Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОСТУПНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Работа №22942

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1099
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы формирования финансовых услуг в современной России 11
1.1. Сущность финансовых услуг, их виды 11
1.2. Доступность финансовых услуг 13
1.3. Тенденции и особенности развития финансовых услуг: российский опыт 20
2. Обоснование необходимости развития финансовой грамотности населения 27
2.1. Финансовая грамотность: сущность, современные подходы к определению 27
2.2. Оценка уровня финансовой грамотности (какие существуют подходы к оценке?) 29
2.3. Влияние доступности финансовых услуг на развитие уровня финансовой грамотности населения 31
3. Разработка программы повышения уровня финансовой грамотности населения в современных условиях доступности финансовых услуг 33
3.1. Опыт создания и реализации программ повышения финансовой грамотности, сравнительный анализ 33
3.2. Научно-методические основы формирования программы повышения финансовой грамотности населения 48
3.3. Проект программных мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения Красноярского края 54
Заключение 64
Список использованных источников 65


В последнее десятилетие во многих развитых и развивающихся странах мира все большее внимание уделяется проблематике повышения финансовой грамотности населения. Процесс повышения финансовой грамотности населения, который начался в различных странах в форме отдельных инициатив общественных и частных организаций, направленных на оказание помощи гражданам в управлении личными финансами и информировании о тех или иных финансовых продуктах и услугах, постепенно развился до уровня национальных программ и стратегий, а также наднациональных инициатив ЕС, Всемирного банка, ОЭСР и других международных организаций.
Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благо со стояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование , привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Финансовая грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.
Существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Как следствие отсутствия у граждан финансовых знаний, навыков планирования бюджета домохозяйств и принятия взвешенных решений по использованию финансовых продуктов и услуг, на фоне агрессивного предложения и рекламы таких продуктов и услуг со стороны коммерческих структур, в обществе идет накопление значительных диспропорций и рисков, способных перерасти в проблемы национального масштаба.
Особую актуальность вопросы повышения финансовой грамотности имеют для Российской Федерации. В силу особенностей исторического развития страны большинство населения России не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков.
На уровне стратегии развития страны повышение финансовой грамотности населения уже рассматривается как важнейший фактор развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение финансовой грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации рассматривают вопросы повышения финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики.
Финансовая грамотность населения Российской Федерации находится на неудовлетворительно низком уровне, что является одной из причин отсутствия в России класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан России, угрозы для стабильности финансовой системы, и, в конечном счете, отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения России. Более 70 лет развития страны в рамках социалистической экономической модели и идеологии практически стерли у большинства граждан России какое-либо представление о даже относительно простых финансовых продуктах и услугах. Переход страны к рыночной экономике застал большинство россиян совершенно неподготовленными к современным концепциям финансовых рынков и не способными принимать правильные финансовые решения. Ситуацию усугубили денежные реформы, проведенные государством в начале 90-х годов двадцатого века, многочисленные финансовые пирамиды и финансовый кризис августа 1998 года. 17 лет развития рыночной экономики в России, не привели к радикальному повышению уровня практической финансовой грамотности населения. Финансовые знания и умения распространены крайне неравномерно. При этом типичные пробелы в области финансового образования, характерные для развитых стран, находят свое отражение и в России.
Как свидетельствуют данные ряда исследований, посвященных оценкам финансовой грамотности населения, уровень информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и услуг и их поставщиками является очень высоким. Даже сравнительно простые финансовые продукты могут оказаться сложными для граждан, у которых отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности. Характерной особенностью, выявленной в ходе исследований, является наличие двух крайностей в восприятии гражданами уровня своей финансовой грамотности. Существует категория граждан, представители которой полагают финансовые понятия весьма сложными для понимания и считают уровень своей финансовой подготовки недостаточным, в то время как граждане другой категории зачастую переоценивают свое понимание финансовых вопросов, не осознают степень своей неосведомленности. В результате граждане и той и другой категории принимают необоснованные финансовые решения, или становятся жертвой финансовых злоупотреблений и мошеннических схем.
Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов, является отсутствие планирования личного или семейного бюджета. Большая часть граждан не осуществляет сбережений на случай непредвиденного снижения уровня дохода или возникновения непредвиденных расходов, несмотря на то, что такие ситуации вероятны даже в
благоприятные периоды экономического развития страны. В результате, значительное количество граждан может столкнуться и сталкивается с финансовыми трудностями даже в случае возникновения незначительных проблем. Налицо отсутствие какого-либо финансового планирования, что создает условия, при которых даже небольшое увеличение инфляции или рост уровня безработицы, а часто и простое изменение жизненных обстоятельств граждан может поставить их перед финансовыми трудностями. По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), более половины населения (56%) не ведет учета своих доходов и расходов, а более 73% граждан России не имеет никаких сбережений.
Несмотря на активную экспансию потребительского кредита, доля россиян, воспользовавшихся за последние два-три года какими-либо кредитами, по данным социологических исследований, на сегодняшний день составляет только 37%. По оценкам Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) 62% населения никогда не пользовались кредитами.
Дополнительный риск, связанный с невысоким уровнем финансовой грамотности, заключается в том, что физические лица, взявшие кредиты, в силу своей финансовой неграмотности могут оказаться не в состоянии отдать кредит. Как показывают социологические исследования ФОМ, даже среди тех граждан, которые воспользовались кредитом, уровень практической финансовой грамотности также остается невысоким. Большинство информацию о кредите получили прямо на месте покупки товара и принимали решение ситуативно, не только не сравнивая условия получения кредита с другими кредитными продуктами, но и не анализируя последствия принятия дополнительных долговых обязательств для семейного бюджета. В такой ситуации неудивительным является тот факт, что более 15% взявших кредит заемщиков - физических лиц считает, что невозврат банковского кредита не является преступлением. Еще хуже дело обстоит в отношении страховых компаний, обман которых не считают преступлением более 28% респондентов.
Для домохозяйств складывается опасная ситуация, которая заключается в формировании, своего рода, «финансовой ловушки». В рекламе люди много слышат о кредитах, ипотеке, депозитах, акциях и других финансовых инструментах. Люди видят, что потребительскими кредитами, ипотекой пользуются соседи, знакомые, «жизнь в кредит» превращается в «обычную практику ». Все это создает «ощущение компетентности», снижает психологический порог входа на финансовый рынок для миллионов домохозяйств, создает видимую легкость принятия решений и условия для массовых финансовых ошибок. Поток информации в СМИ в условиях разворачивающегося глобального финансового кризиса усугубил данную ситуацию. Социологические опросы показали, что в условиях финансового кризиса возросла субъективная оценка россиянами уровня собственной финансовой грамотности, при отсутствии роста объективного показателя финансовой грамотности. У граждан России почти не происходит «естественного накопления рыночного опыта». Красноречивый парадокс: несмотря на фиксируемый социологическими опросами низкий уровень доверия граждан к финансовым институтам (последствия 1998 года, опыта МММ и т.д.) люди легко становятся жертвами финансовых пирамид. По данным ФСФР России, только в 2008 году на территории РФ выявлено около 50 компаний, имеющих в своей деятельности признаки финансовых пирамид. При этом, по данным социологических опросов, распознать признаки финансовой пирамиды способны менее трети россиян.
В России так и не создана массовая культура ответственных инвестиционных решений. Есть низовой запрос широких кругов населения на практические финансовые знания, но та информация, которая транслируется «сверху», малоэффективна, непонятна, не превращается в практический навык.
Очень непростая ситуация складывается с информированностью граждан России о пенсионной реформе и планированием пенсионных сбережений. По данным НАФИ, примерно две трети россиян в трудоспособном возрасте считают, что размер государственной пенсии в будущем будет недостаточным, однако 41% граждан не рассчитывают по достижении пенсионного возраста привлекать дополнительные источники доходов кроме государственной пенсии или затрудняются в оценке своей возможности иметь таковые. Многочисленные социологические исследования показывают: суть пенсионной реформы непонятна гражданам, для широких слоев населения вопрос пенсионного обеспечения, особенно, в перспективе, кажется непрозрачным и непонятным. Существующая отчетность Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного обеспечения абсолютно непонятна большинству граждан России и вызывает раздражение вне зависимости от количества денег на их индивидуальных лицевых счетах.
Населению не предъявлена перспектива: что дальше будет с пенсиями? В отношении перспектив пенсионной системы требуется сформулировать четкую стратегию и начать проведение широкой разъяснительной работы. Пенсионеры - наиболее активная часть избирателей, непрозрачность судьбы пенсионной системы может превратиться в политический фактор.
В последнее время в связи с нарастанием в Российской Федерации проблем, связанных с глобальным финансовым кризисом, ситуация существенно обострилась. Предшествовавший кризису бум потребительского кредитования, появление в стране в результате «народных» IPO относительного широкого класса частных инвесторов, вложения которых существенно обесценились, очередная мягкая девальвация национальной валюты и сокращение международных резервов РФ, непонятная для большинства населения пенсионная реформа обуславливают необходимость принятия на государственном уровне мер немедленного и долгосрочного реагирования, направленных на радикальное изменение ситуации в области финансовой грамотности населения. Вопросы, связанные с радикальным изменением ситуации в области финансовой и потребительской грамотности населения Российской Федерации, должны быть срочно включены в приоритеты государственной политики.
Обобщая данные социологических исследований и анализируя наиболее острые проблемы, связанные с недостаточным уровнем финансовых знаний и навыков граждан, можно сформулировать следующие наиболее острые и критические проблемы, приводящие к ошибкам в принятии инвестиционных и финансовых решений населением (домохозяйствами), и требующие немедленных решений в рамках программы повышения финансовой грамотности:
А отсутствие (или предельно короткий горизонт) планирования семейного бюджета, отсутствие семейных стратегий планирования доходов - расходов;
А неспособность населения принимать взвешенное, основанное на анализе всей доступной информации решение в отношении использования тех или иных финансовых продуктов или услуг, спонтанность принятия финансовых решений;
А сохраняющийся у населения патерналистский стереотип мышления, стремление переложить ответственность за свои финансовые решения на государство;
А неумение населения адекватно оценивать риски;
А недостаточная информированность граждан о возможностях инвестирования и ведения операций на финансовых рынках;
А отсутствие правовых знаний в области защиты прав потребителей на финансовых рынках;
А недоступность для большинства граждан профессионального финансового консультирования;
А отсутствие понятной и доступной информации о пенсионной реформе, отсутствие привычки и навыка планирования пенсионных сбережений.
Итак, общую ситуацию доступности финансовых услуг и финансовой грамотности населения можно описать следующим образом: Большинство граждан не разбираются в финансовых услугах,финансовых инструментах и не в целом не доверяют финансовой системе,имея многочисленных примеры значительных потерь финансовых средств. Параллельно с этим наблюдается колоссальное увеличение спектра финансовых услуг и финансовых инструментов при зачастую неравномерной территориально и среди разных возрастных и социальных групп доступности этих услуг и инструментов.
Актуальность
Существенно усложнившаяся финансовая система, появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Отсутствие у граждан финансовых знаний, навыков планирования бюджета и принятия решений по использованию финансовых продуктов и услуг, с одной стороны, и агрессивная реклама финансовых продуктов и услуг со стороны коммерческих структур, с другой стороны приводят к необходимости повышения финансовой грамотности населения с целью избежать финансовые диспропорции и риски, способные перерасти в проблемы национального масштаба.
Цель работы: разработать перечень программных мероприятий на основе научно-методических принципов формирования программ повышения финансовой грамотности населения, покрывающие дефицит существующих программных мероприятий.
Задачи работы:
1. Описать современную ситуацию развития рынка финансовых услуг, расширения доступности финансовых услуг
2. Оценить общий уровень финансовой грамотности населения России
3. Проанализировать существующие программы повышения финансовой грамотности населения
4. Разработать программные мероприятия в рамках программы повышения финансовой грамотности, улучшающие эффективность данной программы.
Гипотеза исследования: расширение доступности финансовых услуг требует повышения финансовой грамотности населения
Объект исследования: доступность финансовых услуг и
финансовая грамотность населения
Предмет исследования: программы повышения уровня финансовой грамотности населения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной ситуации развития экономики, ситуации появления все новых видов финансовых продуктов и услуг, когда потребителю уже нет необходимости самому искать такие услуги, когда финансовые организации, оказывающие находятся в ситуации постоянной конкурентной борьбы за потребителей и порой используют в этой борьбе не самые честные методы, не всегда предоставляют объективную и полную информацию о продукте, населению - основным потребителям - просто необходимо иметь определенные знания и навыки из области финансовой грамотности, чтобы не быть обманутыми, чтобы быть способными планировать личный бюджет, финансовое будущее семьи, минимизируя финансовые риски. В связи с этим на территории Российской Федерации был разработан ряд законопроектов, предусматривающих возможность создания образовательных, просветительских программ в области повышения финансовой грамотности населения. Предполагалось, что субъекты Федерации на основании федеральных законов и программ разработают целевые программы повышения финансовой грамотности населения, адаптированные под условия каждого конкретного региона. На территории Красноярского края пока такой программы нет. В связи с такой проблемой и возникла данная работа. По итогу нами были разработаны научно-методические основы создания программ повышения финансовой грамотности, а также перечень программных мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Красноярского края. Данная работа подготовила необходимый материал для создания целевой программы повышения финансовой грамотности населения на территории Красноярского края.


1. Measuring Financial Literacy: Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy http://www.oecd.org/dataoecd/44/53/49319977.pdf- определение финансовой грамотности
2. О.Е.Кузина, Д.Х.Ибрагимова Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России No4(88),октябрь—декабрь2008. Мониторинг общественного мнения (журнал)
3. Повышение уровня финансовой грамотности - накопление в обществе человеческого капитала [Текст] // Экономика мегаполисов и регионов. - 2010. - №3 (33). - С. 12-21
4. Кардашов, В. Повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства как важнейшая составляющая в решении проблемы «токсичных» долгов [Электронный ресурс] / В. Кардашов. - Режим доступа: http://www.azbukafinansov.ru/files/Kardashov.pdf
5. Гид по финансовой грамотности [Электронный ресурс] / под ред. М.В. Мамута. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/education/finance.htm
6. Заявление Правительства РФ от 5 апреля 2005 года No 983п-П13.
7. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика [Текст] / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов - М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. - С. 31-112.
8. Кузина, О.Е. Оценка уровня финансовой грамотности населения РФ [Электронный ресурс] / О.Е. Кузина // Экспертное интернет-телевидение «Финансовое образование РФ» - Режим доступа: http://финансовое-образование.рф/ тв-каналы/личные_финансы
9. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) [Текст] / О.Е. Кузина // Деньги и кредит. - 2012. - №1. - С. 68-72
10. Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения: отчет по результатам исследования [Электронный ресурс] / Национальное агентство финансовых исследований - Режим доступа: moneybasics.ru/files/doc/ criteria_fin_literacy.doc
11. Кардашов, В. Повышение финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства как важнейшая составляющая в решении проблемы «токсичных» долгов [Электронный ресурс] / В. Кардашов. - Режим доступа: http://www.azbukafinansov.ru/files/Kardashov.pdf
12. Министерство финансов Российской Федерации. Открытое Министерство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/om/
13. Национальное агентство финансовых исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nacfin.ru/
14. НАФИ. Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения. Отче по результатам исследования. М., 2008. Результаты социологического исследования НАФИ (по заказы Всемирного банка), 2008 г.
15. Результаты всероссийского исследования, проведенного «Демоскопом» осенью 2012 года по заказу Минфина. Выборка - 6000 населения. Инструментарий - методика исследования Всемирного банка и ОЭСР.
16. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержданая распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. №2043-р
17. Проект Минфин РФ: содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации.
18. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ
19. Бобров Е.А. Роль и место рынка финансовых услуг в структуре финансового рынка [Текст] // Экономический факультет - Киев, 2009
20. Головнин М.Ю. Банковские системы в переходных экономиках [Текст] // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 2, С. 15-25
21. Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI века [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2000г. - №8 - С. 33-40.
22. Ковалев В.В. Финансы. М:Проспект. - 2009 г. - С.51
23. Котляров М.А. Регулирование деятельности микрофинансовых организаций на российском рынке [Текст] // Финансы и кредит. - 2009г. - №35 - С. 10-12
24. Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория. М.: Эдиториал УРСС, 2009
25. Подкатива Е.Б. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка [Текст] // Нефтегазовое дело - Уфа: Изд-во УНТУ, 2010 - С. 17-29
26. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. СПб: Изд. Дом «Питер», 2002. 337 с.
27. Желтоносов В.М., Мартыненко П.Г. Филатова В.В. Создание модели инфраструктурного единства и устойчивого функционирования субъектов рынка финансовых услуг: Отчёт о научно-исследовательской работе. Краснодар: КубГУ, 2003. 15 с.
28. Курс экономической теории / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасе¬вич. СПб.: СПбУЭФ, 1996. 456 с.
29. Кэмпбелл К Д., Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика: Пер. с англ. Л.: Профико, 1991. 488 с.
30. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевич. СПб.: Экон. шк., 1994. 398 с.
31. Михайлова Е.В. Финансовый рынок в Российской Федерации. СПб.: Ун-т экономики и финансов, 1992. 176 с.
32. Михайлушкин А.И., Шимко ПД. Основы рыночной экономики. СПб.: Петро-пресс, 1996. 251 с.
33. Робинсон М. Стратегические вопросы микрофинансирования. М., 1998. 137 с.
34. Рыночная экономика: Словарь. М.: Республика, 1994. 461 с.
35. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учеб. пособие. М.: Менеджер, 2000.395 с.
36. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. A.M. Ковалёвой. М.: Финансы и статистика, 1989. 384 с.
37. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. М.: ИНФРА, 1997. 654 с.
38. Воеводская Н. Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист.2003. № 8. С.47-52.
39. Горбунов Э. Об условиях развития малого и среднего бизнес // Экономист. 1992. № 1. С.87-91.
40. Григорьев Л., Гурвич Е., Саватюгин А. Финансовая система и экономическое развитие // МЭ и МО. 2003. № 7. С.62-75.
41. Евстигнеев В.Р. Финансовая глобализация явление и методологический инструмент // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3. С.73-78.
42. Маевский В. Макроэкономические проблемы развития России // Экономист. 2004. № 4. С.7-12.
43. Исследование. Финансовая активность россиян // Динамика финансовой активности населения России в 2000-2008 гг. : аналит. докл. : подготовлен в рамках сотрудничества Исслед. группы ЦИРКОН и Гос. ун-та - Высш. шк. экономики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.personalmoney. ru/
44. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www.misbfm.ru/
45. Олейник, О. С. Анатомия семейных финансов / О. С. Олейник, Г. Н. Еремина. - Волгоград : Вол-гоградстат, 2011. - 15 с.
46. Отчет НИР по методологической разработке индикаторов финансовой грамотности населения / Фонд «Ин-т экон. и соц. исслед.». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. - 71 с.
47. Оценка уровня финансовой грамотности студентов российских вузов : отчет по результатам исследования / Нац. Агентство фин. исслед. - М. : ЦФТ, 2009. - 55 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.paysyscenter.ru/php_shop/
48. Архипов А.Ю., Шихирев В.В., Денисов Г.М. и др., Рынок ценных бумаг. - Феникс, 2005.
49. Абрамов А.Е. Инвестиционные фонды: доходность и риски, стратегии управления портфелем, объекты. - М.: Альпина - Паблишер, 2005.
50. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. - ИНФРА-М, 2008.
51. Винокуров Е. Ф. и др. Трудные задачи по экономике. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2001
52. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н.Думной. - М.: КНОРУС, 2007.
53. Савенок В.С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости: http:// prodazhy.ru
54. Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000-2008
55. Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Учебн. пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004-2008
56. Финансовое право для экономических специальностей: учебник для вузов/Артемов Н.М., Ашмарин Е.М.и др. под.ред. Шохина С.О.; Финансовая академия при Правительстве РФ - изд. 2- у, стер. - М: Кнорус, 2007
57. Финансы и кредит 2005г., Феникс, 441 с./ Ковалев А.П., Е. Б. Колбачев, А. Л. Кочергин и др.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ