ВВЕДЕНИЕ 7
1 Специфика процесса обучения по дисциплине «Физика
информационных технологий» 10
1.1 Специфика предмета «Физика информационных технологий» 10
1.3 Педагогические технологии для процесса обучения по дисциплине
«Физика информационных технологий» 16
2 Обоснование и разработка программно-методического обеспечения
предмета «Физика информационных технологий» 30
2.1 Методическое обеспечении 30
2.3. Программно-методического обеспечения процесса обучения по
предмету «Физика информационных технологий» 34
2.2 Обоснование и разработка лекционных, практических и контрольных занятий по предмету «Физика информационных технологий» 43
2.4 Обоснование и разработка электронного обучающего курса по
дисциплине «Физика информационных технологий» 61
3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Физика
информационных технологий» 81
3.1 Результаты апробации и экспертизы 81
Заключение 98
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [1].
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить методы и организационные формы обучения, сделав его более удобным и доступным. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — важная часть процесса модернизации образования. ИКТ — это различные устройства и способы обработки информации, в первую очередь — компьютеры с необходимым программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [2].
Самостоятельная работа студентов наиболее эффективна в такой форме, где обучающийся выступает как активно действующая личность. Значит, нужно внедрять такие методики и подходы, которые развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. В таком случае акцент в обучении переносится от «решите, запишите, найдите, выполните», где преподаватель выступает как фронтальная личность, к «проанализируйте, докажите, объясните, выразите, сравните, создайте, выберите, измените, придумайте...», т.е. к преимущественно групповой и индивидуальной схеме проведения занятий.
Сегодня законодательная нормативная база образования требует от нас создания электронной информационно-образовательной среды (ЭПОС) в каждой образовательной организации. И это не зависит от того, применяют ли в ней преподаватели электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ЭО и ДОТ) в учебном процессе или нет.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения предмета «Физика информационных технологий», методических подходов к созданию электронных учебно-методических комплексов и их эффективном применении в учебном процессе.
Цель исследования: разработать программно-методическое
обеспечение предмета «Физика информационных технологий».
Объект исследования: процесс обучения предмета «Физика информационных технологий».
Предмета исследования: программно-методическое обеспечение предета «Физика информационных технологий».
Цель, объект и предмета исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику предмета «Физика информационных технологий»
2) Выявить педагогические технологии для преподавания предмета.
3) Разработать методическое обеспечение предмета «Физика
информационных технологий»
4) Разработать программно-методическое обеспечение предмета «Физика информационных технологий»
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса «Физика информационных технологий».
В результате выпускной квалификационной работы (ВКР) были решены следующие задачи.
При решении первой задачи, была раскрыта специфика предмета «Физика информационных технологий» с помощью анализа государственного образовательного стандарта и учебного плана специальности «Физика информационных технологий». В результате анализа было выявлено, что специфика заключается в содержании предмета, в её цели, задачах, в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, в формируемых компетенциях.
Предмета «Физика информационных технологий» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла. Она позволяет обучающемуся овладеть необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, способствует освоению других педагогических дисциплин и осуществлению профессиональной деятельности.
Целями изучения предмета «Физика информационных технологий» являются: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе освоения предмета; применение знаний по физике для объяснения принципа работы мультимедийных устройств.
Следующей задачей заключалась в определении понятия педагогических технологий и методов для преподавания предмета «Физика информационных технологий». Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение предмета «Физика информационных технологий» и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания предмета целесообразным будет применение таких технологий как: игровая, проблемная, информационно - коммуникационная технологии обучения.
Отвечая на третью задачу, было установлено, что методическое обеспечение представляет собой направленную работу на оснащение чьей- либо деятельности (проекта или программы) необходимыми методическими средствами, способствующими ее эффективному осуществлению (или реализации). Методическое обеспечение - как результат, это комплекс документов, разработок и т.д. обеспечивающий чью-либо деятельность.
На основе анализа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности
«Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» и на основе учебного плана этой специальности была составлена учебная программа предмета «Физика информационных технологий», направленная на развитие профессиональной мотивации студентов.
Разработано методическое обеспечение лекционных, практических и контрольных занятий, представленных в виде тестовых заданий и презентаций pdf.
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Дисперсия света» представляет собой методические рекомендации по проведению лекции.
Методическая разработка практического занятия по теме «Периферийные устройства» представляет собой методические рекомендации по проведению практики.
Методическая разработка итогового занятия представляет собой методические рекомендации по проведению контрольного занятия, направленного на проверку усвоенных знаний, и представлено занятие в виде тестовых заданий.
Решая следующую задачу, был разработан электронный обучающий курс по дисциплине «Физика информационных технологий».
Электронный курс по дисциплине «Физика информационных технологий», разработанный в обучающей системе «Moodle» содержит ориентационную, информационную, диагностическую и рефлексивную части. Для каждого учебного элемента была создана интерактивная лекция, тестовый контроль, видео и глоссарий. Перед изучением предмета для учащихся создан раздел «Целеполагание». Также, на созданном курсе «Moodle» был создан чат и новостной форум для общения участников курса, для обмена мнениями. Кроме того, чат создан для обеспечения студента возможностями задать возникший вопрос и получить на них ответы.
Весь материал представлен доступным и понятным способом. Данный электронный курс выполнен в соответствии с данными принципами, предъявляемыми к разработке мультимедийных средств. В электронном курсе по дисциплине «Физика информационных технологий» лежат следующие дидактические принципы: принцип научности, принцип доступности, принцип наглядности обучения, принцип самостоятельности и активизации обучаемого, принцип системности, принцип адаптивности, принцип прочности усвоения результатов обучения.
Для ращения следующей задачи нами была проведена экспертиза электронного обучающего курса «Физика информационных технологий». Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован анкетирование студентов и метод экспертных оценок. В исследовании выступили 4 эксперта: (3 преподавателя и специалист по организационному обеспечению).
Данные, полученные в ходе экспертной оценки, подтверждают, что использование методического обеспечения в процессе преподавания предмета «Физика информационных технологий» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учётом специфики педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1) Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 с.
2) Линевич, учебно-методический комплекс как средство развития комплексных умений студентов / Барнаул, 2013.
3) Шапиева М. С. Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза // Молодой ученый. — 2014.
4) Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) / Мин. Образования РФ. М.: 2014.- 20 с.
5) О.С. Гребенюк. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун¬т. Калининград, 2010
6) Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
7) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения
М. Педагогика 2012.
8) Харламов П.Ф. Педагогика. - М., 2012.
9) Селевко Г.К Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2013. 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
10) Синицкая, И. Нестандартные методы обучения / И. Синицкая / Учитель. 2012.
11) П. Фрей-ре. «Образование: практика свободы» 2010
12) М. Б. Кановская, Педагогика: Конспект лекций, 2012
13) С. В. Митрохина, В.А.Романов / Актуальные проблемы
современной педагогики и образования// 2012
14) Пахомова Н.Ю / Метод учебного проекта
в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов/ 2010
15) Лакоценина, Т.П. Современный урок: учебное пособие для учителей, студентов пед. заведений / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д: Учитель, 2017.
16) Толковый словарь Ожегова С. И Режим доступа:
http://www.ozhegov.org
17) Кульневич С.В. Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования; издательство «Учитель», 2015г.
18) Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей; издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011г.
19) Домбровская Е.А. Справочник методиста. ч.1. Беларусь, 2012.
20) Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. 2013 г.
21) Алексеев, В.Д., Давыдов, Н.А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ / В.Д.Алексеев, Н.А.Давыдов. - М.: Изд-во ВПА, 2011. - 72 с.
22) Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,
2014. - 416 с.
23) Положение об УМО СФУ [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/docs/9075/pdf742695
24) Образовательная программа [Электронный ресурс]: -Режим
доступа: http: //trudno-deti .ru/bally-ege-dlya-postupleniya/shpargalka-
pedagogika/obrazovatelnaya-i-uchebnye-programmy/
25) Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе/ Авторы Калиниченко Э.Б., Захарова
С.А., Акчурин С.В., ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», Саратов, 2011, 22 с
26) Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики.: ГОСТ Р 55751-2013 от 01.01.2015.
27) Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.: ГОСТ Р 53620¬2009 от 01.01.2011
28) Лакоценина, Т.П. Современный урок: учебное пособие для учителей, студентов пед. заведений / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д: Учитель, 2012. - 240 с.
29) Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2013. - 112 с.
30) Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомова // Методист. - 2014. - №1. - С.3-5.
31) Пахомова, Н.Ю. Учебные проектные: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2015. - №1. - С. 41-45.
32) Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - Академия, 20222. - 272 с.
33) Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции обучающихся / Е. Постникова //. - 20104. - №2. - С. 15-20.
34) По материалам статьи: Лернев И. Я., Скаткин М.Н - метод обучения
35) Харламов Н.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2013. - 520 с
36) Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011
37) Кушнер Ю.З. Методология
методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие).