Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА СТРУКТУРУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ

Работа №100525

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение з
1. Теоретические основы исследования финансов домашних хозяйств 9
1.1 Экономическая сущность и анализ категории «финансы домашних хозяйств» 9
1.2. Структурно-функциональная модель финансовых ресурсов домашних
хозяйств как основы экономического развития населения 14
1.3. Подходы к оценке уровня финансовой грамотности населения в мировой и
российской практике 21
2. Роль уровня финансовой грамотности населения при оптимизации финансовых ресурсов структуре распределения финансов домашних хозяйств34
2.1 Анализ структуры и динамики финансов домохозяйств 34
2.2 Оценка уровня финансовой грамотности 40
2.3. Методы управления финансовыми и налоговыми рисками в процессе принятия инвестиционных решений домашними хозяйствами 46
3. Направления оптимизации структуры финансов домашних хозяйств на основе
повышения уровня финансовой грамотности населения 57
3.1. Совершенствование методики оценки финансовой грамотности 57
3.2. Разработка программ повышения финансовой грамотности с учетом
особенностей целевых аудиторий 63
3.3 Оптимизация финансов домохозяйств за счет повышения осведомленности
о новых финансовых инструментах 69
Заключение 75
Список использованных источников


Актуальность исследования выбранной темы определяется целым рядом факторов. Во-первых, из-за изменений в общественно-экономическом строе, граждане Российской Федерации сталкиваются с новыми финансовыми инструментами и явлениями. Во многих Западных странах опыт взаимодействия с банковской системой, налогообложением, рынком финансовых инструментом формировался столетиями. Российские граждане вынуждены осваивать новые навыки в первом-втором поколении, не имея достаточного внутрисемейного опыта. Исходя из этого, вопрос повышения финансовой грамотности имеет большое значение для обеспечения роста личного благосостояния, борьбы с бедностью. Во-вторых, нехватка знаний и опыта приводит к нерациональным финансовым действиям, а также к росту риска потери средств, например, за счет вложения в финансовые пирамиды. В-третьих, современная экономика развивается стремительно и предлагает новые инструменты все быстрее - криптовалюту, краудфандинг, форекс. Использование этих инструментов, несущих высокие риски, требует актуализации уровня финансовой грамотности.
В целях стимулирования финансового образования населения в 2010 году на федеральном уровне был запущен проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Данный проект был рассчитан на 5 лет до июня 2016 года. В 2017 г. было принято Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг». Основной целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Степень научной разработанности темы. Теория и методология изучения феномена «финансовая грамотность» населения в настоящее время находится на стадии интенсивного развития. Финансовая грамотность населения не статична, а динамично изменяется, поэтому исследования в данной области актуальны и востребованы. Оценка финансовой грамотности основывается на базовых теориях и достижениях финансовой науки. Большой вклад в формирование отечественной теории финансового планирования и управления личными финансами внесли Бабич А.М, Земцов А.А, Мавлютов Р.Р., Марамыгин М.С., Разумовская Е.А., Слепов В.А. Некоторые указанные авторы являются представителями уральской финансовой научной школы.
Целью работы является оценка возможностей оптимизации структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств за счет повышения уровня финансовой грамотности.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала решения конкретных теоретических, методологических и практических задач исследования:
- охарактеризовать структурно-функциональную модель финансовых ресурсов домашних хозяйств как основы экономического развития населения, провести анализ структуры и динамики финансов домохозяйств в Российской Федерации на основании актуальных статистических данных;
- провести оценку уровня финансовой грамотности населения РФ на основании использования различных методов и определить пути ее повышения;
- дать оценку перспективам оптимизации финансов домохозяйств за счет повышения финансовой грамотности и осведомленности о новых финансовых инструментах.
Объектом исследования является финансовая грамотность населения.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе структурирования и оптимизации финансовых ресурсов домохозяйств.
Теоретико-методологической основой исследования является структурно-функциональный подход. Применение структурно-функционального подхода к научному осмыслению предмета исследования позволяет представить финансовую грамотность населения как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. Структурно-функциональный подход позволяет выявить структуру связей между элементами финансовой грамотности населения, их функциональность. Исследование финансовой грамотности с позиций структурно-функционального подхода дополняется методами анализа, синтеза, сравнения, исследования статистических данных и данных социологических опросов.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты по вопросам финансовой грамотности на уровне Российской Федерации и Свердловской области, данные Федеральной службы государственной статистики Российской, данные социологических исследований, посвященных проблемам финансовой грамотности, находящихся в открытом доступе («Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA), «Мониторинг финансовой грамотности населения» - исследование выполненное Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ)).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии теоретико-методологических положений и разработке практических рекомендаций в области оценки финансовой грамотности населения и определения путей и инструментов ее повышения.
В работе получены и выносятся на защиту следующие основные научные результаты:
1) Систематизированы и обобщены теоретические положения экономической сущности категорий «финансов домохозяйств», их функций, а также значение финансовой грамотности на макро- и микроэкономическом уровне:
-в качестве новой функции выделена стабилизационная функция финансов домохозяйств, под которой предлагается понимать деятельность созданию финансовых резервов, использованию механизмов страхования для преодоления трудных жизненных ситуаций;
- полученные данные о наращивании населением потребительских расходов подтвердили гипотезу о недостаточных навыках населения в части формирования инвестиций и сбережений;
-доказано, что низкая финансовая грамотность является одним из препятствий формирования полноценного и эффективного рынка ценных бумаг в России.
- выявлено, что наиболее уязвимыми являются лица пенсионного и предпенсионного возраста. Эти лица имеют гораздо меньший опыт использования современных финансовых инструментов, более подвержены риску потери средств в результате мошеннических действий;
- при оценке налоговых рисков выявлено две основных тенденции - рост налоговых платежей законопослушных граждан и увеличение доли лиц, которые участвуют в неформальной занятости и потенциально уклоняются от уплаты части налогов. Неформальная занятость диагностирована как угроза финансовой стабильности домохозяйств в долгосрочной перспективе.
2) Систематизированы подходы в оценке финансовой грамотности и определены мероприятия по повышению финансовой грамотности:
- определена авторская трактовка понятия «финансовая грамотность».
-предложено деление подходов на международные, национальные, региональные и локальные;
- разработана и апробирована методика оценки финансовой грамотности населения по макроэкономическим показателям. Итоговое значение рейтинга финансовой грамотности по макроэкономическим показателям позволило оценить уровень финансовой грамотности населения России как оценивается как средний. Разработанная методика может дополнить результаты социологических опросов и использоваться в дальнейшем в научных, экспертных, педагогических целях.
- разработаны программы повышения финансовой грамотности для различных категорий населения, в том числе для предпенсионеров и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) определены возможности оптимизации финансов домохозяйств за счет повышения осведомленности о новых финансовых инструментах (на примере вложения свободных средств в индивидуальные инвестиционные счета).
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют теоретическую и методологическую базу оценки финансовой грамотности населения, позволяют оценить влияние финансовой грамотности на структуру финансовых ресурсов домохозяйств.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью практического использования результатов и разработанных методических рекомендаций для повышения финансовой грамотности населения в целом, а также по отдельным группам (школьники, студенты, работающее население, предпенсионеры, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации).Результаты исследования могут быть использованы в научно-педагогической деятельности, а также при проведении мероприятий по повышению финансовой грамотности различных целевых аудиторий.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации диссертационной работы докладывались, обсуждались и были одобрены на научной-практических конференциях («Весенние дни науки ВШЭМ, 2018», «Весенние дни науки ВШЭМ, 2019»).
Публикации. По результатам теоретико-методологических и практических исследований по теме диссертации опубликовано 5 работ, из них 1 статья в рецензируемых журналах ВАК общим объемом авторского текста 0,3 п.л.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В первой главе работы рассмотрены теоретические и методологические подходы к оценке финансов домохозяйств и финансовой грамотности. Во второй главе систематизированы результаты анализа структуры доходов и расходов домохозяйств в 2013 - 2018 г., а также результаты оценки финансовой
грамотности населения. Третья глава посвящена разработке рекомендаций в нескольких направлениях: в части оценки финансовой грамотности, в части разработки программ повышения финансовой грамотности для разных целевых групп (школьников, студентов, работающего населения, предпенсионеров, пенсионеров и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации). В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленной целью в работе дана оценка уровня финансовой грамотности населения в целях оптимизации структуры финансовых ресурсов домашних хозяйств. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы.
Экономическая сущность финансов домохозяйств двояка. На микроэкономическом уровне финансы домохозяйств отражают внутреннюю «финансовую жизнь» за счет формирования доходов и распределения расходов своей отдельной единицы. На макроэкономическом уровне финансы домохозяйств становятся важным элементов финансовой системы государства. Финансы домохозяйств выполняют ресурсообразующую, распределительную, инвестиционную функции. В качестве новой функции нами выделена стабилизационная функция. Под ней предлагается понимать функцию по созданию финансовых резервов, использованию механизмов страхования для преодоления тех трудных жизненных ситуаций, в которое может попасть домохозяйство в случае потери работы одним из членов семьи, тяжелой болезни, несчастного случая.
Эффективное управление финансовыми ресурсами домохозяйств требует определенных знаний, умений и навыков, т.е. финансовой грамотности. Финансовая грамотность - это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. От общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Из-за низкой финансовой грамотности растет задолженность граждан по потребительским кредитам, возрастают риски мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, происходят финансовые потери . Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения - важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, странах Европейского Союза. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Разработка и реализация стратегии повышения финансовой грамотности требует проведения систематической оценки финансовой грамотности.
Для измерения уровня финансовой грамотности разработано много методик. К их общим чертам можно отнести оценку финансовой грамотности по нескольким предметным областям (управление личным бюджетом, расходами, сбережениями, оценка финансовых рисков и пр.), возможность проведения сопоставлений как в динамике (по годам), так и по возрастным группам, уровню доходов, социальным слоям, необходимость сбора и анализа большого массива информации. Наиболее оптимальным представляется вариант расчета сводного показателя на основании частных индикаторов.
В Российской Федерации начата работа по комплексной оценке финансовой грамотности. Наиболее показательными и системными являются данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). По данным НАФИ в 2018 г. Российская Федерация заняла 9-е место по уровню финансовой грамотности взрослого населения. Разработанная НАФИ методика дает достаточно много данных для анализа, однако пока она имеет ряд существенных недостатков. В отличие от зарубежных методик она не позволяет оценить знания, умения и навыки в части взаимодействия населения со страховым рынком, пенсионной системой, инвестиционными фондами.
По результатам проведенного исследования определено, что наиболее уязвимыми являются лица пенсионного и предпенсионного возраста. Эти лица имеют гораздо меньший опыт использования современных финансовых инструментов, более подвержены риску потери средств в результате мошеннических действий. Также менее грамотными являются жители небольших населенных пунктов. Следовательно, нужны программы по повышению финансовой грамотности предпенсионеров и лиц пенсионного возраста. Отдельная программа может быть адресована и жителям малых городов.
При проведении исследования выявлен высокий уровень доверия к банковской системе. Модель сбережений в основном ориентирована на формирование банковских вкладов. При этом пока сравнительно невысока доля лиц, которые используют инструменты фондового рынка. Низкая финансовая грамотность является одним из препятствий формирования полноценного и эффективного рынка ценных бумаг в России.
При анализе доходов и расходов выявлено, что у домохозяйств растут потребительские расходы, но практически не увеличиваются сбережения. Такая ситуация может быть объяснена совокупностью факторов. Во-первых, после 2014 г. происходит снижение реальных доходов населения и их возможностей по инвестированию. Во-вторых, происходит снижение доходности вкладов, которые выступают основной формой сбережения средств. В -третьих, из-за недостаточно высокого уровня финансовой грамотности недостаточно используется потенциал альтернативных финансовых инструментов - индивидуальных инвестиционных счетов, паевых фондов, рынка ценных бумаг.
При оценке налоговых рисков выявлено две основных тенденции - рост налоговых платежей законопослушных граждан и увеличение доли лиц, которые участвуют в неформальной занятости и потенциально уклоняются от уплаты части налогов. Неформальная занятость угрожает будущей финансовой стабильности домохозяйств в долгосрочной перспективе.
Оптимизации финансовых ресурсов домохозяйств может способствовать проведение программ повышения финансовой грамотности. В ходе исследования было обосновано, что программы должны разрабатываться с учетом целевой аудитории. Наименее разработанными являются программы для предпенсионеров, пенсионеров, а также лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В диссертации предложены проекты образовательных программ для предпенсионеров, пенсионеров и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В заключении работы дана оценка возможного эффекта от реализации программ повышения финансовой грамотности. На макроэкономическом уровне эффект от программ повышения финансовой грамотности можно разделить на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном эффекте программы могут способствовать решению срочных финансовых проблем заемщиков, организации эффективной защиты финансовых прав граждан, оптимизация бюджетов домохозяйств. В среднесрочной перспективе можно ожидать увеличения вложений в финансовые инструменты, снижения просроченной задолженности по кредитам. Долгосрочный эффект может выражаться в росте доходов граждан, снижении уровня бедности, ускорении экономического роста за счет увеличения инвестиций, обеспечении устойчивости налоговой, пенсионной и банковской системы.



1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
4. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»// Собрание законодательства РФ.2017. № 40. Ст. 5894.
5. Постановление Правительства Свердловской области от 29.11.2018 № 846-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Повышение финансовой грамотности населения в Свердловской области на 2018 - 2023 годы».
6. Аксютина С.В., Воронина Т.Л. Анализ современных методик оценки финансовой грамотности// С сборник статей XXIX Международной научно¬практической конференции. Пенза, 2019. С. 224-227.
7. Алексеева Н. В. Повышение финансовой грамотности населения: необходимость, положительные эффекты, роль и потенциал вузов // Вестник РУК. 2017. №3 (29). С. 4- 7
8. Бабина Н.В. Формирование единой финансовой школы в концепции реализации программ повышения финансовой грамотности//Вопросы региональной экономики. 2013. №2. С. 3- 9.
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - с. 647.
10. Белехова Г. В. К вопросу о финансовой грамотности населения // Проблемы развития территории. 2014. №1 (69). С. 53-65.
11. Белехова Г. В. Оценка финансовой грамотности населения и пути её повышения // Проблемы развития территории. 2012. №4. С. 96 - С. 107.
12. Белова Д.О., Васева А.А., Разумовская Е.А., Корниенко Д.С. Трансформация финансов населения в инвестиций: доступные инструменты //Весенние дни науки ВШЭМ Сборник докладов Международной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. 2018. С. 489-492.
13. Белозеров С.А. Финансы домашних хозяйств как элемент финансовой системы//Финансы и кредит. 2008. № 1 (289). С. 29-37.
14. Богомолова О.В., Мамедова Р.И., Скотников А.Э., Часовников С.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения благосостояния населения// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 380-383.
15. Боди З., Мертон Р. Финансы.: Пер с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. - С. 38
16. Бондарева С. А. Принципы и практика персональных финансов [Текст] : монография / С. А. Бондарева, А. А. Землянский - Волгоград : Волгоградский фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. - 163 с.
17. Борануков А. В. Экономическая культура и финансовая грамотность населения: на примере южно-российских регионов : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06. - Майкоп, 2014. - 156 с.
18. Васева А.А., Разумовская Е.А. Налогообложение малого предпринимательства в России: состояние и перспективы //Вестник молодежной науки. 2018. № 1 (13). С. 3.
19. Васева А.А., Разумовская Е.А. Сравнительная характеристика налоговых систем Германии и Российской Федерации //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 2 (220). С. 149¬156.
20. Васева А.А., Разумовская Е.А., Кораблева Д.Д., Носова Д.С. Динамика параметров ипотечного кредитования //Весенние дни науки ВШЭМ Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 438-441.
21. Восканян Р. О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // АНИ: экономика и управление. 2018. №1 (22). C. 86- 88
22. Галишникова Е.В. Финансовое поведение населения: сберегать или тратить // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. 2012. № 2 (12). С. 133-140.
23. Глухов В.В. Индивидуальность финансов домашних хозяйств//Финансы и кредит. 2008. № 20 (308). С. 59-62.
24. Дулина Н. В., Моисеева Д. В. Региональные различия в финансовых практиках и установках современного российского студенчества (по материалам прикладного социологического исследования) // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. №44. С. 161
25. Дулина Н.В., Токарев В.В. Финансовая грамотность населения //Известия ВолГТУ. 2012. №3. С. 37-41
26. Жутаев А.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как одно из важнейших направлений государственной политики // Финансовое право. 2019. № 4. С. 41 - 43.
27. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / Зеленцова А.В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н.. - Москва : КноРус, 2012. - 106 с.
28. Земцов А. А. Домохозяйство: Основания. Финансы. Консалтинг / А. А. Земцов - Томск : Издательский Дом Томского гос. ун-та, 2015. - 351 с.
29. Земцов А. А. Финансовое планирование в домохозяйствах. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2014. - 201 с.
30. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. Значение, структура и соотношение персональных и семейных финансов в финансовой системе// Вестник Томского государственного университета. 2010. № 331. С. 135-141.
31. Инвестиции: учебник: для студентов вуза, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы и кредит» / [Л. И. Юзвович, Е. Г. Князева, Е. А. Разумовская и др.] ; под редакцией Л. И. Юзвович - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. - 608 с.
32. Инструкция о порядке проведения микропереписи населения 1994г. и заполнения бланков микропереписи. Госкомстат. России. - М., 1993.
33. Исакова Н. Ю. .Финансы и финансовая система государства: учебное пособие - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. - 123 с.
34. КнязеваЕ. Г. Финансово-экономические риски: учебное пособие. - М.,ФЛИНТА, 2015 - 110 с.
35. Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). С. 31- 43
36. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2018. № 1. С. 90-95.
37. Константинов И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. №1. С. 11 - 17
38. Кузина О. Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг. 2009. №4 (92). С. 157 - 177.
39. Кузина О. Е., Ибрагимова Д. Х. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России // Мониторинг. 2008. №4 (88). С. 14- 25.
40. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России //Вопросы экономики. 2015. №8. С. 129 - 148.
41. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспектива) //Деньги и кредит. 2012. №1. С. 68-72.
42. Кузина, О. Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России / О. Е. Кузина, Д. Х. Ибрагимова // Мониторинг. - 2008. - №4 (88). - С. 14- 25.
43. Мавлютов Р. Р. Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности : учебное пособие / Р. Р. Мавлютов -Волгоград : ВолгГТУ, 2018. - 118 с.
44. Мавлютов, Р. Р. Развитие системы персональных финансов как звена финансовой системы современной России : монография / Р. Р. Мавлютов, Е. А. Бутенко - Волгоград : ВолгГТУ, 2017. - 124 с.
45. Мавлютов, Р. Р. Финансы домашних хозяйств [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р. Р. Мавлютов- Волгоград : ВолгГАСУ, 2016 - 206 с.
46. Манахова И. В. Финансовая грамотность населения фактор роста национального благосостояния // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №5. С. 41- 44
47. Моисеева Д. В. Финансовая грамотность населения российского региона : экономико-социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.03 - Волгоград, 2017. - 202 с.
48. Моисеева Д. В, Токарев В.В.Финансовая грамотность: от определения понятия к методам измерения (на материалах социологического исследования «Волгоградский Омнибус») // Logos et Praxis. 2013. №1. C. 88 - 94
49. Мосесян М.А. Функции финансов домашних хозяйств в реализации сберегательного потенциала населения //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2 (16). С. 305-309.
50. Нехайчук Ю.С. Повышение финансовой грамотности населения - залог успеха экономического роста в регионе//Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции - 2015 - №1. С. 33-39.
51. Ниворожкина Л.И., Алифанова Е.Н., Синявская Т.Г. Финансовая грамотность и склонность к риску вовлечения клиентов финансовых институтов в незаконные сделки // Финансы и кредит. 2013. № 41 (569). С. 48-53.
52. Никифорова С. В. Финансовая грамотность в России // International scientific review. 2016. №13 (23). С. 37 - 38.
53. Озеровъ И.Х. Основы финансовой науки. - М.: Литрес, 2020. - 230 с.
54. Паатова М.Ш., Даурова М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования//Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. №2. С. 173 - 175.
55. Петухов Р. Н. Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния населения // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 217-220.
56. Продолятченко Павел Алексеевич Андрагогика финансовой
грамотности населения // Символ науки. 2016. №1-2. С. 191 - 194.
57. Пухаева А.А., Назарова Л.Б. Анализ финансов домохозяйств// Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 17. С. 101¬108.
58. Разумовская Е.А. Исследование механизма формирования и использования средств в рамках личного финансового планирования домохозяйств //Финансы и кредит. 2012. № 32 (512). С. 72-77.
59. Разумовская Е.А. Персональное финансовое планирование. Теория и моделирование процесса. Saarbrücken, 2016. - 320 с.
60. Разумовская Е.А. Проблемы критериального анализа финансовых решений домохозяйств в современных российских условиях // Вестник УрФУ.Серия: Экономика и управление. 2012. № 6. С. 108-115.
61. Разумовская Е.А., Боброва К.С. К вопросу о сущности сбережений и накоплений индивидов //e-FORUM.2019. № 2 (7). С. 3.
62. Разумовская Е.А., Вахрушев А.К. Аспекты финансового поведения населения в условиях рецессионных проявлений в национальной экономике России //Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 11 (779). С. 2411-2424.
63. Разумовская Е.А., Вахрушев А.К., Истомина Ю.В., Разумовский Д.Ю. Особенности финансовых решений населения в условиях макроэкономической нестабильности //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 3 (137). С. 67-73.
64. Разумовская Е.А., Вахрушев А.К., Тодосийчук А.В., Разумовский Д.Ю. Финансовый механизм стимулирования расширенного воспроизводства инвестиций в процессе трансформации финансовых ресурсов населения в системе негосударственного пенсионного обеспечения //Фундаментальные исследования. 2016. № 3-1. С. 187-196.
65. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 18 «О классификации институциональных секторов экономики»
66. Реутова И.М. Финансы домохозяйств // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 172-174.
67. Сабанти Б. М. Теория финансов. - М.: Менеджер, 1998. - 609 с.
68. Сергейчик С.И., Сергейчик М.С., Максимова А.А. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (158). С. 35-41.
69. Силина С. Н., Ступин В. Ю. От финансовой грамотности к финансовой культуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. С. 71-79.
70. Синявская Т.Г. Классификация домохозяйств по предпочтениям в финансовой активности как инструмент оценки склонности к риску// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2013. № 3 (175). С. 70-76.
71. Слепов В. А. Персональные финансы [Текст] : учебник / В. А. Слепов, С. А. Бондарева ; под редакцией доктора экономических наук, профессора В. А. Слепова - М.: ИНФРА-М, 2019. - 237 с.
72. Соколов Е.В. Основной источник развития финансовой системы России// Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 9. С. 158¬161.
73. Соловьев В.И. Финансы предприятий и домашних хозяйств : учебное пособие / В. И. Соловьев. - М.: Вега-Инфо, 2010. - 168 с.
74. Столярова А.А., Шахназарян Г.Э. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Финансы и кредит. 2010. №34 (418). С. 72-78.
75. Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмыслениеи практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26 (746). С. 1563-1582.
76. Сушко, Е. Ю. Влияние финансовой грамотности населения на развитие экономики региона : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.10 - Волгоград, 2018. - 225 с.
77. Фёдорова Е.А., Нехаенко В.В., Довженко С.Е. Влияние финансовой грамотности населения РФ на поведение на финансовом рынке (эмпирическая оценка)// Проблемы прогнозирования. 2015. № 4 (151). С. 105-117.
78. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 320 с.
79. Финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е. В. Маркиной. - 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2017. - 425 с.
80. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для обучающихся в высших учебных заведениях по направлениям подготовки УГСН 380000 «Экономика и управление» / Л. И. Юзвович, М. С. Марамыгин, Е. Г. Князева [и др.] ; под редакцией Л. И. Юзвович [и др.] - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 354 с.
81. Шибаев С.Р., Шадрина Ю.А. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения // Финансы и кредит. 2015. №24 (648). С. 27-32
82. Базовое исследование уровня финансовой грамотности студентов и школьников [Электронный ресурс]. // ВАШИФИНАНСЫ.РФ - Режим доступа: https://vashifinancy.ru/ (дата обращения 20.11.2019)
83. Исследование по оценке степени выполнения целевых показателей
(индикаторов), разработанных для мониторинга результативности региональной программы [Электронный ресурс]. // Финансовая грамотность населения Калининградской области: офиц. сайт. - Режим доступа: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/11f/11f858ffe6c18b85f9a6a6244afbf337.pdf(дата обращения 20.11.2019)
84. Рейтинг финансовой грамотности регионов России [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:https://nafi.ru/projects/finansy/reyting-finansovoy-
gramotnosti-regionov-rossii-2018/ (дата обращения 20.11.2019)
85. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики:https://www.gks.ru/folder/10705 (дата обращения 20.12.2019)
86. Официальный сайт Центрального банка:https://www.cbr.ru/statistics/(дата обращения 20.12.2019)
87. Официальный сайт Федеральной налоговой службы: https://www.nalog.ru/rn66/ (дата обращения 20.12.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ