ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ тенденций на автомобильном рынке 6
1.1 Тенденции развития автомобильного рынка РФ 6
1.2 Особенности развития автомобильного рынка в Красноярском крае...27
2 Анализ системы управления затратами в ООО ГК «Сиал Авто» 37
2.1 Организационная характеристика предприятия 37
2.2 Анализ системы управления затратами на предприятии 50
3 Разработка предложений по совершенствованию системы управления
затратами 59
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления
затратами 59
3.2 Оценка эффективности от внедрения предложенных мероприятий...71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
Автомобильный рынок Российской Федерации является одним из самых перспективных, несмотря на проблемы, возникшие в экономике страны в 2014 году. В результате сложной геополитической обстановки и макроэкономической нестабильности продажи за 6 месяцев 2015 года упали приблизительно на 30% по сравнению с 2014 годом. Основное место на автомобильном рынке Российской Федерации занимают дилерские организации, которые являются связующим звеном между производителем и покупателями. Деятельность автомобильных дилерских организаций осуществляется в условиях жесткой конкуренции. На конец 2014 года в России насчитывалось около 4 тысяч дилерских организаций.
Деятельность дилерских организаций автомобильного рынка Российской Федерации включает в себя не только продажи новых и подержанных автомобилей, но и различные услуги, которые они оказывают клиентам. К данным услугам относятся как финансовые услуги (кредитование, страхование), так и сервисные услуги. Дилерские организации также осуществляют продажу запасных частей, расходных материалов и аксессуаров, как отечественного, так и импортного производства. Большое количество объектов учета, сложность бизнес-процессов обуславливают высокие требования к системе управленческого учета.
В настоящих условиях требуется применение и постоянное совершенствование системы управления затратами в организациях, осуществляющих продажи автомобилей. Вместе с тем, в таких отечественных организациях до сих пор не используется необходимая классификация затрат, отсутствует система учета и управления затратами, слабо развита система трансфертного ценообразования.
Управление затратами позволяет предприятию оптимизировать затраты или достигнуть такого их уровня, который обеспечит требуемый финансовый результат при условии выполнения планов. Таким образом, управление затратами - основа эффективной деятельности предприятия.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что основной задачей любого предприятия является получение прибыли, которой можно достичь за счет выявления и использования выявленных резервов снижения затрат, а также формирования действенной системы управления затратами, соответствующей потребностям предприятия.
Целью дипломного проекта является анализ системы управления затратами предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть тенденции развития автомобильного рынка РФ и Красноярского края;
- рассмотреть характеристику предприятия;
- проанализировать систему управления затратами на предприятии;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления затратами на предприятии;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО ГК «Сиал Авто». Предметом исследования выступает система управления затратами.
Методологической основой для написания дипломного проекта является использование в процессе работы над темой различных методов: сравнения, анализа и группировки, экспертных оценок.
Информационной базой исследования послужили годовая отчетность предприятия, законодательные акты высших органов власти, нормативные документы. При написании дипломного проекта широко использовалась экономическая учебная и периодическая литература.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость, так как могут быть использованы в деятельности предприятия для совершенствования его системы управления затратами.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что основной задачей любого предприятия является получение прибыли, которой можно достичь за счет выявления и использования выявленных резервов снижения затрат, а также формирования действенной системы управления затратами, соответствующей потребностям предприятия.
В первой главе дипломного проекта рассмотрены тенденции развития автомобильного рынка в России и Красноярском крае.
Для обеспечения конкурентоспособности на рынке дилерским предприятиям необходим тщательный анализ и периодический мониторинг внешней среды. Важно отслеживание как изменений факторов макроэкономического характера, так и компонентов микросреды: действий конкурентов, потребителей, ведение переговоров с поставщиками; также необходимо умение быстро реагировать на подобные изменения, принимая эффективные оперативные решения. Следует отметить, что для выхода из текущего положения предприятиям автомобильного рынка будет недостаточно применения лишь маркетинговых инструментов. Необходимо принятие и ряда решений стратегического характера.
Во второй главе дипломного проекта рассмотрена общая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ его финансового положения.
Объектом исследования является ООО ГК «Сиал Авто», которое занимается продажей автомобилей. Целью деятельности предприятия является удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
По результатам отчетности были проанализированы основные экономические показатели деятельности предприятия в динамике за исследуемый период, по которым анализировался финансовый результат, фондоотдача, рентабельность продаж, заработная плата.
Для оценки финансового состояния предприятия был проведен анализ структуры имущества предприятия и оценка его финансового положения, рассмотрены показатели ликвидности и деловой активности. Из проведенного анализа можно сделать выводы о неустойчивом финансовом положении предприятия, зависимости предприятия от заемного капитала. При этом на предприятии наблюдается ухудшение его деловой активности, платежеспособности и окупаемости, что негативно отражается на выручке от продаж и финансовых результатах.
Также был проведен анализ системы управления затратами предприятия. На протяжении всего исследуемого периода затраты предприятия снижаются, что связано со снижением объемов продаж автомобилей.
На предприятии наблюдается снижение показателей прибыли и рентабельности и в отчетном году получен чистый убыток, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия и его окупаемости.
Проанализировав деятельность предприятия можно сделать вывод о необходимости повышения финансовых результатов за счет расширения продаж автомобилей и снижения затрат за счет сокращения затрат на продажу и управление.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления затратами предприятия.
На предприятии предложены следующие мероприятия по совершенствованию системы управления затратами:
- разработка классификации затрат и учет затрат по центрам ответственности;
- снижение затрат на закупки автомобилей пониженного спроса.
- использование современных светодиодных технологий в помещениях предприятия;
- расширение ассортимента продаваемых автомобилей.
В результате предложенных мероприятий по совершенствованию системы затрат за счет введения на предприятии энергосберегающих технологий и расширения выпуска автомобилей снизятся затраты предприятия, увеличатся финансовые результаты и повысится эффективность основной деятельности компании.
Применение предложенной классификации затрат позволит организовать на предприятии учет затрат, максимально отвечающий условиям деятельности дилерских организаций автомобильного рынка Российской Федерации и отразится на повышении эффективности принятия управленческих решений на предприятии на основе анализа затрат и совершенствования их контроля.
Мероприятия по снижению затрат на закупку автомобилей пониженного спроса позволит не изымать на предприятии денежные средства из оборота и направить их на другие нужды.
В результате введения на предприятии энергосберегающих технологий снизятся затраты предприятия, повысятся финансовые результаты и эффективность основной деятельности компании.
Мероприятия по увеличению продаж автомобилей отразятся на повышении ассортимента предлагаемых автомобилей, повышению конкурентоспособности на рынке и росту эффективности деятельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 07.05.2013). // Консультант плюс.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 06.12.2011 г. // Консультант плюс.
3. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организаций», утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 №43н (ред. от 08.11.2010). // Консультант Плюс.
4. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) «Расходы организации», утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (ред. от 06.04.2015). // Консультант Плюс.
5. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) «Доходы организации», утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 06.04.2015). // Консультант Плюс.
6. Аничкина, О.А. Управление предприятием в условиях финансовой нестабильности. / О.А. Аничкина // Современные тенденции науки и управления, 2015. - № 1-4. - С. 53-56.
7. Асанкин Р. Автобизнес пошел ко дну: продажи машин в России обвалились на 40%. / Р. Асанкин, Е. Колюков, А. Березина. //РосБизнесКонсалтинг. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/business /10/03/2015/54ff02809a79472074a3fca4.
8. Ассоциация Европейского Бизнеса - пресс релиз 15 января 2015 года. // Ассоциация Европейского Бизнеса. - Режим доступа: http://www.aebrus.ru/ru/.
9. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник. / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет. Под ред. М.И. Баканова. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 536 с.
10. Бондарева, Е.М. Поэтапное планирование в управлении затратами торговых организаций. // Вестник ОрелГИЭТ, 2013. - № 2 (24). - С. 72-75.
11. Головина, Т.А. Организация системы управленческого стратегического контроля затрат на производство и реализацию продукции промышленного предприятия. / Т.А. Головина, Р.А. Головин. // Вопросы современной экономики, 2013. - № 2. - С. 39-49.
12. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник 7-е издание, стер. - М.: Кнорус, 2013. - 408 с.
13. Гурова, А.О. Анализ динамики автомобильных брендов: современное состояние рынка новых автомобилей в мировом и общероссийском контексте. / А.О. Гурова, В.А. Давыденко. // Инженерно¬строительный вестник Прикаспия, 2015. - № 1 (11). - С. 81-85.
14. Демьяненко, М.С. Совершенствование системы управления затратами на производство и реализацию продукции. / М.С. Демьяненко, Р.И. Найденова. // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета, 2012. - Т. 1. - № 22-1. - С. 143-148.
15. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчётности: учебник. / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: «Дело и Сервис», 2012. - 368 с.
16. Ермакова, Н.В. Методы стимулирования снижения затрат: теоретические и практические аспекты. / Н.В. Ермакова, Е.А. Матушевская. // Таврический научный обозреватель, 2015. - № 2-2. - С. 156-158.
17. Жуплей, И.В. О практических аспектах решения проблемы снижения затрат производственного предприятия. / И.В. Жуплей, О.П. Болдурева. // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. - № 5-3. - С. 117¬119.
18. Земляков, Ю.Д. Затраты: сущность и классификация. / Ю.Д. Земляков, К.В. Станиславчик, О.С. Бекетова. // Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика, 2011. - Т. 13. - № 2. - С. 206-211.
19. Ибрагимова, Г.М. Система управления затратами предприятия в россии в современных условиях. / Г.М. Ибрагимова, А.М. Акчурина. //Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 6. - С. 567.
20. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие, 2-е изд. испр. и доп. - Серия: Профессиональное образование. / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: Форум, Инфра-М, 2013.
21. Красноярские продажи автомобилей катятся вниз. // Красноярское
общественно-деловое издание Дела.ш. - Режим доступа:
http://www.dela.ru/news/avto-vniz/.
22. Кузнецова, О.В. Особенности классификации затрат предприятия в современных условиях. // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов, 2013. - № 1. - С. 69-77.
23. Кузнецов, В.А. Проблемы и перспективы локализации иномарок. / В.А. Кузнецов, Е.Э. Аленина, В.В. Зюлина. // Известия Московского государственного технического университета МАМИ, 2012. - Т. 3. - № 2. - С. 89-93.
24. Курилов, К.Ю. Применение программы обратного выкупа на предприятиях автомобильной промышленности. // Карельский научный журнал, 2014. - № 2. - С. 57-60.
25. Курилов, К.Ю. Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности. / К.Ю. Курилов, А.А. Курилова. // Вестник НГИЭИ, 2015. - № 1 (44). - С. 42-46.
26. Ломакин Д. Вечеринка на авторынке закончилась // Газета.ru. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/auto/2015/02/09_a_6406165.shtml.
27. Малышева, Е.В. Издержки производства и пути их снижения. / Е.В. Малышева, М.С. Агафонова. // Международный студенческий научный вестник, 2014. - № 1. - С. 21.
28. Маштаков, И.А. Модель управления затратами на производство и реализацию продукции: экономический аспект. // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2013. - № 5. - С. 170-172.
29. Месаркишвили А. «Передел рынка» или естественная эволюция? // Континент Сибирь. - Режим доступа: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2271/.
30. Мухина, Е.Р. Развитие вопросов классификации затрат. // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки, 2014. - № 5. - С. 6-10.
31. Наугольнова, И.А. Факторы и инструменты снижения затрат на промышленных предприятиях. // Перспективы науки, 2015. - № 8 (71). - С. 123-127.
32. Петрова В. В 2015 году спрос на автомобили в России продолжил падать. // Деловой квартал. - Режим доступа: http://www.dk.ru/news/v-2015- godu-spros-na-avtomobili-v-rossii-prodolzhit-padat-236916626.
33. Продажи в России (Статистика АЕБ) // АвтоБизнесРевю. - Режим доступа: http://abreview.ru/stat/aeb/.
34. Продажи легковых машин в России в прошлом году снизились на 10%. // Международная информационная группа «Интерфакс». URL:
http://www.interfax.ru/business/418000.
35. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник для студентов сред. проф. учебных заведений, 9-е изд., стер. - М.: Изд-во «Академия», 2013. - 336 с.
36. Ровенских, В.А. Бухгатерская (финансовая) отчётность: Учебник для бакалавров. / В.А. Ровенских, И.А. Слабинская. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 364 с.
37. Российский авторынок в 2015 году сократится на 24,2%. // Коммерсантъ. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2646275.
38. Российский авторынок в феврале снизился на 38%. // Аналитическое агентство «Автостат». - Режим доступа:
http://www.autostat.ru/news/view/20363.
39. Соловьева О. Автопром начинает массовые сокращения. // Независимая газета. - Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2015-02- 10/4_autoprom.html.
40. Сорвина, О.В. Выявление резервов снижения производственных затрат как важнейшее условие повышения конкурентоспособности. // Финансы и кредит, 2012. - № 11 (491). - С. 47-55.
41. Статистика продаж автомобилей в мире в 2014 году //
Автостатистика. - Режим доступа:
http://serega.icnet.ru/CarSaleAuto_2014_World.html.
42. Статистика продаж автомобилей в России в 2014 году //
Автостатистика. - Режим доступа: http://serega.icnet.ru
/CarSaleAuto_2014_Russia.html.
43. Статистика и рейтинги продаж автомобилей в России в 2016 году. //
Автостатистика. - Режим доступа: http://serega.icnet.ru
/CarSaleAuto_2016_Russia.html.
44. Управление затратами на предприятии: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. Под ред. Г. Краюхина. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012 - 592с.
45. Финансы: учебник. / Под ред. А. М. Ковалевой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 443 с.
46. Финансовый менеджмент: Учебник. / Под ред. А.М. Ковалевой. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с.
47. Целикова С. Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ - 2007-2015 гг. // Аналитическое агентство «Автостат». - Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/20396.
48. Целикова С. Динамика продаж новых легковых автомобилей в январе-феврале 2015 года. // Аналитическое агентство «Автостат». - Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/20428/.
49. Чепурко, Г.В. Оптимизация и определение резервов снижения затрат на предприятии. / Г.В. Чепурко, В.В. Мануилова. // Kant, 2013. - № 1. - С. 22¬23.
50. Шовкунова, Н.Ю. Механизмы повышения конкурентоспособности предприятия. / Н.Ю. Шовкунова. // Современные тенденции науки и управления, 2015. - № 1-4. - С. 163-166.
51. Юзвович, Л.И. Комплексный подход к исследованию сущности и структуры затрат на производство и реализацию продукции в условиях динамичной экономической среды. / Л.И. Юзвович, А.В. Юзвович. // Финансы и кредит, 2013. - № 44 (572). - С. 9-13.
52. Лысенко, Д.В. Экономический анализ / Д.В. Лысенко. - М.: Проспект, 2012. - 320 с.
53. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2012. - 1094 с.
54. Селезнева, И. И. Финансовый анализ / И. И. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 179 с.
55. Автомобильная промышленность по итогам 2011г. Исследование рынкаwww.rbc.ru
56. Зюзин, А. В. Экономика автотранспортного предприятия / А. В. Зюзин. - М.: Проспект, 2012 - 123 с.
57. Зимин, Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: учебное пособие для вузов / Н. Е. Зимин. - М.: ЭКМОС, 2010. - 384 с.
58. Лавриков, И. Н., Пеньшин Н. В. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И. Н. Лавриков, Н. В. Пеньшин. - М.: ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 116 с.
59. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия: учебное пособие / М. И. Трубочкина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 319 с.
60. Самсонова, М. Ф. Финансовый менеджмент / М. Ф. Самсонова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 221 с.
61. Акулов, В. Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В. Б. Акулов. - М.: Флинта, МПСУ, 2010. - 264 с.
62. Морозко, Н. И. Фнансовый менеджмент: учебное пособие / Н. И. Морозко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с.
63. Туревский, И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебное пособие / И. С. Туревский. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА, 2013. -288 с.
64. Ковалев, А. И. Анализ финансового состояния предприятия / А. И. Ковалев, В. П. Привалов. - М.: ЦЭМ, 2014. - 424 с.
65. Богаченко, В. М. Бухгалтерский учет: учебное пособие / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. - М.: Феникс, 2013. - 398 с.
66. Гомонко, Э. А., Тарасова, Т. Ф. Управление затратами на предприятии / Э. А. Гомонко, Т. Ф. Кириллова. - М.: кнорус, 2010. - 320 с.
67. Грэкхем, Б. Анализ финансовой отчетности компаний / Б. Грэкхем, С. Мередит. - М.: Изд. Вильяме, 2012. - 144 с.
68. Чечевицына, Л. М. Экономика предприятия / Л. М. Чечевицына. - М.: Феникс, 2012. - 384 с.
69. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. - М.: Кнорус, 2011. - 792 с.
70. Арзуманова, Т. И., Мачабели М. Ш. Экономика организации / Т. И.