодернистских методов в пользу эмпатической эпистемологии.
В связи с вышесказанным, темой магистерского исследования является изучение новейших культурообразующих течений и анализ художественных и исследовательских практик, которые свойственны изобразительному и синтетическому искусству современности - важно исследовать произведения, которые появляются посредством медиа и существуют на стыке визуального и театрального видов искусств.
За все время своего существования в качестве мировоззренческой концепции постмодернизм вызывал по отношению к себе широкий спектр противоречивых мнений, начиная от полного отрицания существования этого социокультурного явления и заканчивая попытками тотальной «постмодернизации» всего общества. Постмодернистское мировоззрение в настоящее время находится в кризисном состоянии, сам постмодернизм воспринимается многими как умозрительная конструкция, неоправданно растиражированная философами и литературоведами, а многие его критики констатируют смерть постмодернистской идеологии, при этом не предлагая внятной позитивной альтернативы. Позиция негативного отрицания не решает тех проблем общества и культуры, которые были зафиксированы постмодернизмом. Развитые коммуникационные технологии, гуманитарные исследования и культурологические эксперименты трансформировали все
сферы человеческой деятельности. Существенно меняется подход к реализации онтологических практик как отдельного индивида, так и целых культурных сообществ. Разрозненность, атомическая направленность постмодерна, провозглашенный «конец истории» и прочие конструкты постмодернизма становятся невостребованными, отрицаются и переосмысливаются.
Степень изученности данной проблемы можно определить как недостаточную, так как понятие «преодоление постмодернизма» в пространстве философии и искусствознания появилось в конце XX века и пока имеет широкий спектр трактовок.
Научная проблема исследования сформулирована как противоречие между растущей актуальностью данной проблематики в культурной сфере, с одной стороны, и недостаточной изученностью данной проблематики в прикладном плане в отечественной науке, с другой.
Степень изученности проблемы. Избранная для исследования проблематика получила свое отражение в различных отраслях научного знания. Многочисленные аспекты культурной трансформации имеют традиции исследования в философии, искусствоведении, психологии, социологии, культурологии.
Общими методологическими основами исследования являются принципы историзма, функционализма и системности, позволяющие раскрыть внутреннюю логику развития процессов в современном визуальном искусстве в ракурсе причинно-следственных связей; труды учёных прошлого и современных авторов: А. Радклиффа-Брауна , Жуковского В.И., Копцевой Н.П.
В качестве специальной методологии по развитию культуры восприятия в контексте перформативного поворота были использованы наработки Тарасовой М.В. , Никитиной А.Б. исследовавших различные культурные феномены, методы изучения и преподавания различных видов искусств. Эмпатические технологии по восприятию искусства развивали Разумова Е.Ю. и Вайзер Д. Вопрос о кризисе репрезентативной идиомы ставится в работах Пиккеринга А. и Спрай Т.
Трансформации в подходах в Новом гуманитарном знании, специфика понимания перфоманса как метода познания и особенности «перформативного поворота» изучались такими специалистами как Доманска Э. , Вортен В. , Эшелман Р. Возвращение «сильного субъекта», антидисциплинарный подход и «социология ассоциаций» рассматривались в трудах Волкера Д. А. и Латур Б.
Постструктуралистские теории, которые стали опорными для постмодернизма, но не отвечают запросам современности: Ж. Деррида (деконструкция, децентрацилизованность структуры и субъекта; текст над звуком, отрицание оригинальных феноменов, философия вторичности; принципиальная неопределенность смысла), М. Фуко (упорядоченный хаос, «конец истории», дискурс сознания; политическое бессознательное, инаковость и маргинализация), Ж. Лакан («расщепленное сознание» первичность текста; «скользящее» или «плавающее» означающее), Ю. Кристева («интертекстуальность» и «означающая практика» или «означивание», «генотекст» и «фенотекст»; «эстетизация отвратительного»), Р. Барт (интертекст и интертекстуальность, расщепленное «я» и «смерть автора»).
В. А. Куренной , Сувалко А. , Емелин В. А. , Толкачев С. А. , Лапин Н. И. , Осипова Н. О., Юнгблюд В. Т. и Лопес X. разрабатывали тему кризиса и заблуждений постмодернистской парадигмы. Варианты парадигм на смену постмодернизму предлагаются Т. Тернером (пост-постмодернизм), М. Эпштейном (транс-постмодернизм), Э. Гансом (постмиллениализм), А. Кирби (дижмодернизм), Т. Вермеленом и Р. Ван де Аккером (метамодернизм ).
Проблематика визуального и образов в современном искусстве освещается в работах Мокси К., Митчелла В. Дж. , Инишева И. Особенности партисипативности и эстетики медиаискусства вообще и медиаперфоманса в частности посвящены исследования Мещеряковой Л. Ю, Мельшиной Е. В. , Диксона С.
Объект исследования: новейшие течения в изобразительном искусстве и способах его анализа, объединенные условным термином «пост¬постмодернизм»
Предмет исследования: произведение изобразительного искусства метамодернизма «Старый театр» С. Раутиайнен и диджмодернизма «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Цель исследования: выявить специфику наиболее актуального методологического подхода к анализу произведений изобразительного искусства в период «преодоления постмодернизма» и «перформативного поворота» в современном гуманитарном знании.
Задачи:
1. Дать рабочее определение понятий «кризис постмодернизма» и «преодоление постмодернизма»;
2. Выделить возможные трактовки термина «преодоление постмодернизма» в контексте современных культурных трансформаций;
3. Проанализировать основные концепции, которые потенциально способны преодолеть кризис постмодернизма;
4. Проанализировать произведения искусства «Старый театр» С. Раутиайнен и «Excellences &Perfections» А. Ульман;
5. Спроектировать тренинги двух жанров - тренинг-рисование и тренинг-медиаперфоманс по развитию восприятия произведения метамодернизма «Старый театр» С. Раутиайнен и диджмодернизма «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы для исследований современной культуры и искусства, а также в практической работе для развития культуры восприятия. Предложенный культурологический и искусствоведческий инструментарий может быть использован в дальнейших исследованиях такого рода.
Методология. Общенаучные методы (комплексный, историко-проблемный, аналитический и сравнительно-исторический) и специальные методы (художественно-стилистического анализа, описательный и типологизации). Методологически значимыми для данного исследования является изменение в представлении об академическом и экзистенциальном опыте в новом гуманитарном знании.
1. Историко-сравнительный метод позволит выполнить сопоставление подходов к классификации произведений визуального искусства в хронологическом ключе.
2. Компаративистский метод (междисциплинарный) дает более целостное прочтение культурного наследия в мировом масштабе.
3. Методы эмпатического познания и развития культуры восприятия.
Метод системного подхода позволяет рассмотреть и теоретически изучить анализ источников информации по теории и истории искусствоведческого знания.
Целью магистерской диссертации «Преодоление постмодернизма в произведениях визуального искусства» было выявить специфику наиболее актуального методологического подхода к анализу произведений изобразительного искусства в период «преодоления постмодернизма» и «перформативного поворота» в современном гуманитарном знании.
Для достижения заданной цели были предприняты следующие шаги:
1. Изучение аспектов кризиса постмодернисткой социокультурной парадигмы;
2. Определение понятия «пост-постмодернизм» и его вариаций
3. Исследование специфики партисипативных практик в медиаискусстве;
4. Изучение специфики «перформативного поворота» в новом гуманитарном знании;
5. Рассмотрение художественных произведений с чертами направлений метамодернизма и диджмодернизма;
6. Проектирование тренингов-обсуждений на развитие культуры восприятия произведений визуального искусства.
Диссертационные положения данного исследования опираются на тезисы нового гуманитарного знания, сформированные Э. Доманска (перформативный поворот) и А.Б. Никитиной (развитие культуры восприятия).
Кризис постмодернизма можно считать «кризисом кризиса репрезентации», требованием времени вернуть самобытность, стиль и «сильного субъекта» в культуру и искусство. Отсутствие жизненных ориентиров, кризис идей идентичности ставит вопрос о дальнейшем развитии общества (кризис постмодернизма вызван также отказом признавать универсальные человеческие ценности).
Одна из главных задач - добиться экологичного и здорового взаимодействия информационных технологий с гуманистическими ценностями. На данный момент происходит адаптация естественной человеческой действительности к возможностям информационного общества. Художественные практики современности расширились посредством цифровых технологий, а также виртуальных социальных практик. Большой процент времени как практики искусства, так и его потребители проводят в пространстве интернета - видео, игр, соцсетей и т.д. Жизнь современного человека не делится на офлайн и онлайн, как это было сравнительно недавно. Поэтому искусство, отражающее реальное положение вещей, интегрирует в виртуальность достижения физических художественных практик (таких как перфоманс и акционизм, трансформируя их под особенности «платформы» с приставкой «медиа»).
Термин «преодоление постмодернизма» включает в себя широкий спектр трактовок, наиболее важные из которых:
• Пост-постмодернизм Т. Тернера как экологичное и творческое взаимодействие в пространстве города;
• Псевдомодернизм или диджмодернизм А. Кирби как особый комплекс социокультурных явлений в период развитых информационных технологий, уменьшивший роль эстетических практик в пользу социальных исследований;
• Метамодернизм Т. Вермелена и Р. ван де Аккера как равновесие крайностей модерна и постмодерна: крайней идеализации и крайнего отрицания.
Новое гуманитарное знание (комплекс междисциплинаных направлений в гендерных, этнических и др. культурологически направленных исследованиях) ставит вопрос о «перфомативном повороте». Если ранее, до 90-х гг. XX века, наиболее актуальной метафорой мироустройства был текст, то в настоящее время специалисты в гуманитарной области склонны метафорически понимать мир как множественные перформативные акты.
Медиаперфоманс является комплексом перфомативных практик, где главным средством выразительности используются информационные технологии и достижения электроники. Специфика партисипативного искусства, в частности медиаперфоманса, ставит социальную значимость произведения превыше эстетических характеристик. Партисипативное искусство является особенно важным в постмодернистский кризис, так как позволяет комфортно обыграть переход от «слабого субъекта», интерпретирующего реальность как текст, в сторону «сильного субъекта», для которого главным является мир как действие. Художественный эксперимент партисипативного искусства может быть как замечен зрителем, так и принят за социальную норму.
При анализе антропологического кризиса постмодернистской эпохи и различных течений, потенциально способных заменить деструктивные идеи и «преодолеть постмодернизм», были выявлены особенности переходного периода и специфика визуальной репрезентации преодоления на материале двух произведений: метамодернизм «Старый театр» С. Раутиайнен и «диджмодернизм» (новый киберфеминизм) «Excellences &Perfections» А. Ульман.
Исследование конкретных произведений визуального искусства позволило сделать выводы о проявлении нового взгляда на искусство, возрождение идей модерна в новом качестве, актуализация проблем отрицания постмодернистской вседозволенности, возрождение активного субъекта.
Тренинги, развивающие культуру восприятия произведений современного визуального искусства, позволяют адаптировать участников к новым социокультурным парадигмам, улучшить навыки художественной эмпатии и расширить методологическую базу гуманитарных исследований.
1. Бараш Л. А. Художник и зритель: в поисках утраченной реальности //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -
2014. - №. 8-2. - С. 19-22.
2. Григорьева Е. С. Метамодернизм как прагматический романтизм //У67 ПС-44 Редакционная коллегия: председатель-Вертакова ЮВ, д. э. н., профессор, зав. кафедрой РЭиМ ЮЗГУ. - 2016.
3. Доманска Э. Перформативный поворот в современном гуманитарном знании //Способы постижения прошлого. - 2011. - С. 230¬235.
4. Емелин В. А. Кризис постмодернизма и трансформация идентичности в инфообществе //Credo new. - 2014. - №. 1. - С. 2-2.. - Т. 25. - №. 3.
5. Жуковский В.И. Пропозиции теории изобразительного искусства: Учеб. пособие / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева; Жуковский В. И., Копцева Н. П. Значение зрителя в процессе отношения человека и произведения изобразительного искусства // Территория науки. 2007. №1 С.95-102.
6. Куренной В. Наука в современном мире //Отечественные записки. - 2003. - Т. 1. - С. 1.
7. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно¬сетевую теорию //М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2014. - С. 214¬215.
8. Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? //Ad marginem. - 1994. - Т. 93. - С. 307-323.
9. Мещерякова Л. Ю., Мельшина Е. В. «Общество спектакля» Ги-Эрнеста Дебора: основные положения и теоретические предпосылки концепции //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2004. - №. 6-7.
10. Развитие культуры восприятия [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / А.Б.Никитина [и др.] - Режим доступа:
http: //alexandranikitina.wix.com/alexandranikitina
11. Разумова Е. Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арт-терапии //Труды МЭЛИ: электронный журнал. - 2010. - С. 9.
12. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / сост., пер. с франц., послесл. В. Е. Лапицкого. СПб. - М.: Machina, 2004. 128 с
13. Сарабьянов Д. В. К определению стиля модерн //Советское искусствознание. - 1979. - Т. 78. - С. 207.
14. Сербинская В.А. Постмодернизм и метамодернизм:
разграничение понятий и черты метамодернизма в современной литературе // Парадигма. 2017. №26. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-i-metamodernizm- razgranichenie-ponyatiy-i-cherty-metamodernizma-v-sovremennoy-literatur
15. Сувалко А. Труд, образование и социальная функция денег в массовой культуре (случай сериала Girls) //Logos Journal. - 2015. - Т. 25. - №. 3.
16. Adler, N. J. (2015). Finding Beauty in a Fractured World: Art Inspires Leaders—Leaders Change the World. Academy of Management Review, 40(3), 480-494.
17. Ahmed, S., &Wahab, J. A. (2014). Animation and Socialization Process: Gender Role Portrayal on Cartoon Network. Asian Social Science, 10(3), 44
18. Annett, S. (2011). Imagining Transcultural Fandom: Animation and Global Media Communities. Transcultural Studies, (2), 164-188
19. Barthes R. The Death of the Author //Media Texts, Authors and Readers: A Reader. - 1994. - C. 166.
20. Bishop C. Artificial hells: Participatory art and the politics of spectatorship. - Verso Books, 2012.
21. City as Landscape: A Post Post-modern View of Design and Planning, (Taylor & Francis: London 1995)
22. Deleuze G.,Guattari F. Difference et repetition. P., 1968. - 409p,
23. Derrida (1967), Of Grammatology, Part II, Introduction to the "Age of Rousseau," section 2 "...That Dangerous Supplement...", title, The Exorbitant Question of Method, pp. 158-59, 163.
24. Derrida J. The Deconstruction. N.Y., 1975.
25. Dixon S. Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. London: MIT Press, 2007. 832 p.
26. Epstein M. N., Genis A. A., Vladiv-Glover S. M. Russian postmodernism: New perspectives on post-soviet culture. - Berghahn Books,2015. - T. 3
27. Eshelman R. Performatism in Architecture. On Framing and the Spatial Realization of Ostensivity //Anthropoetics. - 2001. - T. 7. - №. 2. - C.2002.
28. Finger A.; Follett D. The Aesthetics of the Total Artwork: On Borders and Fragments. Baltimor: The Johns Hopkins University Press, 2011
29. Gans E. L. Moral Heroism." //Chronicles of Love and Resentment. - 2001. - T. 237. - №. 9.
30. Gans E. The post-millennial age //Anthropoetics. - 2000. - T. 209. - C. 8-12.
31. Haraway D. A cyborg manifesto //New York. - 1991. - C. 150.
32. Hassan I. Making sense: The trials of postmodernist discours // New lit. / history. Baltimore, 1987. - Vol. 18. - No 2. - P. 437-459.
33. Homer W. I. Visual culture: A new paradigm //American Art. -1998. - T. 12. - №. 1. - C. 6-9.
34. Hutcheon, Linda: A Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction. New York: Routledge, 1988, pp. 3-21; McHale, Brian: Postmodern Fiction, London: Methuen, 1987.
35. Kester G. H. Conversation pieces: Community and communication in modern art. - Univ of California Press, 2004.
36. Kirby A. The death of postmodernism and beyond //Philosophy now. - 2006. - T. 58. - C. 34-37.
37. Kirby, Alan (November-December 2006). "The Death of Postmodernism And Beyond". Philosophy Now (58). Retrieved June 17, 2011
38. London, B. (2001). Digital art takes shape at MoMA. Leonardo, 34(2), 95-99
39. Lyotard, Jean-Frangois, The Postmodern Condition: A Report on Knowledge, Minneapolis: University of Minneapolis Press 1984
40. Manovich, L. (2015). Data science and digital art history. International Journal for Digital Art History, (1).
41. Martindale, C. (2007). The foundation and future of the Society for the Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 1(3), 121.
42. McQuail D. Media performance: Mass communication and the public interest. - Sage, 1992.
43. Minissale, Gregory. "Conceptual art: A blind spot for neuroaesthetics?." Leonardo45.1 (2012): 43-48.
44. Mura, Andrea (2012). "The Symbolic Function of
Transmodernity" (PDF). Language and Psychoanalysis. 1 (1): 68-87.
doi:10.7565/landp.2012.0005. Archived from the original (PDF) on 8 October 2015.
45. Oh, Hyunjoo. “The Memory of a Tree; An Interactive Visual Storytelling Installation.” Journal of Science and Technology of the Arts 4.1 (2012) : 27-31.
46. Park, Hee Jung, and Kyung Ho Lim. "A Survey for Measure the Digital Art Presence." International Journal of Multimedia and Ubiquitous Engineering 10.3 (2015): 415-424.
47. Pickering A. After representation: science studies in the performative idiom //PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association. - Philosophy of Science Association, 1994. - T. 1994. - №. 2. - C. 413-419.
48. Pickering A. After representation: science studies in the performative idiom //PSA: Proceedings of the Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association. - Philosophy of Science Association, 1994. - T. 1994. - №. 2. - C. 413-419.
49. Potter, Garry and Lopez, Jose (eds.): After Postmodernism: An Introduction to Critical Realism. London: The Athlone Press 2001, p. 4.
50. Schechner Richard. Performance Theory. New York: Routledge, 1988, and Performance Studies: An Introduction. London: Routledge, 2002.
51. Shiner, E. C. (2011). Fashion Altars, Performance Factors, and Pop Cells: Transforming Contemporary Japanese Art, One Body at a Time. Since Meiji: Perspectives on the Japanese Visual Arts, 1868-2000.
52. Smith, J. K. (2014). Art as mirror: Creativity and communication in aesthetics.Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 8(1), 110
53. Smuts, A. (2005). Are Video Games Art ? Contemporary Aesthetics, 3, 1-16. Retrieved from
http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?articleID=299
54. Sosnowska, E. (2015). Touch, Look and Listen: The Multisensory Experience in Digital Art of Japan. Journal of Science and Technology of the Arts, 7(1), 63. Retrieved from http://artes.ucp.pt/citarj/article/view/147
55. Spry T. A “performative-I” copresence: Embodying the ethnographic turn in performance and the performative turn in ethnography //Text and Performance Quarterly. - 2006. - T. 26. - №. 4. - C. 339-346.
56. Stecker, R. (2012). Artistic value defended. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 70(4), 355-362.
57. Taylor, S. (2012). The Meanings and Problems of Contemporary Creative Work. Vocations and Learning, 5(1), 41-57.
58. Taylor, S., &Littleton, K. (2008). Art work or money: Conflicts in the construction of a creative identity. The Sociological Review, 56(2), 275-292.
59. Tribe M. Rhizome Internet //Leonardo. - 1998. - T. 31. - №. 4. - C. 321-322.
60. Turner L., Ronkko N. S. Metamodernist Manifesto //Metamoderist Manifesto. - 2011.
61. Turner T. City as landscape: a post post-modern view of design and planning. - Taylor & Francis, 2014
62. Venalainen, P. (2012). Contemporary Art as a Learning Experience. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 45, 457-465.
63. Vermeulen T., Van Den Akker R. Notes on metamodernism //Journal of Aesthetics & Culture. - 2010. - T. 2. - №. 1. - C. 5677.
64. Walker J. A. Why performance? Why now? Textuality and the rearticulation of human presence //The Yale journal of criticism. - 2003. - T. 16. - №. 1. - C. 149-175.
65. Weiser J. Phototherapy techniques: Exploring the secrets of personal snapshots and family albums. - Vancouver, BC : PhotoTherapy Centre,1999.
66. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Weinheim, 1987.
67. Wilde A. Horizons of assent: Modernism, postmodernism and ironic imagination, Baltimore; L., 1981. - XII. - 209 p.
68. Williams, K. L. (2006). The Impact of Popular Culture Fandom on Perceptions of Japanese Language and Culture Learning : The Case of Student Anime Fans. Learning, 1-285/
69. Zarzo, E. (2015). The Art of Memory in the Digital Age. Procedia- Social and Behavioral Sciences, 178, 222-226.