Формирование и оценивание профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования профессиональной
компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе 5
1.1 Профессиональная компетентность: определение, виды,
специфика у педагогов 5
1.2 Обзор моделей формирования профессиональной компетентности
педагога: структура и практика применения 15
1.3 Практико-ориентированный подход формирования
профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога 27
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию
профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе 35
2.1 Новый модульный подход к построению учебного процесса
бакалавров для формирования профессиональных компетенций 35
2.2 Анализ результатов исследования сформированное™ 40
профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов СФУ ИППС 40
2.3 Методические рекомендации формирования профессиональной
компетентности бакалавров педагогического направления в
условиях практико-ориентированной среды университета 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
1 Теоретические основы формирования профессиональной
компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе 5
1.1 Профессиональная компетентность: определение, виды,
специфика у педагогов 5
1.2 Обзор моделей формирования профессиональной компетентности
педагога: структура и практика применения 15
1.3 Практико-ориентированный подход формирования
профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога 27
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию
профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе 35
2.1 Новый модульный подход к построению учебного процесса
бакалавров для формирования профессиональных компетенций 35
2.2 Анализ результатов исследования сформированное™ 40
профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов СФУ ИППС 40
2.3 Методические рекомендации формирования профессиональной
компетентности бакалавров педагогического направления в
условиях практико-ориентированной среды университета 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Актуальность. Новейшими тенденциями модернизации отечественного высшего педагогического образования являются академическая мобильность, углубление практической направленности подготовки, поиск новых подходов к оценке образовательных результатов будущих педагогов, готовность педагогов
- бакалавров к профессиональной деятельности, сформированность комплекса профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Инновационный путь развития современного общества неразрывно связан с запросом на формирование профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности бакалавра
- будущего педагога в высшем образовании - требование времени, важно подготовить такого специалиста, который способен и готов к продуктивным инновациям в своей сфере профессиональной деятельности. В современном мире компетентность является желаемым результатом профессионального образования, показателем его качества. Компетентность рассматривается как качественная характеристика эффективности деятельности человека, мера успешности достижения цели, связанной с инновационными процессами в разных сферах жизни современного человека.
Актуальность формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде вуза определяется тем, что с внедрением стандартов ФГОС третьего поколения [43] осуществляется изменение в высшем педагогическом профессиональном образовании. Согласно стандартам высшего образования нового поколения процесс обучения будущего педагога должен быть практико-ориентированным, направленным на формирование профессиональных умений и навыков для дальнейшего использования в профессиональной сфере будущего учителя: обучении, воспитании и развитии учащихся. Обучение будущих педагогов построению учебной деятельности предполагает существенно иную модель практической подготовки. Целью становится формирование
высококвалифицированных специалистов в области преподавания, способных быстро и успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации в образовательной среде и продолжать постоянно свое самообразование, саморазвитие, профессиональный рост.
За новыми требованиями к педагогу возникают и новые требования к процессу подготовки педагога и вузам, обеспечивающим такую подготовку. Сегодня на вузы ложатся задачи необходимости кардинального переустройства профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечение формирования педагога новой формации, владеющего современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учётом требований новых стандартов. Кроме этого сегодня вузы сами должны быть источниками педагогических инноваций. Поиск путей совершенствования качества профессионального педагогического образования требует разработки новых образовательных моделей подготовки бакалавров.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность практики формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе.
Предметом исследования являются практики развития профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что практики формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета будут результативны, если:
1) будут выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования профессиональной компетентности в образовательной среде Сибирского федерального университета;
2) исследованы и систематизированы образовательные события в практико-ориентированном подходе, способствующие ее насыщению и реализации профессиональных проб;
3) разработана модель оценивания сформированное™ профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Исходя из целей, объекта и предмета исследования, а также гипотезы, были определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования;
2) проанализировать процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета;
3) разработать и апробировать модель оценивания сформированное™ профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ литературы по проблемам исследования, программно-методического обеспечения, разработанного для подготовки учителей, нормативно-правовых документов Министерства образования и науки РФ.
эмпирические: анкетирование, экспертная оценка, беседы со специалистами в области образования, студентами педагогических направлений вузов, контент-анализ дневников по педпрактике.
- бакалавров к профессиональной деятельности, сформированность комплекса профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Инновационный путь развития современного общества неразрывно связан с запросом на формирование профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности бакалавра
- будущего педагога в высшем образовании - требование времени, важно подготовить такого специалиста, который способен и готов к продуктивным инновациям в своей сфере профессиональной деятельности. В современном мире компетентность является желаемым результатом профессионального образования, показателем его качества. Компетентность рассматривается как качественная характеристика эффективности деятельности человека, мера успешности достижения цели, связанной с инновационными процессами в разных сферах жизни современного человека.
Актуальность формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде вуза определяется тем, что с внедрением стандартов ФГОС третьего поколения [43] осуществляется изменение в высшем педагогическом профессиональном образовании. Согласно стандартам высшего образования нового поколения процесс обучения будущего педагога должен быть практико-ориентированным, направленным на формирование профессиональных умений и навыков для дальнейшего использования в профессиональной сфере будущего учителя: обучении, воспитании и развитии учащихся. Обучение будущих педагогов построению учебной деятельности предполагает существенно иную модель практической подготовки. Целью становится формирование
высококвалифицированных специалистов в области преподавания, способных быстро и успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации в образовательной среде и продолжать постоянно свое самообразование, саморазвитие, профессиональный рост.
За новыми требованиями к педагогу возникают и новые требования к процессу подготовки педагога и вузам, обеспечивающим такую подготовку. Сегодня на вузы ложатся задачи необходимости кардинального переустройства профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечение формирования педагога новой формации, владеющего современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учётом требований новых стандартов. Кроме этого сегодня вузы сами должны быть источниками педагогических инноваций. Поиск путей совершенствования качества профессионального педагогического образования требует разработки новых образовательных моделей подготовки бакалавров.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность практики формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Объектом исследования выступает процесс формирования профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога в практико-ориентированном подходе.
Предметом исследования являются практики развития профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что практики формирования профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета будут результативны, если:
1) будут выявлены теоретические и научно-методические предпосылки формирования профессиональной компетентности в образовательной среде Сибирского федерального университета;
2) исследованы и систематизированы образовательные события в практико-ориентированном подходе, способствующие ее насыщению и реализации профессиональных проб;
3) разработана модель оценивания сформированное™ профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Исходя из целей, объекта и предмета исследования, а также гипотезы, были определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования;
2) проанализировать процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета;
3) разработать и апробировать модель оценивания сформированное™ профессиональной компетентности бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ литературы по проблемам исследования, программно-методического обеспечения, разработанного для подготовки учителей, нормативно-правовых документов Министерства образования и науки РФ.
эмпирические: анкетирование, экспертная оценка, беседы со специалистами в области образования, студентами педагогических направлений вузов, контент-анализ дневников по педпрактике.
В ходе выполнения диссертационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Раскрыто содержание понятия профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования. Под компетентностью вслед за А. В. Хуторским мы понимаем уже состоявшееся у обучающегося качество (или их совокупность) и минимальный опыт деятельности в той или иной сфере; обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность обозначает приобретение, преобразование и использование необходимых знаний, которые предполагают активную познавательную деятельность и личностную активность индивида, а также способность реализации на практике конкретных сформированных компетенций. Разница между традиционно признаваемой моделью профессионального образования (знаниево-ориентированной) и моделью нетрадиционной (компетентностно-ориентированной) состоит в личностно- и практико-ориентированной направленности последней. Рассмотренная структурно-функциональная модель профессиональной практико-ориентированной подготовки бакалавра-педагога представляет завершенную и построенную логически структуру, которая состоит из теоретико-методологического, целевого, содержательно-технологического, структурного, результативно-оценочного блоков. В литературных источниках при разработке практико-ориентированного подхода в профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога раскрыт потенциал педагогической практики, профессиональных проб, самостоятельной работы, кейс-метода, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, ситуаций моделирования, проектирования, творческих заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, педагогических мастерских, интерактивных форм семинарских и практических занятий, тесной связи с будущими работодателями.
2. Проанализирован процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Апробирована модель формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Обучение по программе прикладного бакалавриата отличается от обучения по программе академического (обычного) бакалавриата. В данном случае обучение состоит из базовой части, вариативной части, практики и Государственной итоговой аттестации. На прохождение всех учебных дисциплин в программе прикладного бакалавриата приходится 189 зачетных единиц, на практику - 45 зачетных единиц, на ГИА - 93 зачетные единицы. Модульная система обучения в обычном (академическом) и прикладном бакалавриате существенно отличается. В системе обучения в прикладном бакалавриате модули пересекаются между собой и, что самое главное, модуль «Практики» пронизывает все остальные модули, тесно с ними взаимосвязан. Практика распределяется равномерно в течение всего периода обучения. Рекомендовано разнообразие распределенных и концентрированных практик (которые встроены в учебные дисциплины модельной практики, практики- пробы, проектной практики, практики-погружения). Программа практик всех модулей включает их разные виды, реализуемые на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Сетевая форма организации практики обеспечивает освоение студентами различных видов профессиональной деятельности педагога в соответствии с ФГОС третьего поколения. Подобное интенсивное распределение практики в модульной системе обучения в прикладном бакалавриате создает оптимальные условия для получения учащимися практических умений и опыта.
3. Проведено исследование на оценку сформированности двух профессиональных компетенций и выявление общего уровня профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов в готовности реализовывать образовательные программы по учебной дисциплине в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) и способности проектировать образовательные программы (ПК-8) с применением адаптированной для студентов Сибирского федерального университета модели «Критериальной карты оценивания уровня сформированности компетенции» Л. В. Шкериной профессора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ им. Астафьева). Со студентами прикладного бакалавриата СФУ ПИПС была апробирована модель формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Полученные данные позволяют говорить о том, что практики формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета более эффективны, чем условия бакалавриата академического (обычного). У студентов прикладного бакалавриата профессиональные компетенции сформированы преимущественно на высоком креативном и продуктивном уровне, тогда как у студентов академического бакалавриата преимущественно на более низком базовом уровне, или на продуктивном уровне. Все три компонента профессиональных компетенций (когнитивный, праксиологический, аксиологический) у студентов прикладного бакалавриата СФУ ПИПС сформированы на более высоком уровне по сравнению со студентами академического (обычного) бакалавриата КГПУ им. Астафьева.
1. Раскрыто содержание понятия профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования. Под компетентностью вслед за А. В. Хуторским мы понимаем уже состоявшееся у обучающегося качество (или их совокупность) и минимальный опыт деятельности в той или иной сфере; обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность обозначает приобретение, преобразование и использование необходимых знаний, которые предполагают активную познавательную деятельность и личностную активность индивида, а также способность реализации на практике конкретных сформированных компетенций. Разница между традиционно признаваемой моделью профессионального образования (знаниево-ориентированной) и моделью нетрадиционной (компетентностно-ориентированной) состоит в личностно- и практико-ориентированной направленности последней. Рассмотренная структурно-функциональная модель профессиональной практико-ориентированной подготовки бакалавра-педагога представляет завершенную и построенную логически структуру, которая состоит из теоретико-методологического, целевого, содержательно-технологического, структурного, результативно-оценочного блоков. В литературных источниках при разработке практико-ориентированного подхода в профессиональной компетентности бакалавра - будущего педагога раскрыт потенциал педагогической практики, профессиональных проб, самостоятельной работы, кейс-метода, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, ситуаций моделирования, проектирования, творческих заданий, тренингов, деловых и ролевых игр, педагогических мастерских, интерактивных форм семинарских и практических занятий, тесной связи с будущими работодателями.
2. Проанализирован процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Апробирована модель формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Обучение по программе прикладного бакалавриата отличается от обучения по программе академического (обычного) бакалавриата. В данном случае обучение состоит из базовой части, вариативной части, практики и Государственной итоговой аттестации. На прохождение всех учебных дисциплин в программе прикладного бакалавриата приходится 189 зачетных единиц, на практику - 45 зачетных единиц, на ГИА - 93 зачетные единицы. Модульная система обучения в обычном (академическом) и прикладном бакалавриате существенно отличается. В системе обучения в прикладном бакалавриате модули пересекаются между собой и, что самое главное, модуль «Практики» пронизывает все остальные модули, тесно с ними взаимосвязан. Практика распределяется равномерно в течение всего периода обучения. Рекомендовано разнообразие распределенных и концентрированных практик (которые встроены в учебные дисциплины модельной практики, практики- пробы, проектной практики, практики-погружения). Программа практик всех модулей включает их разные виды, реализуемые на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Сетевая форма организации практики обеспечивает освоение студентами различных видов профессиональной деятельности педагога в соответствии с ФГОС третьего поколения. Подобное интенсивное распределение практики в модульной системе обучения в прикладном бакалавриате создает оптимальные условия для получения учащимися практических умений и опыта.
3. Проведено исследование на оценку сформированности двух профессиональных компетенций и выявление общего уровня профессиональной компетентности бакалавров - будущих педагогов в готовности реализовывать образовательные программы по учебной дисциплине в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) и способности проектировать образовательные программы (ПК-8) с применением адаптированной для студентов Сибирского федерального университета модели «Критериальной карты оценивания уровня сформированности компетенции» Л. В. Шкериной профессора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (КГПУ им. Астафьева). Со студентами прикладного бакалавриата СФУ ПИПС была апробирована модель формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета. Полученные данные позволяют говорить о том, что практики формирования профессиональных компетенций бакалавров педагогического направления в практико-ориентированной среде Сибирского федерального университета более эффективны, чем условия бакалавриата академического (обычного). У студентов прикладного бакалавриата профессиональные компетенции сформированы преимущественно на высоком креативном и продуктивном уровне, тогда как у студентов академического бакалавриата преимущественно на более низком базовом уровне, или на продуктивном уровне. Все три компонента профессиональных компетенций (когнитивный, праксиологический, аксиологический) у студентов прикладного бакалавриата СФУ ПИПС сформированы на более высоком уровне по сравнению со студентами академического (обычного) бакалавриата КГПУ им. Астафьева.
Подобные работы
- Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в процессе самообразования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Проектная компетентность бакалавров педагогического направления в условиях практико-ориентированной подготовки в вузе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Формирование педагогической составляющей профессионально-педагогической компетентности студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Художественное образование» в рамках дисциплины «Методика исследования творческой деятельности»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование коммуникативной компетенции будущих педагогов с использованием контекстного подхода
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Профессиональные кейсы как инструмент оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



