Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психосоциальная работа с молодой семьёй

Работа №23378

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Молодая семья как особая социальная категория 6
1.1 Понятие и общая характеристика молодой семьи 6
1.2 Социальные проблемы молодой семьи в современном обществе 13
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с молодой семьёй 19
2 Теоретические основы психосоциальной работы с молодой семьёй 26
2.1 Сущность и содержание психосоциальной работы с молодой семьёй 26
2.2 Направления психосоциальной работы с молодой семьёй 33
2.3 Психосоциальные технологии работы с молодой супружеской парой 41
3 Практическая деятельность ММАУ «Центра моделирования здорового
образа жизни «Веста» 44
3.1 Осуществление психосоциальной работы на примере ММАУ «Центра
моделирования здорового образа жизни «Веста» 44
3.2 Рекомендации по повышению эффективности социальной работы с семьёй по опыту ММАУ «Центра моделирования здорового образа жизни «Веста» 49
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение

Уже на протяжении достаточно долгого времени принято считать семью ячейкой общества. Данное суждение вполне справедливо, поскольку понятие «ячейка общества» как нельзя лучше описывает ту важную роль, которую в обществе исполняет семья: в семьях, посредством выполнения репродуктивной функции, воспроизводится население и воспитываются новые члены общества, граждане государства. Семейное воспитание влияет на формирование личности каждого отдельного человека - на его мировоззрение, жизненную позицию, политические убеждения, проявление собственного «Я». Именно поэтому для государства одной из приоритетных задач является защита и поддержка семьи, обеспечение благоприятных условий для ее жизнедеятельности. Обозначенная задача решается путём принятия различных законопроектов и социальных программ, направленных на поддержку семьи и пропаганду семейных ценностей среди молодёжи.
От уровня и качества жизни семьи зависит функционирование и дальнейшее развитие общества как единой системы, а также престиж государства. Государство, в котором семья имеет возможность жить достойно, по праву можно назвать благополучным. Однако следует заметить, что, несмотря на все меры государственной поддержки семьи часто распадаются.
Известно, что Россия занимает первое место по количеству разводов. Так по данным Федеральной службы государственной статистики число разводов в стране в 2015 году составило 611646. В выражении на 1000 человек населения этот показатель составляет 4,2%. В свою очередь число официально зарегистрированных браков в стране в 2015 году составило 1161068 - 7,9% на 1000 человек населения. В сравнении с периодом с 2011 года, когда число браков на 1000 человек населения составило 9,2%, брачность снизилась на 1,3% [1]. Значения представленных показателей нельзя назвать утешительными, поскольку семейные пары продолжают разводиться, а регистрировать свои 3
отношения стремятся немногие потенциальные супруги. Такие тенденции брачности и разводимости неблагоприятны для развития государства - они негативно сказываются на демографических процессах.
Надо сказать, что больше всего разводятся, как правило, молодые супружеские пары. В современных условиях социально-экономического кризиса снизилось качество жизни большого числа российских семей и в особенности это касается семей молодых, так как часто молодые супруги не обладают достаточным уровнем материального обеспечения, а иногда и вовсе вынуждены просить помощи у родителей. Тем не менее, как ни странно, нехватка средств к существованию не является веской причиной для развода. Довольно часто причиной для расторжения брака являются конфликтные отношения супругов, порожденные бытовыми ссорами, неумением решить обострившуюся ситуацию, несовпадением характеров и психологической неготовностью к браку.
Описанную точку зрения подтверждают данные социологического опроса, проведенного в 2013 году Всероссийским центром изучения общественного мнения - ВЦИОМ. Так, по данным опроса, 24% россиян в возрасте от 18 до 27 лет веской причиной для распада семьи считают измену, 21% респондентов того же возраста серьезной причиной считают непонимание, эгоизм и ссоры. Бедность как причину развода выделяют 15% опрошенных [2]. Приведенная статистика подтверждает актуальность темы, затронутой в данной работе, и тем самым обосновывает необходимость осуществления с молодыми семьями психосоциальной работы. Необходимо обеспечивать защиту и поддержку семьи не только в плане финансового обеспечения и разрешения социально-экономических семейных проблем. Должное внимание следует уделить социально-психологическому блоку проблем семьи.
Необходимость проведения психосоциальной работы с молодыми супружескими парами отмечают следующие авторы: Е.В. Рыбак, С.Ю. Ключников, Е.С. Калмыкова, О.В. Краснова, А.И. Донцов, Н.Д. Линде. Из числа зарубежных авторов темы психосоциальной работы касались Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис.
Объектом изучения в рамках написания выпускной квалификационной работы является молодая семья как особая социальная категория.
Предметом изучения является психосоциальная работа с молодой семьёй.
Цель написания работы - изучение психосоциальной работы с молодыми семьями, разработка практических рекомендаций для работы учреждения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1 Изучение понятий «семья» и «молодая семья», специфики молодой семьи;
2 Изучение социальных проблем молодой семьи в современном обществе и возможных путей их разрешения;
3 Изучение нормативно-правовой базы социальной работы с молодой семьёй;
4 Проведение анкетирования с целью изучения отношения красноярской молодежи и молодых пар к психосоциальной работе;
5 Описание содержания и методики психосоциальной работы с молодой семьей;
6 Рассмотрение опыта работы с молодой семьёй на примере конкретного учреждения;
7 Разработка рекомендаций для учреждения по повышению эффективности социальной работы с семьёй.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме психосоциальной работы с молодыми семьями. Актуальность этой темы обусловлена тем, что в настоящее время, как отмечают некоторые ученые, общество переживает кризис института брачно-семейных отношений. Существует мнение и о том, что институт семьи изжил себя, поскольку молодое поколение не ориентировано на создание семьи. Семья в представлении современной молодёжи трансформировалась в сожительство: это приводит к тому, что молодые пары считают нормальным вести совместное хозяйство и даже воспитывать детей, не регистрируя свои отношения в органах ЗАГСа, а в том случае, если отношения пары оформлены официально, супруги часто разводятся, считая это допустимым, не осуждаемым обществом явлением. На каждую третью супружескую пару приходится один развод. Такая тенденция негативно отражается на жизни общества и функционировании государства - больше всего высокие показатели разводимости и низкие показатели брачности негативно отражаются на демографической ситуации. Всё описанное обуславливает необходимость осуществления многосторонней работы с молодежью и семьёй. В частности, у молодежи необходимо формировать позитивное и ответственное отношение к созданию семьи, готовность к семейной жизни, а в работе с молодой семьёй необходимо делать упор не только на материальную поддержку семьи со стороны государства, но и на помощь в разрешении семейных проблем, в том числе проблем в межличностных отношениях супругов психологического характера. Таким образом, можно сделать вывод, что с молодёжью и молодыми супругами должна проводиться психосоциальная работа.
Целью написания данной выпускной квалификационной работы являлось изучение психосоциальной работы с молодой семьёй.
В работе была описана важность института семьи для общества. В частности, семья - это социальный институт, на который государство возлагает большие надежды по причине важности исполняемых семьёй функций. Самыми важными для государства функциями семьи является воспроизводство населения и социализация детей. В этом отношении особенно ценна для государства молодая семья: именно молодая семья способна в большей степени восполнить численность населения и воспитать новых членов общества. По этой причине первостепенной задачей является обеспечение всех необходимых условий для гармоничного существования молодой семьи в обществе.
Все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности семьи обеспечиваются государством посредством реализации семейной политики. Семейная политика государства создает нормативно-правовую базу для социальной работы с семьёй. Другими словами можно сказать, что государственная семейная политика реализуется посредством осуществления социальной работы. Кроме того, государство осознает необходимость пропаганды устойчивых семейных ценностей и создает условия не только для социально-экономического благополучия семьи, но и для поддержания благоприятного внутрисемейного климата, содействия в правильном воспитании детей.
С целью содействия правильному воспитанию детей и формированию благоприятного климата внутри семьи государством законодательно закреплена деятельность учреждений социального обслуживания, в которых семьи могут получать помощь социально-педагогического и социально¬психологического характера от квалифицированных специалистов. Такие виды помощи предоставляются посредством осуществления психосоциальной работы. Говоря другими словами, психосоциальная работа является направлением социальной работы, которое является весьма эффективным при работе с семьёй.
Помощь специалистов социально-педагогического характера направлена на формирование внутри семьи правильных установок воспитания детей.
В свою очередь, помощь социально-психологического характера направлена на нормализацию внутрисемейных отношений как между супругами, так между родителями и детьми.
Необходимость проведения работы с семьёй на различных этапах ее существования и необходимость работы со всеми членами семьи обуславливает осуществление психосоциальной работы по различным направлениям. Каждое из них является не менее важным. Первое из направлений - работа с парой на этапе формирования, в добрачный период. Благодаря данному направлению, у потенциальных супругов формируется психологическая и мотивационная готовность к браку - создается фундамент для будущей социально здоровой семьи. Следующее направление психосоциальной работы с супругами направлено на коррекцию супружеских взаимоотношений. Благодаря этому направлению у супругов формируются навыки для благополучного разрешения внутрисемейных конфликтов - формируется крепкий брак. При этом посредством анкетирования, проведенного в рамках написания выпускной квалификационной работы, установлено, что молодежь и супружеские пары считают уместным вмешательство специалистов в семейные отношения и готовы в случае необходимости обратиться за помощью. Такие результаты анкетирования опровергают ранее выдвинутое предположение о том, что помощь психолога не востребована среди молодых пар. Следующим направлением психосоциальной работы с семьёй является подготовка обоих супругов к осознанному и ответственному принятию родительской роли. Благодаря этому направлению внутри семьи формируется осознанное желание рождения ребенка, осознание необходимости правильного воспитания - тем самым создаются благоприятные условия для социализации ребенка. И наконец, последним направлением психосоциальной работы является коррекция детско-родительских внутрисемейных отношений. Это направление психосоциальной работы с семьёй позволяет наладить отношения между всеми членами семьи, а не только между супругами.
Осуществляя работу с семьёй по любому из описанных направлений, специалист применяет различные психосоциальные технологии, позволяющие ему установить причину возникновения проблемы, подобрать правильную методику для ее разрешения. В целом можно сказать, что применяя ту или иную психосоциальную технологию, специалист устанавливает контроль над проблемной ситуацией.
В рамках написания выпускной квалификационной работы была изучена практическая деятельность учреждения, осуществляющего психосоциальную работу с молодым населением Красноярска в возрасте от 14 до 30 лет. Полное название рассмотренного учреждения - Муниципальное молодёжное автономное учреждение «Центр моделирования здорового образа жизни «Веста». Целью деятельности данного молодежного центра является формирование среди молодого населения города установок на здоровый образ жизни. При этом формирование семейных ценностей является неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Собственно этот факт обуславливает проведение учреждением психосоциальной работы с подростками и молодежью, супружескими парами по всем описанным ранее направлениям. Преимущественно в молодежном центре реализуется групповая форма работы - проводятся тематические лекции, семинары, тренинги с целью популяризации семейных ценностей. В свою очередь, такие направления работы, как коррекция семейных отношении между супругами, родителями и детьми реализуются в индивидуальной форме с применением различных методик и упражнений семейной терапии. Индивидуальная работа проводится специалистами центра на платной основе - это регламентировано уставом, однако стоимость платных услуг доступна для молодежи.
В целом рассматриваемое учреждение достаточно успешно осуществляет свою работу, однако для повышения эффективности работы учреждения автором выпускной квалификационной работы был разработан ряд рекомендаций. Все описанные ранее рекомендации способны увеличить количество клиентов центра, тем самым положительно влияя на динамику показателей его работы. Кроме того, их применение позволит сделать выводы об эффективности оказываемой психосоциальной помощи по каждому из направлений психосоциальной работы.
Таким образом, можно сказать, что цель написания выпускной квалификационной работы достигнута.



1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Браки и разводы. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
2 ВЦИОМ [Электронный ресурс] : Россияне о разводах: двадцать лет назад и сегодня. - Режим доступа: http://www.wciom.ru.
3 Лисовский, В. Т. Социология молодёжи : учебник / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. - 361 с.
4 Кон, И. С. Социология молодёжи // Краткий словарь по социологии / под ред. Д. М. Гривишиани, Н. И. Лапина. - Москва, 2000. - с. 353-354.
5 Кравченко, А. И. Социология : энциклопедический словарь / А. И. Кравченко. - Москва : «ЛИБРКОМ», 2014. - с. 154.
6 Антонов, А. И. Социология семьи : учебник / А. И. Антонов. - Москва, 2007. - 361 с.
7 Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
8 Об основных направлениях государственной молодежной политики в
Российской Федерации : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июн. 1993 г. № 5090-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
9 Басов, Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения : учебник / под ред. Н. Ф. Басова. - Москва : КНОРУС, 2014. - с. 9-14.
10 Бойко, С. 3. Педагогические условия подготовки студентов
педагогического колледжа к работе с семьями группы риска / С. 3. Бойко // Новые технологии. - 2011. - № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru.
11 Ярская, В. Н. Социология молодёжи в контексте социальной работы : учебное пособие / под ред. В. Н. Ярской. - Саратов, 2010. - с. 86.
12 Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни : учебно- методическое пособие / А. Н. Сизанов. - Москва, 2014. - 86 с.
13 13 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 25 авт. 2015 г. № 889
14 Государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края».
15 Федотов А. Ю. Психология семейных отношений : учебное пособие / А. Ю. Федотов. - Москва : Изд-во Современного Гуманитарного ун-та, 2008. - с. 7.
16 Об основных направлениях семейной политики в Российской
Федерации : указ Президента от 14 мая 1996 г. № 712 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
17 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 256 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18 Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] : Что нужно знать о материнском капитале. - Режим доступа:http://www.pfrf.ru.
19 О социальной поддержке семей, имеющих детей в Красноярском крае :
закон Красноярского края от 9 дек. 2010 г. № 11-5393 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
20 Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации : федеральный закон от 28 дек. 2013 № 442 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
21 Молодая семья в современном обществе : методическое пособие / Е. В. Рыбак, Н. Г. Слепцова, А. Б. Федулова, Н. В. Цихончик. - Архангельск, 2016. - 150 с.
22 Краснова, О. В. Психология социальной работы : учебник / под ред. О. В. Красновой. - Москва : «Дашков и КО», 2014. - 314 с.
23 Донцов, А. И. Базовые формы и технологии психосоциальной работы в качестве комплексного условия обеспечения безопасности образовательной среды / А. И. Донцов, Д. А. Донцов, М. В. Донцова // «Новаинфо». - 2011. - № 3. - 10 с.
24 Щенникова, С. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы : учебное пособие / С. В. Щенникова, Е. Е. Алёшенькина. - Арзамас : Арзамасский филиал ИНГУ. - 2013. - 106 с.
25 Донцов, Д. А. Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях / Д. А. Донцов, О. А. Москвитина, И. Н. Орлова // Вестник СПбГУ. - 2010. - № 1. - с. 3.
26 Зародова, Т. Ю. Профилактика суицида в психосоциальной работе : методическое пособие / Т. Ю. Зародова. - Новошахтинск : Изд-во Филиала Южного Федерального ун-та, 2016. - 20 с.
27 Галасюк, И. Н. Психология социальной работы : учебник для бакалавров / И. Н. Галасюк. - Москва : «Дашков и КО», 2014. - с. 82.
28 Старшенбаум, Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. - Москва : Изд-во Высшей школы психологии, 2003. - 300 с.
29 Эйдимиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. / Э. Г. Эйдимиллер, В. Юстицкис. - Санкт-Петербург : «Питер», 2005. - с. 301-304.
30 Андреева, Т. В. Семейная психология : учебное пособие / Т. В. Андреева. - Санкт-Петербург : Речь, 2009. - 244 с.
31 Блазер, А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. / А. Блазер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен. / пер. с нем. Л. С. Каганова. - Москва : «Класс», 2003. - 272 с.
32 Немов, Р. С. Психокорекция семейных отношений: семья как объект психокоррекционного воздействия / Р. С. Немов. - Москва, 2016. - 36 с.
33 Виниченко, Е. А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли / Е. А. Виниченко // Вестник КемГУКИ. - 2012. - № 18. - с. 3.
34 Рыбакова, Н. А. Психосоциальная работа с женщинами и семьями, ждущими ребенка : учебно-методическое пособие / Н. А. Рыбакова, Л. В. Телищева, Н. А. Малыхина. - Псков, 2007. - 144 с.
35 Халанская, В. А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы : учебное пособие / В. А. Халанская, М. А. Ситникова. - Белгород, 2009. - 222 с.
36 Карабанова, О. А. Семейное психологическое консультирование - теория, практика, образование / О. А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 3. - с. 107.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ