Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие готовности студентов педагогического бакалавриата к реализации интерактивных технологий обучения

Работа №23208

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
644
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы формирования готовности студентов педагогического бакалавриата к реализации интерактивных технологий обучения
1.1 Понятие и виды интерактивных образовательных технологий 9
1.2 Интерактивные технологии в процессе профессиональной подготовки в
высших учебных заведениях студентов педагогического бакалавриата 27
1.3 Формирование готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий в вузе 43
2 Образовательная среда Сибирского федерального университета как средство обеспечения готовности студентов педагогического бакалавриата к реализации интерактивных технологий обучения
2.1 Образовательная среда Сибирского федерального университета: событийность и результаты исследования 55
2.2 Диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированное™ готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий в образовательной среде СФУ 65
2.3 Анализ оценки уровня сформированное™ готовности к реализации интерактивных технологий студентов ИЛЛС СФУ 75
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения А-Б


Современные условия модернизации системы педагогического образования, а так же запросы работодателей и государства на существенные изменения содержания и структуры подготовки будущих педагогов к реализации интерактивных технологии в профессиональной деятельности для выполнения требований ФГОС на различных ступенях образования. Все изменения в сфере профессиональной подготовки студентов уровня бакалавриата направления «Педагогическое образование и науки» ориентированы на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на региональном рынке труда, обеспечение преемственности уровней образования средствами усиления практической направленности профессиональной подготовки в университете.
Необходимость формирования готовности будущего педагога к реализации интерактивных технологии обусловлена изменившимися стандартами общего и высшего образования и внедрением Профессионального стандарта педагога, в котором это выступает ключевой трудовой функцией.
Инновационные процессы на уровне бакалавриата педагогического образования влекут изменение содержания профессиональной подготовки, готовность применять инновационные методы и технологии для достижения заявленных образовательных результатов в ФГОС.
Стратегии профессионального педагогического образования предоставляет возможности, предполагая знакомство с формами и способами освоения профессиональных функций и действий в течение всей жизни.
Требования к педагогам включают готовность и способность к реализации трудовых функций и действий с целью достижения высоких результатов обучающимися, а так же непрерывное личностное и профессиональное развитие педагога для получения заявленного уровня качества обучения.
Усиление практической направленности профессиональной подготовки будущих учителей в образовательной среде федерального университета пред-полагает проектирование и разработку концептуальной модели на основе совершенствования методологии, изменения содержания и походов обучения будущего педагога в университете. Проблема формирования готовности и/или способности к реализации интерактивных технологий будущим педагогом в своей профессиональной деятельности является одной из важнейших в педагогической науке.
Проблемы подготовки педагогических кадров к реализации интерактивных технологий и, в частности, формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности нашли широкое отражение в педагогической и психолого-педагогической литературе.
В современных условиях усиление практической направленности профессиональной подготовки будущего учителя обусловлена реформированием системы педагогического образования в России и изменениями в требованиях, предъявляемых обществом к личности современного учителя, осуществляющего профессиональную деятельность в условиях инноваций в сфере образования и практик развития.
Решение проблемы создания продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения заявленных образовательных результатов связано с поиском вариантов использования интерактивных технологий и форм обучения (С.А. Бизяева, A.M. Болгова, Т.Н. Добрыни¬на, О.А. Ким, Н.Е. Седова и др.). Некоторые современные подходы к реализации интерактивных технологий раскрыты в работах Л. X. Г ейхман, И. М. Гор- баченко, И.А. Горяйнова, И.А. Дмитриева, Л.Х. Заинутдинова, М.В. Кларина, Е.В. Коротаева, А.В. Кошарного, А.С. Молчанова, Н.Г. Суворова, В.В. Чистова и др. В своих трудах ученые рассматривали готовность будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения во-первых, как условие развития познавательной активности обучаемых, во-вторых, как дидактический элемент педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Оба принципа остаются актуальными и подтверждают свою необходимость на основе анализ запросов работодателей и заказчика, демонстрирующих проблему приведения профессиональной деятельности педагогов в соответствие с возросшими требованиями к качеству и разнообразию образовательных услуг, в том числе с учетом запросов детей с особыми образовательными потребностями и необходимостью выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося. В связи с этим важным является в период обучения в университете формирование у будущих педагогов готовности к реализации трудовых функций и действий с применением современных технологии образования.
Важным признаком технологичности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС нового поколения является реализация все возрастающего социального заказа общества к образованию, однако современные средства и новые технологии образования появляются на потребительском рынке гораздо быстрее, чем возможно обновление образовательных стандартов. Ис¬пользование инновационных методов, способов и средств обучения, воспитания и развития детей и организация дополнительного профессионального образования, реализующего программы, основанные на эффективных технологиях, является одним из стратегических направлений повышения качества профессионального образования обучающихся и работающих педагогов.
В современных социально-экономических условиях осознается объективная необходимость разработки новых моделей подготовки педагогических кадров, которые сориентированы на развитие обучающегося, поддержание его психического и физического здоровья, формирование мышления, сознания, ценностей, его эффективную и успешную социализацию. Одним из действенных средств совершенствования деятельности педагогов является использование современных технологии образования, включающих достижения психолого-педагогической науки, информационных технологии, инновационные средства обучения, обладающие здоровьесберегающим потенциалом и позволяющие решать не только традиционные, но и творческие и развивающие задачи по удовлетворению образовательных потребностей субъектов образовательного процесса (обучающихся, государства и родителей).
Анализ педагогической и психолого-педагогической литературы показывает, что недостаточно исследована проблема формирования готовности будущих педагогов на уровне бакалавриата (как в системе среднего профессионального и высшего образования) к использованию интерактивных технологий обучения при выполнении трудовых функций и действий.
Все вышеизложенное позволяет выделить противоречие между потребностью современного общего образования в педагогических кадрах, готовых к реализации интерактивных технологий обучения в своей профессиональной деятельности, и отсутствием научно обоснованной концептуальной модели формирования готовности у будущих педагогов на уровне бакалавриата.
Данное противоречие подтверждает актуальность исследования и предоставляет возможность сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения в период их обучения в университете
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия для формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения в период их обучения в университете и проверить их результативность.
Объект исследования процесс подготовки будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
Предмет исследования организационно-педагогические условия для формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ процесса формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
2. Выявить и описать уровни готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
3. Разработать уровневую модель формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
4. Описать организационно-педагогические условия, позволяющие сформировать готовность будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
5. Апробировать организационно-педагогические условия, позволяющие сформировать готовность будущих педагогов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения будет эффективным, если:
• разработать и реализовать организационно-педагогические условия, позволяющие сформировать готовность будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения;
• разработать уровневую модель формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
Теоретической основой исследования послужили:
философское положение о диалектическом способе познания; деятельностный подход (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), позволяющий включить педагога в непосредственную практическую деятельность по освоению технологий образования, что усиливает мотивационную направленность обучения; компетентностный подход к обучению (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.), позволяющий строить процесс формирования готовности с учетом актуальных общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых будущему педагогу; технологический подход к обучению (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Н.Н. Михайлова, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов и др.), позволяющий реализовать технологическую процедуру практико-ориентированной подготовки на уровне бакалавриата педагогического направления.
Теоретическую основу исследования составляют: положения о ведущей роли педагога в развитии личности ребенка (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.); о закономерностях формирования и развития личности (А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.); исследования по обновлению процесса обучения в отечественной средней и высшей школах (А.А. Вербицкий, Ю.А. Дмитриев, Г.Л. Ильин, С.А. Козлова, Н.А. Морева, Г.П. Новикова, О.П. Радынова, Л.Г. Семушина и др.); теория деятельности (Л.С. Выготский,П.Я. Гальперин,В.В. Давыдов,В.П. Зинченко,В.Д. Шадриков); концепции формирования готовности педагога к профессионально-педагогической деятельности (А.А. Морголис, Л.В. Виноградов, О.Г. Смолянинова, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин и др.);
Методологической базой исследования являются изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ истории и современного состояния изучаемой проблемы, анализ программно-нормативных документов по реализации модернизации педагогического образования в части профессиональной подготовки педагогов; педагогический эксперимент в рамках Государственного контракта № 03.044.120031 Министерства образования и науки на 2014-2015 гг.; метод экспертных оценок; моделирование и наблюдение в рамках реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов в ИППС СФУ, изучение передового российского и зарубежного педагогического опыта.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты магистерской работы в полном или модифицированном виде могут быть использованы в практике подготовки студентов педагогических направлений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Следует отметить, что в проведенном исследовании научно обоснована, теоретически доказана, подтверждена гипотеза, все поставленные задачи решены, сделаны выводы, подтверждающие эффективность проведенной работы:
Осуществленный теоретический анализ проблемы развития готовности студентов педагогического бакалавриата к реализации интерактивных технологий обучения позволил трактовать ее как интегративное качество личности, являющееся результатом профессионального образования и системообразующим фактором профессиональной деятельности педагога, применяющего в работе современные интерактивные методы, средства и технологии обучения.
Проанализировав теоретические и практические положения педагогов по проблеме развития интерактивных технологий обучения, мы выявили комплекс интерактивных технологий и классификацию технологий, представленных в первой главе диссертации.
В условиях еще существующей классно-урочной системы обучения, интерактивные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая собственно содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит каким бы то ни было серьезным коррективам. Интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, интерактивные технологии позволяют достигать поставленных образовательных целей по учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами.
В ходе исследования разработана, научно обоснована модель формирования готовности педагогов к реализации интерактивных технологий обучения, которая включает: методологические подходы к формирования готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения; мотивационный, когнитивный, информационный и организационно-деятельностный компоненты готовности, систему организационно-педагогических условий, а также уровни сформированности готовности будущих педагогов к реализации интерактивных технологий обучения.
Выделены организационно-педагогические условия развития готовности педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования:
• стимулирование освоения студентами теоретических и практических основ интерактивных технологий обучения;
• создание инновационной среды: включение студентов в творческие группы по разработке и внедрению новшеств; презентации результатов инновационного опыта работы студентов на семинарах и научно-практических конференциях;
• поддерживающий стиль руководства; повышение профессионализма педагогов на курсах повышения квалификации и стажировках;
• обновление программ дополнительного профессионального образования на основе анализа современных интерактивных технологий обучения;
• повышение уровня практической направленности подготовки педагогов и организации освоения современных интерактивных технологий обучения;
• организация практических занятий и событий для будущих педагогов с помощью специализированных ИКТ-средств, позволяющих использовать новое игровое и техническое оборудование, информационные технологии и интернет-ресурсы для совершенствования педагогической деятельности;
• проведение своевременной профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогов.
Проведенное количественное исследование позволило сделать вывод о том, что большинство студентов находятся на оптимальном уровне восприимчивости к применению интерактивных технологий, однако, для минимизации барьеров и недостатков имеет смысл дальнейшее усиление реализации деятельностного подхода и организации событий.
Тем самым, осуществление обучения на основе созданной модели и усиление практической направленности учебного процесса позволят существенно развить готовность педагогов к реализации интерактивных технологий обучения. В результате данное исследование в полном или модифицированном виде может быть использовано в практике подготовки студентов педагогических на-правлений.



1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. C.41.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. - 315 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005. С. 275.
4. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. М., 2004. С. 53.
5. Колачёв В.Ю. Совершенствование управления инновационной дея-тельностью в сфере образовательных услуг // Инновации в образовании. 2008 № 8. С.31.
6. Матлина С.Г. От традиций к инновационному поиску (заметки о круглом столе) // Библиотековедение. 1998. № 5. С.14.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., 2017. С. 82.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2- х т. Т. 1. [Текст]/ Г.К.Селевко - Москва: Народное образование, 2005. -354 с
9. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Борцовской. М., 2014. С. 42.
10. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2017. С. 48.
11. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. С. 14.
12. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32
13. Фролова Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. 2008. № 7. С. 94.
14. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. С. 67.
15. Ефимов П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.
16. Джаганян А.Г. Реализация интерактивных педагогических технологий в поликультурной образовательной среде // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы III Международной научной конференции. Владикавказ, 2010. С. 74-77.
17. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 21.
18. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь, 2006. С. 77.
19. Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика [Текст] / И. Н. Розина. - Москва: Логос. - 2005. - 460 с
20. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. М.: Просвещение, 2009. С. 23.
21. Трегубова Т. М. Модернизация профессионального образования: глобализация, ключевые компетенции, образовательный перенос [Текст] / Т. М. Трегубова. - Казань: КГУ. - 2003. - 224 с.
22. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: монография / под. редакцией: Бадарча Дендева - Москва: ПИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 стр.
23. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст]/ В. И. Байденко. - 2-е. изд. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
24. Роберт И.В. Информатизация образования как новая отрасль педагогического знания//Человек и образование - 2012 -№1C.30-33
25. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель.2000. № 1. С. 25.
26. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. С. 34.
27. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие. Минск, 2004. С. 33.
28. Ваграменко Я. А. Информационные технологии и модернизация образования [Текст]/ Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 3-9.
29. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. С. 83-87.
30. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и ме-тодов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 1992. С. 157.
31. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. С. 162.
32. Рыбакова В.П. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона. Ярославль, 2016. С. 85.
33. Мамаев В.А. Формирование готовности учителя к проектированию педагогических технологий в учебном процессе: Дис.канд.пед.наук. Челябинск,2001. - 155 с.
34. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. С. 412.
35. Костин А.К. Инновационная деятельность: стратегия и практика // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2013 № 1. C. 27.
36. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный под-ход: учебное пособие. М.: Academia, 2006. С. 165.
37. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве: монография / под научной ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С. 35.
38. Кларин М.В. Педагогическая технология. М.: Просвещение, 1989.¬92 с.
39. Селевко Г. К. Классификация образовательных технологий // Выс¬шее образование в России. 2016. № 4. С. 87.
40. Кагерманьян В. С., Гарунов М. Г., Маркова Н. А. Технология обучения в системе научно-технического образования. М., 2015. С. 74.
41. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. С. 85.
42. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина, И. Г. Андреева, Е. А. Лобанова и др. Балашов: Николаев, 2004. 64 с.
43. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005. 76 с.
44. Михайлова Н. Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже: моногр. М.: НИИРПО, 2007. 247 с.
45. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. -222 с.
46. Морева Н. А. Конструирование содержания и технология подготовки преподавателей средних педагогических профессиональных учебных заведений: моногр. М.: Зеркало, 2007. 340 с.
47. Семушина Л. Г., Дмитриев Ю. А., Мотуренко Н. В. Профессиональное образование: проблемы и поиск их решения: моногр. М.: ЭконИнформ, 2010. 220 с.
48. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Проф. подготовка учителя в системе высш. пед. образованиям.: МГПИ им. В. И. Ленина,1982. С. 14-28.
49. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сласте-нина. - М.: Академия, 2004.
50. Казарин, А. С. Инновационные средства и технологии в системе обучения [Текст] / А. С. Казарин // Высшее образование в России. -2007. - № 6. - С. 143-144.
51. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб. пособ для студ. высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ