Участие специалиста в уголовном судопроизводстве по делам в отношении несовершеннолетних
|
Введение
1 Институт специалиста в уголовном судопроизводстве 9
1.1 Понятие и признаки специальных знаний в уголовном судопроизводстве 9
1.2 История развития института участия специалиста в уголовном
судопроизводстве 13
1.3 Понятие специалиста в уголовном процессе и его процессуальный статус 16
2 Виды и формы участия специалиста по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 23
2.1 Участие специалиста в производстве процессуальных действий 23
2.2 Дача специалистом консультаций, заключения, показаний при
производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 28
2.3 Использование заключения и показаний специалиста при принятии
процессуальных решений по уголовным делам 34
3 Международные стандарты участия специалиста по делам в отношении
несовершеннолетних и их реализация в российском уголовном процессе 50
Заключение 76
Список использованных источников 77
1 Институт специалиста в уголовном судопроизводстве 9
1.1 Понятие и признаки специальных знаний в уголовном судопроизводстве 9
1.2 История развития института участия специалиста в уголовном
судопроизводстве 13
1.3 Понятие специалиста в уголовном процессе и его процессуальный статус 16
2 Виды и формы участия специалиста по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 23
2.1 Участие специалиста в производстве процессуальных действий 23
2.2 Дача специалистом консультаций, заключения, показаний при
производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 28
2.3 Использование заключения и показаний специалиста при принятии
процессуальных решений по уголовным делам 34
3 Международные стандарты участия специалиста по делам в отношении
несовершеннолетних и их реализация в российском уголовном процессе 50
Заключение 76
Список использованных источников 77
В условиях современной России на фоне экономической, социальной и политической ситуации развитие криминогенных процессов достигает таких уровней, которые препятствуют позитивному развитию общества и государства в целом. На фоне общего снижения благосостояния населения страны, обострение конфликтов на почве национальной, религиозной или расовой принадлежности влечет за собой высокий уровень уголовной преступности среди несовершеннолетних и наблюдается рост ее форм. Зачастую именно несовершеннолетние совершают тяжкие преступления. Преступность молодёжи на данном этапе развития нашего общества является одной из главных проблем государства, имеет общественно опасный характер. Об этом свидетельствует глубокие провалы в социальной политике и воспитательно -профилактической работе с несовершеннолетними. В ходе уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних лиц не в полной мере используются инструменты для обеспечения их прав и законных интересов.
Следует отметить, что на протяжении последних десятилетий криминальная активность несовершеннолетних в стране остается достаточно высокой. По данным официальной статистики удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений составляет около 4%; около 6,8% зарегистрированных преступлений связаны с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественные действия. Не меньшую озабоченность вызывает и рост количества преступлений, совершенных против несовершеннолетних [1].
Меняется и качественная составляющая преступлений. В последнее время значительная часть преступлений несовершеннолетних, а также преступлений против этой категории лиц связана с достижением научно-технического прогресса. В связи с этим для выполнения одной из основных задач государства - защиты прав, здоровья, жизни несовершеннолетних - в ходе уголовного судопроизводства необходимо выявить все обстоятельства уголовного дела, то есть раскрыть преступление и более точно установить все факты, которые повлияют на дальнейшее принятия решения. Однако, имея познания только в области юриспруденции, не все факты можно установить достоверно. Для более детального изучения некоторых обстоятельств дела и предметов необходимо иметь более глубокие профессиональные знания в различных областях. Именно поэтому в уголовном судопроизводстве участвуют различные сведущие лица. В частности, такой субъект уголовного судопроизводства как специалист.
Общетеоретической основой исследования участия специалиста в уголовном судопроизводстве послужили труды российских и зарубежных ученых в области философии, общей теории государства и права, уголовного, уголовно-процессуального права, таких как P.C. Белкин, П.А. Лупинская, C.B. Познышев, Е.Р. Российская, В.К. Случевский, А.Б. Соловьев,И.Н. Сорокотягин, Ю.Г. Торбин, И.Я. Фойницкий.
Вопросы, связанные с порядком уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам с участием несовершеннолетних, представляли предмет исследований в рамках доктрины уголовных процессов России (Г.Н. Ветрова, И.В. Гречаная, Н.И. Гуковская, А.С Дежнев, А.И. Долгова, A.C. Ландо,B. В. Леоненко, А.Л. Каневский, Э.Ф. Куцова, И.А. Макаренко, Н.С. Манова, Е.В. Марковичева, Э.Б. Мельникова, В.А. Михайлов, С.П. Щерба и др.). В настоящее время ученые-процессуалисты и многие другие правоведы уделяют внимание идеям, связанным с созданием отечественной модели ювенальной юстиции и применением в рамках российского уголовного судопроизводства других ювенальных технологий (Е.Л. Воронова, Л.М. Карнозова, С.В. Матвеев, И.В. Предеина, В.Н. Ткачев и др.).
Основу диссертационного исследования составили работы современных авторов о сущности и содержании специальных знаний и форм их использования в уголовном судопроизводстве: В.Д. Арсеньева, О.М. Головань,C. Г. Еремина, В.Г. Заблоцкого, JI.M. Исаевой, Т.В. Петровой,И.И. Трапезниковой, Л.Г. Шапиро, A.A. Эксархопуло.
Особенности заключения и показаний специалиста как источников доказательств нашли отражение в работах А.И. Вельского, Т.В. Аверьяновой, В.И. Зажицкого, Ю.Г. Корухова, И.В. Овсянникова, А.Н. Петрухиной, Д.В. Попова, О.В. Хитровой.
Вопросы, связанные с широким использованием специальных знаний в форме участия специалиста в уголовном судопроизводстве, приобрели особую актуальность в современный период. В связи с этим следует отметить работы И.В. Абросимова, П. Воробьева, Е.П. Гришиной, Е.А. Зайцевой,Ю.Ф. Закурдаева, Ю.С. Лаптиева, Ю.К. Орлова, О.П. Темираева,М.С. Шалумова.
Объектом данной диссертации являются общественные отношения, возникающие в процессе привлечения специалиста как лица, обладающего специальными знаниями, для участия в уголовном судопроизводстве по делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы действующего и ретроспективного уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующие привлечение специалиста для участия в уголовном судопроизводстве, и практика их применения.
Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа особенностей использования специальных знаний специалиста посредством его участия в уголовном судопроизводстве, выявление специфики и пробелов законодательного регулирования участия специалиста в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Поставленная цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить понятие «специальные знания» и выявить признаки, характеризующие знания как специальные для целей уголовного судопроизводства;
- определить понятие «специалист» и проанализировать признаки специалиста как участника уголовного судопроизводства;
- раскрыть основные этапы становления института участия специалиста в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве;
- изучить формы и виды использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве и выявить критерии их разграничения;
- проанализировать процессуальный статус специалиста в уголовном судопроизводстве и выявить формирующие его основания;
- выявить особенности заключения специалиста и показаний специалиста как самостоятельных источников доказательств по уголовному делу;
- проанализировать практику использования заключения и показаний специалиста при принятии процессуальных решений по уголовному делу;
- разработать конкретные предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию уголовно-процессуальных норм об участии специалиста в уголовном судопроизводстве.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. Также при подготовке автором использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), частнонаучные (хронологический, проблемный, историко-сравнительный, системно-структурный) и специальные (формально-юридический) методы познания.
Эмпирическую базу исследования составили российская следственная и судебная практика, данные официальной статистики.
Полученные результаты были изложены на двух всероссийских научно-практических конференциях, проводимых на базе Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) (2017 г., 2018 г.). По теме магистерской диссертации опубликовано две статьи:
Селиванов Ю.В. К вопросу о системе ювенальной юстиции в России // Молодежь, наука и цивилизация: материалы всероссийской студенческой научной конференции. Выпуск 19 / отв. ред. Н.Н. Цуканов . - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. Режим доступа:http://www.sibli.ru.;
Селиванов Ю.В. К вопросу о процессуальном статусе специалиста: исторический аспект // Молодежь, наука и цивилизация: материалы всероссийской студенческой научной конференции. Выпуск 20 / отв. ред. Н.Н. Цуканов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. Режим доступа: http://www.sibli.ru.
Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными целью и задачами и включает: введение, основную часть (три главы, включающие шесть параграфов), заключение и список использованных источников.
Следует отметить, что на протяжении последних десятилетий криминальная активность несовершеннолетних в стране остается достаточно высокой. По данным официальной статистики удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений составляет около 4%; около 6,8% зарегистрированных преступлений связаны с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественные действия. Не меньшую озабоченность вызывает и рост количества преступлений, совершенных против несовершеннолетних [1].
Меняется и качественная составляющая преступлений. В последнее время значительная часть преступлений несовершеннолетних, а также преступлений против этой категории лиц связана с достижением научно-технического прогресса. В связи с этим для выполнения одной из основных задач государства - защиты прав, здоровья, жизни несовершеннолетних - в ходе уголовного судопроизводства необходимо выявить все обстоятельства уголовного дела, то есть раскрыть преступление и более точно установить все факты, которые повлияют на дальнейшее принятия решения. Однако, имея познания только в области юриспруденции, не все факты можно установить достоверно. Для более детального изучения некоторых обстоятельств дела и предметов необходимо иметь более глубокие профессиональные знания в различных областях. Именно поэтому в уголовном судопроизводстве участвуют различные сведущие лица. В частности, такой субъект уголовного судопроизводства как специалист.
Общетеоретической основой исследования участия специалиста в уголовном судопроизводстве послужили труды российских и зарубежных ученых в области философии, общей теории государства и права, уголовного, уголовно-процессуального права, таких как P.C. Белкин, П.А. Лупинская, C.B. Познышев, Е.Р. Российская, В.К. Случевский, А.Б. Соловьев,И.Н. Сорокотягин, Ю.Г. Торбин, И.Я. Фойницкий.
Вопросы, связанные с порядком уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам с участием несовершеннолетних, представляли предмет исследований в рамках доктрины уголовных процессов России (Г.Н. Ветрова, И.В. Гречаная, Н.И. Гуковская, А.С Дежнев, А.И. Долгова, A.C. Ландо,B. В. Леоненко, А.Л. Каневский, Э.Ф. Куцова, И.А. Макаренко, Н.С. Манова, Е.В. Марковичева, Э.Б. Мельникова, В.А. Михайлов, С.П. Щерба и др.). В настоящее время ученые-процессуалисты и многие другие правоведы уделяют внимание идеям, связанным с созданием отечественной модели ювенальной юстиции и применением в рамках российского уголовного судопроизводства других ювенальных технологий (Е.Л. Воронова, Л.М. Карнозова, С.В. Матвеев, И.В. Предеина, В.Н. Ткачев и др.).
Основу диссертационного исследования составили работы современных авторов о сущности и содержании специальных знаний и форм их использования в уголовном судопроизводстве: В.Д. Арсеньева, О.М. Головань,C. Г. Еремина, В.Г. Заблоцкого, JI.M. Исаевой, Т.В. Петровой,И.И. Трапезниковой, Л.Г. Шапиро, A.A. Эксархопуло.
Особенности заключения и показаний специалиста как источников доказательств нашли отражение в работах А.И. Вельского, Т.В. Аверьяновой, В.И. Зажицкого, Ю.Г. Корухова, И.В. Овсянникова, А.Н. Петрухиной, Д.В. Попова, О.В. Хитровой.
Вопросы, связанные с широким использованием специальных знаний в форме участия специалиста в уголовном судопроизводстве, приобрели особую актуальность в современный период. В связи с этим следует отметить работы И.В. Абросимова, П. Воробьева, Е.П. Гришиной, Е.А. Зайцевой,Ю.Ф. Закурдаева, Ю.С. Лаптиева, Ю.К. Орлова, О.П. Темираева,М.С. Шалумова.
Объектом данной диссертации являются общественные отношения, возникающие в процессе привлечения специалиста как лица, обладающего специальными знаниями, для участия в уголовном судопроизводстве по делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы действующего и ретроспективного уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующие привлечение специалиста для участия в уголовном судопроизводстве, и практика их применения.
Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа особенностей использования специальных знаний специалиста посредством его участия в уголовном судопроизводстве, выявление специфики и пробелов законодательного регулирования участия специалиста в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Поставленная цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить понятие «специальные знания» и выявить признаки, характеризующие знания как специальные для целей уголовного судопроизводства;
- определить понятие «специалист» и проанализировать признаки специалиста как участника уголовного судопроизводства;
- раскрыть основные этапы становления института участия специалиста в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве;
- изучить формы и виды использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве и выявить критерии их разграничения;
- проанализировать процессуальный статус специалиста в уголовном судопроизводстве и выявить формирующие его основания;
- выявить особенности заключения специалиста и показаний специалиста как самостоятельных источников доказательств по уголовному делу;
- проанализировать практику использования заключения и показаний специалиста при принятии процессуальных решений по уголовному делу;
- разработать конкретные предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию уголовно-процессуальных норм об участии специалиста в уголовном судопроизводстве.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. Также при подготовке автором использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), частнонаучные (хронологический, проблемный, историко-сравнительный, системно-структурный) и специальные (формально-юридический) методы познания.
Эмпирическую базу исследования составили российская следственная и судебная практика, данные официальной статистики.
Полученные результаты были изложены на двух всероссийских научно-практических конференциях, проводимых на базе Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) (2017 г., 2018 г.). По теме магистерской диссертации опубликовано две статьи:
Селиванов Ю.В. К вопросу о системе ювенальной юстиции в России // Молодежь, наука и цивилизация: материалы всероссийской студенческой научной конференции. Выпуск 19 / отв. ред. Н.Н. Цуканов . - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. Режим доступа:http://www.sibli.ru.;
Селиванов Ю.В. К вопросу о процессуальном статусе специалиста: исторический аспект // Молодежь, наука и цивилизация: материалы всероссийской студенческой научной конференции. Выпуск 20 / отв. ред. Н.Н. Цуканов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. Режим доступа: http://www.sibli.ru.
Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными целью и задачами и включает: введение, основную часть (три главы, включающие шесть параграфов), заключение и список использованных источников.
Подводя итог проведенному исследованию вопросов участия специалиста в уголовном судопроизводстве, необходимо отметить значительную прогрессивность новелл УПК РФ в сфере использования специальных знаний в судопроизводстве. Однако в силу недостаточности законодательного регламентирования отдельных вопросов процедуры вовлечения специалиста в производство про уголовное дело возможности практического использования инновационного потенциала норм УПК РФ ограничены.
Придание заключению и показаниям специалиста статуса доказательств в российском уголовном процессе заложило основу для процессуально значимого использования специальных знаний в форме привлечения специалиста не только стороной обвинения, но и стороной защиты. С одной стороны, это приблизило отечественную модель судопроизводства к уровню, на котором состязательность сторон обретает свои практические очертания, с другой - породило массу трудностей практического плана, связанную с недостаточной определенностью границ и пределов использования специальных знаний в форме привлечения специалиста в уголовном судопроизводстве.
Дальнейшее совершенствование законодательного регулирования и практики привлечения специалиста к участию в производстве по уголовному делу на основе предложенных в настоящей работе положений, с одной стороны, будет способствовать разрешению ряда практических трудностей, позволив, с другой стороны, более эффективно использовать возможности научно - технического прогресса для расследования преступлений и принятия итоговых процессуальных решений.
Придание заключению и показаниям специалиста статуса доказательств в российском уголовном процессе заложило основу для процессуально значимого использования специальных знаний в форме привлечения специалиста не только стороной обвинения, но и стороной защиты. С одной стороны, это приблизило отечественную модель судопроизводства к уровню, на котором состязательность сторон обретает свои практические очертания, с другой - породило массу трудностей практического плана, связанную с недостаточной определенностью границ и пределов использования специальных знаний в форме привлечения специалиста в уголовном судопроизводстве.
Дальнейшее совершенствование законодательного регулирования и практики привлечения специалиста к участию в производстве по уголовному делу на основе предложенных в настоящей работе положений, с одной стороны, будет способствовать разрешению ряда практических трудностей, позволив, с другой стороны, более эффективно использовать возможности научно - технического прогресса для расследования преступлений и принятия итоговых процессуальных решений.
Подобные работы
- Особенности уголовного судопроизводства по делам в отношении
несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Проблемные вопросы производства по делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Перспективы медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Процессуальный порядок предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Российский университет кооперации)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - Особенности производства по делам несовершеннолетних
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Правовое положение специалистов в уголовном судопроизводстве
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Особенности предварительного следствия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



