Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по делам несовершеннолетних

Работа №109827

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 8
1.1 Понятие и правовая природа производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 8
1.2 Участники производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 13
1.3 Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 19
Глава 2 Досудебное и судебное производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 27
2.1 Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 27
2.2 Особенности судебного разбирательства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними 34
2.3 Особенности прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия или помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение 38
2.4 Особенности постановления приговора в отношении несовершеннолетнего 46
Заключение 52
Список используемой литературы и используемых источников 56

Актуальность темы исследования. Преступность несовершеннолетних представляет глобальную проблему, которая представляет особую угрозу развитию и жизнеспособности общества и государства.
При общей численности детей в возрасте до 18 лет, составляющей на 1 января 2020 г. 30370 тыс. человек [48] немалая их часть криминализирована. Если обратиться к официальным статистическим данным Министерства внутренних дел РФ, то можно увидеть, что в общей структуре преступности преступность несовершеннолетних занимает особое место. При этом, несмотря на тенденцию снижения преступлений, совершаемых несовершеннолетними, общий уровень детской преступности остается на достаточно высоком уровне. Так, в 2017, 2018, 2019 гг. несовершеннолетними было совершено каждое двадцать пятое преступление - 42 504 (4,1 % от общего числа совершенных преступлений), 40860 (4,0 %), 37 953 (3,9 %) преступлений соответственно. В 2020 году несовершеннолетними было совершено каждое двадцать седьмое преступление (33 575 - 3,7 %), а в 2021 году уже каждое тридцать второе преступление (29 126 - 3,1 %). За три месяца 2022 года было выявлено 6 225 преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами, что составило каждое сороковое преступление от всех совершенных и 2,5 % в общем уровне преступности вообще [55].
Однако, отмеченная тенденция снижения преступности несовершеннолетних не отражается положительным образом на состоянии и качестве уголовного судопроизводства в отношении данной категории подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. При расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних допускаются ошибки, как органами предварительного следствия, так и судами, что является причиной изменения или отмены вынесенных приговоров. Все это негативно отражается на состоянии законности в стране и соблюдении прав несовершеннолетних, как наиболее уязвимой категории населения в силу их возрастных и психофизиологических особенностей и которых еще сложно признать самостоятельными субъектами уголовно-процессуальных правоотношений. Все это является следствием пробельности и несовершенства производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, урегулированного действующим уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации. Так, можно выделить некоторые из проблем.
Во-первых, отсутствует законодательно установленное требование обязательной специализации следователей и дознавателей, которые осуществляют предварительное расследование по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Во-вторых, решение вопроса о выделении уголовных дел в отношении несовершеннолетних в отдельное производство по внутреннему убеждению нередко является причиной нарушения прав несовершеннолетних. Поэтому следует признать недостатком действующему уголовно-процессуального законодательства и отсутствие решения вопроса об обязательном выделении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также установленного перечня причин, препятствующих такому выделению.
В-третьих, определенные сложности на практике возникают при производстве отдельных следственных действий в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Например, ряд особенностей имеет допрос несовершеннолетнего в порядке его построения в плане объективности, а также участия в нем педагога, психолога, законных представителей и защитника. Такие же сложности возникают и при производстве очных ставок и обысков с участием несовершеннолетних лиц.
В-четвертых, без внимания законодателя остался вопрос установления у несовершеннолетнего факта наличия или отсутствия отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством. Особенно это актуально в виду того, что на практике соответствующие судебно-психологические экспертизы назначаются редко.
Обозначенные проблемы, возникающие при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не являются исчерпывающими, что еще раз подчеркивает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Особенности производства п делам в отношении несовершеннолетних».
Цель исследования - научно-правовой анализ производства по делам в отношении несовершеннолетних в соответствии с нормами действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и на основании материалов юридической практики.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и определить правовую природу производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• проанализировать участников производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• выявить обстоятельства, которые необходимо устанавливать при доказывании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• определить особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
• исследовать особенности судебного разбирательства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
• проанализировать особенности прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия или помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение;
• исследовать особенности и практику постановления приговора в отношении несовершеннолетнего.
Объект исследования - общественные отношения, складывающие в области уголовного судопроизводства, при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предмет исследования - нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), материалы правоприменительной практики и научные исследования, позволяющие раскрыть тему выпускной квалификационной работы.
Теоретическая основа исследования представлена трудами следующих ученых: Н.С. Александровой, Б.Т. Безлепкина, А.В. Гавриленко, Г.И. Загорского, А.Г. Калугина, О.В. Качаловой, С.Л. Кисленко, З.И. Корякиной, А.И. Леонова, Т.Н. Михайловой, Н.А. Моргуниной, А.П. Рыжакова, В.А. Рязанцева, Н.А. Смагиной, В.Ю. Стельмах, С.В. Тетюева и др.
Нормативная база исследования включает положения Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Структурно выпускная квалификационная работа включает: введение, две главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключительной части настоящей работы следует обобщить достигнутые результаты и сделать следующие выводы и предложения.
Во-первых, были выделены особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, отличающие его от общего порядка:
• особенности состава участников уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних;
• дополнительные обстоятельства, подлежащие установлению;
• особенности предварительного расследования;
• основания и порядок задержания несовершеннолетнего подозреваемого и избрание мер пресечения;
• особенности непосредственно судебного разбирательства.
Ключевым в правовой природе производства по делам несовершеннолетних, является само несовершеннолетнее лицо. В работе было отмечено, что специфика несовершеннолетних как особых субъектов уголовно-процессуальных отношений обусловлена их возрастом и особенностью психологического и умственного развития. Все это обуславливает особую охрану как нормами международного, так и отечественного права несовершеннолетних как особых субъектов правоотношений. Поэтому целью особого судопроизводства в отношении несовершеннолетних является гарантии защиты их прав и интересов.
Изложенное позволило прийти к выводу о том, что производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних представляет собой особую форму уголовного судопроизводства, осуществляемую в общем порядке с изъятиями, предусмотренными главой 50 УПК РФ, предоставляемой дополнительные гарантии защиты и охраны прав несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых на всех стадиях уголовного судопроизводства.
Во-вторых, при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних участниками являются: дознаватель, следователь, прокурор, суд, защитник, а также законный представитель несовершеннолетнего, педагог, психолог. Из всех перечисленных участников только для судей предусмотрена необходимость их специализации. Необходимо на уровне закона установить требования специализации судей, которые будут исполнять свои обязанности профессионально, предусмотрев соответствие определенным критериям: возраст - 30 лет, наличие высшего юридического образования, спецподготовки (например, диплом в сфере детской психологии). Для этого необходимо закрепить в действующем законодательстве понятие «ювенальный судья» и наделить соответствующее лицо должностными полномочиями для осуществления правосудия по делам, участником в которых является несовершеннолетний, либо лица, представляющие его интересы.
Требования специализации, должны распространяться не только на судей, но и на прокуроров, адвокатов, педагогов, психологов.
Кроме того, отсутствие самостоятельного регулирования в УПК РФ процессуального статуса педагога и психолога, является причиной возникающих споров среди ученых относительного самостоятельности данных участников уголовного судопроизводства. В связи с чем, соглашаясь с позицией ученых, которые признают педагога и психолога самостоятельными участниками уголовного судопроизводства, УПК РФ целесообразно дополнить статьями, закрепляющими самостоятельный статус данных участников уголовного судопроизводства. Например, уголовно-процессуальный статус педагога закрепить в следующей статье после специалист - ст. 58.1 «Педагог» и также психолога - в ст. 58.2 «Психолог».
В-третьих, при рассмотрении обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, было обращено внимание на то, что следователь и судья не обладают специальными познаниями, позволяющие им определить отставание в психическом развитии, что приводит к трудностям в судебно-следственной практике. Решить данную проблему целесообразно дополнением ч. 2 ст. 421 УПК РФ указанием на обязательность производства комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего, что сделало бы более эффективным механизм установления состояния возрастной вменяемости.
В-четвертых, производство предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних не во всех случаях отвечает требованиям повышенной правовой защиты несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Что вполне обоснованно позволяет некоторым ученым делать вывод о необходимости более детальной регламентации или введения дифференцированной формы предварительного расследования с учетом возрастных и личностных особенностей несовершеннолетних. Автор настоящей работы присоединяется к мнению специалистов, предлагающих производство предварительного расследования в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых проводить в форме предварительного следствия, а не дознания, что позволит нацелить уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних на восстановительное, т.е. профилактическое и воспитательное воздействие.
В-пятых, при рассмотрении вопросов, возникающих в судебном разбирательстве в отношении несовершеннолетних, было обращено внимание на то, что УПК РФ право на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем подсудимом ограничивает его возрастом, т.е. достижением 16 лет. Однако, представляется, что таким правом должны обладать все несовершеннолетние, не достигшие возраста 18 лет, что необходимо предусмотреть в п. 2 ч. 2 ст. 241 УПК РФ.
В работе была рассмотрена возможность рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних в порядке особого судопроизводства. Автор настоящей работы поддерживает позицию ученых, которые подход законодателя и судебной практики расценивают как не способствующий реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, которая заключается в профилактическом воздействии. Поэтому, применение к несовершеннолетним особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, может стать одним из направлений развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних.
В-шестых, основаниями применения принудительных мер воспитательного воздействия являются: совершение преступления небольшой или средней тяжести; возможность исправления несовершеннолетнего указанными мерами; несовершеннолетний возраст. Представляется необходимым расширить основания для применения таких мер, предусмотрев необходимость заглаживания причиненного вреда, возможность освобождения от наказания путем применения принудительных мер воспитательного воздействия к лицу, совершившему преступление впервые, а также необходимость тщательного и всестороннего исследования личности несовершеннолетнего, производимого путем допроса лиц из окружения несовершеннолетнего, педагогов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, составления на несовершеннолетнего преступника профессионального психологического заключения. Видится целесообразным назначение судебной психологической экспертизы в целях установления возможности исправления несовершеннолетнего без применения к нему уголовного наказания, в связи с чем, предлагается дополнить ст. 196 п. 6 в следующей формулировке: «возможность исправления несовершеннолетнего без применения наказания».


1. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. С. 31-34.
2. Александрова Н.С. Принудительные меры воспитательного воздействия в качестве альтернативы уголовному наказанию // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 34. С. 6-11.
3. Александрова Н.С. Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правоприменения// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (41). С. 277-280.
4. Апелляционное постановление Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 06.06.2011 г. № 10-2/2011 [Электронный ресурс] // URL: http://mamsko-chuysky.irk.sudrf.ru/ (дата обращения: 15.04.2022).
5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2021. 640 с.
6. Бюллетень судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда 2 квартал 2017 года (утв. постановлением президиума Липецкого областного суда от 10.08.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
7. Гавриленко А.А., Горбачева Е.В. К вопросу о дифференциации процессуальной формы как основе специализации уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2014. № 2 (65). С. 81-84.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. 1994 № 32. Ст. 3301.
9. Емельянова А.А. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых при применении мер процессуального принуждения в ходе предварительного расследования // Мировой судья. 2021. № 5. С. 16-19.
10. Загорский Г.И., Орлова Т.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Российский судья. 2012. № 10. С. 9-16.
11. Зайнуллин Р.И. Проблемы участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в расследовании преступлений: уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты // Российский следователь. 2016. № 16. С. 5-9.
12. Каков порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа? // Азбука права: электрон. журн. 2022.
13. Калугин А.Г. Вопросы предварительного следствия и дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 340 с.
14. Капустянский В. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних // Мировой судья. 2009. № 3. С. 27-30.
15. Кассационное определение Белгородского областного суда от 08.12.2010 г. по делу № 22-1910/2010 [Электронный ресурс] // URL: http://sudact.ru/regular/ (дата обращения: 15.04.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ