Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экономических знаний студентов педагогических вузов педагогических специальностей на основе информационных технологий

Работа №7312

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы133стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1071
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы экономического образования студентов с использованием информационных технологий 14
1.1. Содержание профессионального образования в системе требований к экономической подготовке специалиста педагогического профиля 14
1.2. Применение информационных технологий в подготовке студентов педагогических специальностей 26
1.3. Роль вариативного компонента содержания в совершенствовании экономического образования специалиста- педагога 63
ВЫВОДЫ 66
Глава 2. Содержание и методика реализации спецкурса «Экономическая информатика» в профеcсиональной подготовке специалиста педагогического профиля 71
2.1. Цели, задачи и принципы формирования содержания спец¬курса «Экономическая информатика» 71
2.2. Методика освоения студентами спецкурса «Экономическая информатика» 77
2.3. Програмные средства, обеспечивающие эффективное освоение студентами спецкурса «Экономическая информатика».. 86
2.4. Оценка эффективности методики освоения студентами спецкурса «Экономическая информатика» на основе информационных технологий 110
ВЫВОДЫ 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
ЛИТЕРАТУРА 119




Изменение ориентации общественных отношений, произошедших в нашей стране, возникновение новых задач, которые жизнью выдвигаются перед обществом, приводят к переосмыслению целей и задач содержания и организации современного обучения на всех его ступенях, в том числе и в высшей школе, призванной готовить специалистов высокой квалификации. В современном обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, где человек мог бы чувствовать себя независимо от мира экономики, мог жить, не учитывая ее законы. Сегодня не вызывает сомнения, что новые поколения, вступающие в жизнь, в свете современных тенденций должны быть более адекватно ориентированы в экономической области с целью более оптимального приложения своего труда. Уровень подготовки специалистов должен отвечать не только текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечивать способность специалистов:
• адаптироваться в процессе обновления и изменения экономической и производственной сферы страны;
• находить решения в нестандартных ситуациях;
• самостоятельно и творчески мыслить.
Эту задачу необходимо решать как в целом построении системы образования, так и при построении содержания каждой дисциплины в отдельности.
Вторым характерным процессом, происходящим в обществе, является его глобальная информатизация. Современное общество под влиянием всеобщего процесса информатизации преобразуется в новую общественную структуру - информационное общество, способное пользоваться современными знаниями во всех общественно значимых областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональной. Главная задача процесса информатизации современного общества состоит в обеспечении, через сферу образования, освоения теории и практики использования современных информационных технологий, способствующих развитию альтернативного мышления, формированию умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать и анализировать результаты принятых решений на основе моделирования информационных процессов, явлений, взаимосвязей между ними.
Таким образом, сфера образования в процессе формирования целей и содержания профессиональной подготовки специалистов призвана ориентироваться на оба процесса изменений в обществе.
Отражением осознания чрезвычайной важности владения современными специалистами инструментом компьютерных технологий для успешного решения профессиональных задач, явилось введение Государственным стандартом Высшего профессионального образования в учебные планы подготовки специалистов педагогического профиля помимо дисциплины «Информатика», дисциплины «Автоматизированные информационные технологии», призванной обеспечить подготовку специалиста нового типа, способного решать профессиональные и полидисциплинарные задачи с ис¬пользованием компьютерных технологий.
Современное состояние преподавания дисциплин, связанных с освоением и применением компьютерных технологий, для студентов педагогических специальностей характеризуется следующим:
• с учетом важности процесса информатизации для общественного развития страны, в учебных планах увеличен общий объем времени для изучения информационных технологий в составе цикла дисциплин «Информатика» и «Экономика».
• содержание учебных дисциплин динамично изменяется качественно, (в соответствии с научными достижениями в области информационных технологий), и количественно, (в связи с появлением новых программных средств);
• методика преподавания дисциплин разнообразна;
• профессиональная ориентация при освоении информационных технологий обозначается решением несложных задач (в каждом из осваиваемых программных средств) с содержанием, отражающим профессиональную направленность.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема, решаемая в данном исследовании, актуальна для всех вузов, поскольку информатизация общества носит всеобъемлющий характер.
Характеристика выводов по результатам исследования состоит в следующем.
1. Комплексный анализ подготовки специалистов педагогического профиля в области информационных технологий, позволил выявить те противоречия, которые определили актуальность проблемы педагогического исследования, поиск научных методов и подходов к разработке методики преподавания дисциплины «Экономическая информатика», для студентов педагогических специальностей, сформулировать цели, гипотезу и задачи исследования.
2. Эффективность исследования обеспечена использованием разно-сторонней научной основы, связи теории с практикой. Научной базой проводимых исследований явились: системный подход, основы современной психологической науки, ориентация на деятельный подход в обучении, идеи творческого саморазвития.
3. Исследования показали, что в учебном процессе при изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации информационные технологии используются недостаточно, поэтому интеграция экономических знаний со знаниями и умениями в области информационных технологий может и должна осуществиться при изучении дисциплины «Экономическая информатика», в котором студенты должны получить реальную возможность комплексного применения профессиональных знаний и освоения эффективной технологии решения профессиональных задач. Таким образом, проведенное исследование в области поисков эффективной методики обучения и построения содержания спецкурса имеет большое практическое значение.
4. Профессиональная ориентация, сформулированная в качестве основной целевой установки построения спецкурса «Экономическая информатика», позволила разработать методику, обеспечивающую подготовку специалистов экономического профиля в области информационных технологий, достаточную для самостоятельного решения профессиональных задач с использованием информационных технологий.
Разработанная методика и содержание профессионально ориентированного спецкурса «Экономическая информатика», для студентов специальностей 011600 «Биология» и 011000 «Химия», ориентируясь на требования Госстандарта к уровню требований дипломированного специалиста, позволила обеспечить достаточно эффективную подготовку студентов в области применения автоматизированных информационных технологий.



1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/под ред. проф. Г. А. Титоренко. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998. - 400с.
2. Алексеева Л.Н. Формирование гибкого содержания образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. Дис. канд. пед. наук, М.:1997. -194с.
3. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
4. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его законо¬мерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1986. -368с.
5. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного про¬цесса в высшей школе. - м: Знание, 1976. - 42с.
6. Архангельский С.И., Михеев ВВ.И., Маятников С.А. О моделирова¬нии и методике обработки данных педагогического эксперимента. - М.: Зна¬ние, 1974. - 48с.
7. Асфяндярова З.Н. Применение компьютерных технологий в качест¬ве инструментов познания. //Механизм реализации тенденций непрерывного образования и направления его совершенствования. Тезисы докладов. Толь- ятти,1998. - С. 38-40.
8. Бабанов С.А. Основы педагогического эксперимента. - Л.: Воен. акад. им. М.И. Калинина, 1969. - 46с.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогиче¬ских исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.
10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактиче¬ский аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 251с.
11. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.Просвещение, 1989. - 156с.
12. Белкин Б.А., Коренев Л.П. Самостоятельная работа студентов в вузе.
- Орел, 1985.
119

13. Белкин Е.А. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие: (для слушателей ФПК) /Москов. технолог, ин-т пищ. пром.; [Е.А. Белкин и др.] Под ред. Белкина Е.А. - М: МТИПП, 1989. - 103с.
14. Белкин Е.И. и др. Педагогические основы организации самостоя¬тельной работы студентов в вузе: Учеб. пособие для преп. и аспирантов. - Орел, 1989. - 65с.
15. Белошапка В. К. О языках, моделях и информатике /Информатика и образование, 1987. - №6. - с. 12-16.
16. Берг А.И. Кибернетика и проблемы обучения. - М,: Прогресс, 1970. -
388с.
17. Беспалько В.П. - Стандартизация образования: основные идеи и по¬нятия. Педагогика, 1993.-№5. - с. 16-25.
18. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. -96с.
19. Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические ос¬новы). -М.,1970.
20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М,: Педа¬гогика, 1989. - 192с.
21. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М,: Знание, 1971.- 112с.
22. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-вспомогательного процесса подготовки специалистов. - М.: ВНИИ- ПИ, 1989.-310с.
23. Бешенков С. А. Применение модели обобщения при отборе содер¬жания учебного материала/ЯТроблемы педагогических измерений: Межву¬зовский сборник трудов. Под ред. В. И. Левина. - М: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.-С.111-117.
24. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного под¬хода. -М.:Наука, 1973.-243с.
120

25. Блинов В.М. Эффективность обучения. - М,: Педагогика, 1976. -
151с.
26. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. Став¬рополь, 1995. - 202с.
27. Брановский Ю.С. Методическая система обучения предметам в об¬ласти информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровнего педагогического образования: Диссертация на со¬искание уч. степ. доктора пед. наук: 13.00.02. - М., 1996. - 378с.
28. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагоги-ческом вузе и средней школе: Учебное пособие. - Ставрополь: СГПИ, 1990. - 144с.
29. Брановский Ю.С., Зимова Л.Н., Зенкина С.В. Компьютерный про-граммно-методический комплекс для обучения химии студентов естествен-нонаучных специальностей. - Тез. конф. - Иркутск, 1999.-С.80.
26. Ваграменко Я.М., Королев В.Л. Новые разработки для образова¬ния //Информатика и образование. 1993. - №2.- С.2-7.
27. Васютин Ю.С. Рекомендации по методике организации учебных за¬нятий: самостоятельная работа: (Из опыта преподавания)/Рос. акад. Гос. службы при Президенте Рос. Федерации, - М.: Изд-во РАГС, 1997. - 33с.
28. Виштынецкий Е.И., Кривошеев А.О. Вопросы применения инфор-мационных технологий в сфере образования и обучения У/Информационные технологии. 1998. -№2. - С.32-36
29. Воробьев Ю.Я. , Доля В.Т., Шубенко Л.Н., Рыжов В.И. Эксперимен¬ты по подготовке специалистов нового типа.// Содержание, формы и методы обучения в высшей школе.,М., 1988. -Вып. №5, -С.44.
30. Вострокнутов И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения. Дисс. канд. пед. наук, СПб.,1995. - 198с.
121

31 .Вострокнутов И.Е., Кузнецов Ю.К. Оценка компьютерных про¬грамм и информационных технологий обучения //Педагогическая информа¬тика. -1994.-№2. - С.43-47.
32. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. (Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления). Под ред. Ю.П. Петухова. - М.,1981.
33. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Липецкий Е.В., Сапир М.В„ Шоло- хович В.Ф. Программно-методический комплекс по курсу школьной инфор¬матики. Ч. 1 //Информатика и образование. 1988. - №3.
34. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В., Сапир М.В„ Щоло- хович В.Ф. Программно-методический комплекс по курсу школьной инфор¬матики. Ч.2//Информатика и образование. 1988. - №4.
35. Гершунский Б.С.Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264с.
36. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 448 с.
37. Глухова Л.В. Технология компьютерной подготовки специалистов экономического профиля в колледже / Дис. к.п.н., Тольятти, 1998-158 с.
38. Горбатова Р.Э. Системный анализ деятельности специалиста и мо¬делирование задач подготовки инженерных кадров. /Дис. канд. техн. наук, Томск, 1981.-215с.
39. Горелов А.А., Мамедов Н.М., Новик ЦБ. Философские вопросы мо¬делирования //Философские вопросы естествознания. -1979. - №2. - С.120-
136.
40. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160 с.
41. Горовая В.И., Зайцева О.Г., Тарасова С.И. Проектирование и реали¬зация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза. - М., 2003. - 136 с.
122

40. Горохов Ю.П., Жевнов И.И. и др. О главных направлениях и зада¬чах информатизации высшей школы//Высшее образование. 1994, №1. С.20-
29.
41. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-нального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 060400 - Финансы и кредит. М., 1995.
42. Государственный образовательный стандарт высшего профессио-нального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 060600 - Бухгалтерский учет и аудит. М., 1995
43. Гузенко Л.Я. Хубулашвили В.В, Некоторые вопросы управления по¬знавательной и воспроизводящей деятельностью студентов в вузе. В кн.: Но¬вое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1979. - С.3-41.
44. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:Педагогика. 1986. -239с.
45. Данилина Й.И. Обучение информатике в условиях профильной дифференциации: (на примере курса экологической направленности). Дисс. канд. пед. наук, Екатеринбург, -1998. - 143с.
46. Данилов М. А., Малинин В.М. Структурно - системные исследова¬ния педагогических явлений и процессов//Советская педагогика. - 1971. -№1.
47. Деятельный подход к построению учебно-методических материа¬лов: (Методический материал), М., Уфа. - 1988. - 37с.
48. Дринь Б., Скульский Р. Отбор содержания курса информатики// Информатика и образование, 1989. - №1. - С. 109-11.
49. Дудина И.П. Методическая система обучения основам логического программирования в сфере образования учителя информатики// Автореф. канд. пед. наук.-Тольятти, 1998- 16с.
50. Ерецкий М.И. Определение содержания и уровней знаний, умений навыков: Метод разраб. для сост. учеб. пл. и прогр. - М., 1986 - 23с.
123

51. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме: [Учеб¬но-методическое пособие для повышения пед. квалификации преподавателей общетехнических и спец. дисциплин сред. спец. учебных заведений]. - М.: Высшая школа, 1987. -263с.
52. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образо- ва-ние.//Математика в школе, 1989. - №1. - С. 14 - 31.
53. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию ин-формационной технологии в учебном процессе. /Автореферат докт. пед. на¬ук, М., 1989. - 24с.
54. Извозчиков В. А. Инфоноосферная эдукология: Новые информаци¬онные технологии обучения. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена,
1991. -120с.
55. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обуче¬ния. М.:3нание. Вып.1,2 1972. -Вып. 3. - 1973.
56. Информатика /Под ред. Н. В. Макаровой.- М.: Финансы и статисти¬ка, 1997. - 765с.
57. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих/ Сост.Д.А.Поспелов.-М.:Педагогика-Пресс,1994.-352с.
58. Каймина Л. Л. Модульная интегративная методическая система ин-формационного образования в курсе информатики педагогического вуза. Дисс. канд. пед. наук. СПб.,1996. - 119с. 59. Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики. Дисс. канд. пед. наук, Екатеринбург, 1997. -187с.
60. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация: Доклад на пленарном за-седании II Международного конгресса "Образование и информатика" 1 июля 1996 года, Москва/У Информатика и образование, 1996. - №5. - С.21-28.
61. Коваленко Н, Д. Методы реализации профессиональной направлен¬ности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе. Автореф. канд. пед. наук. Томск, 1995. - 23с.
124

62. Ковтун В. А. Методические основы построения курса информатики, ориентированного на подготовку учителя физической культуры педагогиче¬ского колледжа. Дисс. канд. пед. наук, М.,1997. - 140с.
63. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: Учпедгиз, 1955. - 472 с.
64. Компьютерные технологии обработки информации./ Под ред. С.В. Назарова, М.:"Финансы и статистика", 1995. - 248с.
65. Конфедератов И.Я. Инструктивные материалы по методической разработке учебного процесса. - М., 1972. - 20с.
66. Концепция информатизации образования/ТИнформатика и образо¬вание. 1988.-№6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ