Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы организации руководства……………………..6
1.1. Сущность понятия «управленческой культуры»…………………………..6
1.2. Особенность системы организации в разных странах (специфика формирования управленческой культуры)…………………………………….10
Глава II. Технологии формирования управленческой культуры руководителя ДДТ г. Михайлова……………………………………………………………….14
2.1. Характеристика деятельности ДДТ г. Михайлова………………………..14
2.2. Исследование управленческой культуры руководителя ДДТ г. Михайлова………………………………………………………………………..17
2.3. Предложения по совершенствованию управленческой культуры руководителя ДДТ г. Михайлова……………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...28
Приложения……………………………………………………………………...30
Актуальность темы исследования. В современных условиях наметилось явное противоречие между сложившейся системой культурно-досуговой деятельности и формами, дающими возможность детям для выражения их внутреннего мира, эмоционального восприятия окружающей действительности. Фактически, у детей происходит смена культурных образцов, кумиров, норм. Одновременно в культуре активно проявляются разрушительные тенденции, выражающиеся в саморазвитии, самораспаде культурно-досуговых форм. И это, естественно, сказывается на деятельности детей в сфере досуга. Поэтому вопросы организации детского досуга очень актуальны сегодня, также как и проблема организации культурного досуга.
Свободное время ребенка – важная социально-педагогическая проблема, охватывающая круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умений, эмоционально-ценностного отношения к миру в целом. Социализации личности ребенка способствуют активные формы работы по организации досуга детей.
Деятельность человека, в том числе педагогическая, всегда реализуется в определённых пространственно-временных рамках и несёт в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Социокультурное пространство образовательного учреждения представляет собой особым образом организованную территорию, на которой осуществляется обучение, воспитание, развитие ребёнка, а также профессиональная самореализация и развитие педагогических кадров, совершенствование педагогической компетентности родителей. Содержательный смысл понятия « социокультурное пространство» связан с процессом становления и развития личности как субъекта культуры.
Степень развитости социокультурного пространства образовательного учреждения определяется тем, какую часть детей близлежащего социума охватывает его образовательная система; какие сферы их жизнедеятельности она развивает; насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства; насколько сформированы связи между его компонентами и в какой мере они придают целостность этому пространству, влияют на эффективность процесса социализации подрастающего поколения.
Структурно в своём современном виде дополнительное образование детей (ДОД) представлено двумя основными объёмными блоками: образовательным и культурно-досуговым. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность-рекреационную и коммукативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребёнка, правда, делают это различными способами.
Системообразующим компонентом в этом единстве, и это существенно отличает дополнительное образование детей от внешкольной работы, выступает масштабный образовательный блок. Его назначение-удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Культурно-досуговая деятельность, как и раньше во внешкольных учреждениях, продолжает оставаться весьма значимым звеном работы УДОД, важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы УДОД нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного времени досуга своих сверстников.
Научная разработанность. В социально-педагогической науке предпринят ряд усилий по решению задач активизации воспитательного потенциала внешкольных учреждений (О.Й. Грекова, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.И. Щетинская). Эффективность взаимодействия школы и среды, педагогического управления этим процессом, взаимосвязи системы воспитания учащихся по месту жительства с воспитанием всего населения микрорайона исследовали В.И. Беляев, В.Г. Кузь, Л.Ю. Лялюгене, М.П. Трофанова и др.
Объект исследования – организация детских культурно-развлекательных программ.
Цель исследования – разработка теоретических основ организации детских культурно-развлекательных программ.
Задачи исследования:
1) выявить и обосновать теоретические основы исследования детских культурно-развлекательных программ в социально-культурной деятельности;
2) рассмотреть технологические особенности организации детской культурно-досуговой деятельности на примере муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области
База исследования. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-практические рекомендации организации детских культурно-развлекательных программ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств .
Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых праздников ведущую роль часто играют учреждения дополнительного образования, крупнейшие Центры и Дворцы детского творчества, которые выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых программ и в которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении.
Проведенный комплексный анализ культурно-досуговой деятельности МОУ ДОД ДДТ позволяет наглядно представить уровень, тематику и ее объем, численность воспитанников и разовых посетителей.
По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.
1. Алпацкий, И. И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие/И. И. Алпацкий, Е. И. Григорьева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. - Тамбов: [б. и.], 2009. - 112 с.
2. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: учеб. пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н. К. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 223 с.
3. Великанова, Е. В. Методика зрелищно-игрового досуга: учебно-методическое пособие по рекреативным технологиям / Е. В. Великанова, Н. В. Апажихова, А. В. Павленко; Федеральное агентство по образованию, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. - Тамбов: [б. и.], 2008. - 253 с.
4. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга : учеб./А. Ф. Воловик, В. А. Воловик; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 240 с.
5. Ганьшина Г.В. Социально-культурное проектирование анимационных программ: Учебное пособие, М.: МГПИ, 2010.
6. Ганьшина Г.В., Григорьев И.Н. Социально-культурная анимация. Учебное пособие. Москва-Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 168с.
7. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. О. Е. Лебедев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
8. Дюков, М. Л. Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участника театрального коллектива [Текст]: монография / М. Л. Дюков. - Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2009. - 180 с.
9. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
10. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник [для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. — 480 с.
11. Жданова, Е. И. Основы арт-менеджмента : учеб. пособие / Е. И. Жданова ; рец. Л. С. Жаркова. - М. : МГУКИ, 2008. - 116 с.
12. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность : учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004. - 539 с.
13. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник [для студентов вузов культуры и искусств] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.: Издательский Дом МГУКИ, 2004. — 539 с.
14. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова, проф. В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 461 с.
15. Лабейкин, А. А. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры в социальной защите личности : монография : 2 ч. / А. А. Лабейкин. — М.: Изд—во МГУКИ, 2000. — Ч. 1. —178 с.
16. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования : учеб. пособие/Медведь, Э. И. - М.: РОН, 2002. - 48 с.
17. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Г. Н. Новикова ; рец.: М. А. Ариарский, А. Д. Жарков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МГУКИ, 2008. - 173 с.
18. Павленок, П. Д. Основы социальной работы : учебник / П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 560 с.
19. Савина Е. А. Введение в психологию : курс лекций / Е. А. Савина ; [главный редактор] А. П. Олейникова ; МПГУ. — М.: Прометей, 1998. — 252 с.
20. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. — М. МГУКИ, 2007. — 360