Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модели реализации правового регулирования городских агломераций в Российской Федерации

Работа №23252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Понятие и признаки городских агломераций. Городские агломерации
Российской Федерации, их правовое регулирование в настоящее время 6
1.1. Понятие и признаки городских агломераций 6
1.2. Городские агломерации Российской Федерации 13
1.3. Правовое регулирование городских агломераций в РФ в настоящее
время 18
Глава 2. Модели перспективного правового регулирования городских
агломераций в РФ 28
2.1. Правовые критерии для отнесения территорий к городским
агломерациям 28
2.2. Модели правового регулирования формирования и управления
городскими агломерациями и их реализация 34
2.2.1. Анализ предлагаемых исследователями моделей правового
регулирования формирования и управления городскими агломерациями 34
2.2.2. Модель «Городская агломерация - муниципальное образование» и её
реализация 40
2.2.3. Модель «Договорная агломерация» и её реализация 49
2.2.4. Модель «Региональная агломерация» и её реализация 55
Заключение 62
Список использованных источников


Настоящая работа направлена на изучение городских агломераций, как объективно существующего географического и социально-экономического явления, а также на изучение действующего и перспективного их правового регулирования в условиях российской действительности, главным образом путем анализа возможностей реализации различных моделей правового регулирования городских агломераций.
Актуальность исследования, проведенного в настоящей работе, обусловлена низким уровнем правового регулирования городских агломераций, вплоть до практически полного отсутствия данного термина в нормативно - правовых актах, Помимо этого, в конституционном, административном и муниципальном праве России отсутствуют правовые институты и нормы, посредством которых можно было бы адекватно урегулировать городские агломерации, развивая их положительные стороны и минимизируя проблемы данного явления, Между тем, агломерации в РФ есть, их достаточно много и они играют существенную роль, что признается и самим государством, находя отражение в посланиях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ и практически во всех основных программных актах, посвященных социально¬экономическому развитию РФ и её регионов,
Теоретической базой для нашего исследования служили монографии и учебные пособия за авторством различных ученых-географов, градоведов и экономистов, в частности Лаппо Г, М,, Косицкого Я, В,, Платунова А, М,, Анимицы Е, Г,, Власова Н, Ю,, Пивоварова Ю, Л,, Репиной Е, А,, Глазычева В,, Стародубровской И,, Смирнягина Л, В, и Волчковой И, В,; работы исследователей-юристов в сфере конституционного и муниципального права, Авакьян С, А,, Баженовой О, И,, Бабичева И, В,, Бабуна Р,, Кокорева Д, А., Гриценко Е, В,, Пешина Н, Ф,, Максимова А, Н,, Швецова А, Н,, Сергеева Д, Ю,, Уварова А, А, и др, При исследовании мы также опирались на сравнительное правоведение, получая на основе работ Ижевского Д, О,, Болотиной Е, В,, Бутовой Т, В,, Пухова М, М,, Пешина Н, Л,, Попова Д, А,,
Маркварта Э. и Щукина И. А. информацию о правовом регулировании городских агломераций за рубежом. Правовой базой для нашего исследования стала Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство (ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы), нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), в том числе утверждающие акты программного характера (программы, методики, стратегии), законодательство субъектов РФ и иные нормативно - правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. В своих исследованиях мы также опирались на акты Конституционного Суда РФ (Постановления и Определения).
Целями выпускной квалификационной работы является исследование городских агломераций как географического и социально-экономического явления и установление перспектив их правового регулирования в виде правовых критериев и моделей правового регулирования, которые возможно предложить законодателю как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Для достижения данных целей мы ставим перед собой следующие задачи:
- На основе исследования работ географов, градоведов и экономистов выявить определение городской агломерации, как географического и социально-экономического явления.
- Установить количество городских агломераций в Российской Федерации и их распределение по её территории.
- Исследовать действующее правовое регулирование на предмет институтов и норм, через которые возможно осуществлять регулирование городских агломераций в настоящее время.
- На основе признаков городской агломерации, как географического и социально-экономического явления выявить критерии, которыми может руководствоваться правоприменитель при отнесении той или иной территории к городской агломерации,
- Установить предлагаемые исследователями-юристами модели правового регулирования статуса и формирования городских агломераций и исследовать возможности их реализации в Российской Федерации, с учетом опыта других стран по разрешению данной проблемы,
Объектом исследования, таким образом, будут городские агломерации, как географическое и социально-экономическое явление, общественные отношения по поводу их формирования и действия и правовое регулирование данных общественных отношений, Предметом нашего исследования будет определение и признаки городских агломераций, их распределение на территории Российской Федерации, действующее правовое регулирование и модели перспективного правового регулирования,

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История человечества проходила в русле урбанизации. Роль городов, как формы территориального расселения на протяжении человеческой истории становилась все выше и выше. Итогом этого развития стало появление базирующейся на основе крупных городов новой формы территориального расселения - городских агломераций. Новая форма территориального расселения породила достаточно много нуждающихся в решении проблем - экономического, политического, демографического, экологического и иного характера. Все это обуславливает необходимость появления в этой сфере правового регулирования, чему и была посвящена наша работа. По итогам нашей работы мы полностью достигли целей и задач, которые были нами поставлены, что выражается в следующем:
1. Нами на основе сравнения и анализа определений, даваемых исследователями, было сконструировано комплексное определение городских агломераций как ограниченной определенной территорией совокупности населенных пунктов, включающая в себя крупный город (ядро) и иные вблизи расположенные населенные пункты, образующей в результате взаимосвязи этих населенных пунктов единую сложную динамическую систему с многообразными интенсивными связями. Нами также было установлено территориальное распределение городских агломераций по территории Российской Федерации и рассмотрены как их положительные стороны (расширение сферы потребителей городских услуг, развитие инфраструктуры, возможность реализации совместных проектов и др.), так и проблемы, которые они порождают (транспортные и экологические проблемы, возможность возникновения дефицита воды и иных ресурсов для обслуживания населения, крайне дорогая стоимость реализации агломерационных проектов и др.).
2. На основе изучения действующего правового регулирования нами сделан вывод о недостаточности закрепленных в действующем законодательстве институтов и норм для того, чтобы посредством их использования охватить общественные отношения, связанные с функционированием городских агломераций из-за ряда правовых ограничений, установленных этими же или другими правовыми нормами, При этом, исходя из того, что агломерации - явление объективно существующее, отсутствие должного правового регулирования влечет усугубление порождаемых ими проблем,
3, В контексте исследования перспективного правового регулирования нами выделены следующие правовые критерии отнесения территорий к городским агломерациям: наличие крупного города - ядра агломерации; охват агломеративными отношениями более, чем одного муниципального образования; наличие между населенными пунктами, входящими в агломерацию, интенсивных и разнообразных связей, На наш взгляд, законодателю следует утвердить их на уровне федерального закона для того, чтобы правоприменитель руководствовался ими, определяя те или иные территории, как относящиеся к определенной городской агломерации,
4, В контексте исследования перспектив правового регулирования нами выделены три основных модели перспективного правового регулирования процесса формирования городских агломераций и определения их статуса - 1) Модель «Агломерация - муниципальное образование»; 2) Модель «Договорная агломерация» и 3) Модель «Региональная агломерация», Нами исследованы перспективы реализации каждой из моделей,
4.1, Модель «Агломерация - муниципальное образования» отнесена нами к самой трудной в реализации, поскольку от неё требуется как внесение значительных изменений и дополнений в действующее законодательство, так и существенные организационные меры, посредством которых будет осуществляться создание агломераций в качестве муниципальных образований,
4.2, Модель «Договорная агломерация» мы определили как наиболее простую в реализации, поскольку действующее законодательство уже имеет в себе институт «межмуниципального сотрудничества», который может стать базой для внесения дальнейших изменений, Однако и для реализации этой модели потребуются значительные организационные меры, в том числе активное стимулирование со стороны государства муниципальных образований к сотрудничеству путем использования институтов данной модели.
4.3. Последняя модель рассмотрена нами в нескольких направлениях, из которых первое направление - преобразование городских агломераций в города федерального значения - нами было признано практически невозможным к реализации, а второе направление - осуществление различных форм управления агломерацией со стороны субъекта Федерации - допустимым и возможным к реализации, однако с обязательным участием муниципалитетов в формировании органов по управлению агломерации. В целом, реализация данной модели, по сложности примерно равна реализации второй модели - сильных изменений федерального законодательства не требуется и здесь в большей степени реализация находится в руках субъектов РФ.


1. Конституция Российской Федерации от 12,12,1993 // Собрание законодательства РФ, - 2014. - № 31, - ст, 4398,
2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее
составе нового субъекта Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 17,12,2001 № 6-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06,10,2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 2003. - № 40, - ст, 3822,
4. О внесении изменений в статью 26,3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 27,05,2014 № 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
5. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утв, Указом Президента РФ от 16,01,2017 № 13 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=210967&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.7550926533536731#0
6. Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах», утв, Постановление Правительства РФ от 28,04,1995 № 439 // Собрание законодательства РФ, - 1995. - № 21, - ст, 1966,
7. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
9. Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, утв. Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 № 2193-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
10. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации (основные положения), одобрена Правительством РФ протоколом от 15.12.1994 № 31 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/
11. Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью // СПС «КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
12. О развитии агломерации в Белгородской области: закон Белгородской области от 01.03.2016 года № 58 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
13. О регулировании земельных отношений в Красноярском крае: закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 // Наш Красноярский край. - 2008. - № 50.
14. Инвестиционная стратегия Красноярского края на период до 2030
года, утв. Указом губернатора Красноярского края от 17 декабря 2013 года N 239-уг // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/
15. Схема территориального планирования Красноярского края, утв, Постановлением Правительства Красноярского края от 26,07,2011 № 449-п // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
16. Перечень частей территории Красноярского края, утв, распоряжением Правительства Красноярского края от 19,02,2009 № 119-р // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01,12,2016 // Парламентская газета, - 2016. - № 45,
18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12,12,2013 // Российская газета, - 2013. - № 282,
19. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12,12,2012 // Российская газета, - 2012. - № 287,
20. Временная методики определения рекреационных нагрузок на природные комплексы при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха и временные нормы этих нагрузок, утв, Гослесхозом СССР // СПС «КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
21. Методические указания по осуществлению государственного
санитарного надзора за разработкой и реализацией проектов и схем районной планировки, утв, Минздравом СССР 14,04,1970 № 845 -70 // СПС
«КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
Судебная практика
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 01,12,2015 № 30-П // Вестник Конституционного Суда РФ, - 2016. - № 2,
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 24,01,1997 N 1-П // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10,07,2003 № 289-0 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/
Специальная литература
1. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х т. Т. 2. - М.: Юристъ, 2005. - 749 с.
2. Анимица Е. Г. Градоведение: учебное пособие / Е. Г. Анимица, Н. Ю. Власова. - Екатеринбург: Изд-во урал.гос.экон.университета, 2010. - 433 с.
3. Асеева О. В. Теоретический подход к изучению понятия городская агломерация / О. В. Асеева, О. Ю. Непочатых // Поколение будущего: взгляд молодых ученых. - 2015. - Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. - С. 24-28
4. Бабичев И. В. Территории местного самоуправления и их юридические конструкции // Конституционное и муниципальное право. - 2009.
- № 10. - С. 23-33.
5. Бабун Р. В. Управление агломерациями городов в условиях реформы местного самоуправления // Регион: экономика и социология. - 2016.
- № 1. - С. 249-267.
6. Бабун Р. Местное самоуправление начинается с «места» // Городское управление. - 2014. - №2. - С. 2-12.
7. Баженова О. И. Современные проблемы организации муниципальной власти в городских округах: состояние и перспективы //Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 7. - С. 54-66.
8. Болотина Е. В. Организационные основы французского муниципального управления: Монография. - СПб.: ГОУ ВПО «СПбГУАП», 2006. - 91 с.
9. Бутова Т. В. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России / Т. В. Бутова, М. М. Пухова, И. А. Щукин // Управленческие науки. - 2013. - № 3. - C. 4-15.
10. Васильев В. И. К вопросу о территориальных уровнях местного самоуправления // Журнал российского права. - 2017. - № 1. - С. - 80-91.
11. Волчкова И, В, Особенности управления развитием агломераций в России // Вопросы экономики и права, - 2014. - № 1. - С, 78-81.
12. Волчкова И, В, Управление формированием и социально - экономическим развитием городских агломераций: монография / И.В, Волчкова, Н.Н, Минаев, - Томск : Изд-во Том, гос, архит,-строит, ун-та, 2014, - 115 с,
13. Глазычев В, Челябинская агломерация: потенциал развития / В, Глазычев, И, Стародубская, - Челябинск, 2008. - 278 с
14. Город и деревня в европейской России: сто лет перемен / Под ред, Т.Г, Нефедовой, П.М, Полян, А.И, Трейвиш, - М,: ОГИ, 2001, - 558 с,
15. Гриценко Е, В, Городские агломерации: в поисках оптимальной модели территориальной организации (сравнительно-правовой анализ) // Конституционное и муниципальное право, - 2014. - № 10, - С, 28-36.
16. Джагарян А.А, Зеркальный лабиринт муниципальной реформы: конституционно-судебная практика как основа для поиска выходов / А, А, Джагарян, Н, В, Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. -
2016. - № 5 - С, 14-42.
17. Доклад о мировой демографической ситуации и перспективах ее изменения, подг, Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/ru/story/2017/06/1306811
18. Долгих Е.И,, Ерлич В.А,, Кузнецова П.О, Рейтинг устойчивого развития городов России //Демоскоп Weekly, - 2018. - № 765-766. [Электронный ресурс] URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0765/barom01.php
19. Ежевский Д, О, Городское самоуправления - опыт Лондона // Административное и муниципальное право, - 2008. - № 10, - С, C.27-35.
20. Кокорев Д, А, Города с особым правовым статусом // Право: теория и практика, - 2003. - Вып, 67 // Виртуальный клуб юристов [Электронный ресурс] URL: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1203/8.html
21. Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочные принципы проектирования городов: метод. Указания - Москва: Изд-во Московского архитектурного ин-та, 1974. - 200 с.
22. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. - М.: Норма. - 2008. - 544 с.
23. Лаппо Г. М. География городов: Учебное пособие для географических факультетов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.
24. Лаппо Г. М. Города на пути в будущее - М.: Мысль, 1987. - 256 с.
25. Максимов А. Н. Административно-территориальное устройство субъектов российской федерации: понятие и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 4. - С. 70-79.
26. Маркварт Э. Управление городскими агломерациями: организационно-правовые аспекты договорной модели // Муниципальная власть. - 2017. - № 2. - С. 20-24.
27. Маркварт Э. Межмуниципальное сотрудничество в Германии / Э. Маркварт, С. Исупова // Российская муниципальная практика. - 2009. - № 7. - С. 12-16.
28. Махрова А. Московская агломерация и «Новая Москва» / А. Махрова, Т. Нефёдова, А. Трейвиш // Pro et Contra. - 2012. - Т. 16. - № 6. - С. 19-32.
29. Местное самоуправление и развитие территорий: российский и европейский опыт / под ред. Е.В. Гриценко, Э. Маркварта, В.П. Мохова. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2014. - 529 с.
30. Мировая демографическая ситуация, 2014 год: краткий доклад, подготовлен Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/pdf/trends/Concise %20Report%20on%20the%20World%20Population%20Situation%2020 1 4/ru.pdf
31. Москаленко А. Ф. Проблемы правового регулирования формирования агломераций в Российской Федерации // Г осударственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 10. - С. 54-58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ