Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (Сочинский Государственный Университет)

Работа №56133

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект работы - ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Есть много приложений.
Также есть доклад .
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций в психологии 6
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психологии 6
1.2. Классификация ценностных ориентаций 11
1.3. Ценностные ориентации как фактор влияния на межличностные отношения сотрудников организации 17
Глава 2. Теоретический анализ проблемы межличностных отношений 23
2.1. Понятие отношений 23
2.2. Межличностные отношения в коллективе 27
2.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и межличностных отношений 32
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (на примере ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста») 37
3.1. Организация проведения исследования 37
3.2. Анализ результатов исследования 42
3.3. Рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации 46
Заключение 54
Приложение 1 63
Приложение 3 67
Приложение 4 68
Приложение 5 69
Приложение 7 72
Приложение 8 74


Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире все большую роль играют человеческие ресурсы, рациональное использование которых оказывает значимое влияние на производительность и успех организации. Однако без внутреннего настроя сотрудников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня лояльности и заинтересованности персонала в конечных результатах работы обеспечение данного условия практически невозможно. Для поддержания трудовой активности персонала на высоком уровне необходима заинтересованность каждого сотрудника в исполнении своих обязанностей вне зависимости от его положения в организационной иерархии. Более того, на него должны действовать определенные побуждающие силы как изнутри, так и внешне.
Внутренними содержательными регуляторами поведения человека являются ценностные ориентации. В последнее время проблема их изучения и анализа того влияния, которое ценности оказывают на поведение человека, привлекает все большее внимание, обусловленное интересом общества к социальным и культурным вопросам.
Известно, что ценностные ориентации – это осознанные взаимосвязанные смысловые ориентиры, которые являются отражением в человеческом сознании его понимания мира, общечеловеческой культуры. Они служат критериями выбора целей и стандартов поведения, выступают основаниями оценок, которыми человек руководствуется в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности. В системе ценностных ориентаций отображаются идеалы человека, что в конечном итоге оказывает влияние на формирование и развитие его взаимоотношений с коллегами и руководством.
При этом только четкое понимание того, что движет человеком, что эффективнее всего пробуждает его трудовую активность, какие мотивы и стимулы являются основой его поступков, позволяет разработать действенную систему методов управления трудовыми процессами.
Вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявить влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена (на примере ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»).
Задачи исследования:
 раскрыть теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций как фактора влияния на межличностные отношения сотрудников организации.
 провести эмпирическое исследование по выявлению влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»;
 разработать рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации.
Объект исследования: медицинский персонал среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Предмет исследования: влияние ценностных ориентаций на межличностные отношения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о наличии взаимосвязи между ценностными ориентациями и характером межличностных отношений у медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Теоретическую основу исследования составляют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.Ю. Галиченко, Е.М. Дубовской, С.О. Елишева, И.В. Легостаева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., которые занимались изучением понятий «ценность» и «ценностные ориентации» в психологии и социологии, а также работы В.Н. Куницыной, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и других авторов, затрагивавших различные проблемные стороны межличностных отношений.
Методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез, а также тестирование и статистическая обработка полученных данных.
Методики исследования:
 тест Милтона Рокича «Исследование ценностных ориентаций»;
 методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Оценка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента.
Научная новизна исследования: в ходе работы впервые проведено исследование на базе ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста», результаты которого позволили обосновать особенности влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в рамках практической работы по совершенствованию межличностных отношений медицинского персонала среднего звена в подобных организациях.
База исследования: медицинский персонал среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Раскрыв теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций как фактора влияния на межличностные отношения сотрудников организации, нами сделан вывод о том, что ценностная система представляет собой многомерное динамическое пространство и пространство это не линейно. Более того, в жизни современного общества именно ценностные ориентации фактически управляют поведением человека, представляя собой широкую систему отношений личности к миру, ближнему, человечеству, различным объективным и субъективным явлениям и процессам. Они выражают отношение к совокупности этих объектов действительности, регулируют общий подход к содержанию человеческой деятельности и формам поведения личности, разворачивающийся в целях, идеалах, интересах, планах, принципах, убеждениях, способствующий целеполаганию человека, раскрывающийся через оценки, решения, избираемые линии поведения и представляющие значимые элементы внутренней структуры личности.
В научной литературе существуют различные типологии ценностей. Одной из самых известных является классификация М. Рокича. Автор выделяет два типа ценностей: 1) терминальные ценности, или ценности-цели, отражают конечную цель индивидуального существования человека, стоящую того, чтобы к ней стремиться. Следовательно, терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо; 2) инструментальные ценности, или ценности-средства, формируют предпочтительный образ действий личности в большинстве жизненных ситуаций ситуации.
В свою очередь, межличностные отношения людей представляют собой субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Динамичный характер межличностных отношений в организации актуализирует проблему развития общекорпоративных ценностных ориентаций. С позиции ценностного подхода к анализу межличностных отношений субъектов социального взаимодействия существенными характеристиками здесь является содержание ценностей и норм, определяющих позицию, ориентацию того или иного участника взаимодействия, которая придает этому взаимодействию конкретный и определенный смысл. В случае доминирования утилитарной, прагматической ориентации одного из участников социального взаимодействия другой участник (партнер) выступает для него по преимуществу объектом воздействия, а само взаимодействие – ресурсом, используемым для достижения личных, утилитарных прагматических целей. Такую ориентацию в социальном взаимодействии можно обозначить как объектно-ресурсную. В случае же, когда доминирующей, преобладающей является нравственная ориентация, другой участник взаимодействия воспринимается и оценивается не как объект воздействия для достижения своих личных прагматических целей, но как равный себе субъект, имеющий свои, отличные от собственных потребности, цели и интересы, которые следует уважать и учитывать при взаимодействии с ним. Само же взаимодействие рассматривается при этом не как один из ресурсов достижения личной выгоды, пользы от него, а как самостоятельная ценность, заключающаяся в формировании, поддержании и развитии благоприятных для обоих партнеров взаимоотношений. Такую ориентацию в социальном взаимодействии можно обозначить как субъектно-ценностную.
Механизм формирования ценностных ориентаций внутри организации в данном случае можно представить в упрощенном виде, как реализацию последовательных этапов:
4) формирование ценностей организации;
5) разработка мероприятий по усвоению ценностей сотрудниками;
6) формирование ценностных ориентаций сотрудников.
В рамках этого механизма формирование ценностных ориентаций представляется в виде перехода от транслируемых обществом ценностей к сформированным на их основе ценностным ориентациям социальной группы, то есть трудового коллектива организации, и каждого его субъекта.
В результате проведенного эмпирического исследования по выявлению влияния ценностных ориентаций на межличностные отношения медицинского персонала среднего звена ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста», нами отмечено, что испытуемые, во внутриценностном аппарате которых превалируют ценности «наличие хороших и верных друзей», «развитие», «продуктивная жизнь», «эффективность в делах», «рациональность» и «самоконтроль» достоверно чаще обладают высоким уровнем коммуникативных и организационных способностей, обеспечивающих формирование и развитие позитивных межличностных отношений в трудовом коллективе.
По результатам эмпирического исследования нами разработаны следующие рекомендации по совершенствованию межличностных отношений сотрудников организации ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста»:
 широкое внедрение социально-психологических методов управления, которые применяются с целью повышения социальной активности сотрудников;
 формирование системы корпоративных ценностей и их развитие в рамках организационной культуры;
 психологическая коррекция межличностных отношений в трудовом коллективе, развитие коммуникативных и организаторских умений сотрудников с использованием командных испытаний в виде группо-динамических тренингов, командного коучинга, или командообразования в режиме реального времени, специализирванных игровых технологий и тренингов, направленных на оптимизацию внутри- и межгрупповых отношений, согласование командных и личных целей и ценностей.



1. Александрова, Л.А. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития / Л.А. Александрова, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказов // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М., 2014. – С. 579-610.
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 2004. – №5. – С. 63-70.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2014. – 384 с.
4. Арушанян, Г.Р. Понятие «ценность» в современной философской литературе / Г.Р. Арушанян, О.В. Загорская, Л.С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2014. – №4 (14). – С. 39-49.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2015. – 416 с.
6. Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / М.И. Бобнева, О.И. Зотова // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1995. – С. 241-255.
7. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Боалев. – С-Пб. : Изд-во ЛГУ. 2014. – 241с.
8. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Академия, 2005. – 328 с.
9. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации как нелинейная система и диагностика внутриличностной неопределенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/conf/bubn.htm (дата обращения: 21.04.2018).
10. Галиченко, А.Ю. Ценность как психолого-педагогическая категория / А.Ю. галиченко, М.Н. Киреев, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. – 2015. – №4 (8). – С. 130-137.
11. Гасилин, В.Н. Ценности и идеалы формирующегося российского общества: философско-методологические аспекты / В.Н. Гасилин, А.В. Рязанов // Вестник Поволжского института управления. – 2016. – № 2. – С. 106-114.
12. Горькова, И.А. Обучение персонала – ключ к успеху фирмы / И.А. Горькова, Т.А. Алябьева, Е.С. Горшкова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 126-127.
13. Гузева, М.В. Ценнсти и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания / М.В. Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №2 (15). – С. 40-43.
14. Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами (Out of the Crisis) / Э. Деминг. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 400 с.
15. Елишев, С.О. Изучение понятия «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С.О. Елишев // Ценности и смыслы. – 2013. – №2. – С. 82-96.
16. Жилкин, А.А. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами в ХХ в. / А.А. Жилкин, О.К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2014. – №1 (26). – С. 95-100.
17. Жуков, Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1996. – С. 254-278.
18. Журавлев, А.Л. Социально–психологическая зрелость: попытка обосновать понятие / А.Л. Журавлев // Феномен и категория зрелости в психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – С. 198–222.
19. Журавлев, А.Л. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 480 с.
20. Забегалина, С.В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности / С.В. Забегалина // Актуальные проблемы психологического знания. – 2016. – №1. – С. 22-28.
21. Калугин, А.Ю. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: структура, динамика и функции в структуре интегральной индивидуальности (на материалах студенчества): дисс. канд. пс. н. / А.Ю. Калугин. – Пермь, 2015. – 179 с.
22. Караваев, В.А. Позитивная мотивация как фактор управления качеством человеческого капитала организации: дисс. канд. эк. н. / В.А. Караваев. – М., 2014. – 200 с.
23. Ким, С.К. Диагностика и измерение организационной культуры / С.К. Ким, Э.К. Роберт. –СПб.: Питер, 2014. – 320 с.
24. Коваленко, А.В. Создание эффективной команды: учебное пособие / А. В. Коваленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 79 с.
25. Колодяжная, О.Ю. К проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности в современной психологии / О.Ю. Колодяжная // актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – №4 (6). – С. 127-129.
26. Кузеванова, А.Л. Механизм формирования ценностных принципов бизнес-деятельности (социологический анализ) // Общество. Среда. Развитие. – 2014. – № 4. – С. 70-74.
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2014. – 260 с.
28. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 2006. – №5. – С. 3-23.
29. Легостаева, И.В. Социокультурное содержание дефиниции «ценности» / И.В. Легостаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №2-3. – С. 235.
30. Леевик, Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности / Г.Е. Леевик. – СПб.: Питер, 2008. – 30 с.
31. Леонова, А.Б. Мотивационные предикторы эффективности деятельности проектных и производственных организаций / А.Б. Леонова, Ф.Р. Султанова // Экспериментальная психология. – 2018. – Т. 11. – №1. – С. 114-127.
32. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – №1. – С. 13-25.
33. Магомедова, Э.Ш. Ценностные ориентации молодых руководителей бизнес-организаций: процесс и механизмы формирования / Э.Ш. Магомедова // Вектор науки ТГУ. – 2017. – №2 (40). – С. 119-123.
34. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
35. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы (курс лекций) / Г.П. Медведева. – М: РГСУ, 2015. – 260 с.
36. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
37. Муравьев, О.И. Ценностные ориентации предпринимателей малых и крупных городов / О.И. Муравьев, В.В. Мацута, Ю.Н. Ерлыкова // Сибирский психологический журнал. – 2013. – № 48. – С. 102-110.
38. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР. – 1960. – Т.2. – С. 110-125.
39. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. – 1957. – № 5. – С. 142-155.
40. Нозикова, Н.В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности / Н.В. Новикова // Российский психологический журнал. – 2015. – №3. – С. 89-103.
41. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Наука. – М.: Наука, 2016. – 191с.
42. Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2015. – 521с.
43. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности / В.Б. Ольшанский. – М.: Просвещение, 2014. – 339с.
44. Орловская, О.В. Управление эффективностью работы персонала в системе управления крупной компанией / О.В. Орловская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – №6. – С. 43-49.
45. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2012. – 384с.
46. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. – М.: Академия, 2012. – 216 с.
47. Позняков, В.П. Психологические отношения человека: история развития и современное состояние исследований / В.П. Позняков // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2016. – Том 1. – №3. – С. 24-47.
48. Позняков, В.П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции / В.П. Позняков // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2017. – Том 2. – №2. – С. 6-30.
49. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 656 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Инфра-М, 2013. – 424 с.
51. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – СПб.: Питер, 2004. – 264 с.
52. Сидоренков, А.В. Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография / А.В. Сидоренкв, И.И. Сидоренкова, Н.Ю. Ульянова. – Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. – 245 с.
53. Сиргалина, Л.Р. Ценность как онтологическая основа ценностных ориентаций: автореф. дис. канд. филос. н. / Л.Р. Сиргалина. – Магнитогорск, 2014. – 22 с.
54. Сорокун, П.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. – Псков: ПГПУ, 2015 – 312 с.
55. Спиридонова, В.А. Проблема ценностей в социологии (историко-теоретический аспект): дисс. канд. соц. н. / В.А. Спиридонова. – СПб, 2014. – 150 с.
56. Столбова, Е.А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования: дисс. канд. пед. н. / Е.А. Столбова. – М., 2015. – 176 с.
57. Сурина, И.А. Ценностные ориентации / И.А. Сурина // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – № 4. – С. 162-164.
58. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений / И.Р. Сушков. – Екатеринбург: Деловая книга, 2013. – 448 с.
59. Технология социальной работы: учебник / под ред. А.А. Чернецкой. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 400 с.
60. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Юристъ, 2013. – 445 с.
61. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 340 с.
62. Чижов, Н.А. Управление корпоративными кадрами / Н.А. Чижов. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
63. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylab.info (дата обращения: 21.04.2018).
64. Ядов, В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – С. 106-120.
65. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: университетский учебник / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2013. – 567 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ