ВВЕДЕНИЕ 3
1 Культурная политика как объект социально-экономического анализа... 11
1.1 Роль сферы культуры в системе общественного развития 11
1.2 Принципы культурной политики как неотъемлемой части
социального управления 19
1.3 Основные субъекты культурной политики на муниципальном
уровне 27
2 Социально-экономические аспекты культурной политики на
муниципальном уровне 36
2.1 Факторы, определяющие социально-культурное пространство
Красноярского края 36
2.2 Анализ состояния отрасли «культура» Красноярского края 46
2.3. Анализ практики реализации культурной политики на территории Красноярского края 55
3 Методика оценки эффективности реализации культурной политики
Красноярского края на муниципальном уровне 70
3.1 Методологические подходы оценки эффективности реализации
культурной политики в Российской Федерации 70
3.2 Оценка обеспеченности муниципальных образований Красноярского края учреждениями культуры в соответствие
с нормативными требованиями 79
3.3 Методика оценки эффективности реализации культурной
политики на муниципальном уровне 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: в современном российском обществе постепенно приходит пониманию того, что дальнейшее развитие Российской Федерации как одного из ведущих государств и равноправного члена мирового сообщества, возможно только в том случае, если одним из важнейших национальных приоритетов развития страны станет культура. «В тоже время одной из основных тенденций, характеризующих современную культурную политику Российской Федерации, является децентрализация системы управления культурными процессами и разделение культурной политики на государственный (федеральный и региональный) и муниципальный уровни» . Существенное влияние на данный процесс оказало принятие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Реализация данного закона была направлена на разрушение моноцентрической модели организации управления культурными процессами, характеризовавшейся организационным единством, приоритетом государственных функций над началами самоуправления, вертикально интегрированными структурами. Таким образом, в результате принятия вышеуказанного закона в России сформировалась двухуровневая система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения как сельские, так и городские), причем каждый уровень стал рассматриваться автономно от других и от государственной власти с четким разграничением предметов ведения и полномочий.
В тоже время на реальном воплощении административной реформы в жизнь и становлении новой системы организации местного самоуправления сказался целый набор факторов и противоречий, в том числе экономической несостоятельностью большинства муниципальных образований.
Для Красноярского края, как одного из самых крупных субъектов Российской Федерации с разветвленной сетью учреждений культуры всех видов и типов (более 2,5 тысяч) вступление в силу Федерального закон № 131-ФЗ повлекло за собой существенное изменение сложившейся в советский период системы управления отраслью «культура». В результате, структура муниципальных органов управления культуры Красноярского края стала достаточно разнообразной - сохранившиеся отраслевые органы, вновь созданные межотраслевые органы и даже учреждения, выполняющие властные полномочия. На сегодняшний день существуют следующие модели разграничения полномочий:
1) универсальная - когда функции предоставления услуг в области культуры переданы поселениям, на районном уровне сосредоточены лишь аналитические, координационные, методические, информационные функции, а также предоставление межпоселенческих услуг;
2) упрощенная - когда все полномочия в области культуры сосредоточены на уровне муниципального района;
3) проблемная - когда все полномочия в области культуры переданы на уровень поселений;
4) смешанная - когда часть полномочий в области культуры сосредоточены на уровне муниципального района, а часть - на уровне поселений.
С теоретической точки, передача на поселения полномочий руководства поселенческими учреждениями культуры предполагает повышение роли субъектов социально-культурной деятельности в жизни сельского социума. В действительности же, в условиях инфраструктурных и
кадровых ограничений, недостатка финансовых средств у муниципальных органов местного самоуправления некоторым муниципалитетам оказалось проблематичным не только решить поставленные задачи, но элементарно сохранить переданные на уровень поселений учреждения культуры.
В результате процесс формирования эффективной системы управления отраслью «культура», направленный на формирование единого культурного пространства и организацию равного доступа к услугам учреждений культуры, сегодня осложнен целым комплексом проблем3:
- разрушение вертикали управления стало серьезным препятствием на пути формирования единого культурного пространства Красноярского края, обеспечения мер по реализации культурной политики на государственном и муниципальном уровнях. Появление интегрированных межотраслевых органов управления привело к ослаблению управленческого потенциала;
- сокращение сети учреждений культуры, численности работников;
- невыполнение финансовых обязательств (неосвоение средств субсидий из краевого и федерального бюджетов);
- в большинстве случаев деятельность муниципальных учреждений культуры целиком определяется уровнем управленческой квалификации глав муниципальных образований, многие из которых недооценивают роль учреждений культуры в развитии человеческого капитала и обеспечении социально-экономической стабильности территории;
- осуществление информационно-методической деятельности в сфере культуры на уровне муниципальных образований в значительной степени осложнено отсутствием межпоселенческих учреждений культуры, способных осуществлять методическое руководство деятельностью учреждений;
- несоответствие ресурсной базы муниципальных учреждений культуры, стоящим перед отраслью задачам и современным потребностям жителей Красноярского края.
Таким образом, проблемой исследования является то, что административная реформа привела к существенной разобщенности субъектов культурного процесса, дифференциации материально-технического оснащения и объемов финансирования учреждений культуры различных форм собственности; ограничила возможности эффективной реализации единой культурной политики на государственном (федеральном и региональном) и муниципальном уровнях. Все это требует разработки новых подходов к системе оценки эффективности реализации культурной политики на муниципальном уровне.
Степень изученности: междисциплинарность проблемы оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне обуславливает обращение к научным работам по нескольким научно-теоретическим направлениям.
Большое внимание вопросам реализации государственной культурной политики уделяется в работах Л.Е. Вострякова4, где исследователем поднимаются актуальные проблемы взаимоотношений разнообразной культуры Российской Федерации и государственной политики, в том числе раскрываются приоритеты и новые принципы культурной политики, предлагаются программы развития сферы культуры и модели ее реализации в современных условиях. Анализируя процессы становления культурной политики в современном мире, автор подчеркивает значимость повышения ее эффективности как важного компонента, оказывающего влияние на все процессы жизнедеятельности современного российского общества.
Необходимо отметить, что за последние годы проблематике выстраивания государственной культурной политики посвящены многочисленные диссертационные исследования: А.С. Балакшин, П.Л. Волк, Л.Е. Востряков, Ю.Е. Зиятдинова, М.И. Кривошеев, Е.В. Кузнецова, Н.Н. Курная, В.С. Лузан, О.П. Пономаренко, Г.А. Смирнов, С.П. Шевчугова и др.
В частности, А.С. Балакшин отмечает, что «культуру нельзя трактовать как совокупность духовных и материальных ценностей общества, поскольку в системе социума культура предстает как многообразная деятельность. Именно деятельностный подход к культуре открывает перспективы ее системного рассмотрения. Это связано и с тем, что культурная деятельность включает в себя множество взаимосвязанных компонентов (субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, среда, система), и с тем, что исторически культурная деятельность генерирует соответствующие ей культурные отношения и культурные институты. С одной стороны, многоплановость культуры определяет трудности социального управления ею, а с другой - открывает перспективы многомерного и поливариантного воздействия на ее развитие» .
В тоже время, несмотря на обилие научного материала по каждому из направлений, существует очевидный дефицит работ междисциплинарного характера, содержащих эффективный синтез указанных научных направлений. Такой синтез крайне важен при анализе методики оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне. По сути, последовательное использование и сочетание экономических и социологических методов научного анализа дает возможность выявить и проследить современное состояние культурной политики.
Объект исследования: отрасль «культура» Красноярского края на муниципальном уровне.
Предмет исследования: культурная политика Красноярского края на муниципальном уровне.
Цель исследования: проведение комплексного анализа
функционирования культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне и разработка методики оценки эффективности ее реализации.
Задачи исследования:
- раскрыть роль сферы культуры в системе общественного развития, а также принципы культурной политики как части социального управления;
- проанализировать основные субъекты культурной политики на муниципальном уровне;
- обозначить факторы, определяющие социально-культурное
пространство Красноярского края;
- осуществить анализ состояния отрасли культура Красноярского края, а также практик реализации культурной политики на территории Красноярского края;
- проанализировать подходы к оценке эффективности реализации культурной политики в Российской Федерации на современном этапе;
- оценить обеспеченность муниципальных образований Красноярского края учреждениями культуры в соответствие с действующими нормативными требованиями;
- разработать методологические подходы для проведения оценки системы управления сферой культуры на муниципальном уровне;
- разработать методику оценки эффективности управления сферой культуры на муниципальном уровне;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления сферой культуры на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования заключается в том, что в существующих реалиях, несмотря на наличие различных качественных и количественных механизмов и методик оценки эффективности реализации культурной политики на муниципальном уровне, в Российской Федерации отсутствует комплексная методика оценки, позволяющая наиболее объективно и всесторонне оценивать деятельность государственных и муниципальных субъектов культурной политики. В тоже время в качестве одного из самых действующих механизмов оценки эффективности реализации культурной политики может являться совершенствование количественных показателей деятельности муниципального задания и включение в его структуру качественных показателей.
Теоретико-методологической основой исследования явились нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию государственной культурной политики в Российской Федерации, а также различные материалы, характеризующие развитие социально-культурной сферы в целом. В частности, для оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне применяются следующие методики и нормативы:
1) социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р;
2) методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 № 1683-р;
3) методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденные Распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 № Р-948.
Кроме того, в исследовании применяются эмпирические и теоретические общенаучные методы: анализ и синтез, наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, аналогия и др.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- проведен анализ культурной политики в качестве неотъемлемой части социального управления;
- осуществлен комплексный анализ системы управления отраслью «культура» Красноярского края на муниципальном уровне и выявлены ее слабые и сильные стороны;
- осуществлена систематизация актуальных механизмов и методик по оценке эффективности реализации культурной политики на муниципальном уровне, выявлены их положительные и отрицательные моменты;
- разработаны рекомендации по совершенствованию действующей методики оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне;
- доказано, что требуется корректировка основных положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части уточнения полномочий органов местного самоуправления в области реализации культурной политики.
В результате проведенного исследования следует заключить, что решение поставленных во введении задач позволило достичь цели магистерской диссертации, заключающейся в проведение комплексного социально-экономического анализа методики оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне. В итоге были сделаны следующие выводы.
На формирование моделей культурной политики в современных реалиях определяющее значение оказывает процесс глобализации. Под ее влиянием не только изменяется социально-культурное пространство, но и формируются новые культуры и субкультуры, в том числе, на муниципальном уровне. В создавшихся условиях они вынуждены не только взаимодействовать друг с другом, но и унифицироваться в культурном пространстве. Государство, в свою очередь, должно видеть необходимость формирования новых социально-культурных институтов, в деятельности которых будут использоваться инструментарии и механизмы рыночного управления при условии сохранения национальных традиций.
Основным результатом реализации культурной политики как неотъемлемой части социального управления является выработка и внедрение в сознание человека норм социально-культурной адекватности жизни в той или иной социальной группе и допустимых способов осуществления практических или символических действий, отражающих социальный опыт данного общества, его исторически сложившиеся организационно-регулятивные формы, межпоколенное наследование традиционных культурных норм, а также их постепенную изменчивость и обновление. Еще одним наиболее важным результатом реализации культурной политики в системе социального управления является закрепление и выражение жизненно важных аспектов конкретной социально - культурной реальности, без которых современное российское общество не может полноценно функционировать.
Красноярский край синтезирует две модели культурной политики, в которой главную роль играет государство. Первая - «государство-инвестор», которая предполагает, что государство целенаправленно вкладывает инвестиции в создание сети точек культурного роста и в производство культурных ценностей. Вторая - «государство-инженер», которая
обеспечивает инфраструктурой сферу культуры и конструирует многослойное культурное пространство.
Существующие практики реализации культурной политики в Красноярском крае отвечают общероссийским тенденциям и, зачастую, предвосхищают их. Прямым подтверждением тому является проведение крупных международных и всероссийский социально-культурных мероприятий и активная гастрольная деятельность творческих коллективов за пределами края и России. В тоже время, без серьезных инвестиций, в первую очередь на муниципальном уровне, культурный потенциал территории в ближайшей перспективе может существенно снизиться.
Проведенный в первом параграфе третьей главы анализ свидетельствует о том, что действующие механизмы оценки эффективности реализации культурной политики в Российской Федерации каждый по отдельности обладают как положительными, так и отрицательными свойствами, однако можно констатировать, что в современных реалиях отсутствует комплексный (качественно-количественный) подход к проведению подобной оценки, что зачастую приводит к неполноте и необъективности полученных результатов, особенно на муниципальном уровне. В тоже время, анализ обеспеченности муниципальных образований Красноярского края в соответствие с нормативными требованиями свидетельствует о недостаточности действующей сети учреждений культуры, особенно в сельской местности.
Следовательно, представляется возможным разработка следующих рекомендаций по совершенствованию системы управления сферой культуры на муниципальном уровне:
- следует доработать систему показателей, которые позволили бы отразить весь спектр вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в области культурного строительства, причем не только для муниципальных учреждений культуры, но и отраслевых органов местного самоуправления;
- требуется выработать дополнительные социально-ориентированные критерии для оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления по вопросам в области культуры;
- внедрить публичное рассмотрение итогов оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры и муниципальных учреждений культуры;
- создать экспертную комиссию для анализа результативности реализации культурной политики в муниципальном образовании.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что в существующих реалиях, несмотря на наличие различных качественных и количественных механизмов и методик оценки эффективности реализации культурной политики на муниципальном уровне, в Российской Федерации отсутствует комплексная методика оценки, позволяющая наиболее объективно и всесторонне оценивать деятельность государственных и муниципальных субъектов культурной политики, была доказана. В тоже время в качестве одного из самых действующих механизмов оценки эффективности реализации культурной политики может являться совершенствование количественных показателей деятельности муниципального задания и включение в его структуру качественных показателей.
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 09.101992 № 3612-I «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре»;
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
6. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
7. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
9. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
10. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
11. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
12. Закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре»;
13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;
14. Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808;
15. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р;
16. План мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержденный Распоряжение Правительства РФ от 01 декабря 2016 № 2563-р;
17. План деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2016-2021 годы, утвержденный Приказом Министерства культуры РФ от 13 октября 2016 года № 2296;
18. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;
19. Постановление Правительства Российской Федерации от
17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»»;
20. Социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р;
21. Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»;
22. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры, утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.10.2015 № 2515 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры»;
23. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденные распоряжением Министерства культуры РФ от 27 июля 2016 года № Р-948;
24. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры (для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), утвержденные Приказом Минкультуры России от 20.11.2015 № 2830;
25. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590.
Литература
1. Аванесова, Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 314 с.
2. Арнольдов, А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. М.: МГУКИ, 2004. - 64 с.
3. Астафьева, О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 228 с.
4. Балакшин, А.С. Культурная политика: теория и методология исследования: дне.... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2006. - 358 с.
5. Востряков, Л.Е. Региональная культурная политика пореформенной России: субъектное измерение. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. - 344 с.
6. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998. - 464 с.
7. Глухова, Т.Ю., Лузан, В.С. Роль правовых механизмов в проектировании исконной среды обитания коренных малочисленных народов // Восток и Запад: история, общество, культура: Сборник научных материалов IV Международной заочной научно-практической конференции. - Красноярск: КНУЦ, 2015. - C. 73-76.
8. Государственный доклад о развитии культуры в Красноярском крае в 2015 году. - Красноярск: КНУЦ, 2016. - 319 с.
9. Громов, М.Н. Культурное наследие как основа национальной идентичности. - М.: ГАСК, 2005. - 141 с.
10. Двинский, М.Б.; Почекутова, Е.Н. Критерии и индикаторы оценки эффективности государственной региональной молодежной политики // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015 8 (11). С. 2348-2355.
11. Жидков, B.C., КБ. Культурная политика России: теория и история: учебное пособие для вузов. М.: Издательский сервис, 2001. - 592 с.
12. Ивлиев, Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.
13. Карпова, Г.Г. Социальное поле культурной политики. - М.: Вариант, 2011. - 267 с.
14. Киселева, Т.Г. Глобализация общества и современная культурная политика // Вестник МГУКИ. 2003. № 1. - С.19-26.
15. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 359 с.
16. Колесин, И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. 2001. № 4. - С. 139-146.
17. Коровицына, Н.В. Духовная культура современного российского общества. Состояние и тенденции формирования // Социологические исследования. 2005. № 10. - С. 145-146.
18. Кожевникова, Н.М. Историография вопроса по районной планировке Красноярского края. Разработчики планировки // Люди и судьбы. XX век : тезисы докладов и сообщений научной конференции / Краснояр. культурно-истор. музейн. комплекс. - Красноярск : Кларетианум, 2003. - С. 121-126.
19. Концепции развития видов культурной деятельности на территории Красноярского края / М-во культуры Краснояр. края. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2010. - 97 с.
20. Креативная лаборатория: диалог творческих практик:
монография. - М.: Академический Проект, 2009. - 476 с.
21. Костина, А.В., Гудима, Т.М. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 238 с.
22. Культурное наследие и стратегии регионального развития:
материалы Сибирского музейного форума, Красноярск, Россия, 20-21 февраля 2009 / М-во культуры Краснояр. края, Краснояр. краев. краеведч. музей, Союз музеев России. - Красноярск, Красноярский краевой
краеведческий музей, 2010. - 182 с.
23. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов / Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов и др. М.: Либерия, 2002. - 240 с.
24. Культурная политика в России: история и современность / отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Либерия, 1998. - С. 193.
25. Культурная политика: проблемы теории и практики: сб. статей / Гос. ин-т искусствоведения; ред.-сост. О. Хлопина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 165 с.
26. Лузан, В.С. Социально-философский анализ динамики
государственной культурной политики Российской Федерации: автореф. дисс.... канд. филос. наук. - Красноярск, 2011. - 24 с.
27. Лузан, В.С. К вопросу о влиянии культурной политики на современные локальные идентичности // Социодинамика. - 2016. - № 2. - С. 47-66.
28. Манди, С. Культурная политика: краткое руководство // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. - С. 35-99.
29. Мандрыка, П.В. Будущее археологического наследия Красноярского края // Сибирь в XXI веке : альтернативы и прогнозы развития / М-во образования Рос. Федерации, Красноярский государственный университет, Научно-практическая конференция (2003; Красноярск); отв. за вып. В.А. Сапожников. - Красноярск: КГУ, 2003. - Ч. 2. - С. 210-215.
30. Мир культуры. Международная мозаика: сравнительный анализ культурной политики зарубежных стран / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов;. - М.: Либерея, 2003. - 264 с.
31. Орнатская, Л. А. Культура и цивилизация // Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб.: СПбГУ, 2003. - 167 с.
32. Основные направления стратегии культурной политики в Красноярском крае на 2009-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: www.krskstate.ru/culture.
33. Основы государственной культурной политики: учеб. пособие / Г.Л. Рукша (рук. авт. кол.), С.В. Андреева, И.Н. Крюков и др. Красноярск: КрасГУ, 2006. - 125 с.
34. От стратегии культурной политики к тактике управленческого взаимодействия: материалы краевых публичных слушаний 11-12 марта 2009 г. Красноярск: Министерство культуры Красноярского края, 2009. - 128 с.
35. Перспективы развития образования в сфере культуры и искусства Красноярского края: сб. по итогам краевого совещания директоров образовательных учреждений сферы культуры и искусства и руководителей муниципальных органов управления культуры. - Красноярск, 2009. - 81 с.
36. Почекутова, Е.Н.; Бухарова, Е.Б.; Клундук, К.А. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. № 8 (11). - С. 2582-2589.
37. Проблемы государственного и муниципального управления: сб. науч. статей. - Красноярск: ГУЦМиЗ, 2004. - 47 с.
38. Программа реализации Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krskstate.rU/culture/develop/0/id/4090
39. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http: //www.krskstate.ru/2030/plan
40. Савельев, В.В. Регионализация как условие повышения эффективности культурной политики // Ориентиры культурной политики. Инф. выл. № 11. М.: ГИВЦ МК, 2003. - С. 46-61.
41. Семененко, И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Полис. 2003. № 1. - С. 5-20.
42. Сборник материалов конференции по итогам работы муниципальных органов управления и государственных учреждений культуры и образования Красноярского края за 2009 год. Красноярск: Министерство культуры Красноярского края, 2010. - 116 с.
43. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: пер. с англ., вступит. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. - 1176 с.
44. Социально-экономическое положение городов и районов Красноярского края в 2002 году: (статистический сборник). - Красноярск: Крайкомстат, 2003. - 359 с.
45. Справочная правовая система «Консультант+»
46. Схема территориального планирования Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: www.urbanistika.ru.
47. Трансформации культурной политики в России (1991-2006). - М.: Пашков дом, 2008. - 270 с.
48. Тросби, Д. Экономика и культура. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. - 254 с.
49. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001. - 384 с.
50. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт- исследование - 2030 / Аналитический доклад под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: СФУ, 2010. - 126 с.
51. Шендрик, А.И. Социология культуры. М., 2005. - 495 с.