Модели реализации правового регулирования городских агломераций в Российской Федерации
|
Введение
Глава 1. Понятие и признаки городских агломераций. Городские агломерации
Российской Федерации, их правовое регулирование в настоящее время 6
1.1. Понятие и признаки городских агломераций 6
1.2. Городские агломерации Российской Федерации 13
1.3. Правовое регулирование городских агломераций в РФ в настоящее
время 18
Глава 2. Модели перспективного правового регулирования городских
агломераций в РФ 28
2.1. Правовые критерии для отнесения территорий к городским
агломерациям 28
2.2. Модели правового регулирования формирования и управления
городскими агломерациями и их реализация 34
2.2.1. Анализ предлагаемых исследователями моделей правового
регулирования формирования и управления городскими агломерациями 34
2.2.2. Модель «Городская агломерация - муниципальное образование» и её
реализация 40
2.2.3. Модель «Договорная агломерация» и её реализация 49
2.2.4. Модель «Региональная агломерация» и её реализация 55
Заключение 62
Список использованных источников
Глава 1. Понятие и признаки городских агломераций. Городские агломерации
Российской Федерации, их правовое регулирование в настоящее время 6
1.1. Понятие и признаки городских агломераций 6
1.2. Городские агломерации Российской Федерации 13
1.3. Правовое регулирование городских агломераций в РФ в настоящее
время 18
Глава 2. Модели перспективного правового регулирования городских
агломераций в РФ 28
2.1. Правовые критерии для отнесения территорий к городским
агломерациям 28
2.2. Модели правового регулирования формирования и управления
городскими агломерациями и их реализация 34
2.2.1. Анализ предлагаемых исследователями моделей правового
регулирования формирования и управления городскими агломерациями 34
2.2.2. Модель «Городская агломерация - муниципальное образование» и её
реализация 40
2.2.3. Модель «Договорная агломерация» и её реализация 49
2.2.4. Модель «Региональная агломерация» и её реализация 55
Заключение 62
Список использованных источников
Настоящая работа направлена на изучение городских агломераций, как объективно существующего географического и социально-экономического явления, а также на изучение действующего и перспективного их правового регулирования в условиях российской действительности, главным образом путем анализа возможностей реализации различных моделей правового регулирования городских агломераций.
Актуальность исследования, проведенного в настоящей работе, обусловлена низким уровнем правового регулирования городских агломераций, вплоть до практически полного отсутствия данного термина в нормативно - правовых актах, Помимо этого, в конституционном, административном и муниципальном праве России отсутствуют правовые институты и нормы, посредством которых можно было бы адекватно урегулировать городские агломерации, развивая их положительные стороны и минимизируя проблемы данного явления, Между тем, агломерации в РФ есть, их достаточно много и они играют существенную роль, что признается и самим государством, находя отражение в посланиях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ и практически во всех основных программных актах, посвященных социально¬экономическому развитию РФ и её регионов,
Теоретической базой для нашего исследования служили монографии и учебные пособия за авторством различных ученых-географов, градоведов и экономистов, в частности Лаппо Г, М,, Косицкого Я, В,, Платунова А, М,, Анимицы Е, Г,, Власова Н, Ю,, Пивоварова Ю, Л,, Репиной Е, А,, Глазычева В,, Стародубровской И,, Смирнягина Л, В, и Волчковой И, В,; работы исследователей-юристов в сфере конституционного и муниципального права, Авакьян С, А,, Баженовой О, И,, Бабичева И, В,, Бабуна Р,, Кокорева Д, А., Гриценко Е, В,, Пешина Н, Ф,, Максимова А, Н,, Швецова А, Н,, Сергеева Д, Ю,, Уварова А, А, и др, При исследовании мы также опирались на сравнительное правоведение, получая на основе работ Ижевского Д, О,, Болотиной Е, В,, Бутовой Т, В,, Пухова М, М,, Пешина Н, Л,, Попова Д, А,,
Маркварта Э. и Щукина И. А. информацию о правовом регулировании городских агломераций за рубежом. Правовой базой для нашего исследования стала Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство (ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы), нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), в том числе утверждающие акты программного характера (программы, методики, стратегии), законодательство субъектов РФ и иные нормативно - правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. В своих исследованиях мы также опирались на акты Конституционного Суда РФ (Постановления и Определения).
Целями выпускной квалификационной работы является исследование городских агломераций как географического и социально-экономического явления и установление перспектив их правового регулирования в виде правовых критериев и моделей правового регулирования, которые возможно предложить законодателю как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Для достижения данных целей мы ставим перед собой следующие задачи:
- На основе исследования работ географов, градоведов и экономистов выявить определение городской агломерации, как географического и социально-экономического явления.
- Установить количество городских агломераций в Российской Федерации и их распределение по её территории.
- Исследовать действующее правовое регулирование на предмет институтов и норм, через которые возможно осуществлять регулирование городских агломераций в настоящее время.
- На основе признаков городской агломерации, как географического и социально-экономического явления выявить критерии, которыми может руководствоваться правоприменитель при отнесении той или иной территории к городской агломерации,
- Установить предлагаемые исследователями-юристами модели правового регулирования статуса и формирования городских агломераций и исследовать возможности их реализации в Российской Федерации, с учетом опыта других стран по разрешению данной проблемы,
Объектом исследования, таким образом, будут городские агломерации, как географическое и социально-экономическое явление, общественные отношения по поводу их формирования и действия и правовое регулирование данных общественных отношений, Предметом нашего исследования будет определение и признаки городских агломераций, их распределение на территории Российской Федерации, действующее правовое регулирование и модели перспективного правового регулирования,
Актуальность исследования, проведенного в настоящей работе, обусловлена низким уровнем правового регулирования городских агломераций, вплоть до практически полного отсутствия данного термина в нормативно - правовых актах, Помимо этого, в конституционном, административном и муниципальном праве России отсутствуют правовые институты и нормы, посредством которых можно было бы адекватно урегулировать городские агломерации, развивая их положительные стороны и минимизируя проблемы данного явления, Между тем, агломерации в РФ есть, их достаточно много и они играют существенную роль, что признается и самим государством, находя отражение в посланиях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ и практически во всех основных программных актах, посвященных социально¬экономическому развитию РФ и её регионов,
Теоретической базой для нашего исследования служили монографии и учебные пособия за авторством различных ученых-географов, градоведов и экономистов, в частности Лаппо Г, М,, Косицкого Я, В,, Платунова А, М,, Анимицы Е, Г,, Власова Н, Ю,, Пивоварова Ю, Л,, Репиной Е, А,, Глазычева В,, Стародубровской И,, Смирнягина Л, В, и Волчковой И, В,; работы исследователей-юристов в сфере конституционного и муниципального права, Авакьян С, А,, Баженовой О, И,, Бабичева И, В,, Бабуна Р,, Кокорева Д, А., Гриценко Е, В,, Пешина Н, Ф,, Максимова А, Н,, Швецова А, Н,, Сергеева Д, Ю,, Уварова А, А, и др, При исследовании мы также опирались на сравнительное правоведение, получая на основе работ Ижевского Д, О,, Болотиной Е, В,, Бутовой Т, В,, Пухова М, М,, Пешина Н, Л,, Попова Д, А,,
Маркварта Э. и Щукина И. А. информацию о правовом регулировании городских агломераций за рубежом. Правовой базой для нашего исследования стала Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство (ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы), нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), в том числе утверждающие акты программного характера (программы, методики, стратегии), законодательство субъектов РФ и иные нормативно - правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. В своих исследованиях мы также опирались на акты Конституционного Суда РФ (Постановления и Определения).
Целями выпускной квалификационной работы является исследование городских агломераций как географического и социально-экономического явления и установление перспектив их правового регулирования в виде правовых критериев и моделей правового регулирования, которые возможно предложить законодателю как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Для достижения данных целей мы ставим перед собой следующие задачи:
- На основе исследования работ географов, градоведов и экономистов выявить определение городской агломерации, как географического и социально-экономического явления.
- Установить количество городских агломераций в Российской Федерации и их распределение по её территории.
- Исследовать действующее правовое регулирование на предмет институтов и норм, через которые возможно осуществлять регулирование городских агломераций в настоящее время.
- На основе признаков городской агломерации, как географического и социально-экономического явления выявить критерии, которыми может руководствоваться правоприменитель при отнесении той или иной территории к городской агломерации,
- Установить предлагаемые исследователями-юристами модели правового регулирования статуса и формирования городских агломераций и исследовать возможности их реализации в Российской Федерации, с учетом опыта других стран по разрешению данной проблемы,
Объектом исследования, таким образом, будут городские агломерации, как географическое и социально-экономическое явление, общественные отношения по поводу их формирования и действия и правовое регулирование данных общественных отношений, Предметом нашего исследования будет определение и признаки городских агломераций, их распределение на территории Российской Федерации, действующее правовое регулирование и модели перспективного правового регулирования,
История человечества проходила в русле урбанизации. Роль городов, как формы территориального расселения на протяжении человеческой истории становилась все выше и выше. Итогом этого развития стало появление базирующейся на основе крупных городов новой формы территориального расселения - городских агломераций. Новая форма территориального расселения породила достаточно много нуждающихся в решении проблем - экономического, политического, демографического, экологического и иного характера. Все это обуславливает необходимость появления в этой сфере правового регулирования, чему и была посвящена наша работа. По итогам нашей работы мы полностью достигли целей и задач, которые были нами поставлены, что выражается в следующем:
1. Нами на основе сравнения и анализа определений, даваемых исследователями, было сконструировано комплексное определение городских агломераций как ограниченной определенной территорией совокупности населенных пунктов, включающая в себя крупный город (ядро) и иные вблизи расположенные населенные пункты, образующей в результате взаимосвязи этих населенных пунктов единую сложную динамическую систему с многообразными интенсивными связями. Нами также было установлено территориальное распределение городских агломераций по территории Российской Федерации и рассмотрены как их положительные стороны (расширение сферы потребителей городских услуг, развитие инфраструктуры, возможность реализации совместных проектов и др.), так и проблемы, которые они порождают (транспортные и экологические проблемы, возможность возникновения дефицита воды и иных ресурсов для обслуживания населения, крайне дорогая стоимость реализации агломерационных проектов и др.).
2. На основе изучения действующего правового регулирования нами сделан вывод о недостаточности закрепленных в действующем законодательстве институтов и норм для того, чтобы посредством их использования охватить общественные отношения, связанные с функционированием городских агломераций из-за ряда правовых ограничений, установленных этими же или другими правовыми нормами, При этом, исходя из того, что агломерации - явление объективно существующее, отсутствие должного правового регулирования влечет усугубление порождаемых ими проблем,
3, В контексте исследования перспективного правового регулирования нами выделены следующие правовые критерии отнесения территорий к городским агломерациям: наличие крупного города - ядра агломерации; охват агломеративными отношениями более, чем одного муниципального образования; наличие между населенными пунктами, входящими в агломерацию, интенсивных и разнообразных связей, На наш взгляд, законодателю следует утвердить их на уровне федерального закона для того, чтобы правоприменитель руководствовался ими, определяя те или иные территории, как относящиеся к определенной городской агломерации,
4, В контексте исследования перспектив правового регулирования нами выделены три основных модели перспективного правового регулирования процесса формирования городских агломераций и определения их статуса - 1) Модель «Агломерация - муниципальное образование»; 2) Модель «Договорная агломерация» и 3) Модель «Региональная агломерация», Нами исследованы перспективы реализации каждой из моделей,
4.1, Модель «Агломерация - муниципальное образования» отнесена нами к самой трудной в реализации, поскольку от неё требуется как внесение значительных изменений и дополнений в действующее законодательство, так и существенные организационные меры, посредством которых будет осуществляться создание агломераций в качестве муниципальных образований,
4.2, Модель «Договорная агломерация» мы определили как наиболее простую в реализации, поскольку действующее законодательство уже имеет в себе институт «межмуниципального сотрудничества», который может стать базой для внесения дальнейших изменений, Однако и для реализации этой модели потребуются значительные организационные меры, в том числе активное стимулирование со стороны государства муниципальных образований к сотрудничеству путем использования институтов данной модели.
4.3. Последняя модель рассмотрена нами в нескольких направлениях, из которых первое направление - преобразование городских агломераций в города федерального значения - нами было признано практически невозможным к реализации, а второе направление - осуществление различных форм управления агломерацией со стороны субъекта Федерации - допустимым и возможным к реализации, однако с обязательным участием муниципалитетов в формировании органов по управлению агломерации. В целом, реализация данной модели, по сложности примерно равна реализации второй модели - сильных изменений федерального законодательства не требуется и здесь в большей степени реализация находится в руках субъектов РФ.
1. Нами на основе сравнения и анализа определений, даваемых исследователями, было сконструировано комплексное определение городских агломераций как ограниченной определенной территорией совокупности населенных пунктов, включающая в себя крупный город (ядро) и иные вблизи расположенные населенные пункты, образующей в результате взаимосвязи этих населенных пунктов единую сложную динамическую систему с многообразными интенсивными связями. Нами также было установлено территориальное распределение городских агломераций по территории Российской Федерации и рассмотрены как их положительные стороны (расширение сферы потребителей городских услуг, развитие инфраструктуры, возможность реализации совместных проектов и др.), так и проблемы, которые они порождают (транспортные и экологические проблемы, возможность возникновения дефицита воды и иных ресурсов для обслуживания населения, крайне дорогая стоимость реализации агломерационных проектов и др.).
2. На основе изучения действующего правового регулирования нами сделан вывод о недостаточности закрепленных в действующем законодательстве институтов и норм для того, чтобы посредством их использования охватить общественные отношения, связанные с функционированием городских агломераций из-за ряда правовых ограничений, установленных этими же или другими правовыми нормами, При этом, исходя из того, что агломерации - явление объективно существующее, отсутствие должного правового регулирования влечет усугубление порождаемых ими проблем,
3, В контексте исследования перспективного правового регулирования нами выделены следующие правовые критерии отнесения территорий к городским агломерациям: наличие крупного города - ядра агломерации; охват агломеративными отношениями более, чем одного муниципального образования; наличие между населенными пунктами, входящими в агломерацию, интенсивных и разнообразных связей, На наш взгляд, законодателю следует утвердить их на уровне федерального закона для того, чтобы правоприменитель руководствовался ими, определяя те или иные территории, как относящиеся к определенной городской агломерации,
4, В контексте исследования перспектив правового регулирования нами выделены три основных модели перспективного правового регулирования процесса формирования городских агломераций и определения их статуса - 1) Модель «Агломерация - муниципальное образование»; 2) Модель «Договорная агломерация» и 3) Модель «Региональная агломерация», Нами исследованы перспективы реализации каждой из моделей,
4.1, Модель «Агломерация - муниципальное образования» отнесена нами к самой трудной в реализации, поскольку от неё требуется как внесение значительных изменений и дополнений в действующее законодательство, так и существенные организационные меры, посредством которых будет осуществляться создание агломераций в качестве муниципальных образований,
4.2, Модель «Договорная агломерация» мы определили как наиболее простую в реализации, поскольку действующее законодательство уже имеет в себе институт «межмуниципального сотрудничества», который может стать базой для внесения дальнейших изменений, Однако и для реализации этой модели потребуются значительные организационные меры, в том числе активное стимулирование со стороны государства муниципальных образований к сотрудничеству путем использования институтов данной модели.
4.3. Последняя модель рассмотрена нами в нескольких направлениях, из которых первое направление - преобразование городских агломераций в города федерального значения - нами было признано практически невозможным к реализации, а второе направление - осуществление различных форм управления агломерацией со стороны субъекта Федерации - допустимым и возможным к реализации, однако с обязательным участием муниципалитетов в формировании органов по управлению агломерации. В целом, реализация данной модели, по сложности примерно равна реализации второй модели - сильных изменений федерального законодательства не требуется и здесь в большей степени реализация находится в руках субъектов РФ.
Подобные работы
- РОЛЬ АГЛОМЕРАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ БАРНАУЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - Межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ
ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ
КОМПЛЕКСНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование методических подходов к управлению развитием городских агломераций
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование методов оценки социально-экономических процессов развития городских агломераций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Устойчивое социально-экономическое развитие поселений. Актуальные проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



